1.39M
Категория: ИсторияИстория

Наши знаменитые земляки (XVI – XIX вв.). Белгородчина

1.

Наши знаменитые земляки
(XVI – XIX вв.).
Выполнил: Филиппов Владислав Алексеевич,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ “Ассоль”

2.

Главное богатство Белгородчины -трудолюбивые и любящие свою землю
люди .В самые трудные периоды истории страны они вставали на защиту о
течества , а в мирное время обустраивали свой край, растили хлеб,
воспитывали новое поколение.
Белгородскую землю прославили видные деятели культуры, талантливые
организаторы народного хозяйства, выдающиеся спортсмены. И сегодня , н
аследуя все лучшее из завещанного предками, белгородцы стремятся
сделать свой край еще краше и богаче.

3.

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ (1788-1863)
Родился 18 (6) ноября 1788 года в Белгородском к
рае, в семье крепостных графа
Г. С. Волькенштейна.
Творческая жизнь Михаила Щепкина
началась в провинции, в частных театрах.
Однажды его увидел на сцене драматург М. Н. З
агоскин, служивший в конторе московских
театров. Его отзыв был предельно краток:
«Актёр — чудо-юдо». Вскоре, после удачного
дебюта в Москве, Щепкина пригласили в
Императорский московский театр.

4.

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ
В 1822 году он переехал в Москву уже вольным актёром. Вступление М. С.
Щепкина на сцену Императорского московского театра стало крупнейшим с
обытием в истории сценического искусства.Приезд в Москву совпал с пери
одом подъёма оппозиционных настроений в дворянской среде накануне во
сстания декабристов. Благодаря родственным отношениям с профессором
университета П. С. Щепкиным, Михаил Семёнович сразу вошёл в известны
й свободомыслием круг профессоров Московского университета. В доме пр
офессора М. П. Погодина он познакомился с А. С. Пушкиным и А. Мицкевич
ем. Именно в это время А. С. Грибоедов сочинил свою комедию «Горе от у
ма», и М. С. Щепкин обратился к его творчеству.Встреча с Н. В. Гоголем ста
ла определяющей в творческой биографии артиста. Именно в пьесах Н. В.
Гоголя игра М. С. Щепкина достигла подлинных высот. Пьесы «Ревизор», «
Женитьба», «Тяжба», «Игроки», представленные Щепкиным на сцене, опре
делили принципы искусства, которые стали доминировать в театре второй
половины XIX века.

5.

ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ
Постоянно гастролировал в разных городах России: в Петербурге, Харькове, К
иеве, Одессе, Воронеже и т. д. Каждый приезд М.С. Щепкина расценивался та
м как большое событие не только театральной, но и общественной жизни.Писа
тель И.С. Тургенев специально для Щепкина написал роли Мошкина в «Холост
яке» и Кузовкина в «Нахлебнике». Роль Кузовкина явилась последней крупной
работой актера в Малом театре. Пьеса, написанная в 1848 году, была разреше
на к постановке, когда Щепкину исполнилось уже 74 года. Но ни
возраст, ни усталость, ни болезни не помешали великому актеру создать
цельный, правдивый, глубоко трогательный образ Кузовкина.
В апреле 1863 года с разрешением государя Щепкину был предоставлен на
лето отпуск в Крым с сохранением содержания. В Ялту М.С. Щепкин приехал с
овсем больным, страдая ужасной одышкой. Сначала он поселился у своих
знакомых, но вскоре его перевезли в гостиницу.Ушел из жизни 11(23) августа 1
863 года в Ялте. Похоронен в Москве, на Пятницком кладбище.

6.

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ
Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), известный
русский культурный деятель родился в богатой помещичьей
семье в Воронежской губернии. Первые годы детства
Станкевич провел на полной барской воле, среди деревенского простора. В возрасте 10 лет был отдан в острогожское
училище, а затем – в воронежский благородный пансион. В
1830 Николай Станкевич поступил в московский университе
т и здесь скоро сделался центром целого кружка молодых л
ю-дей, которых привлекал своей женственно-нежной и болез
ненно-чуткой натурой и умом живым и восприимчивым. Поп
улярные профессора московского университета того времени, Надеждин и Павлов, оказали наиболее сильное влияние
на Станкевича, воспитав в нем своими лекциями любовь к
эстетике и немецкой философии.

7.

