4.52M
Категории: БиографииБиографии МузыкаМузыка

Музыка - душа моя. Михаил Иванович Глинка

1.

МБУК «Холм-Жирковская ЦБС»
Боголюбовская сельская библиотека

2.

На смоленской земле
родились и жили многие
выдающиеся деятели науки и
культуры, прославившиеся не
только у себя на родине, но
далеко за её пределами.
Михаил Иванович Глинка
родился в одном из
красивейших уголков Средней
России, расположенного на
берегу реки Десны и
окруженного непроходимыми
лесами.

3.

…Мать моя
была красавица, к тому же хорошо воспитана и
прекрасного характера. Отец мой был от природы умный и по
тому времени очень образованный молодой человек.
Л.И.Шестакова. (Сестра М.Глинки)

4.

…Глинка родился , провел
первые годы и получил
свое первое образование
не в столице, а в деревне,
таким образом натура его
приняла себя все те
элементы музыкальной
народности, которые не
существуя в наших
городах, сохранились
лишь в сердце России…
В.В.Стасов

5.

…Дед мой со стороны отца,
Николай Алексеевич Глинка, с
женою своей, Фёклой
Александровной, жили в своем
имении- селе Новоспасском,
близ города Ельни, Смоленской
губернии. Дед был человек
тихий, добрый, богомольный; он
даже ездил в город Тихвин, снял
мерку с явленного там большого
образа Тихвинской Божией
Матери, заказал такой величины
образ в богатой ризе и пристроил
вверху церкви своей в
Новоспасском придел в честь
этой иконы…Бабушка же была,
напротив, женщина в высшей
степени энергичная; все бразды
правления были в её руках…
Л.И.Шестакова.

6.

Обстановка, в которой рос
маленький Миша, оказалась
благоприятной для его
музыкального развития,
протекавшего довольно
своеобразно. Это было
вызвано тем, что вскоре
после рождения мальчик
попал под неусыпный надзор
своей бабушки. Единственно
с кем Мише разрешалось
общаться, это с нянями. Его
няня Авдотья Ивановна
оказалась замечательным
знатоком народного
искусства. Она с особой
охотой пела мальчику
русские песни и
рассказывала увлекательные
сказки, сумев привить ему
любовь к родному
фольклору.

7.

Ярким музыкальным
впечатлением раннего
детства был перезвон
церковных колоколов.
Маленький Глинка не только
с упоением слушал
колокольный звон, но и
пытался воспроизводить его
дома с помощью медных
тазов. Очень возможно, что
эта страсть, зародившееся в
детстве, помогла
впоследствии найти
блестящее применение
колокольного звона в
финале оперы «Иван
Сусанин»

8.

Будучи девятилетним мальчиком Глинка
знакомится с профессиональной музыкой и
вступает в новую полосу своего музыкального
развития. После Отечественной войны 1812
года в доме появились воспитательницы и
гувернантки. В обучении музыкой юный Глинка
преуспевал, в особенности на обучении на
фортепиано под руководством выпускницы
Смольного института В.Ф. Кламмер. Мальчик
восторженно воспринимал. Однажды он
прослушал Квартет с кларнетом Б.Крузеля.
Волнение так охватило юного Глинку, что он
потом несколько дней находился под
впечатлением услышанной музыки, был
невнимателен ко всему прочему, рассеян и на
недоуменный вопрос учителя рисования
ответил фразой, которая вошла в историю как
крылатая. «Что ж делать?- сказал он. –Музыка
– душа моя» С этого времени страсть к музыке
уже не покидала Глинку никогда.

9.

Зимой 1817/1818 года Михаил
Глинка переехал в Петербург и
поступил в только что
открывшийся Благородный
пансион при Главном
педагогическом институте. Стал
изучать, с большим усердием,
многие предметы. Что касается
музыки, он брал уроки у
знаменитых пианистов и
композиторов: Д.Фильда,И.
Гуммеля, К.Майера.
В концертах, проводимых
Петербургским
филармоническим обществом,
он мог услышать классические
образцы произведений Гайдна,
Моцарта, Бетховена.

10.

Но Глинка занимался не только игрой на фортепиано, он играл на
скрипке, осваивал теорию музыки, брал уроки пения у
итальянского маэстро, настойчиво стремился к творчеству. В 1824
году он создает свой первый романс «Моя арфа». Ранние опыты в
сочинении определили склонность Михаила Ивановича к
лирическим жанрам. В это же время сочиняет один из лучших
своих элегических романсов «Не искушай меня без нужды» на
стихи Е.А.Баратынского. Ему удалось отобразить в музыке жажду
чувств, жажду страсти, жажду тревог.

11.

«В Новоспасском по вечерам и
в сумерки любил я мечтать
за фортепиано.
Сентиментальная поэзия
Жуковского мне
чрезвычайно нравилась и
трогала меня до слез.
Кажется, что два тоскливых
моих романса «Светит
месяц на кладбище» и
«Бедный певец» (слова
Жуковского) были написаны
в это время (весною 1826г.)
М.И.Глинка

12.

«В Петербурге я часто
встречался с известнейшим
поэтом нашим
А.С.Пушкиным, который
хаживал и прежде того к нам
в пансион к брату своему,
воспитывавшемуся со мною
в пансионе, и пользовался
его знакомством до самой
его кончины.
М.И.Глинка. Записки.

