Похожие презентации:
Теоретико-методологические проблемы этносоциальных исследований
1. Теоретико-методологические проблемы этносоциальных исследований САФУ, 23 октября 2017 г.
Попков Юрий ВладимировичГлавный научный сотрудник
Института философии и права СО РАН,
д. филос. н., профессор (Новосибирск)
Сл. тел. (383) 330-22-40
E-mail: [email protected]
2. Особенности курса
«Теоретико-методологические проблемы исследования ирегулирования этносоциальных процессов» - составитель
А.Н.Халтурин на основе моих (и наших с Е.А.Тюгашевым) работ
Авторский – все, о чем буду говорить, опубликовано в моих
(наших) работах (см. список литературы к курсу)
Акцент на теоретико-методологических проблемах и результатах
собственных этносоциологических исследований
Основное внимание – мало обсуждаемым вопросам
Одна из задач – фрагментарно познакомить с Сибирью и другими
регионами
Иллюстративный материал – собственные фотографии
6 персональных фотовыставок в Интернете
3. План
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
Этнический ренессанс как реакция на усиление
глобализационных тенденций
Основные подходы в этнологии
Этносоциальные процессы: сущность, содержание,
структура. Межэтническое сообщество
Парадигмальная специфика Новосибирской научной
этносоциологической школы
Социокультурный подход
Интернационализация как рефлексивное взаимодействие
национальных общностей
Феномен неотрадиционализма
4. Реальность современного мира
ОПРОВЕРГЛА ГОСПОДСТВУЮЩИЕИДЕОЛОГЕМЫ ДВУХ НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ИДЕЙНЫХ ТЕЧЕНИЙ XX ВЕКА – МАРКСИЗМА И
ЛИБЕРАЛИЗМА
о якобы угасании значимости этнического
фактора и, соответственно, этнического
(национального) вопроса по мере техникоэкономического прогресса
5. Глобальный контекст
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - ведущая тенденция мировогообщественного развития
усиление взаимосвязи и взаимозависимости различных
стран и народов, нарастание унифицирующих тенденций
развития
усиление миграционных процессов,
рост полиэтничности на глобальном и локальном уровнях,
усиление культурной сложности
УСЛОЖНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
Глобализация - противоречивый, неоднозначный процесс с
не до конца прогнозируемыми последствиями и глобальной
неопределенностью, с эффектами неуверенности в будущем
«Глобализация – когда мир становится одним местом»
6. Реальное противоречие
В условиях глобализации в ответ на унифицирующие тенденцииповсеместно растут:
стремление представителей этнокультурных сообществ сохранять свою
уникальность, возрождать ТРАДИЦИИ
уровень этнонационального самосознания
спрос на все, что связано с этнической спецификой
интерес к ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ разных народов
(этническая тема в кинематографе, возрождение традиционных праздников,
национальной кухни, оживление этнотуризма, этнофестивали, выставки и др.)
Конфронтация локальных культур с глобализационными тенденциями
ГЛОКАЛИЗАЦИЯ
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ
Происходит сближение, но одновременно сохраняются различия – расовоантропологические, языковые, культурные
7. Приветствия у разных народов
Русский: Здравствуйте! – Желаю ЗДОРОВЬЯ!Итальянец: Come sta? – Как СТОИШЬ?
Француз: Comment sa va? – Как это ИДЕТ?
Немец: Wie geht`s? – Как ИДЕТСЯ?
Англичанин (американец): How do you do? – Как вы
ДЕЛАЕТЕ?
Китаец: Нихао – кушал ли?
