20.02M
Категория: КультурологияКультурология

Китайский костюм

1.

Китайский костюм
История костюма

2.

Домашнее задание:
Прочитать об искусстве Китая в учебнике:
Н.М. Сокольникова - История изобразительного искусства 2007. Том 1. Страницы: 254 – 273.
Прочитать о костюме Китая в учебнике:
Плаксина Э.Б. - История костюма. Стили и направления – 2004.
Страницы: 69 – 76.
Письменно ответить на вопросы после главы III.6
Материалы и дополнительная информация:
vk.com/giefpt_art.com

3.

Происхождение китайской традиционной
одежды
«Весны и осени господина Люя», «Происхождение поколений», «Трактат учителя из
Хуайнани»
-памятники древнекитайской философской прозы

4.

Кто создал одежду?
Хуан Ху
Ди Цао
Бо
Ю
В исторических документах однозначного ответа нет.

5.

С какой целью была создана
первая одежда?
Для
Для
Для
защиты от
сокрытия
украшения
холода
тела
Авторы древних трактатов вновь расходятся во мнении

6.

Шаньдиндун - стоянка эпохи позднего палеолита у
железнодорожной станции Чжоукоудянь.
На территории стоянки были обнаружены костные
остатки неоантропа так называемый
шаньдиндунский человек, а также орудия из камня и
кости.
Находка погребения свидетельствует о
существовании определённых религиозных
представлений.
Здесь были обнаружены костяные иглы, раковины
моллюсков, рыбьи кости, клыки животных и мелкие
камни с отверстиями механического происхождения.
Наличие определённых эстетических представлений.
Умение шить одежду.

7.

Наскальные рисунки в провинции Ганьсу

8.

Шелковичный кокон впервые был
разрезан в неолитическую эпоху
вблизи деревни Сиин уезда Ся
провинции Шаньси.
(Данные археологических раскопок)
Впоследствии, при раскопках
неолитических культур находили
шелковую и льняную ткань,
окрашенную в алый цвет
(киноварь).

9.

Пустая деревня провинции
Шаньси

10.

Когда были заложены
основы традиционной
китайской одежды?

11.

Во времена Жёлтого императора Хуан ди
Одеяние состояло из шапки, головного
платка, двух предметов ичан, обуви и носков
И – то, что надевали наверх
Чан – то, что надевали снизу
Принцип ичан соблюдался в Древнем Китае

12.

В эпохи СЯ, ШАН и ЧЖОУ происходило
становление и развитие китайской
государственности.
Традиционная одежда этих периодов:
Гуаньфу – головной убор и костюм
В эпоху Чжоу была создана должность
смотрителя княжеского гардероба

13.

14.

Одежда эпохи Ся
Шили шёлковые и льняные
одежды, окрашенные киноварью.
Цвет и фасон связаны с иерархией.
Различались фасоны, материал и
украшения.

15.

Одежда эпохи Шан
Основные материалы: кожа, выделанные
шкуры, шерсть, конопля, шёлк.
Появляется повседневная одежда из тонких
тканей. (Конопляная, шёлковая)
Появились: узорчатая парчашёлк с тканым
узором, тонкое сукно.

16.

Красители эпохи Шан
Киноварь, бутоны софоры японской,
гардения жасминовидная, дуб острейший,
мятлик, марена сердцелистная, воробейник
краснокорневой
Усовершенствование
технологии окрашивания.
Нанесение сложных узоров.

17.

Киноварь

18.

Бутоны софоры японской

19.

Гардения жасминовидная

20.

Дуб острейший

21.

Мятлик

22.

Марена сердцелистная

23.

Воробейник краснокорневой

24.

В городе Аньян провинция Хэнань, в древней столице Инь, в
усыпальнице Фу Хао - любимой жены правителя царства Шан,
императора У Дина (1250-1192 гг. до. н.э.), обнаружили статуэтку
человека, вырезанную из Нефрита

25.

Фу Хао – первая женщинаполководец.
(Современная скульптура)

26.

