Похожие презентации:
Действие и служение Спасителя
1.
Христианские доктриныУрок 2
Действие и служение Спасителя
2.
Христианский подход к спасению• Слово спасение используют разные люди и
подразумевают разные значения. Даже
коммунисты называли себя спасителями.
• Многие религии говорят о спасении
• В чем особенность
христианского подхода к
спасению ?
3.
1. Спасение связано с Иисусом Христом• Спасение в христианстве основано на жизни,
смерти и воскресении Христа.
• Христос открывает спасительную волю Божью, а
не учреждает эту спасительную волю впервые.
Пришествие Иисуса Христа - это выражение и,
одновременно, наглядная демонстрация
спасительной воли Божьей.
• (МакГрат, 345)
4.
2. Иисус Христос определяет спасение• 1. Христианская жизнь принимает форму
постоянного подражания Христу. Став
христианином, верующий считает Христа
примером идеальных отношений с Богом и
другими людьми и пытается подражать этим
отношениям.
• 2. Христианская жизнь - это процесс
"приспособления к Христу", в котором
внешние аспекты жизни верующего
приводятся в соответствие с внутренними
отношениями с Христом, устанавливаемыми
через веру. (МакГрат, 346-47)
5.
Эсхатологический аспект спасения• Следует ли понимать спасение как то, что уже
произошло с верующим? Или это происходит с ним
в настоящий момент? Или у него существует
эсхатологический аспект — иными словами, то, что
еще должно произойти в будущем?
• Ответ: спасение имеет отношение и к прошлому, и
к настоящему, и к будущему.
• Спасение - сложная идея, охватывающая не только
будущее событие, но и нечто, произошедшее в
прошлом (ср. Рим.8:24;), или происходящее в
настоящем времени (1 Кор. 15:2, 1 Кор. 1:18).
МакГрат, 347.
6.
Веслианское богословие согласно с точкойзрения Меланхтона: «Знать Христа – значит
знать принимаемое от Него благо». Этим
благом, проистекающим из Искупления, с точки
зрения Весли является оправдание и
освящение.
Однако, ко спасению ведет «вся деятельность
Бога, начиная от первых проблесков благодати
в душе и заканчивая превознесением души в
славе». То есть спасение включает в себя как
предваряющую благодать, так и окончательное
спасение.
• Даннинг , 303
7.
• Поскольку мы знаем Бога и живем вприсутствии Бога, мы уже вошли в вечную
жизнь. Как говорит об этом 1 Иоанна: «Мы
знаем, что мы перешли из смерти в жизнь,
потому что любим братьев» (3:14). Но
полное осуществление этого знания и
присутствия остается той реальностью, на
которую мы по-прежнему надеемся (Тит.
3:7).
(Повелл, 134)
Совет: Прочитать статью Каллиста Уэра
(прочитать вместе первые две страницы).
8.
ОСНОВАНИЯ СПАСЕНИЯ: КРЕСТ ХРИСТОВ• Сотериология (учение о спасении, искуплении)
охватывает две широкие области богословия: 1.
вопрос о том, как вообще спасение становится
возможным и в частности, как оно связано с историей
Иисуса Христа; и 2. вопрос о том, как следует
понимать само "спасение".
• Учение об Искуплении, то есть о том, каким образом
Христос нас спасает, не нашло отражение в
вероопределительных документах Церкви (как
понимание Троицы или Личности Христа в символах
веры). Поэтому есть несколько классических теорий
Искупления.
9.
Крест как жертва• В истории христианской мысли теории
Искупления появились в ходе разработки одного
или нескольких новозаветных мотивов и
отражали определенный культурный контекст.
• Новый Завет, основываясь на ветхозаветных
образах и ожиданиях, представляет смерть
Христа на кресте как жертву, которая смогла
достичь того, на что жертвоприношения Ветхого
Завета могли лишь намекать, а не достигать.
Рим.3.25 указывает на истолкование смерти
Христа как жертвы. Эта идея получила в
христианстве дальнейшее развитие.
10.