Якут: Кэпсээ – рассказывай, поделись новостями
Отражение различий на уровне высших ценностей
были раньше
продолжают оставаться сейчас
8. Особенности
ЭСКИМОССКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВОНаходясь в гостях надо самому себя обслуживать
9. Этнический парадокс
ВСПЛЕСК ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХУСИЛЕНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
когда проявления этничности, с точки зрения
господствующих в обществе представлений,
должно было снижаться
Факты реальной действительности пришли в
противоречие с доминирующими теоретикометодологическими схемами
10. Этнический парадокс
имеет НЕ ОНТОЛОГИЧЕСКУЮ, аГНОСЕОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ
Его разрешение связано с преодолением
метафизического подхода к интерпретации
соотношения интернационализации и
глобализации, с одной стороны, и
этнической фрагментации – с другой
11. Обе тенденции
СБЛИЖЕНИЕ И ОБОСОБЛЕНИЕрезультат
усиливающихся
этнокультурных взаимодействий
продукт интернационализации
12. Этнос
в переводе с греческого «ethnos» — народ,племя. Но что есть народ
(многонациональный народ)
в то же время народ обозначался и термином
«демос» + латинские термины «natio, triba»
Многозначность понятия «народ»
13. Другая проблема
каждый человек почти всегда безошибочноопределяет свою национальность
(этническую принадлежность)
но нет общепринятых параметров
(признаков), по которым этносы можно
четко различать друг от друга
НЕТ ЯСНОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ЭТНОС
14. Ситуация в этнологии
Этнографы заняты изучением конкретныхпроблем и не задаются вопросом о том, что есть
этнос
Этнологи, претендующие на теоретические
обобщения, задумываясь об этом, приходят к
выводу, что этносов нет
В.А.ТИШКОВ:
«Забыть о нации»
«Реквием по этносу»
15. Основные подходы в этнологии
ПРИМОРДИАЛИЗМ – основываясь наметодологическом РЕАЛИЗМЕ, признает этносы в
качестве объективно существующих, независимых от
субъективного восприятия общностей с присущими им
чертами — территорией, языком, культурой,
осознаваемым членством и общим психологическим
складом (по разному проявляются на разных этапах)
КОНСТРУКТИВИЗМ – основываясь на
методологическом НОМИНАЛИЗМЕ, утверждает, что
нет этносов как реально существующих общностей,
реально есть лишь отдельные люди (этнофоры)
16. Основные черты
ПРИМОРДИАЛИЗМ – абсолютизирует моментустойчивости, изначальной заданности этносов
КОНСТРУКТИВИЗМ – абсолютизирует момент
изменчивости, ситуативности этничности
В РЕАЛЬНОСТИ
существует и устойчивость, и изменчивость
конструкты играют важную роль не только в
жизни отдельного человека, но и в общественном
развитии
17. Ю.В.Бромлей
ЭТНОС исторически сложившаяся на определеннойтерритории устойчивая многопоколенная
общность людей, обладающих не только
общими чертами, но и относительно
стабильными особенностями культуры
(включая язык) и психики, а также осознанием
своего единства и отличия от других подобных
образований (самосознанием), фиксированным
в самоназвание (этнонима)
18. И.В.Сталин
НАЦИЯ —это исторически сложившаяся
устойчивая общность языка,
территории, экономической жизни и
психологического склада,
проявляющаяся в общности
культуры
19. Ю.В.Бромлей
ЭТНОС (этническая общность) –это особый исторически возникший тип
социальной группы,
особая форма коллективного существования
людей.
такая общность складывается и развивается
как бы естественно-историческим путем;
она не зависит непосредственно от воли
отдельных входящих в нее людей
и способна к устойчивому многовековому
существованию за счет самовоспроизводства
20. Ю.В.Бромлей
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ –это отдельные территориально-политические
(потестарные) общности (общества),
образующие самостоятельные макроединицы
общественного развития (племена — в первобытном,
государства — в классовом).
Такие синтетические образования «наряду с
этнической (прежде всего культурной) обычно
обладают территориальной, экономической,
социальной и политической общностью»
БИПОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ ЭТНОСА
21. Теория этноса Ю.В.Бромлея
основана на историцизме и объективизмекардинально противостоит
конструктивистским концепциям
«ситуативной» этничности.
в рамках примордиалистской парадигмы
ее можно оценить как построенную на
основе социоисторического подхода
22. Основные трактовки
НАЦИЯ – культура(этнокультурная общность) –
историческая форма этнической
общности
НАЦИЯ – государство
политическая общность
23. Основные трактовки
НАЦИОНАЛЬНОЕчасто употребляется и как политическое
(национальный доход, национальные интересы,
национальная идея)
и как этнокультурное (национальные, межнациональные
отношения, национальная культура...