Раскопки гробницы Фу Хао

27.

Гробница Фу Хао

28.

Нефритовая
статуэтка
Образец
Одежды
Эпохи
Шань

29.

Какая одежда на статуэтке?
Узорчатая рубаха с воротником цзяолин
(воротник с запахом) и узкими рукавами.
По краям воротника и манжетов пущена тесьма.
Талия стянута широким поясом.
К нему прикреплены кожаные
ножны.
Юбка чан
(узкая длинная юбка до пят).
В эпоху Шан уже носили брюки,
Одежда обычно делилась на
Верхнюю и нижнюю.

30.

Важной частью образа были
ювелирные украшения.
Основные виды украшений:
Заколки, шпильки, ожерелья, серьги,
браслеты.
Мужской головной убор (статусный)
обильно украшался
драгоценностями и вырезанными из
нефрита рыбками.

31.

Одежда эпохи Чжоу
Эпоха Чжоу
Периоды
Сражающихся
Царств
Западная
Чжоу
Восточная
Чжоу
Периоды Весен
Периоды Осеней

32.

33.

Куджэ – это костюм, возникший в эпоху Чжоу,
отличительной особенностью которого являлся
раздельный верх и низ. Верхняя часть костюма выглядит
как короткая мантия с широкими рукавами
(на территории центральной части государства куджэ был
с узкими рукавами).
Именно тогда одежда стала запахиваться слева направо.
Нижняя часть куджэ представляла собой узкие брюки,
однако это не устроило некоторые консервативно
настроенные части населения, привыкшие к нормам
церемониальной одежды, которая лежала свободно, не
подчеркивая изгибы тела.
Недовольство данным элементом одежды привело к
замене облегающих брюк на более свободные.

34.

35.

Основной формой одежды являлся шеньи – халат,
отрезной по талии, передняя часть которого
вытягивалась в треугольник.
Упоминание о данном элементе китайского
костюма впервые появилось в «Книге обрядов» –
одном из главных канонов конфуцианства.
Шеньи была посвящена отдельная глава, где
пояснялось:
ширина его талии должна была быть в три раза
больше, чем ширина обшлагов, а ширина халата
внизу должна была соответствовать ширине
талии.

36.

Правительство учреждает специальный орган
по управлению текстильным производством.
Формируется жёсткая система этикета.
Облачение = символ положения в обществе.
Устанавливается порядок ношения гуаньфу и
фучжан.
Гуаньфу – одежда и головные уборы
чиновников. Различались в зависимости от
ранга.
Фучжан – нашивки, указывающие ранг
чиновника.

37.

Передник в виде топора из выделанной кожи.
Окрашивался в красный цвет.
Фу – передник, вышитый шёлковыми узорами.
Чифэй – алый ритуальный передник.
Сифу – ритуальный передник на колени.
Принцип одежды ичан (раздельная верхняя и
нижняя одежда) становится единым для всех
китайских традиционных костюмов.

38.

Узоры ткани, утверждённые для царской семьи:
Шир чжан – двенадцать эмблем. (Солнце, луна, звёзды,
горы, дракон, фазан, пара жертвенных чаш, водоросли,
огонь, зерно, вышивка фу и секира.
Традиция ношения:
Подчёркивается контраст между верхней и нижней
частью одежды.
(широкая рубаха сочетается с облегающей нижней
частью)
Халат шэньи становится домашней одеждой высших
чиновников, но парадной одеждой простолюдинов.

39.

Парчовый халат с узорами в виде ромбов (период
Сражающихся царств, раскопки в провинции Хубэй,
захоронение Машань)

40.

Одежда эпохи Цинь и Хань
Связь одежды и профессии
Крестьяне и простолюдины носили одежду
белого или чёрного цвета.
Белый/Чёрный = не имеющий цвета =
носящий его не имеет положения в обществе

41.

Деревянная статуэтка мужчины в
головном уборе. Найдена при
раскопках в Мавандуе (город Чанша,
провинция Хунань)

42.

43.

