527.82K
Категория: КультурологияКультурология

Самарская область прошлое и настоящее. Народы Самарской губернии

1.

Краеведческая Интернет-конференция
«165 лет Самарской губернии»
Самарская область прошлое и
настоящее
"Народы Самарской
губернии"
Автор работы: ученица 11 «А» класса Леванова Кристина,
МБОУ СОШ№92, г. Самара
Научный руководитель: Прокопенюк Олеся Николаевна

2.

- Самарский край в
этнографическом
отношении является
уникальным регионом
России, где на
протяжении веков
взаимодействовали
друг с другом
разнородные этносы,
представлявшие
различные языковые
группы- славянскую,
финскую, тюркскую,
германскую;
множество религийправославие,
католицизм, все
формы
протестантизма,

3.

Издавна Самарский
край, формируясь в
качестве органичной
составной части
многонационального
Российского государства,
стал местом
взаимодействия культур
Востока и Запада с
характерными для них
системами хозяйственнобытового уклада,
религиозных верований,
общественных норм,
менталитета. О
многонациональном
составе населения
региона свидетельствуют
данные переписи
населения: из общей
численности жителей
Самарского региона
83,2 % составляют
русские; 3.6 % -мордва;;
3,6 %- татары; 3,7 %чуваши; 2,5 %- украинцы;
1,2 %- немцы;2,2 % казахи.

4.

В степях самарского
Заволжья с середины 17
века столкнулись два
хозяйственных укладаоседлый
земледельческий и
кочевой скотоводческий.
Для царского
правительства, крайне
заинтересованного в
наиболее эффективном
использовании
плодородных степных
земель, кочевники
представлялись
населением,
препятствовавшим
аграрному освоению
края. Именно поэтому
первые мероприятия
правительства в 17 в.
были связаны с
организацией на данной
территории сторожевых

5.

Первой линией, обеспечившей продвижение
земледельческого населения в северные
районы Самарского Заволжья, , стала
Закамская, построенная в 1652-56 гг. в
пределах будущей Самарской губернии.
Массовое заселение края связано со
строительством в 30-е гг. 18 века Ново закамской и оренбургской оборонительных
линий. В крепости, на оборонительные
линии ,переселялись жители разных районов
России, преимущественно верхневолжских и
центральных. Изначально формировался
многонациональный состав населения
самарского края- наряду с русскими
переселенцами на оборонительной линии
селились мордва, татары, чуваши, здесь была
поселена «шляхта», - этническую
принадлежность которой сложно
определить, этим термином обозначилась
социальная группа переселенцев.

6.

В 1745 г. часть земель
Самарского Заволжья была
передана в ведомство
Ставропольского
калмыкского войска. Однако
попытка российского
правительства приобщить в
поволжских степях калмыков
к оседлому образу жизни
путем строительства
г.Ставрополя и соседних с
ним селений, а также
крещения калмыковносителей буддийской
(ламаистской) религии, была
обречена на провал. Уже в
70-е годы 18 века
значительная калмыков
отошла за пределы не
только Самарского края, но и
Заволжья в целом. В 1842 г.
Калмыки получили право
служить в оренбургском

7.

В 40-е гг. 18 века по
правительственным указам
в Заволжье из-под Харькова
и Полтавы были
переселены украинцыизначально они
распределялись в
крепостях по рекам Яик
(Урал) и Самара; так в 1744
г. На р.Кинель украинцами
была основана КинельЧеркасская слобода. В 1747
г., вслед за учреждением
Саратовского соляного
комиссариатства украинцы
были привлечены к
перевозке соли с озера
Эльтон. Так в Саратовском
Заволжье возник ряд
украинских селений, в их

8.

Территория Поволжья стала зоной многовекового
соприкосновенья и взаимодействия оседлоземледельческого и кочевого скотоводческого
хозяйственно- культурных типов.
В хозяйственной деятельности и материальной
культуре народов региона наиболее зримо
проявились общие тенденции в образе жизни.
Сельские поселения в прошлом были небольшими,
за исключением татарских, более многодворных.
Жилищем населению Самарского края в 18 веке
служила рубленная изба из дерева, крыша которой
крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и
вся постройка.
Самым древним жилищем нерусских народов края
являлась однокамерная постройка. Под влиянием
русской культуры здесь появлялись двухкамерные
постройки - изба-сени( к ним у татар пристраивалось
украшенное резьбой крыльцо с навесом) и
трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть.
Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чувашей
был в основных элементах одинаковым, он включал
в себя русскую печь в углу справа или слева от
входа, полати, неподвижные лавки и стол в

9.

