История русской cредневековой (домонгольской) культуры IX – XIIIвв.
архитектура
архитектура
У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля
У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля
Десятинная церковь (церковь Богородицы) — первая каменная церковь Киевской Руси.
Киев
Софийский собор. Интерьер. г.Киев
Основание Новгорода
Новгород
ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Владимиро –Суздальская земля
Церковь Покрова на Нерли (XII в.)
Древнейшие храмы Руси
Изобразительное искусство
Мозаика
мозаика
Фреска
фреска
Икона
Иконопись
икона
икона
икона
икона
Миниатюра
Древнерусские буквицы
Декоративно-прикладное искусство
Скань = филигрань
Подведем итоги
Итоги развития культуры Киевской Руси в IХ – ХIII веках
Трудные слова
Знаете ли вы значение данных выражений, из какого они литературного источника
22.25M

История русской cредневековой (домонгольской) культуры IX – XIIIвв

1. История русской cредневековой (домонгольской) культуры IX – XIIIвв.

История русской
cредневековой
(домонгольской)
культуры
Авторский элективный курс
IX – XIIIвв.
10 класс
2-3 занятия

2. архитектура

Византия
Древняя Русь
o Жилье, крепости и другие 
строения строились из дерева 
– не сохранились до наших 
дней
­ Затейливая резьба по дереву – 
традиционное украшение 
деревянных строений
o Строительный опыт и    
    традиции
­ Каменное строительств
­ Крестово­купольный ти
­ Строительство храмов
­ Монументализм форм 
Строительство христианских 
Строительство христианских 
храмов в X – XI веках
храмов в X – XI веках
Храм – место не только церковных 
Храм – место не только церковных 
служб, 
служб, 
но и собраний горожан, приема 
но и собраний горожан, приема 
послов
послов
Храмовое каменное строительство появилось после 988г.

3. архитектура

• В Киевской Руси основное
строительство было
деревянным - дома,
городища, переходы и
мосты через реки.
Дом на жилом подклете.серXIIв..
Общий вид боярских
хором. XIIв.
Хоромы 11-13 вв., состоящие из нескольких
срубов, соединенных переходами.

4.

У каждой
земли,
княжества –
свои
особенности
архитектурного
стиля

5. У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля

Софийские соборы
­ Киевская София – 
сочетание славянской 
и византийской 
традиции: 
многокупольность в 
сочетании со 
ступенчатой 
пирамидой 
способствовала 
распространению 
стиля русского 
зодчества
­ Новгородская София
­ Полоцкая София
Ярослав Мудрый и
Владимир Мономах.
Фрагмент памятника
1000-летию Руси.
Новгород

6.

Список всемирного
культурного и
природного
наследия ЮНЕСКО

7. У каждой земли, княжества – свои особенности архитектурного стиля

Золотые ворота
­ Киев
­ Владимир
- Важный элемент  
-   архитектуры
-  Древней Руси
­ Строились при 
въезде в город
Золотые ворота в Киеве
Золотые ворота во
Владимире

8.

Штурм Золотых ворот г. Владимира
При въезде
во Владимир
были
поставлены
ворота –
Серебряные
на востоке и
Золотые на
западе
(сохранились
до сих пор).
Памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня
в 1158–1164 гг. Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня
вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни
- Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню,
прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под
перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью.

9.

• АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОГО
КНЯЖЕСТВА:
• Органичная связь с природой;
• Богатое убранство;
• Соблюдение византийских
традиций;
• Монументальность, большое
количество украшений.
План Киевского кремля
в XII веке.

10. Десятинная церковь (церковь Богородицы) — первая каменная церковь Киевской Руси.

Письменные источники помогли ученым обнаружить следы строения Х века. Из
древнерусских летописей известно, что в 996 году в Киеве была создана церковь в честь
Успения Божией Матери.
В эту церковь князь Владимир велел отчислять десятую часть великокняжеских доходов,
потому церковь назвали Десятинной. Благодаря летописям этот храм был известен всей
Руси.

11.

