Похожие презентации:
Новогодние и рождественские открытки
1.
Новогодние и рождественские открытки2.
Первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в1794 году. Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в
1840 году, ее нарисовал художник Королевской академии Джон Хорсли
для своего друга сэра Генри Коула.
3.
Прототипом рождественских открыток можно считать гравюры и литографии натемы Рождества, очень популярные в период Средневековья. Позже в Европе стали
посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями,
иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие
письма родителям. Гравюра Альбрехта Дюрера «Рождество»
4.
Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки,появившиеся в Париже уже в середине XVIII века. Как всегда, Париж стал
законодателем мод – визитки тут же распространились по всей Европе. Накануне
Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам.
5.
В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 90-хгодах XIX века. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на
которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке - ее
потом наносили на русском.
6.
В 1894 году появились первые иллюстрированные открытки, изданные в России.Они были видовыми и представляли собой монтажи из нескольких видов того или
иного города, украшенные виньетками. Рисунок сопровождался надписью:
«Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)».
7.
К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекалисьлучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и
фотографы. В их числе и художник Виктор Васнецов.
8.
Иван Билибин9.
Иван Яковлевич Билибин великий русскийхудожник, его иллюстрации всегда наполняли
сказки светом, добром, живой энергией.
Художественный талант Билибина ярко проявляется в его
иллюстрациям к сказкам и былинам, к художественным театральным
декорациям и костюмам. Развивая декоративно-прикладное
искусство, Билибин делает декор мебели, посуды, музыкальных
инструментов, тем самым подчеркивая свою самодостаточность и
отображая всю душу серебряного века в целом. Чувствуя яркий нрав
народа и самобытный характер Билибин с 1889 по 1902 год создает
целую серию из 6 «Сказок». Иллюстрации художника всегда
наполнены теплым цветом который отображает всю душу русского
народа, волшебство, суть и легкость сказочного мира.
10.
Александр Красовский11.
Открытки А.К. Красовского дляиздательства «Рассвет» (Киев)
Серии поздравительных открыток, в том числе рождественских,
выпускало и такое крупное издательство, как киевский «Рассвет». Для
одной из них, напечатанной в «Типографии С.В. Кульженко», 8 рисунков
выполнил в 1915 г. Александр Константинович Красовский.
Подражающие приемам дальневосточного искусства, они вступают в
странный контраст с собственной сюжетной основой (большинство
рисунков можно связать с событиями праздника: ангел в небе,
благовестие пастухам, шествие волхвов, поклонение Младенцу).
Стилистический выбор художника, возможно, объясняется не только
попыткой привлечь зрителя-покупателя чем-то необычным, но и реалиями
Первой мировой войны: на момент создания рисунков Китай
поддерживал нейтралитет, а Япония была союзником России.
Об авторе этих открыток – графике, мастере-книгопечатнике – известно
очень немного. Он жил в Киеве и в 1907-1910 гг. учился там в
Художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела.
Организованная в 1903 г. для учеников типографий, она принимала на
обучение лиц обоего пола всех сословий в возрасте от 12 до 16 лет; в
программе были и технические предметы, и общеобразовательные, а
также практические занятия. Одним из ее устроителей стал Стефан
Васильевич Кульженко, владелец известной киевской типографии. Много
внимания Учебной мастерской уделял его сын Василий Стефанович
Кульженко, унаследовавший «Типографию С.В. Кульженко». В ней
Красовский служил фотографом, заканчивая обучение в Мастерской
печатного дела. В 1910-1912 гг. в той же Учебной мастерской он являлся
уже преподавателем практических занятий: сначала по граверному и
цинкографическому делу, затем по фотографии.
Красовским был исполнен от руки экземпляр каталога выставки
ученических работ, поднесенный в 1911 г. императору Николаю II во
время его визита в Киев. В 1914-1915 гг. Красовский рисовал для
издательства «Рассвет» открытки на военные сюжеты и поздравительные:
рождественские и пасхальные. В 1915 г. он, наряду с другими
художниками, иллюстрировал литературный сборник «Арион» и книгу В.З.
Завитневича «Владимир – Красно солнышко» (в ней ему принадлежат
только инициалы), а в 1919 г. выполнил шрифтовую обложку к изданию
доклада В.М. Базилевича «Извет старца Рафаила: из киевских
настроений времени Богдана Хмельницкого». Красовского, кроме того,
называют автором эскизов денежных знаков Украины 1918 года выпуска.
12.
Существуют несколько версии создания первой русскойновогодней открытки. По одной из них ее создал в 1901 году
художник Николай Каразин, по другой – в 1912 году библиотекарь
Петербуржской академии художеств Федор Беренштам. ©
Открытками в дореволюционной
России в зимние праздники принято
было поздравлять с Рождеством.
Иногда сюда же присоединялось и
поздравление с Новым годом. Но
постепенно из "класса"
рождественских открыток начал
вычлененяться новый "подвид" собственно новогодние открытки.
Считается, что начало этому процессу
положил в 1901 году художник баталист Николай Каразин. Он
рисовал для открыток много эскизов с
зимней тематикой. Их вполне можно
было использовать для новогодних
поздравлений.
13.
Федор БеренштамФедор Густавовоч учился в Санктпетербургской Академии художеств.