Классические теории Искупления (3)Даннинг, 305-308
1. Теория выкупа
Самая ранняя теория (встречается еще у Иринея
Лионского (2 век). Основой послужило Мк. 10:45,Мф.
20:28, 1 Тим. 2:6: «Сын Человеческий… пришел, …
чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления
многих».
• Возникают вопросы: Искупление означает
освобождение за определенную плату. Кто и кому
платит? Ответ сторонников этой теории: Бог смертью
Своего Сына заплатил сатане, который уловил
человека.
11.
• Если старались развивать эту теорию дальше, тополучалось нехорошие аналогии. Они говорили,
что Бог «обманул» сатану и благодаря
воскресению вернул выкуп (плату). (нравственно
проблематичное предположение).
• Эта теория часто использовалась в проповедях и
была популярна среди простых и неграмотных
христиан первых веков.
• Новый Завет и ранняя Церковь придавали
большую важность победе, одержанной Христом
над грехом, смертью и сатаной через Свой крест и
воскресение. Тема "Христа победителя" (Christus
victor) свела воедино целый ряд тем, в центре
которых находилась мысль о решительной
победе над силами зла и угнетения.
МакГрат, 352-355
12.
2. Теория удовлетворения (крест ипрощение)
В 11 века Ансельм Кентерберийский разработал
классический вариант теории удовлетворения.
Предыдущая Теория выкупа становится все более
странной, и еще влияет культурное окружение:
рыцарство и их представление о чести.
Бог в этой теории удовлетворения уподоблялся владыкефеодалу, достоинство которого было оскорблено
человеком, не имевшим возможности оказать
должное почтение из-за собственного греха. Честь Бога
требовала удовлетворения и Он послал Своего Сына. И
Сын доставил это удовлетворение своей смертью на
кресте вместо грешника.
У Ансельма удовлетворение, которое Христос доставил
божественной чести, стало обретенной заслугой,
предлагавшейся другим людям.
Даннинг, 306, МакГрат, 356-361
13.
• В 16 века Кальвин разработал новый варианттеории Ансельма – теорию наказания . (влияние
культурного окружения: политические и
юридические представления, юрист по
образованию)
• Бог совершенно справедлив и божественный
закон наказания за нарушение закона нельзя
отменить. Грех является нарушением закона, а
значит это нарушение закона должно быть
наказано, чтобы удовлетворить закон. Бог
настолько справедлив, что не может оставить
грех безнаказанным.
• В этой теории смерть Христа была тоже
удовлетворением за грех.
14.
3. Теория морального влиянияВпервые разработана Абеляром в ответ на теорию
Ансельма. (11-12 век)
В представлении Абеляра смерть Христа показывает нам
пример Божьей любви с одной стороны, а с другой,
проявление греха, осудившего «воплощенную любовь»
на смерть. Цель этой жертвы заключается в том, чтобы
воздействовать на совесть человека этими примерами и
заставить его ответить на призыв воплощенной любви и
отказаться от греха и бунта против Бога.
Когда через Христа мы начинаем любить Бога,
осуществляется Божья воля относительно человечества,
и наступает примирение.
Веслианское богословие обращает наше внимание на то,
что человек своими силами не может спастись под
влиянием только примера, так как он полностью
падший. Нужна Божья благодать для восстановления
такой способности.
15.
Веслианские взгляды на Искупление• Богословы также разработали более понятную
схему понимания спасительного труда Иисуса.
Согласно этой схеме, уходящей корнями к
середине шестнадцатого века, Христос
исполнил три роли или вида служения:
пророка, священника и царя ("троякое
служение Христа," munus triplex Christi).
• МакГрат, 349. Даннинг, 331
16.
• Служение пророка раскрывает Иисуса какТого, Кто открывает Бога.
• Служение священника показывает Иисуса
как искупительную жертву и как
посредника, Который приносит жертву Богу
за грехи всего человечества.
• Служение царя показывает воскресшего
Иисуса как сидящего одесную Бога и
борющегося с миром греха, пока все враги
Бога не будут побеждены. (Поуэлл, 137, Даннинг, 335 –
хорошее объяснение)
17.