Софийский собор
в Константинополе

12. Киев

Софийский
собор в Киеве.
Реконструкция
Храм в Киеве был
заложен в 1037 году
Великим князем
Ярославом
Владимировичем
Мудрым в память о
победе над печенегами.
("Повесть временных
лет")
Софийский собор.
г.Константинополь.
Князь Ярослав Мудрый много
строил в Киеве и превратил его в одну
из красивейших столиц мира. За время
его правления были построены Кремль,
соборный
храм
Cвятой
Софии
Премудрости
Божией,
монастыри
святых Георгия и Ирины, Золотые
ворота с церковью Благовещения над
ними.

13. Софийский собор. Интерьер. г.Киев

Ярослав Мудрый
Софийский собор, Киев, 1037 год
Современный вид

14.

Новгород XIV в. Реконструкция Е. Д. Шеко
• Архитектура Великого Новгорода.
• Добротность, основательность;
• Строгость, простота; ассиметрия форм;
• Отсутствие декоративных украшений;
• Строгость внутренней отделки.

15. Основание Новгорода

Нестор-летописец указывает,
что было это в 862 году. Этот
год обычно и считается годом
основания русского
государства.
В память об этом в
Новгороде в 1862 году
был поставлен
замечательный памятник
«Тысячелетие России».
памятник «Тысячелетие России»
Г.Новгород
Много строил в
Новгороде Ярослав
Мудрый и его сын.

16. Новгород

В годы Великой
Отечественной войны
фашисты разрушили
Софийский собор
Детинец
Новгорода
Выдающийся памятник
древнерусской архитектуры и
истории Софийский собор –
главная достопримечательность
города на Волхове. Построенный
в 1045-1050 годах по
распоряжению князя Владимира,
сына Ярослава Мудрого, собор
стал главным храмом
феодально-боярской вечевой
республики.
Софийский собор.
Новгород

17. ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

• Характерные черты :
• Суровый характер построек,
но внешние стены
украшаются ажурным
рельефом,
• Из материала используется
белый известняк

18. Владимиро –Суздальская земля

Андрей
Боголюбский.
В Васнецов
• Древнейшее сооружение Владимира – Успенский собор был
построен Андреем Боголюбским в 1158-1161гг. Затем дважды
перестраивался. В соборе сохранились остатки росписей 1213 веков и фресок Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.

19.


Успенский собор города
Владимир — главный
(кафедральный) храм
Владимиро-Суздальской
Руси. Один из выдающихся
памятников русского
зодчества XII века,
послуживший образцом для
более поздних соборов

20.


Дмитриевский собор построен
Всеволодом 3-им в 1194-1197 гг. Стены
собора украшены резьбой по камню.
Резьба покрывает колонки аркатурного
пояса, плоскости верхней половины стен,
барабан. Внутри собора сохранились
остатки фресок 12-го века.

21.

• Дмитровский собор, посвященный святому воину Дмитрию
Солунскому был заложен в 1194 г.
• Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего
храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве
встречается такая обильная скульптурная декорация.
На каждом фасаде центром композиции является царь
Соломон. Вокруг него группируются изображения растений,
зверей, птиц, грифонов.

22.

Князь Андрей
Боголюбский
Редко кто, проезжая по
«Золотому кольцу», не
завернёт в Боголюбово,
а оттуда не пройдёт
широким лугом к церкви
Покрова на Нерли. Она
построена в 1165г.
Князем Андреем
Боголюбским. Этот
памятник один из
шедевров мировой
архитектуры.
Церковь Покрова на Нерли (XII в.)

23. Церковь Покрова на Нерли (XII в.)

• Церковь Покрова на
Нерли построена из
тесаного белого камня
князем Андреем
Боголюбским «за одно
лето» в 1165 г. в 1 км от
Боголюбова, в
пойменных лугах, на
специально насыпанном
и укрепленном холме.
Является памятником
победы над волжскими
болгарами.

24. Древнейшие храмы Руси


Десятинная церковь в Киеве
(989-996 гг.)
Софийский собор в Киеве (1037 г.)
Софийский храм в Новгороде
(1045 г.)
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)
Успенский и Дмитриевский соборы
во Владимире

25.

