Похожие презентации:
Индейцы США
1.
2.
Существует две основные точки зрения. Согласно первой (такназываемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку
около 14–16 тысяч лет назад. По второй — люди заселили
Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 тысяч лет назад
(«длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более
определенный: древние предки индейцев пришли из Сибири
через Берингов пролив, а дальше шли на юг — или
по западному побережью Америки, или по центральной части
материка через свободное от льдов пространство между
Лаврентийским ледяным щитом и ледниками Береговых
хребтов в Канаде. Впрочем, вне зависимости от того, как
именно двигались первые жители Америки, следы их раннего
присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повышения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского
побережья), либо разрушены действиями ледников (если
люди шли по центральной части материка). Поэтому самые
ранние археологические находки обнаруживаются
не в Берингии, а гораздо южнее — например, в Техасе,
на севере Мексики, на юге Чили.
3.
Гавайцы - коренное население Гавайских острововотносятся к полинезийской этнической группе,
считается, что первые полинезийцы приплыли на
Гавайские острова с Маркизских островов в 300
году, а с острова Таити чуть позже (в 1300 году
н.э). В основном поселения гавайцев размещались
около моря, где они строили свои жилища с
крышей из пальмовых веток и занимались рыбным
промыслом, плавая на каноэ. К тому времени,
когда Гавайские острова были открыты английским
исследователем Джеймсом Куком, население
островов насчитывало около 300 тысяч человек.
Жили они большими семейными общинами –
оханами, в которых существовало деление на
вождей (алии) и общинников (макааинана). На
сегодняшний день Гавайи входят в состав США,
являясь 50-ым по счету штатом.
4.
5.
Знаменитыми гавайскими традициями и обычаямисчитаются вручение цветочных гирлянд (лей),
которые вручают вместе с поцелуем в щеку всем
приезжим прекрасные девушки-гавайки.
Потрясающие по красоте леи могут быть сделаны
из роз, орхидей и других экзотических
тропических цветов, причем снимать гирлянду по
легенде можно только в присутствии того
человека, который её подарил. Традиционное
гавайское алоха, означает не только слова
приветствия или прощания, оно отражает всю
гамму чувств и переживаний, им можно выразить и
сочувствие, и доброту, и радость, и нежность.
Сами коренные жители островов уверены, что
алоха, это не просто слово, а основа всех
жизненных ценностей народа.
6.
7.
Культура острова Гавайи богата суевериями иприметами, в которые народ до сих пор верит,
например, считается, что явление радуги или
дождя это знак особого расположения богов, в
особенности хорошо, когда свадьба проходит
под дождем. А еще остров знаменит
завораживающим танцем хула: ритмичные
движения бедер, изящные пассы рук и
уникальные костюмы (пышная юбка,
сделанная из волокон пальмы рафии, венки из
ярких экзотических цветов) под ритмичную
музыку на барабанах и других ударных
инструментах. В древние времена это был
ритуальный танец, исполнявшийся
исключительно мужчинами.
8.
9.
Выделяется около десяти культурных типов индейцевСеверной Америки . Так, индейцы, населявшие
Калифорнию (например, мивоки или кламат), были
охотниками, рыболовами и занимались
собирательством. Жители юго-запада США — шошоны,
зуни и хопи — относятся к так называемым культурам
пуэбло: они были земледельцами и выращивали
кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США,
а особенно юго-востока, известно значительно меньше,
поскольку большинство индейских племен вымерли
с приходом европейцев. Например, до XVIII века
во Флориде жил народ тимукуа, отличавшийся
богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован
в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду
в 1564–1565 годах и стал первым европейским
художником, изобразившим коренных американцев.
10.
11.
Переселенцы быстро обжились на новом месте ипостепенно стали терять культурные и бытовые
привычки своих азиатских предков. Каждая из
групп мигрантов стала приобретать собственные
черты и особенности, отличавшие их друг от
друга. Это было связано с различиями
климатических условий, в которых жили эти
народы. Уже в архаический период выделилось
несколько основных групп североамериканских
индейцев:
юго-западная;
восточная;
жителей Великих равнин и прерий;
калифорнийская;
северо-западная.
12.
Индейские племена, проживающие на югозападе материка (Юта, Аризона), отличалисьсамым высоким уровнем развития культуры и
техники.
К числу проживавших тут народов относились:
Пуэбло — один из самых развитых коренных
народов Северной Америки;
Анасази — культура, родственная пуэбло.
Апачи и навахо, поселившиеся в XIV-XV веках
на землях, покинутых пуэбло.
В архаическую эпоху юго-запад Северной
Америки был плодородным регионом с мягким
и влажным климатом, что позволило
обосновавшимся здесь пуэбло успешно
заниматься сельским хозяйством.
13.
14.
Они преуспели не только в выращиванииразличных агрокультур, но и в строительстве
сложных ирригационных систем.
Животноводство ограничивалось лишь
выращиванием индюков. Также обитателям
юго-запада удалось приручить собаку. Многие
культурные достижения и изобретения
индейцы юго-запада заимствовали у своих
соседей — майя и тольтеков. Заимствования
прослеживаются в архитектурных традициях,
быте и религиозных воззрениях. Люди пуэбло
селились преимущественно на равнинах, где
строились большие поселения.
15.
Помиможилых домов, пуэбло возводили
крепости, дворцы и храмы.
Археологические находки говорят об очень
высоком уровне ремёсел. Исследователи
обнаружили здесь множество ювелирных
изделий, инкрустированные драгоценными
камнями зеркала, великолепную керамику,
каменную и металлическую посуду.
Близкая к пуэбло культура анасази обитала
не на равнинах, а в горах. Сначала
индейцы селились в естественных
пещерах, а потом стали вырубать в скалах
сложные жилые и культовые комплексы.
16.