• Воскресение Иисуса означает не просто Еговозвращение к жизни. Оно также означает
Его вознесение, когда Он воссел одесную
Отца. Там Он исполняет роль посредника (1
Тим. 2:5).
• Повелл, 130
• Иисус является посредником, потому
что Он, будучи откровением Бога,
представляет Бога перед человечеством;
• будучи идеальным человеком, Он
представляет человечество перед Богом.
18.
• В Иисусе Христе Бог приходит в этот мир ивосстанавливает полное и непрерывное общение с
людьми.
• В то же самое время в Иисусе Христе человек
проявляет к Богу совершенное послушание,
которого требует праведный Бог.
• Будучи посредником, Иисус выполняет роль
священника, Который «имеет священство
непреходящее, Посему и может всегда спасать
приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив,
чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7:24-25). Он
является священником и посредником, потому
что мы обращаемся к Богу через Иисуса Христа, и
потому что Он представляет нас перед Богом.
19.
ПРИРОДА СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕПонятие "спасение" исключительно сложное.
В различные периоды истории Церкви или в
конкретных ситуациях особое внимание
привлекали совершенно разные аспекты
христианского понимания спасения. Что
значит спасение? Что значит, что мы
спасены?
Рассмотрим примеры разных существующих
взглядов на спасение и на то, как разные
богословы уделяют больше внимания
разным сторонам спасения. (МакГрат, 367-370)
20.
• Обоженье (православие)"Бог стал человеком, чтобы люди могли стать Богом".
Есть возможность изменить природу человека,
позволяя ему уподобиться Богу через союз со
Христом. (восточная ветвь христианства).
• Праведность в глазах Божьих (реформатские
церкви)
Мартин Лютер считал, что грешники не могут
встретить одобрение в глазах праведного Бога. С
точки зрения Лютера, вопрос о спасении связан с
вопросом о том, как грешные люди могут достичь
той праведности, которая позволит им находится в
присутствии Бога.
Евангелие (по Лютеру) предлагало верующим
вмененную праведность, которая может защитить
их от осуждения и позволить им находится в
присутствии Бога.
21.
• Политическое освобождение• Латиноамериканское богословие освобождения
считается, что Иисус в Своем служении отдавал
предпочтение бедным. Иисус Христос приносит
освобождение как Своим учением, так и образом
жизни.
• Духовная свобода
• Подход Христос победитель "Christus victor" к смерти и
воскресению Иисуса Христа уделяют большое внимание
победе Христа над силами, порабощающими
человечество - например сатанинским гнетом, злыми
духами, страхом смерти, или силой греха. Ранние отцы
Церкви считали, что эти гнетущие и враждебные силы
реально присутствуют в повседневном мире. В
результате, проповедь освобождения от гнета через
крест и воскресение Христа приобрела главное значение
22.
Веслианское понимание• Мы уделяем внимание оправданию и
освящению.
• Протестантам всегда было важно отметить, что
оправдание (или праведность) предшествует освящению
(или святости), и что первое никоим образом не зависит
от второго (из-за спора с католическим богословием 16
века). Иными словами, они утверждали, что наше
положение праведников перед Богом зависит
исключительно от того, что праведными нас считает Бог,
благодаря труду Христа и нашей вере в труд Христа.
Они рассматривали освящение как фактор, зависящий от
нашего оправдания, ибо, как они утверждали, только те
люди, которые находятся в правильных отношениях с
Богом (т.е. оправданные или праведные) могут стать
святыми.
• Вероучения нашей традиции в этом вопросе следуют
протестантскому богословию. (Повелл, 137)
23.
Веслианско-арминианские богословыне были согласны с идеей о
вмененной праведности, по крайней
мере, в том, что предполагает, что Бог
довольствуется чем-то меньшим, чем
наше полное послушание, и что
совершенное послушание Христа
каким-то образом занимает место
нашего послушания. (Повелл, 136)
24.