Фреска с изображением мужской
фигуры, обнаруженная в гробнице
династии Западная Хань (206 г. до
н.э. - 8 г. н.э.) в уезде Цзинь-сян

44.

В период Цинь и Хань развивается
культура развлечений.
Костюмы певцов, танцоров, циркачей –
имеют свои особенности.
Танцовщицы: длинные рукава, красивый
пояс, специальная обувь для выступлений.
Циркачи надевали смешные костюмы.

45.

Династия Хань

46.

В эпоху Цин и Хань появляется
множество тканей.
Простые люди имеют право
носить только светлую
неокрашенную одежду из грубого
материала.
Но торговцы носили шёлк и
обвешивали себя маленькими
золотыми фонариками.

47.

Погребальные статуэтки, найденные в
Нанкине
Парча с узорами в виде деревьев, эпоха
Северных династий. Захоронение
Астана, Синьцзян

48.

Фреска из гробниц Дахутин поздней династии
Восточная Хань (25-220 гг. Н.э.) в Чжэнчжоу , Хэнань,
Китай

49.

Эпоха Цин-Хань – важный этап развития цветной
одежды.
В этот период учения ин-ян и учение о пяти
элементах (дерево, огонь, земля, металл, вода),
стали сочетаться с цветами одежды.
Основной цвет мужской парадной одежды –
чёрный.
Чиновники рангом выше третьего носили
зелёный халат.
Простолюдины ходили в белом.
Женская одежда в цветовой палитре подчинялась
традиционной идее о пяти стихиях.

50.

Цветной халат с рисунком. Найден при
раскопках в Мавандуе
(провинция Хунань)

51.

Кроме халата шэньи начинают носить халаты-платья.
Для императорского дворца существовало более двадцати
видов одежды: парадные, для приёмов, повседневные
одеяния.
Ранговые различия касались и порядка ношения одежды
гуаньфу и пэйшоу (подвески на парадном поясе).
Главные виды одежды: халат, кафтан, короткая кофта,
платье. Но принцип ичан продолжал существовать.
Цвет парадной одежды зависел от времени года:
Весна – голубая одежда,
Лето – красная одежда,
Конец лета, начало осени – жёлтая одежда,
Осень – белая одежда,
Зима – чёрная одежда.

52.

Для обряда жертвоприношения надевали
церемониальную одежду мяньфу:
Состояло из головного убора мянь,
похожего на тиару;
И платья фу –
оно существовало
в шести вариантах,
и вид облачения зависел
от того,
кому приносилась жертва

53.

Одежда из золота и нефрита, усыпальница округа
Маньчэн, провинция Хэбэй

54.

55.

Маньчэ́ н — один из важнейших археологических памятников китайского
искусства периода Хань. В одной могиле похоронен принц Лю Шэн (? — 113 до н. э.)
официальный титул Цзин-ван — сын императора Цзин-ди, в последней
могиле — его жена, принцесса Доу Вань (? — 104 до н. э.) После погребения
принцессы вход в погребение был прочно замурован, что привело к
образованию полностью герметичного пространства, что в свою очередь
способствовало сохранению помещений и инвентаря.

56.

57.

58.

59.

60.

Одежда эпох Вэй, Цзинь и
Северных и Южных Династий
200 – 581 гг. – время правления династий Вэй, Цзинь,
Северных и Южных династий.
Идёт военное противостояние Юга и Севера.
Кочевые племена совершают набеги на все территории.
Головные уборы заменили:
на линь-цзуньцзинь (шапку с заломленным углом)
На линцзинь (мужской платок)
На цзыгуаньцзинь (пурпурную головную повязку)
Байгуаньцзинь (белую головную повязку)
Восстание Чжан Цзюе назвали впоследствии восстанием
Жёлтых повязок (184 – 204 гг.)

61.