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ
По окончании университетского курса, Станкевич уехал в деревню, но ни в личной, ни в об
щественной жизни не нашёл там достаточных стимулов к активной деятельности. Вернувш
ись в 1835 в Москву, Николай Владимирович возобновил свои прежние теоретические заня
тия и всецело отдался им. Он усердно изучал немецкую философию, составлял планы лит
ературных работ, но развившаяся чахотка вынудила его отказаться от ученой деятельност
и и уехать сначала на Кавказ, а потом за границу. За границей Станкевич возобновил заня
тия философией; в Берлине слушал лекции Вердера, Ренне и др. и здесь же сблизился с Г
рановским. В 1839 он переехал в Италию, где и скончался 27 лет от роду.В русской литера
туре Станкевич не оставил почти никакого следа. Все его значение определяется тем умст
венным и моральным влиянием, которым он пользовался в кружке собиравшейся около не
го в Москве молодежи. Кружок Станкевича выделил из себя позднее несколько лиц, сыгра
вших видную роль в русской беллетристике, науке и политике. К числу участников этого кр
ужка относились Белинский, поэт Кольцов, писатель Иван Тургенев, славянофил Констант
ин Аксаков, историк Грановский, основатель анархизма Михаил Бакунин. Насколько благот
ворно было влияние Станкевича на окружающих, показывает отзыв Грановского. «Никому
на свете, – писал он после смерти своего друга, – не был я так много обязан: его (Станкеви
ча) влияние на меня было бесконечно и благотворно». Поэт Кольцов первую горячую подд
ержку получил именно от Станкевича.

8.

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ
Николай Владимирович был наиболее типичным и ярким представителем той группы русской интеллигенции, за которой установ
илось название «идеалистов 1830-х годов». По словам Герцена, «болезненный и тихий поэт и мечтатель, Станкевич естественно
должен был больше любить созерцание и отвлеченное мышление, чем вопросы жизненные и чисто практические». Его стремлен
ия были возвышенны и идеальны. Отрешившись от жизни, с восторгом отдаваясь философии и искусству, Станкевич уносился н
а такие высоты умозрения, куда не достигал шум из мира действительности. Личная дружба, но прежде всего солидарность симп
атий в поэзии и философии создавала связь между членами кружка; из-за отвлеченных же вопросов, после отчаянных споров, дл
ившихся иногда целые ночи напролет, люди, любившие друг друга, расходились на целые недели. Сам Станкевич при этом сохра
нял ту обычную для него ясность, безмятежность, цельность натуры, которая внушала его друзьям такое глубокое уважение и так
ую горячую привязанность к нему.Нравственное обаяние его личности не заслоняет и положительной заслуги Николая Владимир
овича Станкевича. Именно его авторитетным указаниям кружок обязан был тем, что мог воспринимать все новое в тогдашних фи
лософии, науке и литературе. Умственное общение кружка было продолжением университетского товарищества, которое связало
молодых людей одним увлечением шеллинговой философией и эстетикой, обнаружившимся еще на студенческой скамье. У себя
на квартире Станкевич читал друзьям своих любимых немецких писателей и поэтов Шиллера, Гете, Гофмана, а из русских – Пушк
ина, Жуковского, а потом Лермонтова и Гоголя. В философии, начав с Шеллинга, Станкевич затем перешел к последовательному
изучению всех германских философов, с Канта. С Гегелем он основательнее познакомился в 1835 и, став одним из первых русски
х последователей знаменитого немецкого мыслителя, своим энтузиазмом привлек к нему симпатии многих своих друзей.Все напи
санное лично Николаем Владимировичем Станкевичем, не имеет почти никакого литературного значения. Трагедия «Василий Шу
йский» (1830), «Несколько мгновений из жизни графа Т.» («Телескоп», 1834), несколько стихотворений («Телескоп», 1831 – 35, «М
олва», 1832 – 34) – вот и все его скудное литературное наследие. Самое ценное, что осталось от Станкевича, это – его письма.

9.

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ
Владимир Григорьевич Шухов [16.0 8.1853,
г. Грайворон, ныне Белгородской области, - 2
.2.1939, Москва], советский инженер и учен
ый, почетный академик (1929; член-корреспо
ндент 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК
(1927). По окончании МВТУ (1876) был кома
ндирован в США. В 1877-78 годах начальник
чертежного бюро Варшавской железной дор
оги в Петербурге, с 1878 года главный инжен
ер технической строительной конторы в Мос
кве. После Октябрьской революции 1917 год
а работал в строительной конторе завода "Па
рострой" (Москва), затем на самом заводе.

10.