Задача – не заменить этнокультурную трактовку нации
исключительно политической трактовкой (В.Тишков)
(Бромлей – Тишкову: будет большая путаница)
а зафиксировать различающиеся смыслы в разных понятиях
общенациональное
этнонациональное
24. Этносоциология
Ю.В. Арутюнян и Л.М Дробижева определяют ее предмет как:«изучение социальных аспектов развития и
функционирования этнических групп, их идентичности,
интересов и форм самоорганизации, закономерностей их
коллективного поведения, взаимодействий этнических
групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и
социальной среды»
Л.М. Дробижева в своих методологических публикациях
предмет этносоциологии («в самом широком смысле»)
описывает еще более дробно: «социальные события,
процессы, связи, явления, происходящие в этнически
маркированном социальном пространстве»
25. Предмет этносоциологии
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, которыехарактеризуют единство устойчивости и изменчивости,
регулируемости и стихийности в ходе развития и
взаимодействия этносоциальных субъектов
понятие «этносоциальные процессы» отображает предмет
этносоциологии в его целостности, системности и в то же
время в многоплановости, включающей рассмотрение
множества отдельных проявлений этих процессов
Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Предмет этносоциологии: опыт
концептуализации // СОЦИС (Социологические исследования). 2009. № 3.
C. 93-101
26. Этносоциальные процессы
не взаимосвязь этнических и социальных и процессов, аразвивающееся взаимодействие этносоциальных субъектов
и изменение самих этих субъектов в процессе
взаимодействия (системно-генетический подход)
представляют собой единство устойчивости и изменчивости
в разных своих проявлениях (не тождественны
этносоциальным изменениям)
в том числе в рамках их «вертикального
структурирования»: от этноэкологических и
этнодемографических процессов до этнополитических и
этноправовых
Общество на разных уровнях организации, рассматриваемое с
учетом этнической составляющей, представляет собой
этносоциальный процесс
27. Межэтническое сообщество
В качестве «макроскопического» этносоциального процессавыступает целокупный всемирно-исторический процесс,
носителем которого являются этносы (этносоциальные
субъекты)
Элементарным эмпирическим объектом в исследовании
этносоциальных процессов является локальное
межэтническое сообщество
ПРИНЦИПИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И
МЕТОДИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
(Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Феномен города как межэтнического
сообщества // ЭКО. 2017. № 10. С. 7-19)
Этнонациональные процессы в Арктике: тенденции, проблемы и перспективы /
И.Ф.Верещагин, К.С. Зайков, А.М. Тамицкий, Т.И. Трошина, Ф.Х. Соколова, Н.К.
Харлампьева и др.; под общ. ред. Н.К. Харлампьевой; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им.
М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2017. 325 с.
28. Этносоциальные процессы
отдельный этносоциальный процесс следует выделять идифференцировать не по этническому или социальному
основаниям, а по территориальной локализации
такой подход позволяет зафиксировать целостность локального
сообщества, которое бывает, как правило, не моноэтническим, а
полиэтническим, межэтническим.
его развитие определяется взаимодействием конкретных
этносоциальных субъектов (этнических групп, диаспор и др.)
описание этносоциального процесса должно включать анализ
взаимозависимого развития ряда субъектов, составляющих
локальное (региональное) межэтническое сообщество
Этносоциальные процессы и этнонациональная политика в регионах
Сибири / Под ред. Ю.В.Попкова. Новосибирск, 2015.
29. Далее
Авторские видеоматериалы о разныхрегионах Сибири
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47. Этносоциальные процессы
Сектор этносоциальных исследованийИнститута философии и права СО РАН
Международный семинар «Этносоциальные
процессы в Сибири»
Тематический сборник «Этносоциальные
процессы в Сибири» Отв. ред. Ю.В.Попков
Вып. 1-10.