13.

В доме одной из своих сестер
Михаил Иванович встретил
молодую девушку, которая
привлекла его внимание. Это
была дочь А.П.Керн- Екатерина
Ермолаевна. Она не была
красавица, но её бледное,
всегда немного печальное лицо
и особенно выразительные
глаза говорили об уме, чуткости
и душевной красоте.
Глинка полюбил эту девушку и
эта любовь стала для него
источником радости и
вдохновения.
Памятью об этой встрече
остался чудный романс на
стихотворение А.С.Пушкина «Я
помню чудное мгновенье..» и
«Вальс-фантазия».

14.

В 1838 году Глинка, уже
известный русский композитор,
автор оперы «Иван Сусанин»,
создает романс «Сомненье» на
слова Н.Кукольника. Редкой
красоты и цельности мелодия
элегии опевает каждый
поэтический звук, наполняет их
глубиной чувства, заставляет
жить и пульсировать,
растворяясь в скорби и печали.
«Глинке первому,- пишет Б.В.
Асафьев,- удалось достигнуть
плавных, гибких, и вместе с тем
упругих, и стройных
мелодических контуров».

15.

Глинка писал в одно время с
Алябьевым, Варламовым,
Гурилевым. На тему
«Соловья» Алябьева у него
есть замечательные
вариации для фортепиано.
М.И.Глинка не только был
щедро одарен, неслыханно
талантлив, он ещё постоянно
трудился над
совершенствованием своего
композиторского стиля,
изучая клавиры и партитуры
великих композиторов.
«Ты скажешь,- пишет он
своему другу,- что я теряю
время. Но что поделаешь? Я
люблю музыку, и ты знаешь,
что она - моя страсть».

16.

Ещё в юности Глинка
страстно мечтал о
путешествии за границу. Но
лишь спустя годы ему
удалось выехать в Италию и
Германию. Путешествие это
способствовало не только
лечению (композитор был
болен), но и творчеству. За
границей он создает и даже
публикует несколько своих
сочинений, и среди них –
«Венецианская ночь». В этом
произведении Глинка показал
себя не только мастером
пейзажа, но и блестящим
стилистом, тонко передавшим
в музыке интонации и ритмы
итальянских песен.

17.

Глинка мечтал побывать в Париже,
познакомить французскую публику с
достижениями русской музыки.
Пребывание композитора во Франции
оставило заметный след в его
биографии. Он с упоением изучал
достопримечательности, знакомился
с музыкальной жизнью и
композиторами, из которых наиболее
выдающимся считал Г.Берлиоза.
Самое же главное заключалось в том,
что Глинка благодаря содействию
Берлиоза смог показать парижанам
свою музыку. Это было для него
большой радостью. Сообщая из
Парижа матери о прошедших
концертах, он писал: «Может быть,
другие будут счастливее в своих
дебютах, но я первый русский
композитор, который познакомил
парижан с своим именем и своими
произведениями, написанные в
России и для России»

18.

Используя любую
возможность, Михаил
Иванович часто навещал
свои родные места, что
всегда оказывало на него
благотворное воздействие. В
окружении природы и
народных песен родной
Смоленщины Глинка
создавал свои гениальные
сцены опер с их
неторопливыми былинными
повествованиями, воскрешая
в сознании слушателей
картины эпического величия
Руси.

19.

В последние годы жизни, в те
недолгие месяцы, которые
Глинка проводил в
Петербурге, его окружали
музыканты и любители
музыки. Это были
композиторы А.С.
Даргомыжский и А.Н.Серов,
братья Стасовы, Энгельгард
В.П- музыкант- любитель.
Молодое поколение
благотворило композитора,
восхищались всем, что
выходило из-под его пера.
Для них он стал учителем и
основоположником. Отцом
русской музыки назвал его и
композитор Дмитрий
Шостакович.

20.

«Бесценной заслугой М.И.Глинки
является то, что он впервые в русской
музыке сумел достичь органического
сплава смысловых интонаций- музыки и
слова. Именно это послужило началом
плодотворного направления, которое
получило впоследствии названия «Новой
русской вокальной школы»
В.Минин
У Глинки 80 вокальных сочинений. Их
большую часть составляют романсы и
песни, но есть у композитора и арии,
канцонетты, каватины, этюды для голоса
с фортепиано. Его вокальные
произведения неотделимы от всего
остального, созданного им.

21.

Подобно Пушкину, Глинка
мог бы сказать о себе: «Слух
обо мне пройдет по всей
Руси великой» Творчество
композитора получило
полное признание не только
в России но и во всем мире.
Музыка Михаила Ивановича
Глинки оказала своё влияние
на развитие национальной
музыки других народов.

22.

Литература:
М.И.Глинка и Смоленщина /авт.сост.Н.В.Доверилина.-Смоленск,2014.208с.:илл.
Сальников Г.И. Глинка в Смоленске
/Г.И.Сальников.Смоленск.,Моск.рабочий,1983.-96с.
Соболева Г.Г.Русский романс
/Г.Г.Соболева.-Москва.,Знание,1980.112с.
English     Русский Правила