Наиболее ярким показателем
выработки общих черт в материальной
культуре народов края явилась женская
одежда, головные уборы и украшения.
Общность в традиционном национальном
костюмном комплексе населения
Самарского края демонстрируется
покроем одежды и материалом для ее
изготовления.
Основу женского костюма славянских,
финно- и тюркоязычных народов
составляла туникообразная рубаха с
входящими рукавами, круглым шейным
вырезом и прямым грудным разрезом.
Однако, если исконные земледельцыславяне(русские. Украинцы, белорусы) и
финноязычные (мари, мордва)
использовали рубаху с прямым подолом,
тюркские народы (башкиры, татары,
чуваши), сохранявшие в быту некоторые
элементы скотоводства, стремились
подол рубахи от груди расширитьсборками, клиньями, складками.
Своеобразным сочетанием
земледельческих и скотоводческих
традиций явилась женская одежда

10.

Большое сходство в одежде народов Самарского
края проявилось в украшениях- шейных,
нагрудных, поясных, для изготовления которых
разнокультурные народы региона использовали
одинаковую технику и материал- металл,
раковины, бисер, бусы.
Модернизированный традиционный
национальный костюм либо его отдельные
элементы начали использоваться только как
обрядовые- свадебные, похоронные, в
организации массовых общественных
мероприятий для их участников.
Наибольшей самобытностью отличается духовная
культура народа. Однако и здесь
прослеживаются аналогии в различных жанрах
культуры, роднящие этнические группы
Самарского края.
Значительное место в духовной жизни населения
занимали обряды и праздники, в которых тесно
переплетались трудовые навыки народа, его
мифологические представления и религиозные
верования. Обрядами отмечались определенные
этапы в развитии природы и хозяйственной
деятельности людей. Каждый трудовой процесс
(пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался
и заканчивался совершением определенных
обрядов, в сюжетах которых прослеживаются
языческие земледельческие традиции,
обращенные к солнцу. Земле и растительности.

11.

В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском
крае- не имея возможности по причине ограниченных земельных
площадей основывать однородные в этническом отношении
селения, выходцы из русских, мордвы, татар и чувашей селились
дисперсно ( чересполосно), создавая , таким образом, двух, трех и
более национальные селения. Это явилось основой этнокультурного
взаимодействия и ассимиляционных процессов среди народов
региона, -они ярко демонстрировались в традиционной культуре
населения.
Традиционнная национальная культура, широко сохранившаяся и
бытовавшая в крае вплоть до 30-х гг. 20 века- периода «сплошной»
коллективизации, являясь ограниченной составной частью
жизненного уклада народа, носила этнодифференцирующий
характер. В культуре населения края еще на уровне 20-30-х гг. нашего
столетия сохранились отличительные особенности
этнографических групп в рамках этнических образований ( мордваэрзи и мокши, татар-казанских и мишарей, чувашей- анатри и
вирьял).

12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многовековое взаимодействие представителей более
10 национальностей в хозяйственном освоении
Самарского Заволжья, дисперсное их проживание и
наличие двух и многонациональных сел, неизбежно
приводило к взаимному усвоению и обогащению
приемов обработки земли и выращивания
сельскохозяйственных продуктов, традиций народных
ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для
оформления национального костюма, к решению
ассортимента блюд национальной кухни.
Заметно влияние национальных сюжетов в русском
фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют
в сценариях народных праздников и обрядов.
Интенсивное взаимопроникновение и обогащение
материальной и духовной культур различных народов на
сравнительно небольшой территории сделало
Самарскую область уникальной и неповторимой в
этнографическом отношении. Многие этнографические
особенности народов Самарского края еще ждут своего
English     Русский Правила