218.12K
Категория: ФилософияФилософия

Задачи и предмет социальной философии

1.

Задачи и предмет социальной
философии.
Выполнила Хананова Юлия
9-25Ц

2.

Социальная философия является разделом,
частью философии, а потому все характерные
черты философского знания должны быть
присущи и социальной философии.

3.

Имеется еще один источник, помогающий социальной
философии развивать свои понятия, разрабатывать глубже
свой предмет исследования; таким источником является
природа, комплекс наук о природе: биология, физика,
география, космология и др. В философском плане общество
выступает как одна из форм (причем высшая форма)
движения материи, определяемая в своем генезисе развитием
неорганической и органической природы на Земле; немалое
значение, между прочим, имеет воздействие солнечной
активности на социальные процессы, изучаемые в социальной
философии. Общество есть одна из многих систем, причем она
является открытой системой, подверженной воздействию
более масштабных природных систем. Из этого следует, что не
только при своем возникновении общество опиралось на
природу, но и в последующем оно должно было
взаимодействовать с природой, а разнообразные социальные
структуры так или иначе вбирают в себя природные
компоненты.

4.

С самого начала изучения социальной
философии необходимо иметь в виду по
крайней мере две узкие и непродуктивные в
целом стратегии исследования:
1) натуралистскую, стремящуюся редуцировать
общество к биологическим проблемам.
2) социологизаторскую, абсолютизирующую
социологические факторы в его развитии и в
детерминированности сущности человека

5.

Достаточно широкую, как представляется, общую характеристику
предмета социальной философии можно теперь завершить двумя
краткими определениями ее понятия:
1) социальная философия, «основываясь на
принципе антропоцентризма, исследует
состояние общества как целостной системы,
всеобщие законы и движущие силы его
функционирования и развития, его взаимосвязь
с природной средой, окружающим миром в
целом»

6.

прямой задачей социально-философской
теории является понимание общества как
особого самодостаточного коллектива
взаимодействующих людей, обладающего
универсальными законами организации и
конкретными формами их проявления.

7.

В социальной философии имеются разные
точки зрения почти на каждую проблему, да и
на весь комплекс ее проблем. Со многими из
этих подходов можно познакомиться по тем
учебным пособиям, которые названы в
предисловии; некоторые из них будут
охарактеризованы в этом учебнике. Однако уже
сейчас целесообразно коснуться двух широко
распространенных подходов:
цивилизационного и формационного.

8.

Считается, что предметом социальной
философии является общество. Однако это
верное в определенном смысле утверждение
нуждается в существенном уточнении,
поскольку общество изучается в разных
аспектах и на разных уровнях многими
науками, не являющимися социальной
философией.

9.

Термин «цивилизационный» происходит от
слова «цивилизация», которое имеет много
значений и используется даже в социальной
философии, или философии истории, в
различных смыслах в зависимости прежде всего
от общей позиции философа или социолога.

10.

Понятие «цивилизация» позволяет
зафиксировать начало собственно социальной
стадии эволюции человеческого рода, выход его
из первобытного состояния; динамику
развития общественного разделения труда,
информационной инфраструктуры,
доминирующей формы социальной связи и
социальной организации в рамках «большого
общества».

11.

принято выделять три основные исторические
формы цивилизационного мироустройства:
1) земледельческую (аграрную)
2) индустриальную (техногенную)
3) информационную (постиндустриальную).

12.

Некоторые из социологов уточняют, что первая
(доиндустриальная) стадия есть аграрноремесленная и охватывает не только
первобытно-патриархальное общество, но
также и рабовладельческое и феодальное
общества; техногенное же общество
соотносится с появлением и широким
распространением машин и квалифицируется
как «индустриально-машинная» эпоха
человечества (в двух ее ипостасях
«капиталистической» и «социалистической»).

13.

Представителем, а точнее, основоположником
формационного подхода явился К. Маркс. Он
подразделил все общества в истории
человечества по «форме» способа производства,
каковой были производственные, прежде всего
имущественные отношения. Им выделялись:
первобытно-общинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая и
коммунистическая (с первой фазой –
социалистической) общественноэкономические формации. К ним добавлялась
еще одна – «азиатский способ производства».

14.

Складывается в целом представление, что
формационный подход и цивилизационный
подход, если преодолеть их крайности, могут
быть совместимы друг с другом, они
взаимодополняемы.
English     Русский Правила