Международная школа молодых
этносоциологов. Сборник материалов
48. Составляющие этносоциальных процессов
49. Этнодемографические и миграционные процессы
Динамика численности отдельных этнических группПоло-возрастная структура этносов и этнических
групп
Уровень рождаемости, смертности,
продолжительности жизни
Структура семьи, семейно-брачные отношения
Репродуктивные установки
Семейные ценности
Миграционные процессы и их влияние на все
стороны жизни этносов в регионе
50. Этноэкономические процессы
Традиционное природопользование и традиционноехозяйство в современных условиях (традиции и
новации), хозяйственно-культурные типы
Экологическая культура (сознание и поведение)
Существующие формы собственности
Новые формы хозяйства коренных народов и их
влияние на трансформацию образа жизни
Рынок труда и проблемы занятости
Тенденции социально-экономического развития
Феномен «цветной экономики»
Междисциплинарный проект СО РАН
51. Социальное развитие
Этническая стратификацияУровень и качество жизни различных
этнических групп
Человеческий потенциал
Разделение труда по этническому признаку
Тенденция к анклавизации
Этносоциальные последствия рыночных
преобразований
52. Этнокультурное развитие
Этнокультурное разнообразиеЭтнокультурное взаимодействие
Этническое сознание и идентичность
Система ценностей и ценностных ориентаций
Этноязыковые процессы
Проблемы образования, этнопедагогика
Этносоциальные аспекты бытовой культуры
Этноконфессиональные процессы
Социальные аспекты фольклора, искусства
Нормативная система у разных этнических групп
53. Этнополитическое развитие
Национальная (этнонациональная)государственная политика
Региональные модели национальной политики
Формы национально-территориальной и
национально-культурной организации этносов
Позитивное право в отношении народов
Обычное право
Проблемы этнического самоуправления
54. Национальные отношения
Этнические стереотипы (авто- игетеростереотипы)
Этническая комплиментарность
Межэтническая напряженность: формы,
причины, факторы
Межэтнические конфликты
Способы разрядки межэтнической
напряженности
Интернационализация
Межэтническое сообщество
55. ННЭШ
Новосибирская научная этносоциологическая школаЭтносоциологические исследования с конца 1960-х
Единые концептуальные основания исследований
Наличие воспроизводства кадров (аспирантура,
магистратура)
Серия публикаций по проблемам этносоциального развития
народов Сибири, а теперь и Внутренней Евразии
(Монголия, Казахстан)
Международный семинар и тематический сборник
«Этносоциальные процессы в Сибири»
Международная школа молодых этносоциологов
56. Роль академика А.П.Окладникова
Основатель и директор Института истории,филологии и философии СО АН СССР до 1981 г.
По его инициативе в 1968 г. создан сектор
комплексных исследований проблем развития
народов Сибири (заведующий сектором — тогда
кандидат философских наук, позднее — членкорр. РАН В.И.Бойко)
Заложил методологические основания
новосибирской научной этносоциологической
школы (ННЭШ)
57. Установки А.П.Окладникова
АРХЕОЛОГИЮ он понимал как науку не о вещах, а окультуре
ДРЕВНОСТЬ в его исследованиях предстает не как
застывший результат жизнедеятельности обособленных
человеческих сообществ, а как живой комплекс культур,
находящихся в постоянном взаимодействии, в системе
синхронных и диахронных связей
«… Я стремился выявить общие закономерности
исторического процесса, последовательность этапов, а вместе
с тем и локальные черты этого процесса, отраженные в
своеобразии конкретных культурных комплексов и их
взаимодействии. За этими культурными комплексами … стоят
конкретные этнические общности, например, племена,
родовые общины, народности»
58. Парадигмальная специфика ННЭШ
Базируется на идеях А.П.ОкладниковаВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ.
А.П. Окладников стремился выявить общие
закономерности исторического процесса.
Соответственно, в поле зрения новосибирской
этносоциологии находится всемирно-исторический
процесс в целом
ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД. А.П. Окладников был убежден,
что мир издревле был взаимосвязан и тесен. Поэтому
этносоциальные общности всегда рассматриваются под
углом зрения разрешения глобальных противоречий,
причем, не только в настоящее время, но и в прошлом
59. Парадигмальная специфика ННЭШ
ЛОКУС ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Наиболее значимымрезультатом археологических и исторических изысканий
А.П. Окладникова стало подтверждение единства человеческого
общества, развитие которого шло одновременно на всем обширном
пространстве Европы и Азии от Атлантического до Тихого океана.