В этот период можно отметить следующие особенности одежды:
Халат шеньи и длинные халаты больше не соответствовали привычкам и
быту китайцев.
Короткая одежда северных народностей стала популярна во всех слоях
общества.
Верх одежды куси – короткий; брюки клеш, затянутые шнурком в районе
коленей – фуку.
В одежде нет различий для богатых и бедных.
Цвет не регламентировался.
У женщин верх простой, низ – пышный = жуцюн.
Женщины начали носить парики.
Обувь: хутоулюй (с загнутыми носками) и гаочицзи (сандалии на
деревянной подошве, расписанные лаком*).
* Техника создания подобных изделий следующая: на заготовку наносят множество
слоев лака до тех пор, пока не образуется весьма толстая лаковая пленка, на которой
впоследствии создается шаблон узора. После этого с помощью ножа вырезают рельеф.
После высыхания лака изделие подвергается полировке) и полихромный прорезной
лак «тиси» (тиси – «резной лак» – техника, при которой на поверхность изделия до
получения необходимой толщины наносятся лаки двух цветов – красный и черный, –
затем на лаке создается рисунок, и изделие приобретаем необходимый оттенок. При
этом в местах проведения лезвия ножа виден контраст цветовых слоев.

62.

Одежда эпох Суй и Тан
581 г. Китай объединяется под властью
династии Суй.
Одежд в этот период демонстрировала
свободное мышление и передавала
романтический характер времени.

63.

Наложницы играют в нарды;
автор Чжоу Фан, империя Тан

64.

это самая смелая эпоха в истории
женских нарядов. Именно тогда
появились наиболее яркие
аксессуары, заколки для волос,
украшения для лица

65.

Тафта с набивным узором (эпоха Тан)

66.

Текстильная промышленность развивалась быстро:
простая рама для шелкомотания превратилась в шелкомотальную
машину.
Почти по всему Китаю культивировали и обрабатывали лен.
Качество набивки ткани заметно улучшилось, появились новые
технологии окрашивания, в том числе протравные красители.
Хэбэйская шелковая тонкая ткань, цзяннаньский тюль, сатин с
разнообразными узорами княжеств Пэнчжоу и Юэ, роскошные
разноцветные ткани давали возможность создавать индивидуальный
стиль одежды.
В эпохи Суй и Тан люди, относившиеся к среднему классу, и
представители зажиточных семей любили одежду из шелка. С
помощью специальных технологий из него делали цветную парчу,
особый вид императорской парчи, наряды украшали вышивкой,
рисунками с серебром и золотом, набивными узорами.

67.

Трехцветная керамическая статуэтка
сидящей женщины. Найдена в
Байшакоу (Сиань, Шэньси)

68.

Самый распространенный женский наряд
этого времени
жуцюнь (короткая кофта и юбка с очень
высокой талией, поясок завязывали почти
под мышками).
Этот наряд появился еще в эпоху Хань, но в
этот период юбку подняли еще выше, кофта
становилась все короче, а рукава все уже.
Позже жуцюнь изменился: его рукава были
расширены почти на два-три цуня.
1 цунь = 3,2 метра

69.

Жуцунь

70.

Женщины империи Тан,
носящие жуцюнь с
завязанными выше груди
юбками и короткими
блузками с параллельным
воротником;
автор император Хуэй-цзун,
империя Сун

71.

72.

При императорском дворе стала популярна
безрукавка бань-би.
Она могла быть двубортной, с манжетами, с отложным
воротником или вовсе без него.
Рукава бань-би доходили до локтя, а сама она была
длиной до талии. Ее перевязывали небольшим поясом.
Поскольку воротник был широким, часть груди
оставалась открытой.
Этот вид одежды просуществовал очень долго, а
позднее безрукавки стали носить и мужчины.

73.

Бань-би

74.

Женщины одетые в
баньби;
рисунок в гробнице
принцессы Юнтай

75.

76.

77.

Дасюшань - «платье с большими
рукавами»

78.

79.