Представители обеих культур отличались высокимхудожественным вкусом. На стены жилищ наносились
великолепно выполненные изображения, одежда людей
пуэбло и анасази была украшена большим количеством
бусин из камня, металла, кости и раковин. Элемент
эстетики древние мастера привносили даже в самые
простые вещи: плетёные корзины, сандалии, топоры.
Одним из главных элементов религиозной жизни
индейцев юго-запада был культ предков. Люди того
времени с особым трепетом относились к предметам,
которые могли принадлежать полумифическому
прародителю — курительным трубкам, украшениям,
посохам и т. д. Каждый клан поклонялся своему предку
— животному, духу или культурному герою. Поскольку
на юго-западе довольно быстро совершился переход от
материнского рода к отцовскому, здесь рано
сформировался патриархат. Мужчины, принадлежащие
к одному клану, стали создавать свои тайные общества
и союзы.
17.
Такие союзы справляли религиозные церемонии,посвящённые предкам. Климат на юго-западе
постепенно менялся, становясь всё более
засушливым и жарким. Местным жителям
приходилось прилагать все усилия для того, чтобы
добывать воду для своих полей. Однако им не
помогли даже самые лучшие инженерные и
гидротехнические решения. В начале XIV века
началась Великая засуха, затронувшая не только
североамериканский континент, но и Европу.
Пуэбло и анасази стали переселяться в регионы с
более благоприятным климатом, а на их земли
пришли навахо и апачи, перенявшие культуру и
быт своих предшественников.
18.
19.
Племена, относящиеся к восточной группе,обитали в районе Великих озёр, а также на
обширной территории от Небраски до Огайо.
В число этих племён входили:
Народы кэддо, потомки которых ныне живут в
резервации в Оклахоме;
Катоба, в XIX веке выселенные в резервацию в
Южной Каролине;
Ирокезы — один из самых высокоразвитых,
многочисленных и агрессивных племенных союзов
в регионе;
Гуроны, большая часть которых ныне проживает в
Канаде — в резервации Лоретт, и многие другие.
20.
Группаплемён, проживающих в США и
Канаде. Название заимствовано из
алгонкинских языков: «ироку» значит
«настоящие гадюки»
21.
Ирокезыэто не племя и не народность. Это
конфедерация пяти родственных племён:
онондага, сенека, могаук, кайюга и
онейда. Этот союз американские историки
называют Лигой пяти наций. Позже к союзу
на правах младших братьев
присоединилось шестое племя —
тускарора. Сами ирокезы не называли
себя ирокезами, ибо в переводе с языка
племени делавэр это означает «настоящие
гадюки». Они предпочитали называть себя
ходеносони — «люди длинного дома».
22.
23.
Самые воинственные племена индейцев –ирокезы – жили по собственной Конституции,
которая была «записана» при помощи ракушек
и бусин. Прическа «скальповая прядь» не была
такой «пышненькой» как современный ирокез.
Голову индейцы гладко брили, оставляя лишь
на затылке завязанный в тугой узел клочок
волос. Ритуальные маски ирокезов –
уникальны. Двух одинаковых не найдется.
Единственная «характерная черта» — нос
крючком. Именно таким профилем обладал
великан из индейских легенд, который
поклялся защищать северный народ.
24.
Могавки– еще одно племя ирокезов –
славились своей смелостью, а также
уникальной способностью – отсутствием
акрофобии. Из-за отсутствия страха
высоты позднее именно этих коренных
жителей привлекли к строительству ньюйоркских небоскребов.
25.
26.
Начало этим народностям дала высокоразвитаямиссисипская культура, существовавшая с VIII по XVI
век. Входившие в неё племена строили города и
крепости, создавали огромные погребальные
комплексы и постоянно воевали с соседями. Наличие
храмов и гробниц говорит о наличии у этой группы
племён сложных представлений о загробном мире и
устройстве Вселенной. Свои идеи люди выражали в
символике: изображениях пауков, глаз, воинов,
соколов, черепов и ладоней. Особое внимание
уделялось погребальным церемониям и подготовке
умершего к жизни вечной. Результаты археологических
раскопок позволяют говорить о неком культе смерти,
существовавшем в этом регионе. С ним связана не
только пышность погребений местных вождей и жрецов,
но и кровавые жертвоприношения, часто
практиковавшиеся представителями миссисипской
культуры
27.
Особое значение для жителей востока игралипромысловые культы, обеспечивающие удачу
в охоте и рыбалке. Также представители
восточных племён поклонялись своим тотемам
— предкам из животного мира. Изображения
тотемных животных наносили на жилища,
одежду и оружие. Самым почитаемым зверем
на востоке Северной Америки был медведь.
Но отдельные племена могли почитать и
других животных: хищных птиц, волков, лис
или черепах. Наиболее известный
археологический памятник, который оставили
после себя индейцы востока — это курганный
комплекс Кахокии — одного из самых больших
городов в регионе.
28.
По-видимому, племена, жившие на востокеСеверной Америке, обладали сложной социальной
структурой. Основную роль в жизни племени
играли вожди и жрецы. Среди знатных особ
существовало нечто вроде вассальной
зависимости, определявшей общественную
иерархию в Западной Европе. Вожди наиболее
богатых и развитых городов подчиняли себе глав
более мелких и бедных поселений. Восток
Северной Америки в те времена был покрыт
густым лесом, что определило круг основных
занятий индейцев из этой группы. Племена жили
преимущественно за счёт охоты. Кроме того, здесь
довольно быстро стало развиваться сельское
хозяйство, хотя и не такими темпами, как на югозападе.
29.