Оправданным поэтому представляется исследование
этносоциальных общностей в рамках евразийской цивилизационной
общности народов
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Специфической чертой многих
регионов евразийского этнокультурного массива является
непрерывность этнического субстрата от палеолита до
современности. Поэтому А.П. Окладников ориентировал
новосибирских этнографов и историков на изучение этногенеза и
культурогенеза народов. Соответственно, для новосибирских
этносоциологов приоритетным стало исследование этносоциальных
общностей в динамике, развитии
60. Парадигмальная специфика ННЭШ
ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Вмеханизме этносоциального развития ведущая роль отводится
межкультурным взаимодействиям этносоциальных общностей,
формирующих региональное межэтническое сообщество, этносферу
локальной цивилизации
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ
А.П. Окладников полагал, что каждая культурная традиция
уникальна, а ее сохранение и адекватное понимание могут
обеспечить не столько резервации и музеи, сколько сами этнофоры
при условии самого широкого взаимообогащения культур. Таким
образом, согласно точке зрения представителей новосибирской
школы этносоциологии, только интернационализация, интенсивная
внешняя и внутренняя этносоциальная рефлексия обеспечивают
продолжение традиции в современности
61. Социокультурный подход
это зонтичный термин для целой линейки экспликаций,которые имеют различное концептуальное содержание
Авторы часто ограничиваются многофакторным
анализом, принимающим во внимание социальный и
культурный контексты
Нередко он отождествляется с культуроцентризмом,
где есть «намек» на культуру как объект исследования
или с антропологическим подходом (когда речь идет о
человеке в разных его проявлениях)
62. Социокультурный подход
П.А.Сорокин: «Личность, общество и культура какнеразрывная триада»:
«Структура социокультурного взаимодействия, если на нее
посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта,
неотделимых друг от друга:
1) личность как субъект взаимодействия;
2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с
его социокультурными отношениями и процессами и
3) культура как совокупность значений, ценностей и норм,
которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность
носителей, которые объективируют, социализируют и
раскрывают эти значения»
63. Социокультурный подход
Основные компоненты социокультурного:Общество и культура (личность – в
снятом виде)
в обществе основной акцент делается на
взаимодействии, отношениях (личностей,
индивидов),
в культуре – на духовных и материальных
(объективированных) артефактах
64. Социокультурный подход
Понятие культуры выполняет функцию фиксацииуникальности, единичности,
а понятие общества – целостности взаимодействия
индивидов (а также других социальных субъектов).
Общество поэтому следует трактовать как относительно
самодостаточное явление, а культуры – как явления
сосуществующие
общество, с точки зрения данного подхода, – это не
единство индивидов и культуры, а единство культур
65. Социокультурный подход
Социокультурное – это не единство социального икультурного как отдельных субстанций или
социальное в его культурной обусловленности
(последнее – вариант культурного детерминизма, наиболее
распространенного в работах культурологов),
Социокультурный подход описывает социальное в его
культурном разнообразии, а общество – как ансамбль
культур
Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Глава 3. Социокультурная парадигма
социального знания // Новые парадигмы социального знания. Новосибирск:
Манускрипт-СИАМ, 2013. С. 193-250.
Попков Ю.В. Социокультурный подход в исследовании этносоциальных
процессов и этнонациональной политики // Наследие. 2016. № 1 (8). С. 81-90.
66. Межэтническое сообщество
С точки зрения социокультурного подходамежэтническое сообщество характеризует
единство общего и особенного,
единство (социальное) многообразного
(культурное, в данном случае –
этнокультурное)
Этносоциальное снимает в себе этнокультурное
67. Интернационализация
РЕДУКЦИОНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИРЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ:
процесс взаимообусловленного существования и развития
этнонациональных субъектов (общностей)
который ведет к становлению не унифицированного и однородного,
а внутренне различенного единства,
когда субъекты взаимодействия сохраняют себя в качестве
обогащенных в процессе взаимного влияния, но относительно
самостоятельных образований
Попков Ю. В. Интернационализация в традиционном и современном
обществах. Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 2000. 200 с.
Попков Ю.В. Рефлексивная концепция интернационализации
как методологическая основа национальной политики // Знание.
Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 35-31.