Регламент, касающийся повозок и одежды, изменился.
Одеяния Сына Неба и чиновников должны были различаться по цвету, а одежда
чиновников разных рангов – по узорам.
Парадной одежде для приемов предписывался красный цвет,
военной форме – желтый,
повседневная одежда могла быть пестрой.
Желтый цвет считался главным, императорским;
положение пурпурного, сине-зеленого, черно-коричневого цветов было немного
ниже;
белый цвет не имел особого смысла.
Официальная одежда чиновников имела определенный фасон:
халат с узкими рукавами и круглым воротником, на голове носили повязки из
черного тонкого шелка.
Одежда была длинной, подол доходил до лодыжек. Ближе к линии колен была
прошита декоративная строчка. Талия затягивалась красным ремнем, обувь носили
из черной кожи.
Костюмы императора и чиновников по фасону были похожи, различались только по
качеству материала, цвету, украшениям на поясе и узорам на ткани.

80.

Мужское официальное платье

81.

Мужская повседневная одежда

82.

Женский цуюнь

83.

Бань би

84.

85.

Весенние наряды при дворе;
автор Чжан Сюань, империя Тан

86.

Наложницы подготавливают шелк;
автор император Хуэй-цзун, империя Сун

87.

Женщины играют с собакой;
автор Чжоу Фан, империя Тан

88.

Придворные дамы слушающие игру
на цине;
автор Чжоу Фан, империя Тан

89.

90.

91.

92.

93.

Брови сбривали
и черным
пигментом
рисовали новые
Лоб украшали
рисунком хуадянь

94.

Самая ранняя история, относящаяся к династии
Цзинь, повествует о том, как в период Троецарствия
Сунь Хэ, принц королевства Ву, случайно разбил свой
хрустальный скипетр жуйи над головой своей жены
во время пьяного танца.
Хотя он быстро очистил и обработал ее рану мазью из
измельченных в порошок костей выдры, нефрита и
янтаря, врачи добавили слишком много янтаря, и в
результате, когда рана женщины зажила, на лбу
осталось красное пятно. Тем не менее, это придавало
ей особый элегантный шарм, и вскоре другие
женщины тоже стали рисовать пятна на лбу, пытаясь
подражать ей.

95.

96.

мянье или сяое

97.

На щеки наносили рисуное мянье или сяое
Они наносились в виде ямочек на расстоянии одного сантиметра от каждой
стороны губ и могли быть следующей формы: точки, персики, птицы и
цветы.
На висках рисовали полумесяцы сехун
О происхождении сехун также существует легенда. Однажды, Сюэ Елай,
любимая наложница императора Вэй Цао Пи (220-266) навестила его ночью.
Император читал книгу при свете лампы, а для усиления иллюминации
вокруг него стояли прозрачные экраны из горного хрусталя. Сюэ Елай не
разобрала дороги и разбилась головой об один из экранов. К счастью,
серьезных повреждений не было, кроме двух длинных порезов на висках.
Они превратились в два красных полумесяца, которые Цао Пи хвалил как
напоминающие восходящее солнце, выглядывающее из-за горизонта. Другие
женщины в гареме стали рисовать на висках красные полумесяцы, похожие
на шрамы Сюэ Елай, надеясь привлечь Императора

98.

99.

Императорский двор ослабил
запреты и женщины стали носить
мужскую одежду, особенно
любили военную форму
-этот наряд назывался чжанфуфу
(«мужской наряд»)

100.

Одежда эпохи Сун (с 960 по 1279 гг.)
Роскошный
Скромный
СТИЛЬ
Роскошный
Скромный

101.

102.

Китайский женский традиционный костюм не допускал
наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения
причесок являлись главными аксессуарами, которые
демонстрировали благосостояние и вкус владелицы.
Украшения в волосы в основном были парными, несущими
в себе идею симметрии и гармонии. В их оформлении
использовались жемчуг, эмали, нефрит, цветные шелковые
шнуры, перья зимородка.
Главной особенностью китайских украшений было
соединение в одной вещи разнообразных материалов и
подвижность некоторых его частей.
Головное украшение напоминало цветущий сад.
Ювелирные украшения соседствовали с живыми цветами.

103.

Женская одежда эпохи Сун состояла из элементов,
напоминающих нижнее белье (кофта и штаны), платья с
широкими рукавами (шань), куртки с короткими рукавами и
жилеты, скрепленные с юбками (жуцюнь, шанцюнь).

