1.47M
Категория: ФилософияФилософия

Хосе Ортега-и-Гассет, социально-философский трактат «Восстание масс»

1.

Хосе Ортега-и-Гассет
«ВОССТАНИЕ МАСС» И ЕГО КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ

2.

«Восстание масс»
La rebelión de las masas
Социально-философский трактат,
описывающий культурный кризис Европы,
связанный с изменением роли масс в
обществе. Книга была опубликована в 1930
году. Некоторые проблемы, которые
анализировал автор актуальны и сегодня.
Поскольку Хосе Ортега-и-Гассет
сконцентрировал своё внимание на будущем.

3.

Восстание масс
По мнению философа, в XX веке происходит явление, которое и
определяет современную европейскую жизнь. Этот явление –
полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по
определению, не должна и не способна управлять собой, а тем более
обществом, – речь идет о серьезном кризисе европейских народов и
культур, самом серьезном из возможных. Он именуется восстанием
масс.

4.

Что такое «масса»?
• Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит
себя особой мерой, а ощущает таким же, как и все, и не
только не удручён, но доволен собственной неотличимостью
• Масса — это те, кто плывет по течению и лишён ориентиров.
Поэтому массовый человек не созидает, даже если
возможности и силы его огромны
• Ортега-и-Гассет считает, что толпа – понятие
количественное и визуальное: множество. Переведем его, не
искажая, на язык социологии. И получим «массу».

5.

Меньшинство
При этом «Массе» Ортега-и-Гассет противопоставляет «избранное
меньшинство».
Избранные, по мнению автора, «не те, кто кичливо ставит себя
выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе
непосильно».
«Избранные — единственные, кто зовёт, а не просто отзывается, кто
живёт жизнью напряжённой и неустанно упражняется в этом».
К аристократии, элите он относит не ту группу людей, которая
оказалась таковой в силу своего происхождения, а ту, которая
наделена определенными идеалами, желаниями и при этом
обладает чувством ответственности. Для них жить — значит
активно действовать, а не ограничиваться тем, чтобы только
реагировать на воздействие.

6.

Солистов больше нет – один хор
Толпы не возникли из пустоты. Население было примерно таким же
пятнадцать лет назад. С войной оно могло лишь уменьшиться. Тем
не менее напрашивается первый важный вывод. Люди,
составляющие эти толпы, существовали и до них, но не были
толпой. Рассеянные по миру маленькими группами или поодиночке,
они жили, казалось, разбросанно и разобщено. Каждый был на
месте, и порой действительно на своем: в поле, в сельской глуши, на
хуторе, на городских окраинах.
Толпа, возникшая на авансцене общества, внезапно стала зримой.
Прежде она, возникая, оставалась незаметной, теснилась где-то в
глубине сцены; теперь она вышла к рампе – и сегодня это главный
персонаж.

7.

В отличие от таких благородных людей
масса «навязывает свое право на
вульгарность и провозглашает
вульгарность как право». Человека — массу
не интересуют основные ценности,
созданные культурой. Он не собирается их
придерживаться. Блага цивилизации он
воспринимает как естественно данное
состояние, у него отсутствует историческое
сознание. И объясняет это положение
Ортега следующим образом: современная
цивилизация ставит перед человеком столь
сложные задачи, а решение их столь
запутанно, что человек нередко стремится
устраниться от решения этих задач

8.

Разрыв настоящего с прошлым
«Жестокий разрыв настоящего с прошлым – главный признак
нашей эпохи» Следы духовной традиции стерлись. Все примеры,
образцы, эталоны бесполезны. Все проблемы, будь то в искусстве,
науке или политике, мы должны решать только в настоящем, без
участия прошлого. Лишенный своих бессмертных мертвых,
европеец одинок, он утратил тень, как это случается в полдень

9.

Падение морали
«Мир сегодня глубоко деморализован, и один из
симптомов этого — разнузданный бунт масс».
Согласно философу, «с Европой происходит чтото странное и нездоровое. Европейские
заповеди утратили силу, а других пока что не
видно»
То же самое происходит с европейскими
заповедями, по мнению Ортеги. Хосе делает
вывод, что «Европа утратила нравственность, и
прежнюю массовый человек отверг не ради
новой, а ради того, чтобы не придерживаться
никакой». Массовый человек, согласно автору,
«попросту лишён морали».

10.

Наука
Философ критикует физико-математический разум XX века,
который не раскрывает подлинную природу человека и его
проблемы. Физико-математический разум, считает он, даже не
коснулся человеческих проблем. По самой сути своей он мог
заниматься только поисками природы человека, но именно её,
естественно, и не находил. Потому, что у человека нет природы.
«Прогресс неумолимо ведёт к небывало узкой специализации, а
специализация — к ухудшению самой науки»

11.

Культурное влияние
Работа «Восстание масс»- главная социологическая и одна из
важнейших культурологических его работ. Именно в данной работе
философ занимается исследованием конфликта между массовой и
элитарной культурой, подвергая всестороннему анализу новый для
культуры его времени феномен человека «массового» общества
потребления.
Идеи испанского мыслителя глубоко проникли в культуру XX в. и
повлияли на способ видения и анализа многих теоретических и
практических проблем, с которыми сталкивается современное
общество, а именно: причин стандартизации и «усреднения»
социальной жизни, «омассовления» и дегуманизации культуры,
предпосылках и сущности тоталитаризма и ряд других. Не менее
важным является его требование свободы мысли в отношении
прошлого и необходимости первенства будущего над прошлым, что
и является предпосылкой исторического прогресса.

12.

Сейчас наследие Ортеги занимает прочное место в университетских
курсах философских, исторических, филологических и
социологических отделений университетов Европы и мира. То, о
чем говорит Ортега, не только не теряет своей насущности, но
становится еще более актуальным. Массовая культура остается
важной составляющей нашей повседневности. А разобраться в том,
в чем ее притягательность, в чем ее сила и в чем ее опасность можно
попытаться, открыв труды испанского философа.
«Чем для XVIII века был „Общественный договор“ Руссо, а для XIX
— „Капитал“ Маркса, тем же для XX века стало „Восстание масс“
Ортеги». – Atlantic Monthly
English     Русский Правила