226.87K
Категория: ИскусствоИскусство

Кино России

1.

Кино России

2.

Официальная история советского кино
Немного
истории
началась 27 августа 1919 года, когда
Совнарком принял декрет о
национализации кинодела в Советской
России, впоследствии этот день стал
отмечаться как «День кино» (ныне —
«День российского кино»)

3.

После высказывания В. И. Ленина о том, что «Важнейшим из всех искусств для
«Важнейшим из всех искусств для
нас является кино» (с) В.И.Ленин
нас является кино», партийное руководство на местах приняло директиву к
исполнению для продвижения киноиндустрии. В каждой республике в 1923
году постановлением партии было поручено создание своей национальной
киностудии (киностудии появились в Ашхабаде, в Фрунзе, Ташкенте и т. д.)
Первый советский фантастический фильм — «Аэлита» (1924).
В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин“» Сергея
Эйзенштейна, который считается одним из наиболее значимых фильмов за
всю историю советского кино.
В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве.

4.

1935 году прошёл Советский кинофестиваль
30-е
в Москве. В состав жюри входили Борис
Шумяцкий (председатель), Сергей
Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр
Довженко, Александр Аросев и Анри Дебри́ .
Главный приз фестиваля был вручён
киностудии «Ленфильм» за кинокартины
«Чапаев», «Юность Максима» и
«Крестьяне»[6]. В 1959 году фестиваль был
возобновлён как Московский
международный кинофестиваль.
Достижением советского кинематографа в
1930-е годы оказалось создание особого
кинематографического языка, который
соединил в себе реалистические традиции
русского сценического искусства, известные
во всём мире как система Станиславского, с
новейшими техническими приёмами, на
которые тогда оказался способным мировой
кинематограф.

5.

По количеству киноустановок наша страна занимала первое
Система кинопроката и кинопоказа в СССР
место в мире (около 35 тысяч установок, по данным НИКФИ на
1957 г.1, однако количе- ство мест в этих киноустановках
невелико, так как в нашей стране очень маленькие по вместимости кинотеатры. если в Австралии средняя вместимость
кинотеатра составляет 692 места, в Англии – 922, в США – 628,
во Франции – 477, в Мексике – 652, в Португалии – 633, в Перу
– 898, то в СССР средняя вместимость стационар- ного
кинотеатра – 148 мест, т.е. примерно в 4–5 раз меньше, чем в
ряде капиталистических стран. В результате, хотя у нас больше
кинотеатров, чем в США, но мест в этих кинотеатрах
значительно меньше: в США 12 млн мест, в Советском Со- юзе –
5 млн мест. еще более разительными дела- ются эти цифры
при пересчёте количества мест на тысячу человек населения.
Из стран с насе лением свыше 2 млн человек мы по количеству
мест в кинотеатрах на тысячу человек населения находимся на
29 месте. Так, например, в Ав- стралии на тысячу человек
приходится 130 мест, в кинотеатрах Новой Зеландии – 124
места, в Ве- ликобритании – 81, во Франции – 62, в Чехословакии – 53, в Уругвае – 46 и т.д. В Советском Союзе на тысячу
человек населения имеется все- го 18 мест (по данным
Государственного научно- технического комитета при Совете
Министров СССР) или 25 мест (по данным НИКФИ)» [7, с. 20–
33].
Подобная ситуация складывалась из-за практики
строительства не только в сёлах и малень- ких посёлках, но и в
крупных городах малогабаритных кинотеатров с небольшим
количеством зрительских мест и, как следствие этого, с низкой
техникой показа. Это приводило к прежде- временному износу
копий, к нехватке киноме хаников и к дальнейшему
ухудшению состояния кинофикации страны.

6.

