Похожие презентации:
Идентичностный и этнонациональный конфликт (тема 8)
1. Современные конфликты и проблемы их урегулирования Для специальности: 03070165 «Международные отношения» Котляр Надежда Васильевна, к.и.н., до
Современные конфликты и проблемы их урегулированияДля специальности: 03070165 «Международные отношения»
Котляр Надежда Васильевна, к.и.н., доцент каф. МОЗР ИМОСТ
Тема 8. Идентичностный и
этнонациональный конфликт
2.
СОДЕРЖАНИЕ1. Ключевые
Ключевые
понятия
1.
понятия
2.
I.
II.
Учебный материал:
Понятие этноса
Трактовки понятия «этнос» в отечественной и
зарубежной теории
III.
Схема взаимодействия этносов
IV.Вопросы
Идентичность,
этническая идентичность
2.
для самопроверки
V. Рекомендуемая
Этнополитический,
этнический,
3.
литература
этноконфессиональный, национальный,
идентичностный конфликт: соотношение понятий
VI. Национальный характер
3.
24.
Вопросы для самопроверки
Рекомендуемая литература
3.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯЭтнос, этничность
«Родовые корни»
Взаимодействие этносов
Этническая общность
Этнический конфликт
Национальный конфликт
Этноконфессиональный конфликт
3
Идентичность
Типы идентичности
Этническая идентификация
«Этнокультурная», «национальная» идентичность
Национальный характер
Этнический стереотип, комплексный этностереотип
Задачи и свойства этнического стереотипа
4.
Требования к знаниям, умениям и навыкамКомпетенции
Аналитические компетенции:
– Умение превращать информацию в знание, хранить и применять
полученное знание
– Способность к сравнительному анализу и синтезу различных типов
этнических конфликтов
– Знание основных глобальных тенденций современных международных
отношений и учет их конфликтного потенциала
– Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу
определенных конфликтных ситуаций
Системные компетенции:
– Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу
конфликтной ситуации
– Способность к принятию абстрагированных от личных интересов
решений
«Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный
комплекс /[В.Я. Белокреницкий и др.; рук. авт.колл. А.Д. Воскресенский] ; под общ. ред. А.Д.
Воскресенского; Моск. Гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. – М.: МГИМО-университет, 2010.
5. Греч. ἔθνος имеет много значений, из которых наиболее важными следует отметить следующее: "вид", "порода", подразумевается – людей
Греч. ἔθνος имеет много значений, из которых наиболее важными следует отметитьследующее: "вид", "порода", подразумевается – людей
Этнос
- исторически
сложившаяся на
территории
- устойчивая
многопоколенная
совокупность людей,
- обладающих не только
общими чертами,
- но и относительно
стабильными
особенностями культуры
(включая язык) и психики,
- а также сознанием
своего единства и
отличия от всех других
подобных образований
(самосознанием),
- фиксированном в
самоназвании (этнониме).
Бромлей Ю.В. Очерки теории
этноса. – М., 1983. С. 58
Лурье С.В. Историческая этнология:
учебное пособие для вузов. – М., Аспект
Пресс, 1998.
Российский
Этно – «народный» принятое в народе
«народная
медицина»,
«народная музыка»…
Этническая
общность («этникос»
Брамлей Ю.В.) =
Социокультурное
явление =
синонимично народу
Лат. natio – от nat – род
Государство-нация – народ,
создавший свою
государственность
Западный
Ethnic – этнический.
Относящийся к
национальным
меньшинствам
(«племенной»,
«языческий») – не
составляющий народ
Ср. русский: «малая
народность» - коряки,
эвены, айны…
В западной науке на
порядок меньше
российского:
Этнос – небольшая
группа людей
отделившаяся от крупных
общностей группа
архаического характера
после 1945 г. – нации,
которые до конца себя не
осознали
6. Традиционно понимаемая этничность определяется "родовыми корнями"
Традиционно понимаемая этничность определяется "родовыми корнями"Слово «национальный»
используется для описания любой
группы людей, которые ощущают
свою самобытность, основанную на
истории, обычаях или образе жизни.
самосознание
Чувство самобытности - наиболее
важная особенность национальности,
хотя она может усиливаться общим
языком, религией, цветом кожи.
образ
жизни
культура
«корни»
В последнее десятилетие в русском
языке - так же, как в английском и
некоторых других языках - это
понятие все чаще выражают словом
«этнический».
Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования
национально-гражданской идентичности в свете данных
этносоциологии // Демоскоп –weekly № 389 – 390, 2009, 14 27 сентября. Режим доступа:
http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0389/analit05.php
7. Взаимодействие и эволюция этносов
Надэтническая общностьСближение в разных проявлениях:
интеграция или дезинтеграция
Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии
//ОНС. – 2009. - №4. С. 91-97. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0389/analit05.php
8. Этнический конфликт как форма политической конфронтации (Общественные науки). - М., 2007. http://www.dp5.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3795:2008-07-05-13-28-07&catid=61:
Противоречивые тенденции современного мира:наличие, провозглашенной в качестве характерной черты постиндустриального
общества, глобализации: взрыв этничности (этнического национализма)
Исследователь этнических
конфликтов Э. Хендерсен называет
этнический конфликт одним из
«величайших убийц в мире»
По сведениям исследователя более
чем 26 млн. вынужденных
переселенцев спасались бегством в
50 основных этнических конфликтах,
имевших место в 1993 и 1994 гг.
при этом на каждом из этих
конфликтах лежит ответственность
за смерть в среднем 80 тыс. чел.
Кроме того, 32% всех
международных кризисов с 1918 по
1988 гг. демонстрируют
этнополитическое измерение
Этнический конфликт как форма политической
конфронтации (Общественные науки). - М., 2007.
http://www.dp5.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3795:2008-0705-13-28-07&catid=61:2008-07-04-17-08-37&Itemid=63
9. Идентичность – осознанное самоопределение социального субьекта (А. Турен)
Характеристика процессаидентификации:
чувство устойчивости этнических
характеристик (утверждается в 12-13
лет)
психологический процесс
идеал «я» строится на основе
множества образцов (Фрейд)
внутригрупповые нормы поведения
фиксируются средствами культуры
10. Этническая идентичность
Внутригрупповые нормы поведенияфиксируются:
языковыми способами
психологией
нравственными нормами
эстетическими
религиозными
и прочими средствами культуры
Этническая идентификация –
процесс
отождествления;
сознание и оценка своей
тождественности
1921, З. Фрейд
«Психология масс и анализ
человеческого «я»»
Фрейд назвал это
«подражанием»
Этническая идентичность = этническое самосознание
В современном мире распространены идентичности:
«по крови»
«по гражданству»
«по земле»
11. Типы этнической идентичности:
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
Амбивалетная
(невыраженная)
Этнонигилизм
(отрицание)
Индифирентная
(равнодушие)
Нормальная
(положительный
образ)
Этноцентрическая
(некритичное
предпочтение)
Этнодоминирующая
Этнический
фанатизм
http://www.isras.ru/files/Image/blog/ris01.jpeg
http://old.ict.nsc.ru/win/sbras/rep/rep2002/t1-2/40/40-2.gif
12. С ростом миграции по всему миру — из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу, из Латинской Америки и Карибского бассейна в США и из Юго-
Публицистика: «этнокультурная», «национальная»идентичность
С ростом миграции по
всему миру — из Северной
Африки и Ближнего
Востока в Европу, из
Латинской Америки и
Карибского бассейна в
США и из Юго-Восточной
Азии в северные регионы
— многие страны станут
многонациональными и
многоконфессиональными
И столкнутся с проблемой
интеграции мигрантов в
своё общество, считаясь с
их этнической и
религиозной
идентичностью.
http://l-sycheva.livejournal.com/7756.html
Противоречия глобализации // Со-общение. Эксперт (Глава 3. Новые вызовы государственности).
Режим доступа: http://www.soob.ru/n/2005/6-7/newviz/0
13.
Этнический, этноконфессиональный, или как его стали называть впоследнее время, «идентичностный» конфликт –
«модельный конфликт» наших дней
Национальный конфликт конфликт между
представителями разных
наций, возникший в результате
социально-политического
неравенства, ущемления их
прав, связанных с
государственным устройством.
Конфликт этнополитический –
конфликт, характеризующийся
определенным уровнем
организованного политического
действия, участием общественных
движений, наличием массовых
беспорядков, сепаратистских
выступлений и даже гражданской
войны, в которых противостояние
происходит по линии этнической
общности
«Идентичностный» - конфликт, через
который этнические, религиозные,
племенные или лингвистические
группы реализуют свои
социокультурные ценности,
идентифицируют себя, свое видение
мира
Конфликты идентичности —
внутренние политические конфликты,
возникающие в результате развития
процессов самоидентификации
граждан, пытающихся найти свое место
в социальной и политической системе,
осознать свою принадлежность к
социальным, этническим, религиозным,
племенным, лингвистическим и прочим
общностям и объединениям.