68. Примета времени
интерес к прошлому, к истории,ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ разных
народов
(этническая тема в кинематографе, возрождение
традиционных национальных праздников,
национальной кухни, оживление этнотуризма,
этнофестивали, выставки, этнорок, археоарт и др.)
69. Международные документы
направленные на правовую защиту отдельных группнародов и сохранение культурного разнообразия
принятая в сентябре 2007 г. Генеральной Ассамблеей
Организации Объединенных наций ДЕКЛАРАЦИЯ О
ПРАВАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ
немногим раньше ООН провозгласила Второе
десятилетие коренных народов мира (с 2005 г.).
70. Международные документы
направленные на сохранение самобытности,разнообразия и плюрализма
Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном
разнообразии (2001)
Конвенция по вопросам охраны нематериального
культурного наследия» (2003)
Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм
культурного самовыражения (2005)
Всемирный доклад ЮНЕСКО «Инвестиции в
культурное разнообразие и межкультурный диалог»
(2009)
71. Мировое сообщество
Бакинский международный гуманитарный форумЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
признано как условие жизнеспособности
мировой цивилизации
Никто не знает, какая модель
жизнеобеспечения и выживания окажется
востребованной в будущем
(не пострадали от глобального кризиса те, кто
живет за счет традиционного натурального
хозяйства)
72. В сфере науки
Программы фундаментальных исследований Президиума РАН:«ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ДУХОВНЫЕ
ЦЕННОСТИ РОССИИ»
(2009-2011)
«ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ»
(2012-2014)
Этнографический конгресс 2011 года
Научно-исследовательская база данных
«РОССИЙСКИЕ МОДЕЛИ АРХАИЗАЦИИ И
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА». РУКОВОДИТЕЛЬ: Л.К.ЛАМАЖАА
Сайт http://neoregion.ru/
73. Оценка роли традиций
НЕДАВНО:традиция – главное препятствие на пути
модернизации,
СЕЙЧАС:
традиция – необходимая предпосылка
успешной модернизации (Япония, Корея…)
(ничего нового нельзя достичь без сохранения
традиций)
74. Актуализация традиции
связана с:повышенным интересом к наследию
прошлого (новая эпоха Возрождения)
а также с реакцией населения на
современные социокультурные
изменения, которые индивид или
социальная группа не всегда готовы
понять и принять
75. Реальная ситуация
ТРАДИЦИЯв «чистом виде» практически не
сохранилась
«отягощена» современностью, новациями
в современных условиях существует в
форме НЕОТРАДИЦИИ,
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА
76. Неотрадиционализм
экономическийполитический
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ
(семейно-бытовая сфера и этническая
культура)
Этнокультурный неотрадиционализм
77. Неотрадиционализм
СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХКОНФЛИКТОВ, возникающих в процессе
модернизации традиционных обществ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК
ИНСТРУМЕНТА возрождения и сохранения
этнокультурных традиций
78. Этнокульутрный неотрадиционализм
В конструкции феномена этнокультурного неотрадиционализмасущественны два момента:
во-первых, культура как среда существования традиции и
неотрадиции, и,
во-вторых, этнос как субъект-носитель культуры и традиции.
В составе этнокультуры этнос занимает подчиненное место, поскольку
культура – здесь мы следуем евразийской точке зрения – представляет
собой месторазвитие,
т.е. взаимообусловленное развитие этноса и ландшафта.
Конкретный ландшафт своими особенными природноклиматическими условиями формирует этническую общность, которая
преобразует ландшафт, – и это устойчивое взаимодействие составляет
культуру.