Веслианское пониманиеВероучения нашей традиции
подтвердили, что «Мы предстаем
праведными перед Богом только
благодаря заслугам нашего Господа и
Спасителя Иисуса Христа через веру, а не
через наши дела»; что Бог «принимает...
как праведных всех, кто верит в Иисуса
Христа»; и что «благодаря новым
отношениям с Иисусом Христом люди
признаются праведными».
25.
• Поскольку Бог сделал нас праведными, мыпримирились с Богом. В мире греха мы отчуждены
от Бога (Еф. 2:12). Благая весть Евангелия, однако,
состоит в том, что «Бог во Христе примирил с Собою
мир» (2 Кор. 5:19). В жизни, смерти и воскресении
Иисуса Христа Бог пришел в этот мир и восстановил
общение с человечеством. Мы, живущие в мире
греха, не могли преодолеть наше отчуждение от
Бога. Соответственно, оправдание и примирение –
это действие Божьей благодати и любви. Это
приход Бога в наш мир.
• Как результат, «мы имеем мир с Богом чрез Господа
нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Для тех, кто во
Христе, Божье осуждение мира греха оказалось в
прошлом. Они уже начали радоваться
эсхатологическим благословениям покоя и мира
(shalom), описанного пророками. (Поуэлл, 128)
26.
Блага искупления• Предваряющая благодать
• Примирение (возобновление общения с
Богом, искупление, оправдание,
возрождение) – в этом смысл Искупления
(Даннинг, 309)
• Освящение (рассмотрим на след. лекциях)
Служение Христа наделяет нас этими благами –
это и есть Спасение.
27.
• Смерть Иисуса является неотъемлемойчастью спасения, но Новый Завет
подчеркивает также и воскресение
Иисуса, которое является важным аспектом
спасения. Если бы Иисус умер, но не воскрес,
Он бы страдал как жертва искупления и наши
грехи были бы прощены; однако у нас не
было бы новой жизни и надежды, которые
мы обретаем в результате именно
воскресения. Термин возрождение означает
тот факт, что спасение несет нам новую
жизнь через воскресение Иисуса. (Повелл, 129)
28.
Границы спасения во ХристеКто может спастись?
1. Универсализм – спасутся все.
2. Только верующие будут спасены
3. Частичное искупление: только избранные
будут спасены.
Богословы нашей традиции отличаются от
некоторых других протестантов в вопросе
до какой степени распространяется
спасительный труд Христа.
29.
Веслианское понимание• Церкви реформаторской (или кальвинистской)
традиции всегда утверждали, что благо Божьего
труда ограничивается только теми людьми,
которые предопределены для спасения.
Веслианское богословие утверждает, что Иисус
«совершил полное очищение от всего греха», и что
«этого очищения достаточно для каждого потомка
Адама». Конечно, только те люди, которые верят в
Иисуса, обретают в полной мере все блага
спасительного труда Христа; каждый человек, без
всяких ограничений, может обрести спасение, и
каждый человек обретает в той или иной мере
блага Искупления, потому что Бог, благодаря труду
Христа, избавил каждого человека от вины и
наказание за первородный грех. (Повелл, 137)
30.
Учением о спасении и Спасителе нужно жить, ане просто верить в него. Новозаветное учение об
Иисусе обращает большое внимание на
распятие. Но если мы думаем, что крест является
только инструментом, посредством которого Бог
спасает нас, тогда мы неправильно понимаем это
учение.
На самом деле крест дан нам как пример, по
которому мы все должны жить. Как сказал Иисус
в Евангелии от Марка, «Кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за
Мною» (8:34). Или, как сказал Павел: «Я
сораспялся Христу» (Гал. 2:19).
(Повелл, 138)
31.
• Авторы книг Нового Завета воспринималикрест не только как событие c участием
Иисуса, но и как образец христианской
жизни.
• Верить в учение о спасении
значит не просто верить в то, что
Иисус есть Спаситель, но и
сообразовывать наши жизни
распятому Христу и брать на себя
наш крест.
32.
Личность и действия Святого Духа• РРТ 2-2
• Христианский опыт Святого Духа:
Библейское свидетельство.