Жителям востока удалось наладить торговлю ссоседними народами. Особенно тесные связи
были установлены с обитателями современной
Мексики. Взаимовлияние двух культур
прослеживается в архитектуре и некоторых
традициях. Ещё до прихода европейцев
миссисипская культура стала приходить в
упадок. Очевидно, в связи с резким ростом
населения, местным жителям стало не хватать
земли и ресурсов. Также исчезновение этой
культуры может быть связано с Великой
засухой. Многие местные жители стали
покидать насиженные места, а оставшиеся
перестали строить роскошные замки и храмы.
Культура в этом регионе значительно огрубела
и упростилась.
30.
Между засушливым юго-западом и покрытым лесамивостоком лежала длинная полоса прерий и равнин. Она
простиралась от Канады до самой Мексики. В древности
обитавшие тут народы вели преимущественно кочевой
образ жизни, но со временем они стали осваивать
сельское хозяйство, строить долговременные жилища и
постепенно переходить к осёдлости. На Великих
равнинах жили следующие племена:
Народ сиу, ныне проживающий в Небраске, обеих
Дакотах и на юге Канады; Айова, в первой половине XIX
века отселённые в резервации Канзаса и Оклахомы;
Омаха — племя, едва уцелевшее после разразившейся в
XVIII веке эпидемии оспы.
31.
32.
Долгое время индейцы заселяли тольковосточную часть прерий, где протекало
несколько крупных рек, в том числе, РиоГранде и Ред-Ривер. Здесь они занимались
выращиванием кукурузы и бобовых, а также
охотились на бизонов. После того как
европейцы завезли в Северную Америку
лошадей, образ жизни местного населения
сильно изменился. Индейцы прерий частично
вернулись к кочевничеству. Теперь они могли
быстро перемещаться на большие расстояния
и следовать за стадами бизонов. Помимо
вождя, важную роль в жизни племени играл
совет, куда входили главы родов.
33.
Они решали все ключевые вопросы и отвечали запроведение некоторых религиозных ритуалов.
Однако настоящими лидерами племён были не
вожди и старейшины, а колдуны. От них зависели
погодные условия, численность бизонов,
результаты охоты и многое другое. Индейцы
прерий верили, что каждое дерево, ручей или
животное заключает в себе духа. Для того чтобы
добиться удачи или не навлечь на себя беду,
нужно было уметь договариваться с такими духами
и делиться с ними добычей.
Именно облик жителя Великих равнин лёг в основу
растиражированного в медиакультуре образа
типичного североамериканского индейца.
34.
СиуЛакота
Кайова
Команчи
Кри
Санти
Одживбе
Омаха
Пауни
Шайены
Черноногие
35.
36.
37.
Часть азиатских переселенцев,направлявшаяся на юго-запад, решила не
оставаться на равнинах Аризоны и Юты, а
продолжила путь на запад, пока не упёрлась в
тихоокеанское побережье. Место, куда
пришли кочевники, казалось по-настоящему
райским: тёплый океан, полный рыбы и
съедобных моллюсков; обилие фруктов и
дичи. С одной стороны, мягкий климат
Калифорнии позволил переселенцам жить, ни
в чём не нуждаясь, и способствовал росту
численности населения, но с другой стороны,
тепличные условия существования негативно
сказались на уровне культуры и бытовых
навыков местных индейцев.
38.
Вотличие от своих соседей, они так и не
стали заниматься сельским хозяйством и
приручением животных, не добывали
металлы и ограничивались строительством
лишь лёгких шалашей. Мифологию
калифорнийских индейцев также нельзя
назвать развитой. Представления о
строении вселенной и загробного мира
были весьма расплывчатыми и скудными.
Также местные жители практиковали
примитивный шаманизм, преимущественно
сводившийся к простому знахарству.
39.
40.
ВКалифорнии проживали следующие
племена:
Модоки, чьи потомки с начала ХХ века
находятся в резервации в Орегоне;
Кламаты, проживающие ныне в одной из
калифорнийских резерваций, и многие
другие более мелкие племена.
В середине XIX века в Калифорнию пришёл
белый человек, и большая часть
проживавших здесь индейцев оказалась
истреблённой.
41.
Севернее Калифорнии, на территориисовременных Вашингтона, Орегона, Аляски
и Канады обитали индейцы с абсолютно
иным жизненным укладом.
Сюда относились:
Цимшианы, ныне проживающие на
территории США и Канады;
Блэкфуты — достаточно многочисленное
племя, потомки которого живут в Монтане
и Альберте;
Салиши — племя китобоев, ныне
обитающее в Вашингтоне и Оригоне.
42.
Климат на этих землях был суровым и не пригоднымдля сельского хозяйства. Долгое время север США и
Канада были заняты ледником, но по мере его
отступления люди заселяли эти земли и
приспосабливались к новым условиям. Индейцы Лакота
в традиционной одежде и западной В отличие от своих
южных соседей, местные жители мудро распоряжались
данными им природными ресурсами. Поэтому северозапад стал одним из богатейших и наиболее развитых
регионов на материке. Живущие тут племена добились
больших успехов в китобойном промысле, рыбалке,
охоте на моржей и животноводстве. Археологические
находки свидетельствуют об очень высоком культурном
уровне индейцев северо-запада. Они искусно
выделывали шкуры, занимались резьбой по дереву,
изготавливали лодки и вели торговлю с соседями
43.
. Жилищами индейцам северо-запада служилидеревянные срубы из кедровых брёвен. Эти дома
богато украшались изображениями тотемных
животных и мозаиками из раковин и камня. В
основе мировоззрения местных жителей лежал
тотемизм. Общественная иерархия строилась в
зависимости от принадлежности человека к тому
или иному роду. Животными-прародителями самых
крупных кланов были — ворон, кит, волк и бобёр.
На северо-западе был высоко развит шаманизм и
существовал целый набор сложных культовых
обрядов, при помощи которых можно было
обратиться к духам, наслать порчу на врага,
исцелить больного или получить удачу в охоте.
44.