Трудно перечислить все профессии
Федора Густавовича в области культуры и
искусства. Он был художником,
искусствоведом, популяризатором
искусства, библиотекарем. Коллекционеры
бережно хранят созданные им открытки. В
них чувствуется пульсирующий нерв стиля
модерн, удивительное разнообразие
текучих орнаментальных линий. В те годы
было популярно иллюстрирование
пословиц и поговорок и Беренштам отдал
дань этому модному увлечению. Он также
был талантливым силуэтистом и нередко
птицы и животные изображались им в виде
эффектных абрисов.
14.
Елизавета БёмАвторство лучших новогодних
дореволюционных открыток также
принадлежит художнице Елизавете Бем,
которая создала около полусотни цветных
рисунков на тему Рождества и Нового года.
Её открытки выходили в серии, выпущенной
Петербургским попечительным комитетом
о сёстрах Красного Креста (Община
святой Евгении) в качестве
благотворительной акции для нужд
больницы. Самыми популярными
иллюстрациями для открыток стали
заснеженные леса и деревенские домики,
золотые купола церквей и ангелы, Дед
Мороз со Снегурочкой на тройках лошадей
и семейные сценки.
15.
До 1917 года в России издавали многосамых различных открыток к Новому году
и Рождеству
Индустрия поздравительных открыток в
Российской империи развивалась
стремительно. Появился и свой этикет:
например, официальное
поздравление должно быть выполнено
в достаточно строгом стиле, без ярких
цветов и украшений.
Также появились сюжеты,
адаптированные ко вкусу
отечественного потребителя: пейзажи
зимней природы, заснеженные купола
церквей, бытовые сценки, очень
близкие по духу к народному лубку.
Да и цены стали более
демократичными.
16.
История новогодних открыток после1917 года
После 1917 года все новогодние и
рождественские атрибуты частенько
называли буржуазным пережитком,
оголтелым мещанством.
И лишь после 1935 года стали
возрождать выпуск новогодних
открыток. Место ангелов на нарядной
елке, краснощеких Дедов Морозов и
снежинок в стиле модерн заняли
подтянутые лыжники, физкультурники и
пионеры.
17.
Открытка в годы Великойотечественной войны
В годы войны они выполняли мощную
агитационную миссию. На них Дед
Мороз гнал метлой «фашистскую
гадину» или шел с автоматом в
руках на врага, Снегурочка была
одета медсестрой, а сказочные
персонажи помогали доблестным
бойцам Красной Армии.
18.
Советские открытки. 1950-е годы.В 1950-е годы они еще не были яркими
и качественными, но уже радовали
честными и незамысловатыми
сюжетами. Например, большой
популярностью пользовались картинки
с улыбчивой девушкой-почтальоном,
нередко – в образе Снегурочки. Ведь
многие мужья, сыновья, отцы и братья
все еще несли военную службу, и
семьи ждали от них весточки на Новый
год. Другой популярный жизненный
сюжет: утренник в школе или детском
саду, где вокруг елки водят хоровод
дети в самодельных костюмах
зайчиков и снежинок.
19.
1960-е годы.1960-е годы – настоящий ренессанс
отечественной новогодней открытки. Вся страна
каждый год отправляла и получала миллионы
поздравлений, на которых были изображены
пейзажи зимней природы, смешные лесные
зверята, разнообразные детские игрушки, добрые
сказочные персонажи, роскошно накрытые столы
с шампанским и мандаринами, наряженные
елочки и даже телевизоры – недосягаемая мечта
многих советских людей в те годы.
И, конечно, настоящей приметой времени стали
открытки, передающие «культ дороги», царивший в
обществе: геологи в зимнем лесу у костра;
электричка на фоне вечернего города; поезд,
несущийся в снежную даль – все это как нельзя
лучше соответствовало настроениям
шестидесятников, ехавших «за туманом и за
запахом тайги». Такими же приметами времени
были изображения первого космонавта Юрия
Гагарина и Останкинской телебашни.
20.
1970-1980-е: олимпийский мишка на санях, :Байкало-Амурская магистраль и другие
памятные события времени
В 1970-е космическая тема в
новогодних открытках
продолжалась. Воспевались и
другие технические достижения
страны: Байкало-Амурская
магистраль, ледоколы, авиация,
телевидение. Дед Мороз
предстает в качестве
представителя различных
профессий, чаще всего
почтальона, иногда художника или
музыканта.
Наиоболее плодовитые художники,
авторы открыток к Новому году в
1970-е годы - С. Горлищев и
Владимир Четвериков.
21.
!980-1990-е годыПожалуй, единственным «свежим
словом» в начале 80-х годов стало
массовое использование в мотивах
открытки элементов традиционных
народных промыслов, таких как
Хохлома и Гжель, а еще появилось
немало открыток с
фольгированием и тиснением.
22.
2000-е годыКазалось бы, что в XXI веке с быстрым
развитием научно-технического
прогресса и появлением
современных средств связи век
бумажной почтовой открытки
завершается и уходит в историю, а на
смену бумажной приходит
электронная открытка, но тут
филокартия совершает новый виток появляется посткроссинг, в моду входят
открытки ручной работы
(скрапбукинг), которые несут в себе
частичку души мастера. И у человека,
взявшего ее в руки, рождается
ощущение праздника, детства и чуда.