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ
Основные труды по технике нефтяной промышленности, теплотехнике и строительному д
елу. Автор или соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке и испо
льзованию нефти. В 1891 году запатентовал промышленную установку для перегонки неф
ти с разложением на фракции под действием высоких температур и давлений; установка в
первые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе (Шухов признан изобрет
ателем крекинг-процесса). Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное
сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им распыливающей форсунки (1880)
, позволившей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом производства. Раз
работал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха. Произвел расч
еты и руководил строительством первого в России нефтепровода (от Балаханских нефтян
ых промыслов до Баку, 1878), несколько позже в Баку же создал первый в мире мазутопро
вод с подогревом. Под руководством Шухова спроектировано и построено первое в Росси
и металлическое нефтеналивное судно. Шухов ввел в практику клепаные резервуары для х
ранения нефти. Решение задачи о наивыгоднейших размерах резервуаров, полученное Шу
ховым, широко применяется во многих отраслях промышленности.

11.

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ ШУХОВ
Научная и инженерная деятельность Шухова относится к самым различным областям
техники. Он создал водотрубные паровые котлы, получившие мировую известность. Р
азработал конструкции легких, экономичных перекрытий: висячие сетчатые, перекрыв
ающие площадь в несколько тысяч квадратных метров, металлические арочные (перек
рытие платформ Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды двоякой криви
зны с пролетами до 40 м. По проектам Шухова сооружено около 200 башен оригиналь
ной конструкции в нашей стране и за рубежом (в т. ч. Шаболовская радиобашня в Мос
кве). Под руководством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов (через
Оку, Волгу, Енисей и др.), большое число сооружений и конструкций: зерновые элеват
оры, доменные печи, плавучие ворота сухого дока, вращающаяся сцена МХАТа и др.
По проекту Шухова и под его руководством осуществлен подъем наклонившегося мин
арета медресе Улугбека в Самарканде. Шухов принимал участие в разработке и произ
водстве нескольких типов мин с сетями заграждения, минных взрывателей, платформ
для тяжелых орудий. Премия им. В. И. Ленина (1929).

12.

Посвящение В. Г. Шухову 1853-1939
Автор: Игорь Киров
Мы на пороге юбилея.
Сто шестьдесят годов назад
На свет явился не робея
Владимир Шухов, говорят!
Владимир Шухов – созидатель!
По всем статьям – изобретатель!
Его работа – крекинг нефти
Историю творила, честно…
За что ни брался – всё дотошно,
Под доказательства и точно.
Гидравликам создал расчёт,
Как жидкость по трубе течёт.
А можно строить телебашню,
На Шаболовке. Видел краше?
Стоит уж девяносто лет
От Шухова нам всем привет.
Построил башен Шухов много,
Штук двести, на широку ногу.
И даже на морских линкорах
Стояли мачты на опорах
Его наследие живо!!!
Мазут и нефть – нам всем тепло.
Как строят в мире без стропил
Владимир Шухов научил.
Велик и гениален он!
За всё, что сотворил – поклон!

13.

27 сентября 2013 года исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В.Станкевича,
поэта, эстетика, философа.
ХIХ век, в котором жил Станкевич, давно
уже занесен в исторический формуляр вре
мени. Но имя Станкевича не затерялось на
трактах и шляхах неспокойных эпох. Оно
осталось и сохранено в названиях улиц, у
чебных заведений, учебниках по философ
ии, литературе, искусству, в энциклопедия
х, фильмах, театральных постановках, экс
позициях российских и зарубежных музее
в, памятниках, воспоминаниях людей, хоро
шо его знавших, а также тех, кто после сме
рти занимался или сейчас занимается иссл
едованием его быстрой, но яркой жизни. Л
итературным памятником ХIХ века стала е
го «Переписка», которую Лев Толстой чита
л со слезами на глазах.
Творчество Станкевича востребовано и сего
дня, о чем свидетельствуют издаваемые книг
и и сборники, в которые включаются его про
изведения и письма. Не зарастает тропа и к е
го могиле на семейном кладбище на меловы
х горах в родной Удеревке, куда приезжают и
приходят люди из всех уголков страны, ближ
него и дальнего зарубежья. Как и в школу, по
строенную на деньги его друга Януария Нев
ерова (теперь там музей Станкевича).
Такое отношение людей разных поколений и
разных веков – лучший из памятников Станк
евичу, поэту, философу, просветителю. Нако
нец, человеку, которого любили и продолжа
ют любить все, кому дорого прошлое и наст
оящее России.

14.

Из воспоминаний харьковского писателя
Григория Квитки-Основьяненко
М.С.
Щепкин… его никто не наставлял и не учил
: таланта, подобного Щепкину, нельзя произвести
, он сам родится и часто бывает неизвестен своем
у хозяину до времени. Мы все, не видевшие дале
е провинциальных театров, в Щепкине начали по
нимать, что есть и каков должен быть актер… так
нам ли было учить его?

15.

Их помнит не одно поколение.
Многие
известные личности подарили
миру огромное наследие, оставив
после себя яркий след в мире.
Эти люди прожили яркую и насыщенну
ю жизнь.
English     Русский Правила