Подготовка к ЕГЭ
В12. Какие суждения о
здании, изображённом на
фотографии,
являются
верными? Выберите два
суждения
из
пяти
предложенных.
1. Здание представляет собой образец крестово-купольного храма
2. Здание было построено при Ярославе Мудром
3. Здание находится в Чернигове
4. Здание является первым каменным храмом Древней Руси
5. Здание построено в честь победы русских войск над половцами

26.

В13. Какое из зданий, представленных
ниже, было создано при том же
правителе, что и данное здание?
Подготовка к ЕГЭ

27.

Подготовка к ЕГЭ
Задание 28
В12. Какие суждения о здании,
изображённом
на
фотографии,
являются верными? Выберите два
суждения из пяти предложенных.
1. Здание было заложено князем
Юрием Долгоруким
2. Здание находится в Великом Новгороде
3. Здание украшено фресками Дионисия
4. Здание построено из белого камня
5. В здании похоронены князья и митрополиты

28. Изобразительное искусство

Христианство внесло совершенно иное 
содержание в изобразительное искусство
Византийские мастера 
построили на Руси первые 
каменные храмы и 
украсили их
мозаиками
и фресковыми росписями 
Монументальная 
живопись
Из Константинополя 
привезены первые образцы 
живописного искусства – 
иконы 
и миниатюры манускриптов
Иконопись
Миниатюра

29. Мозаика

• Вид монументальной
живописи
• Изображения набираются
из разноцветных камней,
смальты и т.п.
• Применяется в основном
для украшения храмов, а
также для дворцовых
сооружений.
• В киевской Софии:
Христос - Пантократор
(Вседержитель),
Оранта – «Нерушимая
стена», апостолы.
Оранта – «Нерушимая стена»,
Софийский собор, Киев.
мозаика, 12в.

30.

Дмитрий Солунский
Мозаичная палитра
Софийского собора г.
Киева насчитывает 177 оттенков. Синий цвет
состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый
из 23, красный из 19, золотой из 25,
серебряный из 9, что свидетельствует о
высоком
профессиональном
уровне
мастеров.

31. мозаика

Святитель Василий
Великий. Мозаика алтаря
XIв. Софийский собор. Киев.
мозаика.
Христос Вседержитель.
Купол.
Софийский собор. Киев.
мозаика.

32. Фреска

• Вид монументальной
живописи
• Роспись по сырой
штукатурке
• Применяется в основном
для украшения храмов, а
также для дворцовых
сооружений
• В киевской Софии –
изображения не только
святых, но и светские
сюжеты: семьи Ярослава
Мудрого, охота, акробаты
и музыканты
Христос Ветхий Денми.12в.
Церковь Спаса на
Нередице. Новгород.
фреска

33. фреска

Апостол из
«страшного суда».
Успенский собор.
Владимир. Фреска
Успение.
Конец 12начало 13 вв.
Новгород

34. Икона

• Станковое изображение лиц
или событий священной или
церковной истории. Икона –
богословие, выраженное не
словесно, а образно
«Умозрение в красках»
• Иконы начинают писаться по
дереву и несут в себе черты
условного иконописного лика
• Два основных направления:
• Новгородская школа – большая
контрастность цветов, яркость;
• Киевская школа – более нежная
палитра.

35. Иконопись

Иконопись
Первая икона – 
чудесно явленный убрус 
– 
прижизненное 
изображение лика 
Христа
«Спас Нерукотворный» – 
иконографический тип 
изображения Христа, 
представляющий Его 
лик на убрусе (плате)
«Оранта» – иконографический 
тип изображения Богоматери, 
представляющий Ее с 
поднятыми
и раскинутыми в стороны 
руками
«Нерушимая стена» – 
особый эпитет, 
присваивавшийся, как 
правило, изображениям 
Богоматери Оранты

36. икона

вмч.Георгий Победоносец.
икона XIIв.
Ангел златые
власы. конец XIIв.

37. икона

Великая Панагия, Ярославская Оранта. икона XIIв.

38. икона

Богоматерь Владимирская. Начало XIIв. Константинополь

39.