14. Этнополитический конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий
Формированиеэтнополитического
потенциала
Осознание
национального статуса
участников конфликта
Сопоставление
своего статуса со
статусом других
национальных
общностей
формирование
отношения к ним
История взаимодействия этносов,
национальный склад ума,
национальное сознание,
традиции,
идеологические мифы и стереотипы,
передающиеся из поколения в поколение
Разрушение социальных,
политических связей
Недовольство своим
статусом
актуализирует
историческую
память, древние
стереотипы
межнациональной
борьбы
Внутренняя борьба за
лидерство в рамках этнической
группы
Уровень политической и
общей культуры
Внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды (исчезновение
внешней угрозы, экономическая ситуация)
П
Р
И
Ч
И
Н
ы
15. Национальный характер – особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей
исторически
сложившаяся
система
отношений
этнической группы
к окружающей
действительности
которая
проявляется в
устойчивых
стереотипах
мышления
эмоциональных
реакциях
поведении
совокупность
психологических
черт
которые
проявляются в
способе поведения
образе мыслей
складе ума
Этнический стереотип – обобщенное
представление о физическом, нравственном,
умственном объеме представлений этнической
группы
Комплексный
этностереотип –
упрощенный образ
этнической группы,
разделяемый большим
числом индивидов
в пределах общности.
Свойства:
• эмоциональнооценочный
характер
• устойчивость,
стабильность
• согласованность
для большого
числа людей в
пределах
общности
• неточность
16.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ1.
В чем состоит различие понятия «этнос» в отечественной
и зарубежной литературе?
2. Что понимают под словом «этничность» в современном
мире?
3. Что влияет на традиционно понимаемую этничность (по
схеме Ю.В. Арутюняна)?
4. В чем состоят особенности надэтнической общности?
5. В чем состоит особенность процесса идентификации?
6. В чем суть понятия «этническая идентичность»?
7. Чем отличает нормальный тип этнической идентичности?
8. Как соотносятся между собой понятия этнический,
этноконфессиональный, «идентичностный» конфликт?
9. Из чего «состоит» национальный характер?
10. Какими свойствами обладают этнические (комплексные)
стереотипы?
17.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:Авксентьев В.А. Этнополитическая идентичность в постсоветской России как фактор
конфликтности // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», №1 911), 2004.
Доступно on line: http://www/ncstu.ru
Бузгалин А. Основные «пласты» глобализации и ее конфликтогенный потенциал //
Международные процессы. – 2005. Январь-апрель. – Т.3, №1(7). Доступно on line: http://
www.intertrends.ru/seventh/007.htm
Бьюкенен П. На краю гибели / П. Бьюкенен; [пер. с англ. М. Башкатова]. - М. : АСТ : АСТ
МОСКВА, 2008. - 349,[3] с. - (Philosophy). - Пер. изд.: State of Emergency. The Third World
Invasion and Conguest of America/ P. Buchanan. - LLC St.Martin`s Press, 2006.
Гушер А.В. Утраченное доверие // Азия и Африка сегодня. - 2000.- № 6. - С 2-9; №7. – С. 10-18.
Заринов И.В. Краткий анализ этнополитической ситуации в наиболее конфликтогенных зонах
России. Северный Кавказ. Режим доступа: http://whiteworld.ns-info.ru/rubriki
/000102/002/01010510.htm
Калхун К. Национализм / К. Калхун ; пер. с англ. А. Смирнова ; предисл. Г. Дерлугьяна. - М.:
Территория будущего, 2006. - 288 с. - (Университетская библиотека А. Погорельского).
Маркедонов С. Кавказский фронтир, или ошибка Хантингтона. Режим доступа:
http://www.prognosis.ru/print.html?id=59 (2006)
Самраилова Е.К. Этнополитический конфликт: Монография: в 2-х т. Т.1. Методология
исследования. – М., 2006
Современные международные отношения: этнополитический контекст / Ин-т мировой
экономики и междунар. отношений РАН, Сектор теории политики ИМЭМО РАН,
Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского; Под общ. ред. К.С. Гаджиева; Науч. ред.: Г.В.
Каменская, Э.Г. Соловьев. - М.; Н. Новгород, 2003. - 181 с. Режим доступа: http://
www.auditorium.ru/p/showindex.php?ShowIndex=1742
Тимофеев И. Проблемы страновой идентичности в зарубежной политологии // Международные
процессы. – 2007. – Т.5., №1 (13). Январь-апрель. Доступно on line:
http://www.intertrends.ru/thirteen/007.htm#note32
Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности Книга на все
времена – М., «АСТ», 2008.
18.
Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об
авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью автора. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного
некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью
или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в
другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в
другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия
автора.