Кроме того, среди индейцев северо-западараспространены представления о
реинкарнации предков. Поскольку основным
источником богатств и пропитания для
индейцев северо-запада был океан, Великая
засуха XIII-XIV веков никак не отразилась на их
повседневной жизни. Регион продолжал
развиваться и процветать вплоть до появления
здесь европейцев. Из всех
североамериканских племён наиболее
ревностно к своим традициям относятся
именно коренные жители северо-запада. В
этом регионе до сих пор сохраняются многие
народные промыслы, праздники и
религиозные церемонии.
45.
46.
Считается, что эскимосы перебрались на территориюСеверной Америки из Азии и далеких просторов Сибири в то
время, когда еще Аляска и материк Евразия не были отделены
друг от друга Беринговым проливом. Передвигаясь вдоль юговосточного побережья Аляски, древние племена двигались
вглубь Североамериканского континента, так около 5-ти тысяч
лет назад эскимосские племена заселили арктическое
побережье Северной Америки.
Эскимосы, жившие на Аляске, в основном занимались охотой
и рыболовством, если позволяли погодные условия –
собирательством. Охотились на тюленей, моржей, белых
медведей и других представителей арктической фауны,
например на китов, причем вся добыча использовалась
практически без утилизации, в дело шло все – и шкуры, и
кости, и внутренности. В летний период жили в чумах и
ярангах (жилище из шкур животных), зимой в иглу (тоже
жилище из шкур, но еще дополнительно утепленное блоками
из снега или льда), занимались оленеводством. Жили
небольшими группами, состоящими из нескольких
родственных семей, поклонялись злым и добрым духам, был
развит шаманизм.
47.
48.
Племенаалеутов, жившие на Алеутских
островах в Баренцевом море, издавна
занимались охотой, рыболовецким
промыслом и охотой на китов.
Традиционное жилище алеутов – улягам,
большая по размерам полуземлянка,
рассчитанная на большое количество
людей (от 20 до 40семей). Оно находилось
под землей, внутри размещалось нары,
отделенные занавесками, посредине
стояла огромная печь, спускались туда по
бревну, в котором были вырезаны
ступеньки.
49.
Верхняячасть Канады была заселена
северными индейцами, алгонкинскими и
атапасскими племенами, охотившимися на
оленей-карибу и ловившими рыбу.
50.
Индейские племена Северной Америки верилив сверхъестественное происхождение мира,
который, по их мнению, создали таинственные
силы, у племен сиу они назывались вакан,
ирокезы говорили – оренда, алгонкины –
маниту, а Китчи Маниту был тот самый
верховный дух, которому все подчинялось.
Сын Маниту Ва-са-ка из красной глины
вылепил племя людей, обучил их охоте и
земледелию охотиться, научил танцевать
ритуальные танцы. Отсюда и особое почитание
индейцами красного цвета, красной краской
они натирали свое тело и лицо по особо
торжественным случаям, как например
девушки в племенах Калифорнии и Северной
Дакоты на свадебной церемонии.
51.
Также индейцы, пройдя путь развития многихнародов мира, обожествляли природу и её силы,
поклонялись божествам Солнца, Неба, Огня или
Неба. Также они почитали духов, покровителей
племен (различные растения и животные),
которые носили название тотем. Такой духпокровитель мог быть у каждого индейца, увидев
его во сне, человек сразу возвышался в глазах
своих соплеменников мог украсить себя перьями и
ракушками. Кстати боевой головной убор из
орлиных перьев надевался вождями и
выдающимися воинами только в очень
торжественных случаях, считалось, что он имеет
большую духовную и лечебную силу. Также
символом доблести любого мужчины воина
считался специальный топорик с длинной рукоятью
из рога оленя-карибу - томагавк.
52.
53.
Одной из известных индейских традицийявляется древний ритуал раскуривания трубки
мира, когда индейцы садились в большой круг
и предавали друг другу своеобразный символ
мира, благополучия и процветания – трубку
мира. Начинал ритуал самый уважаемый
человек в племени – вождь или старейшина,
он раскуривал трубку, затягивался пару раз и
предавал её дальше по кругу и все участники
церемонии должны были сделать тоже самое.
Обычно этот ритуал проводился при
заключении мирных договоров между
племенами.
54.
В вигвамах — стационарных жилищах из ветоки шкур животных в форме купола — жили индейцы
лесной зоны на севере и северо-востоке Америки,
тогда как индейцы пуэбло традиционно строили
глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит
из одного из алгонкинских языков и в переводе
означает что-то вроде «дом». Строились вигвамы
из веток, которые связывались между собой,
образуя конструкцию, которая сверху покрывалась
корой или шкурами. Интересным вариантом этого
индейского жилища являются так называемые
длинные дома, в которых жили ирокезы . Они
делались из дерева, а длина их могла превышать
20 метров: в одном таком доме жили сразу
несколько семей, члены которых приходились друг
другу родственниками.
55.
У многих индейских племен,например у оджибве, существовала
специальная паровая баня — так называемый
«вигвам потения». Это было отдельное
строение, как нетрудно догадаться, для
мытья. Впрочем, мылись индейцы не слишком
часто — как правило, несколько раз в месяц —
и использовали паровую баню не столько для
того, чтобы стать чище, сколько как лечебное
средство. Считалось, что баня помогает при
болезнях, если же чувствуешь себя хорошо,
можно обойтись без мытья.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Рацион индейцев Северной Америки был достаточноразнообразен и сильно отличался в зависимости от племени.
Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого
океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земледельцы
пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом
добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев
Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить,
нужно было собрать желуди, высушить, очистить
и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили
на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало
нечто среднее между супом и кашей. Ели его ложками или
просто руками. Индейцы навахо готовили из кукурузы хлеб,
и его рецепт сохранился:
«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать
початков кукурузы с листьями. Для начала нужно отшелушить
початки и растереть зерна с помощью зернотерки.
Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья.
Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались
свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует
прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте
их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».
62.
63.
В1885–1889 годах еврей Соломон Бибо
(второй слева) занимал должность
губернатора индейцев пуэбло акома,
с которым вел торговлю с середины 1870х. Бибо был женат на женщине-акома.
Правда, это единственный известный
случай, когда пуэбло руководил неиндеец.
64.
В1996 году в районе небольшого города
Кенневик в штате Вашингтон были найдены
останки одного из древних жителей
Северной Америки. Его так и назвали —
кенневикский человек. Внешне он сильно
отличался от современных американских
индейцев: был очень высок, носил бороду
и скорее напоминал современных айнов.
Исследователи предположили, что скелет
принадлежал европейцу, жившему в этих
местах в XIX веке. Однако
радиоуглеродный анализ показал, что
обладатель скелета жил 9300 лет назад.
65.
66.
Сейчасскелет хранится в Музее
естественной истории имени Бёрке
в Сиэтле, и современные индейцы штата
Вашингтон регулярно требуют, чтобы
останки передали им для захоронения
согласно индейским традициям. Впрочем,
оснований считать, что кенневикский
человек при жизни принадлежал к какомунибудь из этих племен или их предкам,
нет.
67.
68.
Сегодня индейцы разных североамериканских племенчасто изображаются держащими в руках лук или
стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что
первые жители Северной Америки охотились с помощью
лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения
о том, что они использовали разнообразные копья.
Первые находки наконечников стрел датируются
примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они
были сделаны на территории современной Аляски —
уже потом технология постепенно проникла в другие
части континента. К середине третьего тысячелетия
до нашей эры лук появляется на территории
современной Канады, а в начале нашей эры приходит
на территорию Великих Равнин и Калифорнии. На югозападе США лук и стрелы появились еще позднее —
в середине первого тысячелетия нашей эры.
69.
Вопрекирасхожему мнению индейцы
зачастую использовали томагавк, а не лук
и стрелы. Изначально томагавк был
дубиной, но позже он трансформировался
в боевой топор.
70.
71.
Сегодня индейцы Северной Америки говорят примернона 270 различных языках, которые относятся
к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть
изолированных языках, которые не относятся к какой-то
большой семье, но образуют собственную. Когда
в Америку пришли первые европейцы, индейских
языков было гораздо больше, однако многие племена
вымерли или утратили свой язык. Больше всего
индейских языков сохранилось в Калифорнии: там
говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым
семьям. Среди самых распространенных
североамериканских языков — навахо (на нем говорит
около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч)
и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских
языков сейчас используется латинский алфавит, хотя
чероки пользуются оригинальным слоговым письмом,
разработанным в начале XIX века.
Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь
говорят на них меньше 30% этнических индейцев.
72.
73.
В английском языке около 250 слов из языковсеверных индейцев, однако многие из них
малоупотребительны. От индейцев Северной
Америки заимствованы не только
географические названия, являющиеся
характерной чертой американской топонимии,
но и группа слов – названий животных,
продуктов питания и особенностей быта
коренного населения материка. Хотя
заимствованные слова часто применимы
только к жизни индейцев, довольно заметное
их число получило широкое распространение в
английском языке (toboggan, moccasin).
74.
Некоторые обороты и выражения в английскомязыке были образованы путем калькирования
индейских слов, отражающих воззрения или
обычаи индейцев (pale-face, war-path).
Примечательны заимствования в
американском английском индейских слов,
характеризующих политическую жизнь США,
при этом многие слова изменили свое
первоначальное значение.
Заимствование слов в английском языке от
индейцев Центральной и Южной Америки шло
в основном через испанский и португальский
языки.
75.
ПРИРОДАmuskeg ['mʌskeg] – болото, трясина
bayou ['baɪuː] – рукав в дельте реки в (с
медленным течением, обычно в заболоченной
местности)
деревья
sequoia [sɪ'kwɔɪə] – секвойя
persimmon [pə'sɪmən] – хурма (дерево и плод)
hickory ['hɪk(ə)rɪ] – гикори (род
североамериканского орешника)
pecan ['piːkæn] – орех пекан
76.
Животныесaribou ['kærəbuː] – карибу (северный олень)
moose [muːs] – американский лось
chipmunk ['ʧɪpmʌŋk] – бурундук
opossum [ə'pɔsəm] – опоссум, сумчатая крыса
skunk [skʌŋk] – скунс; воен. жарг.
неопознанное судно; разг. подлец, негодяй;
разг. чепуха; гл. разг. обыграть; не платить
(по счёту); выманивать деньги
terrapin ['terəpɪn] – водяная черепаха;
автомобиль-амфибия; сборное здание
racoon [rə'kuːn] – енот; мех енота
quahog [ˈkōˌhȯg] – крупные моллюски
Атлантического побережья Северной Америки
77.
жилищеwigwam
['wɪgwæm] – вигвам (жилище
индейцев Северной Америки в виде
конусообразной хижины); шутл. дом,
жилище; ирон. помещение для
политических собраний
wickiup ['wɪkɪʌp] – хижина (род вигвама);
лачуга, хибарка, шалаш
tepee ['tiːpiː] – вигвам
igloo ['ɪgluː] – иглу (куполообразное
жилище канадских эскимосов, сложенное
из снежных блоков)
78.
moccasin['mɔkəsɪn] – мокасины (обувь из
мягкой кожи на плоской подошве)
mukluks [ˈmʌklʌks] – унты
mackinaw coat/jacket ['mækɪnɔː] – короткая
двубортная куртка из плотной шерстяной
ткани в клетку; mackinaw blanket –
шерстяное одеяло, используемое
индейцами и лесорубами на северо-западе
США (Макино – историческая область в
районе Великих озёр)
79.
hominy['hɔmɪnɪ] – лущёная, вызоленная
кукуруза и каша из нее
succotash ['sʌkətæʃ] – блюдо из бобов
pemmican ['pemɪkən] – перв. брикеты из
сушёного и растёртого в порошок оленьего
или бизоньего мяса, смешанного с жиром
и соком кислых ягод (хранились в кожаных
мешках); концентрированный продукт из
оленины или говядины (изготовляется в
США и Канаде для туристов и полярников)
hooch [huːʧ] – разг. (сокр. от hoochinoo)
водка (производимая индейцами Аляски и
северо-запада Канады)
80.