Таким образом, киносеть страны стартовала в новый период своей истории с очень низкой отметки. Тем не менее,
чудо возрождения и стре- мительного развития не обошло и эту традици- онно отсталую и запущенную сферу
советской киноиндустрии, хотя объективно развитие ее требовало намного больших усилий и совсем других средств.
В 1955 году Министерство культуры СССР совместно с МГК КПСС и Моссоветом внесло предложение о строительстве
кинотеатров. По предварительным расчетам, к 1958 г. в столице необходимо было построить не менее 400 кинотеатров. Кроме того, планировалось значительно расширить сельскую киносеть, главным образом за счет
оборудования киноустановок в колхоз- ных клубах.
Затраты на строительство кинотеатров, по расчетам специалистов, должны были окупиться с лихвой в течение 1,5–2
лет. Так, строительство кинотеатра на 800 мест (для областных и про- мышленных центров) обходилось в 3 млн рублей. При средних показателях работы кинотеа- тра государство в течение двух лет должно было получить около 4 млн
рублей.
60-е.
Решение о массовом и ускоренном строи- тельстве новых кинотеатров на этот раз не оста- лось на бумаге.
Строительство кинотеатров продолжалось и в 1960-х гг. Для того чтобы городах на каждые 100 жителей было хотя бы
30 мест, по расчетам, произведенным в 1966 г., надо было построить за 5–7 лет 2,5–3 тыс. кинотеатров общей
вместимо- стью 2,5 млн мест2. Был принят ряд мер и посла блений, стимулирующих местные власти на инициативное строительство новых киноточек. Так, в качестве поощрительной меры было позволено открывать
кинотеатры в первых этажах обычных жилых зданий (по типу помещений для магази- нов), что намного удешевляло
строительство.
К середине 1960-х годов кинопосещаемость существенно возросла. Особенно значительный рост ее произошел в
сельской местности, соста- вив к 1966 г. 18,5 посещений в год.
Доходы от кинопроката росли в нашей стра- не небывалыми темпами. В течение года филь- мы смотрели свыше 4 млрд
зрителей, валовый сбор от кино к 1966 г. составил около 1 млрд рублей3. Из этой суммы в доход бюджета в виде
налога с кино, являющегося чистой прибылью государства, отчислялось 440 млн рублей, около 300 млн расходовалось
на содержание киносети, и 170–180 млн. – на производство фильмов, их тиражирование, кинопрокат и покупку зарубежных фильмов. Таким образом, кинематограф в СССР был единственным искусством, которое в те годы давало
устойчивый, постоянный и все возрастающий доход.
На период с 1967 по 1975 гг. приходилась са- мая высокая кинопосещаемость в СССР за всю историю страны.

7.

Однако при всей грандиозности приведен- ных выше цифр,
существовавшая тогда система планирования и финансирования
кинопроиз- водства не была прямо и непосредственно на- целена на
извлечение максимально возможной прибыли от проката картин.
Каждый выпущен- ный студией фильм автоматически оплачивал- ся
органами проката по его сметной стоимости с включением 5%
плановой прибыли и надбав- ки за качество в пределах 5–10%.
Причем раз- мер этой поощрительной надбавки определялся по вкусу
чиновников еще до выхода фильма на экран, то есть без учета того,
насколько хорошо
2 Строительство кинотеатров осуществлялось и за счет пла- новых
капитальных вложений, и за счет кредитов Госбанка, причем ссудное
строительство должно было обеспечивать- ся в полной мере фондами
на материалы. – Прим. авт.
3 Валовый сбор средств от кино в 1966 г. вырос на 143 млн руб- лей
(или на 16%) по сравнению с 1963 г. и составил: 1963 г. – 890 млн
рублей, 1964 г. – 941 млн рублей, 1965 г. – 975 млн рублей и 1966 г. –
1036 млн рублей.
или, наоборот, неприветливо фильм будет при- нят зрителями
(напомним, что этот «принцип» действовал с 1938 г.).
Художественные фильмы продавались ки- нопрокату как некий
совершенно усредненный
«товар», оставляя киностудии абсолютно неза- интересованными в
результатах продвижения фильма в прокате, в его успехе у зрителей.
Та- ким образом, у киностудий отсутствовал один из главных
стимулов – материальный – в борьбе за уровень выпускаемых картин.