104.

Женщины эпохи Сун имели в своем гардеробе
некое подобие шарфа-палантина, который
являлся неотъемлемой частью туалета женщины
из высшего общества.

105.

Говоря об определении красоты в данную эпоху, нельзя не
отметить традицию бинтования ног – чхандзу.
Полоской материи девочкам привязывали к ступне все
пальцы ноги, кроме большого, и заставляли ходить в
обуви маленького размера.
Ступни деформировались, иногда лишая возможности
ходить в будущем.
Такие ноги традиционно назывались «золотыми
лотосами».
От размера ступни зависел статус невесты, к тому же
считалось, что принадлежащей к высокому обществу даме
не следует ходить самостоятельно.

106.

107.

В эпоху Сун возникла тенденция к
бинтованию ног, что привело к появлению
нового вида обуви – «лотосовый крючок»

108.

«Ножки лотоса»

109.

110.

Одежда эпохи Мин
Женский костюм династии Мин следовал тенденциям,
принятым в эпохи Хань, Тан и Сун, в результате чего
породил особый стиль.
Одежда простой женщины, жившей в эпоху Мин, была
из грубых домотканых материалов, без золотой
вышивки.
Допускалось ношение одежды пурпурного, зеленого и
фуксии цветов.
Строго запрещалось носить красную, темно-синюю
одежду, поскольку эти цвета считались традиционно
императорскими.

111.

Типичный элемент костюма женщины эпохи Мин – бидзья –
жакет без рукавов, достигавший колен или ниже.

112.

113.

Штаны (ку, сяоишан, сяои, чжунчипао).
В официальных костюмах они были обычно полностью
скрыты длинными халатами или плахтами (плахта – род
запашной юбки) и в высшем сословии считались
неприличной деталью туалета.
Покрой в основе своей оставался неизменным – это
широкие, глухие, без прорехи штаны.
Покрой женских штанов незначительно отличается – шов
не пересекает живот по вертикали, а идет наискось.

114.

115.

Бедный человек
Император

116.

Все китайские халаты и кофты распашные. По фасону они
делятся на однобортные и двубортные, хотя преобладают
последние.
Особое значение имеет то, что левая пола при запахе всегда
покрывает правую. Обратный порядок – признак варварства.
Кроме того, запах налево – одежда покойников.
Верхняя одежда различалась по ширине рукавов. Халаты
были и с широкими, и с узкими рукавами. Широкие рукава
до эпохи Цин носили даже крестьяне. Чтобы такие рукава не
мешали работать, их подвязывали на груди специальной
лентой крест-накрест. В повседневной официальной форме
ширина рукавов постоянно изменялась в зависимости от
моды и социального положения. В эпоху Мин носили
сравнительно узкий рукав, расширяющийся у локтя. У
императора и высшей знати рукава были очень длинные,
иногда достигали 240 см.

117.

118.

По древнекитайскому этикету требовалось, чтобы голова
всегда была покрыта. Отсюда огромное разнообразие
головных уборов.
При достижении совершеннолетия (двадцать лет) проводился
ритуал надевания шапки – гуаньли.
Головной убор носили все совершеннолетние мужчины, кроме
монахов.
С этим была связана определенная символика, например,
снять убор – значит отказаться от должности или придти с
повинной головой.
Женщины обычно головные уборы не носили, их им заменяли
прически.
Только на свадьбу и в самых торжественных случаях женщины
надевали сложный головной убор – фэнгуань.

119.

120.

121.

122.

123.

Ранговые нашивки бу-фан
с фигурами животных.
Шелк, парча, вышивка. Эпоха Мин

124.

Черный и красный оставляли для особых случаев, а золотой и желтый и вовсе
считались Императорскими. Если чиновник или простолюдин решался
разбавить свой наряд этим цветом, проступок приравнивался к государственной
измене. Наказание следовало неотвратимо — смертная казнь
English     Русский Правила