Владимирская икона Божией
Матери – главная и наиболее
почитаемая святыня в Русской
православной церкви. Икона
изображает Богородицу с
младенцем Христом на руках,
прильнувших друг к другу. Иконы
этого типа получили на Руси
Владимирская
икона
Божией
Матери – главная и
название «Умиление». Эта икона
Евангелист Лука, 
наиболее
почитаемая святыня
в Русской
православной
пишущий Владимирскую 
прислана
в дар князю
Мстиславу на
икону Богородицы
Русь из Константинополя.
церкви.

40. икона

Изображение
«Спаса
Нерукотворного»
стало появляться
В Киевской Руси
на главных
воротах городов
и на хоругвях
военных походов
после принятия
христианства.
Спас
Нерукотворный.
XIIв.

41.

• В «Слове о полку Игореве» говорится:
• « В поле Русь, с багряными щитами,
Длинным строем изрядилась к бою,
Алча чести, а для князя славы…
• Всё дружине храброй отдал Игорь,
• Красный стяг один себе оставил,
• Красный стяг, серебряное древко…»
Русское слово «знамя» родственно
словам «знаменье», «знак». На Руси
знаменем мог быть образ святого,
изображённый на полотнище. Знамя
выносили
во
время
самых
торжественных
событий.
Оно
развевалось над воинами и во время
битв.

42. Миниатюра

Изборник.1073г.
Дьяк Григорий.
• Живописный рисунок, украшающий
книгу: заставки, концовки, инициалы,
миниатюры, оклады
• Миниатюрой на Руси также называли
заглавную буквицу. Так возникло
выражение «писать с красной
строки».
• «Остромирово Евангелие» –
изображения евангелистов.
Миниатюры содержат много черт,
несвойственных византийскому
искусству.
• Радзивилловская летопись – «окна в
исчезнувший мир» – 617 красочных
миниатюр

43.

Апостол Лука.
Мстиславово
Евангелие.
Миниатюра. XIIв.
Иосиф Санин пишет
послание с
обличением
еретиков. XIIв.
ПВЛ

44. Древнерусские буквицы

45. Декоративно-прикладное искусство

Первые примеры декоративно­прикладного 
искусства 
встречаются у скифов и родственных им племен, 
северных славян ­ резьба, кузнечное и ювелирное 
дело
Произведения отмечены развитым вкусом народных 
мастеров:
бронзовые и серебряные украшения, расцвеченные 
эмалью фибулы, колты, бусы, гребешки с фигурками 
животных

46.

Виды ювелирных работ
Виды ювелирных работ
Скань –
Скань –
Зернь – 
Зернь – 
Перегородчатая эмаль –
Перегородчатая эмаль –
Чернь – 
Чернь – 

47.

• Зернь и скань - одни из фирменных ремесл
древних славян. До ига были широко
распространены.
• Зернь – узор из мельчайших золотых или
серебряных зерен, которые напаивались
на металлическую пластину.

48. Скань = филигрань

• На Руси скань была
известна очень
давно. Филигранные
изделия встречаются
еще в раскопках
курганов IX века.
Современные изделия
Богоматерь. золото,
перегородчатая эмаль,
скань.12век

49.

– Перегородчатая
эмаль – техника
изготовления
ювелирных
украшений на основе
заполнения цветной
эмалью ячеек между
перегородками из
скани. Отличалась
большой сложностью
и требовала от
мастеров хорошей
выучки, большого
опыта и тонкого
художественного
вкуса.
Современные изделия

50.

– Чернь – гравировка на металле
(серебре, золоте), штрихи которой
заполнены черным металлическим
сплавом.
Древнерусские женские
браслеты. Чернь 12век.
Рязань

51.

Колты. золото, перегородчатая
эмаль. XIIв.
Ювелирный
гнездовский клад. IXXIвв..
Бармы.
XIIв.
Рязань.
Золото.

52.

• Древнерусские
мастера владели
многими техниками
ювелирного дела:
сканью (или
филигранью),
басмой (тиснением),
чеканкой. Но
наивысших успехов
они достигли в
перегородчатых
эмалях.
Колты. золото,
перегородчатая эмаль.
XIIв.