ТРАНСПОРТtoboggan [tə'bɔg(ə)n] – сани, тобогган
(бесполозные сани)
kayak ['kaɪæk] – каяк (лодка)
ОРУЖИЕ
tomahawk ['tɔməhɔːk] – томагавк; гл.
жестоко критиковать; австрал. порезать
овцу при стрижке
81.
totem['təutəm] – тотем
manitou [manitu] – маниту (название
божества у североамериканских
индейцев); grand manitou, gros manitou –
разг. шишка; важная особа; заправила;
воротила
pow-wow ['pauwau] – шаман (у
североамериканских индейцев); сборище,
совет (у индейцев); разг. встреча, сбор,
сборище, собрание; совещание
82.
lagniappe['lænjæp] – бонус покупателю от
продавца; подарок (за какую-л. услугу)
wampum ['wɔmpəm] – вампум (бусы из
раковин у североамериканских индейцев:
служили в качестве украшения, денег,
церемониальных принадлежностей); разг.
деньги
83.
mugwump ['mʌgwʌmp] – ирон. начальник, босс,"шишка"; человек, ставящий себя выше партийной
политики (член партии, сохраняющий за собой
право голосовать независимо от партии)
caucus ['kɔːkəs] – закрытое собрание партии (для
выдвижения кандидатов на предстоящие выборы
или для выработки политической линии)
Tammany ['tæm(ə)nɪ] – (первонач. имя индейского
вождя племени делаваров XVII–XVIII вв.,
дружественно настроенного к белым) независимая
организация Демократической партии в Нью-Йорке
(1790-е–1960-е гг.); система подкупов в
политической жизни США; коррумпированная
политическая организация
84.
squaw[skwɔː] – индианка
papoose [pə'puːs] – пренебр. ребёнок
североамериканских индейцев
gaucho ['gauʧəu] – пастух; бродяга
chautauqua [shəˈtɑkwə] – (первонач.
географическое название) публичные
лекции, концерты и спектакли
просветительского характера (по названию
"Института Чатакве" в западном Нью-Йорке)
85.
Сегодня большинство потомков индейцев СШАи Канады живут практически так же, как и потомки
европейцев. Только треть из них занимают
резервации — автономные индейские территории,
составляющие примерно два процента площади США.
Современные индейцы пользуются рядом льгот,
и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское
происхождение. Достаточно, чтобы ваш предок был
упомянут в переписи начала XX века или иметь
определенный процент индейской крови.
Племена по-разному определяют, принадлежит ли к
ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим
только того, у кого хотя бы один родитель был членом
племени и чистокровным индейцем. А вот оклахомское
племя айова более либерально: чтобы стать его членом,
нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом
ни знание языка, ни следование индейским традициям
не имеет никакого значения.
86.
Принадлежность к тому или иному племениопределяли на основе их общего
расположения, хотя иногда это и приводило к
путанице. В наши дни много людей, которые
утверждают, что они принадлежат к Чероки,
на самом деле относятся к племени Блэкфут.
Такая неразбериха происходит из-за того, что
эти два племя жили в непосредственной
близости друг к другу.
Интересно, что название «индейцы» жители
Америки получили случайно. Колумб, который
стал первооткрывателем этого материка,
считал, что попал в Индию.
87.
Индейцы выживали благодаря природе,научились жить с ней в гармонии и никогда не
уничтожали животных ради развлечения,
исключительно ради пищи. Природа давала им
одежду, тепло и кров. Но даже после
прибытия белого человека, коренные жители
нашли общий язык и с ним. Индейцы плели
предметы из бисера, шили меховую одежду и
меняли их на товары из Европы.
Очень важной деталью в гардеробе индейца
был war bonnet (головной убор воина).
Делался он зачастую из орлиных перьев и
считался огромной ценностью. Носить его
можно было лишь с позволения вождя.
88.
89.
90.
Сегодня Чероки крупнейшее племя натерритории США. Название Cherokee
переводится как «носители другого языка». До
появления европейцев племя жило на юговостоке США. Их дома были глинобитными, а
крыши делали из соломы или коры. Чероки
жили за счет сельского хозяйства, охоты и
собирательства. Они выращивали кукурузу,
сквош и бобы. Охотились на оленей, кроликов,
индейку, и даже медведей. Типичная деревня
Чероки состояла из 30-50 домов, в каждом
жила одна семья. Деревня обычно
принадлежала к одному из кланов.
91.
92.
93.
НародностьАпачи – это группа, состоящая
из нескольких племен, которые имеют
похожую культуру и язык. К ним
причисляются:
• Чирикау
• Хикарилья
• Липан
• Мескалеро
• Западные Апачи
• Кайова
94.
95.
Апачи жили либо в викиупах, либо в типи.Викиуп, он же вигвам, использовался как
постоянное жилище. Он представлял
невысокий, куполообразный или
конусообразный шалаш с каркасом из веток,
покрытый травой, кожей либо кусками ткани.
Существовали большие вигвамы для 20-30
человек.