8.

1970-е годы
Советские кинематографисты достаточно активно сотрудничали не
70-е
только с коллегами из стран социалистического лагеря
(преимущественно — из Восточной Европы), но и с продюсерами,
режиссёрами, актёрами из стран капитализма. Первым фильмом
совместного производства был советско-финский фильм «Сампо»,
вышедший на экран в 1958 году. Среди удачных примеров
сотрудничества: советско-итальянско-британский фильм «Красная
палатка», снятый Михаилом Калатозовым в 1969 году, советскоитальянский фильм 1970 года «Ватерлоо» режиссёра Сергея
Бондарчука и продюсера Дино Де Лаурентиса, советско-японский
фильм «Москва, любовь моя», снятый в 1974 году Александром
Миттой, советско-японский фильм 1975 года режиссёра Акиры
Куросавы «Дерсу Узала», советско-французско-швейцарский фильм
«Тегеран-43» (1980) с Аленом Делоном в одной из главных ролей,
фильм 1987 года «Очи чёрные», снятый Никитой Михалковым с
Марчелло Мастроянни в главной роли.
Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было
разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское
время он считался мастером грандиозных батальных сцен с
многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).
К середине 1970-х популярность в СССР начало набирать кино
«массового» жанра — впервые был снят ряд советских фильмов
катастроф («Экипаж» (1979) и пр. и боевиков («Пираты XX века»
(1980) и др.)[8].

9.

С началом Перестройки советское кино начало менять свой облик.
Знаковым событием позднего периода истории советского
кинематографа стал V съезд Союза кинематографистов, состоявшийся
в мае 1986 года. На этом мероприятии было фактически свергнуто
старое руководство Союза. С этого момента ведется отсчет эпохи так
называемого «перестроечного» кино, когда в фильмах начинают
подниматься ранее запретные темы, они становятся нарочито
острыми и натуралистичными, иногда граничащими с откровенной
«чернухой». Одновременно продолжают сниматься фильмы и в
прежней стилистике.
Последние годы существования СССР стали плодотворным временем
80-е
для кинематографа. В этот период выходят несколько популярных и
во многом знаковых картин: «Покаяние» Т. Абуладзе (1987), «Забытая
мелодия для флейты» Э. Рязанова (1987), «Маленькая Вера» В. Пичула
(1988), «Интердевочка» П. Тодоровского (1989) и др.
В конце 1980-х появляется коммерческий кинематограф (см.
Кооперативное кино). Первой коммерческой лентой стала комедия А.
Эйрамджана «За прекрасных дам!» (1989), снятая кооперативом
«Фора-фильм».
В октябре 1991 года на экраны вышел фильм-притча Э. Рязанова
«Небеса обетованные», ставший своеобразным реквиемом ушедшим в
историю советской стране и социалистическому строю. Символично,
что именно эта картина стала лучшим фильмом последнего года
советской истории по версии журнала «Советский экран», тем самым
подведя черту и под историей советского кинематографа.

10.

№ п/п
1
2
3
Лидеры
советского
проката
4
5
6
7
8
9
Название и
кинопрока
тный год
Пираты XX
века
Москва
слезам не
верит
Бриллианто
вая рука
Кавказская
пленница,
или Новые
приключени
я Шурика
Свадьба в
Малиновке
Экипаж
Киностуди
я
Жанр
Киностудия боевик
им.
Горького
Мосфильм
мелодрама
Мосфильм
Зрители(
млн)
87,6
84,4
комедия
76,7
комедия
76,5
комедия
74,6
Мосфильм
Ленфильм
Мосфильм
Операция « Мосфильм
Ы» и другие
приключени
я Шурика
Щит и меч Мосфильм
Новые
Мосфильм
приключени
я
мелодрама,
остросюжет 71,1
ный
комедия
69,6
военный,
остросюжет 68,3
ный
приключени
66,2
я

11.

90-е: кина не
будет?
English     Русский Правила