53.

Женские ювелирные
украшения древнерусских
мастеров
Женский
парадный
(праздничный)
головной убор 
Реконструкция П. 
Толочко

54.

• Русское ремесло (более 60
специальностей) того времени
по своему техническому и
художественному уровню не
уступало ремеслу Западной
Европы.
доспехи славянского
воина
Шлем
Переяславль Залесского
князя Ярослава
Всеволодовича.
Кон.XI I- нач.
XIIIвв.

55. Подведем итоги

Расцвет культуры Древней Руси связан со
временем Ярослава Мудрого, когда православная
вера распространилась почти по всей Русской
земле. Князь Ярослав продолжил дело своего
отца Владимира Красное Солнышко: создавал
школы и мастерские по переписке книг, строил
храмы и монастыри. За время его правления
Киев превратился в одну из красивейших столиц
мира. Каждый, кому посчастливится побывать в
Киеве, сможет посетить храм Святой Софии
Премудрости Божией, построенный при Ярославе
Мудром, увидеть в нем древние мозаики и
фрески.

56. Итоги развития культуры Киевской Руси в IХ – ХIII веках

Экономический и духовный взлет
Экономический и духовный взлет
Общая территория, 
торговые связи 
способствовали 
культурному 
обмену, расширению 
международных 
связей
Складывались 
древнерусская 
народность, единый 
язык
Благодаря 
единой 
христианской 
церкви 
сохранялись 
религиозные 
каноны
в искусстве
Широкое распрост­
ранение грамотности, 
зарождение древне­
русской литературы, 
сохраняется устное 
народное творчество
Расцвет каменного храмового 
строительства в удельных 
княжествах, иконописи 
византийского письма, 
мозаики, фресок

57.

ВЫВОД
Экономический и культурный взлет Киевской Руси в 
IX – 1­ой четверти XIII веках.
Культурное ядро Древней Руси формировалось после 
гибели античного мира, когда складывалась 
средневековая Европа. Русь воспринималась другими 
народами как часть варварского мира.
Общая территория, торговые связи способствовали 
культурному обмену и расширению международных 
связей.
Христианство, принятое в Х веке, оказало Благодаря 
единой христианской церкви сохранялись 
религиозные каноны в искусстве.
Широкое распространение грамотности, зарождение 
древнерусской литературы.
Складывались древнерусская народность, единый 
язык.
Расцвет каменного храмового строительства в 
удельных княжествах, иконописи византийского 
письма, мозаики, фресок.

58. Трудные слова


Капище-место, где поклонялись идолам
Христианство- одна из мировых религий, основанная на вере в
Иисуса Христа
Византия- соседнее государство Руси, одна из могущественных
империй Европы
Язычество- религиозные верования восточных славян
Волхвы – жрецы у восточных славян
Былина – один из видов устного народного творчества. В них
рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников
своей Родины
Буквица – красивая заглавная рисованная буква, с которой
начинается текст летописи
Фреска – живопись по сырой штукатурке
Икона – изображение, образ. В православии и католицизме
изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, которому
приписывается священное значение
Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены
разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными
перьями историю русского народа.

59. Знаете ли вы значение данных выражений, из какого они литературного источника

• Крылатые выражения:
• «Не дайте хазарам, а мне дайте»
• «Если повадится волк к овцам, то вынесет стадо, пока не
убьют его»
• «Иду на вас»
• «Да будет Киев матерью городов русских»
• «Земля наша велика, порядка нет, приходите»
• «Спал как простой воин, ходил как барс»
• «Не посрамим» Русской земли, ляжем костьми, мертвым
нет срама
• «Из варяг в греки»
• «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё »
Творческое задание на дом

60.

• презентация подготовлена по авторскому элективному
курсу
• «История русской культуры.IX – XXвв.».1 часть
Тимофеева Л.В.
• Учебно-дидактическое пособие для учащихся. 2014
г.ИСТОЧНИКИ:
Презентация подготовлена учителем истории, МХК. ОРКСЭ
МАОУ «Гимназия № 39» ПКГО
Тимофеевой Л.В.
2014
English     Русский Правила