Большая часть одежды Апачи была сделана из
кожи. Иногда делали украшения из бахромы,
бисера и перьев. Пища у этих племен была
простая и незамысловатая: кукуруза, мясо
буйволов, ягоды да грибы. Некоторые Апачи
охотились на других животных, таких как
олени и кролики.
96.
97.
98.
99.
Индейское население, сохранившее своюпопуляцию около 15 миллионов человек
(существенное снижение численности населения
за счет болезней, различного рода ущемлений, а
также полного вытеснения с коренных земель
обитания в резервации), размещается на
территории США (5 миллионов человек – 1,6% всего
населения страны) и Мексики, разговаривают на
своих языках и наречиях, чтут и хранят обычаи и
культуру своего народа. По разным данным в
доколумбовский период на территории Северной
Америки проживало до 18 миллионов индейцев.
Алеуты, как и прежде, живут на островах
Алеутского Архипелага, считаются исчезающей
нацией, на сегодняшний день их популяция около
4-х тысяч человек, а в 18-ом веке достигала до 15
тысяч.
100.
101.
Индейцы США живут в 199 резервациях, которыеразбросаны на небольших участках по 26 американским
штатам. Резервации возникли в 1871 году, когда
правительство США подписало с представителями
индейцев договор, по которому в "вечную"
коллективную собственность индейцам было отдано 137
миллионов акров земли. Для индейцев отвели самую
скверную землю, на которую их ещё до этого согнали
белые колонизаторы. И тем не менее, когда в этой
неплодородной земле были найдены нефть, каменный
уголь и другие природные богатства, под давлением
частного капитала американское правительство в 1887
году отменило прежний закон и издало новый, по
которому земля, принадлежащая индейцам, может быть
разделена между членами племени и каждый индеец
вправе продать свой участок. Только за последующие
40 лет индейцы лишились 63 процентов своих земель.
102.
Средняя продолжительность жизни здесь 37 лет.Туберкулёз у индейцев встречается в восемь раз
чаще, чем у других жителей США, детская
смертность в три раза выше, чем смертность
белых людей. Индейцы отстают от большинства
американцев по состоянию здоровья,
благосостоянию и образованию. В конце 20 в.
безработица среди индейцев составляла 39
процентов — это в пять раз превышает ее уровень
по всей стране. Примерно четверть всех индейских
семейств живет за чертой бедности. Диабет,
пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза
больше индейских жизней, чем жизней других
американцев.
103.
Жизнь в разных резервациях различна. Резервацияплемени навахо, расположенная на территории,
куда входят районы трех штатов на юго-западе,
является самой крупной в стране. Она же и самая
бедная. На 16 миллионах акров (6667000 гектаров)
проживают 160000 индейцев. Дома, построенные
правительством, соседствуют с передвижными
домами и хоганами. Эти восьмигранные
традиционные дома племени навахо, состоящие из
одной комнаты, делаются из бревен и имеют
земляную крышу. Во многих домах в резервации
отсутствуют электричество и канализация. В
резервации мало городов и мало рабочих мест. В
конце 20 в. безработица здесь составила 80
процентов.
104.
По контрасту, резервация апачей мескалеро, расположеннаянеподалеку, в Нью-Мексико, — одна из самых богатых в
стране. Она размещается на 460384 акрах (186390 гектаров)
среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и
управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой
фермой. И та и другая — предприятия с мультимиллионным
оборотом. Недавно они построили роскошный курорт
стоимостью 22 миллиона долларов, где есть вс — от катания
на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей
резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных
на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет
работать, работают. Сейчас управлять некоторыми
предприятиями помогают белые. Но цель апачей —
независимость; они надеются взять в свои руки управление
всеми своими начинаниями. Сейчас резервации управляются
племенным советом. Многие резервации имеют свою
собственную полицию, школы и суды, где разбираются мелкие
дела.
105.
106.
Сегоднябольшинство индейцев надеются
получить самое лучшее из того, что есть в
обоих мирах. Вот что говорит Фред
Кадазинн, правнук знаменитого воина
апача, получивший образование в
колледже: «Мое поколение потратило все
свое время на изучение обычаев белых.
Мы усвоили их, но мы потеряли многое из
своего индейского наследия. Сейчас мы
пытаемся восстановить то, что было
утеряно».
107.
Каждую зиму при полной луне индейцы нутка,жившие на северо-западе Америки, проводили
«кульвану» — обряд посвящения молодых
воинов. Юноши облачались в волков и
проходили сложные испытания на ловкость и
мужество.
Татемные куклы качина, которые испокон
веков мастерят хопи, обязательно встретятся
современным путешественникам по северовостоку Аризоны. По легенде, именно духи
качины спасли предков хопи с тонущей
Атлантины, перенеся их на «летающих щитах»
(внешне очень напоминающих половины
тыквы) на южные берега Америки.
108.
Одноиз самых могущественных племен
Северной Америки – гуроны – полностью
утратило свой язык. Их предки каждое
новое десятилетие начинали с «пира
мертвых», кульминацией которого
становился перенос общей могилы
предков, скончавшихся за последние
десять лет, на новое место.
Родовые вожди могикан – сахемы –
наследовали власть по материнской линии.
При определении военных вождей
действовал более демократичный способ –
выборы.
109.
Команчипочти не наказывали своих детей,
считая, что они – дар Великого Духа. Для
усмирения озорников у них были
специальные люди – «мужчиныпривидения», которые старательно
изображали рассерженных духов.
Срабатывала ли подобная педагогическая
методика, к сожалению, не известно.
Геральдическим символом одного из
самых многочисленных народов северной
части доколумбовой Америки – племени
оджибве — является орёл.
110.
На протяжении 10 тысяч лет современнуютерриторию штата Висконсин населяли
меномини. Управление племенем выполняли
представители пяти братств. Медведи решали
гражданские споры, Орлы – военные, Волки
добывали пропитание, Журавли занимались
строительством, в том числе мастерили каноэ
и капканы. Наконец, Лоси выращивали,
собирали и хранили рис.
Индейское племя крики, проживающее до
колонизации на юго-востоке США, выигрышно
отличалось от северо-американских народов
статной фигурой и высоким ростом.
111.
Насевере полуострова Флорида жили
тимукуа. Мужчины этого племени носили
высокие прически, чтобы, по мнению
исследователей, зрительно увеличить свой
рост. Тела тимукуа, в том числе и детские,
украшали многочисленные татуировки,
каждая из которых наносилась за
определенный поступок.
112.
«Барбекю»— это аравакское слово,
которое переводится как «рамка с
палочками».
Почти 8 тысяч коренных американцев
воевали на фронтах Первой мировой
войны, несмотря на то, что официально
они не были признаны гражданами США.
Участие коренных жителей континента в
Первой мировой войне в значительной
мере определило подписание закона о
гражданстве индейцев. С тех пор они
официально стали жителями США.
113.
Белоголовыйорёл на гербе США на самом
деле является символом племени
ирокезов.
Поговаривают, что именно вождь племени
ирокезов посоветовал Франклину строить
развитие США по модели объединённых
колоний
Коренные индейцы, проживающие на
Северо-Западе США, имеют право
устанавливать особые тотемы во дворах
своих домов, что свидетельствует об
особом статусе их рода.
114.
Около22% из 5,2 миллионов коренных
американцев Соединённых Штатов живут в
резервациях.
Почти 30% коренных американцев живут за
чертой бедности. Индейцы, попытавшие
счастья вне резерваций, испытывают
большие трудности по оформлению
документов, поиску работы и оплате
налогов.
115.
Языкнавахо — один из самых сложных
языков на Земле. Шифровальщики навахо
во времена ВМВ— это были солдатыиндейцы, использующие родной язык для
отправления сообщений на поле боя.
Несмотря на то, что воины, впервые
использовавшие код навахо, уже давно на
пенсии, после военных действий во
Вьетнаме этот язык является
единственным шифром, используемым в
бою.
116.
Одного офицера, американской армии,который успел повоевать и в Африке с
зулусами и с индейцами в Амерке, как-то раз
попросили сравнить воинов различных
народов. Он ответил, что если бы на равных
условиях столкнулись отряды апачей и
африканских дикарей, последние были бы
мгновенно перебиты, так и не поняв, куда,
собственно подевались их скальпы; индейцы
равнин успели бы понять случившееся, однако
результат оказался бы тем же. На юго-западе
США бытовала поговорка: всегда будь на
стороже! Если ты не видишь апачей, это вовсе
не значит, что апачи не видят тебя.
117.
Видимо первоначально оба племени обитали на севереСША, возле Скалистых гор, в районе рек Миссури и
Йелоустоун. Но потом кайовы откочевали на юг, ближе
к границе с Мексикой, а кроу остались на северных
равнинах, где со временем стали одним из самых
могущественных, воинственных и богатых лошадьми
племен. И тем не менее связь между племенами не
прервалась. Этой дружбе не помешал даже тот факт,
что со временем племена оказались во враждующих
лагерях - кайовы вели неприкращающиеся войны с
белыми поселенцами, в то время как кроу стали
союзниками армии США и поставляли туда скаутов..
Кроу всем племенем регулярно отправлялись в
длительное кочевье за тысячи км, через земли
враждебных племен, чтобы погостить у своих друзей
кайовов. Племена отдавали друг-другу детей на
воспитание и вместе ходили в набеги на сотни км
вглубь Мексики, доходя даже до Мексиканского залива.
118.
Конокрадствоу равнинных индейцев было
чем-то вроде национального вида спорта.
Существовал отдельный вид военных
походов - набег за лошадьми, в который
воины отправлялись пешком, а в случае
удачи возвращались верхами. В каждом
племени были свои "чемпионы" - лучшие
конокрады, которые пользовались
всеобщим уважением. Индейцы
занимались конокрадством и после
окончания межплеменных войн, вплоть до
начала 20-го века.
119.
Бегу индейцев тренировался с детства и
взрослые воины могли покрывать
огромные расстояния без остановок.
Известен случай, когда два воина пауни
пробежали за 11 часов 70 миль. Что
интересно, у индейцев во время бега
никогда не сбивалось дыхание. Они не
понимали почему это происходит с
белыми, и в их языке даже не было
обозначения этому феномену.
120.
В воинской практике индейцев Великих Равнинприкоснуться к живому врагу и при этом самому
остаться в живых, считалось большим подвигом
чем убить врага. Такое прикосновение называлось
ку (от французского соup - удар.) Ку мог наносится
как рукой, так и любым другим предметом плеткой, луком, палицей или даже веткой дерева.
Каждый воин вел подсчет своих ку, и долгими
зимними вечерами воины у костров вспоминали
свои подвиги и рассказывали о них друг-другу.
Для подсчета использовали специальные шесты на
которых делались зарубки или прикреплялись
орлинные перья, соответствующие каждому такому
подвигу. Смысл межплеменных столкновений
часто сводился не к тому чтобы уничтожить врага,
но к тому чтобы показать собственную удаль
121.
Средипредков Джонни Деппа, Квентина
Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон
Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака
Норриса были индейцы племени чероки.
У десантников Армии США существует
традиция выкрикивать имя Джеронимо
(вождя апачей) в момент прыжка с
парашютом.
99% индейцев имеют первую группу крови
(80% у индейцев Северной Америки) и
положительный резус-фактор.
122.
Насегодняшний день существует 566
коренных племён, официально признанных
США.
Многие индейские деревни, после
колонизации ставшие фортами и
торговыми постами, сейчас — крупнейшие
города, такие как Чикаго, Канзас-Сити,
Детройт и Питтсбург.