79. Важно
Обновление традиции - на внешней этнокультурнойоснове
Этнокультурный неотрадиционализм
опосредствуется иноэтничной традицией и по
существу есть интерэтнокультурный
неотрадиционализм
Этнокультурная неотрадиция представляет ценность
и для этнокультуры-донора
Этнокультурный неотрадиционализм актуализирует
потенциал традиционной культуры на всех ее
уровнях – от народного искусства до хозяйственнобытовой культуры
80. Неотрадиционализм
единство, ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬвоспроизводства традиции и ее
видоизменения, адаптации к современным
условиям
НЕ СЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗЦУ», а
развитие традиции за счёт инкорпорации
новации
81. Традиционное общество
традиция вплетена в повседневную жизньлюдей (подросток в якутской тайге)
естественным путем передается от одного
поколения к другому в процессе
непосредственного общения взрослых и детей,
ее носителями являются массы населения
(прежде всего старшее поколение)
82. Современное общество
возрождение традиций часто происходит«по книжкам»,
на основе информации, содержащейся в
научных работах и учебниках
этнографов, специалистов-регионоведов
83. Неотрадиционализм
воспроизведенная традиция имеет, какправило, НОВЫЙ СМЫСЛ, НОВОЕ
СОДЕРЖАНИЕ И НОВУЮ ФОРМУ
(современный шаманизм, этнические праздники,
ставшие общереспубликанскими, использование
традиционного для кочевников жилища – юрты – в
качестве музеев, ресторанов, гостиниц, а элементов
горлового пения – в репертуаре популярных эстрадных
групп и др.)
ОСОБАЯ РОЛЬ образования, науки, учреждений
культуры в возрождении традиционной культуры и
соответственно ученых, учителей (преподавателей),
работников сферы культуры и молодежи
84. Неотрадиционализм
ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЕДИНСТВО, МЕРУТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Если эта мера нарушается и начинает доминировать одна
из сторон, то имеет место:
КОНСЕРВАЦИЯ ТРАДИЦИИ, превращение ее в
музейный экспонат,
либо НАВЯЗЫВАНИЕ ЧУЖДОГО, неприемлемого
для данного этнокультурного сообщества опыта
В ОБОИХ СЛУЧАЯХ НАБЛЮДАЕТСЯ
РАЗРУШЕНИЕ «ЖИВОЙ» ТРАДИЦИИ И ПОТЕРЯ
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
85. Особенность
ТЕАТРАЛИЗОВАННОСТЬКАРНАВАЛЬНОСТЬ
выступают важной и распространенной
характеристикой современной жизни
традиционной культуры.
НАПРИМЕР:
когда объекты культа становятся объектами
массового туризма,
неошаманизм …
86.
87. Важно
ОБНОВЛЕННАЯ ТРАДИЦИЯ в целом – это нетолько праздник, театр,
но и значимая составляющая реальной жизни
этнокультурных сообществ,
помогающая им успешно адаптироваться к
современным условиям
(В.С.Степин на Первом белорусском философском
конгрессе)
88. Неотрадиционализм
не только мировоззрение, но иСПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ самой
жизни, ХАРАКТЕР УСТРОЙСТВА
мира локального сообщества
способ современного развития
этнических культур
89. Роль глобализации
В ЭПОХУ УСИЛИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССАГЛОБАЛИЗАЦИИ,
которая повсеместно демонстрирует эффекты
стандартизации и унификации
Все больший интерес вызывает то, что непохоже на все
другое, что является УНИКАЛЬНЫМ
Причем, речь идет не только и не столько о музейных
экспонатах, которые являются наглядными, но
застывшими свидетелями прежних эпох,
сколько о тех элементах традиционной культуры,
которые удачно вписываются в современность, живут
в ней.
90. Традиционная культура
ЕДИНОЖДЫ ВОЗНИКНУВ:является устойчивой во времени
и в то же время удивительно пластичной
МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106. Неотрадиционализм
ДВОЙСТВЕННАЯ РОЛЬс одной стороны, укрепляет этническую идентичность
с другой стороны, могут быть угрозой
общенациональной идентичности, вести к
фрагментации многонациональных государств
превалирующая тенденция ХХ века
Наиболее масштабное проявление данная тенденция
нашла в национально-освободительном движении
107. Позиция
этнокультурный неотрадиционализма как ревитализация культурныхсимволов, традиций, ритуалов
акцентирование региональной национальной политики на
проведении символически значимых праздничных мероприятий
«фольклорно-этнографическое» направление национальной
политики
фактор объединения гражданского общества
праздничные мероприятия визуализируют этнические
меньшинства, что может вызывать раздражение остальной
части населения
После инцидента в Карелии (г. Кондопога) «фестивальная»
политика стала критиковаться за ее ограниченность
108. Идентичность
этнокультурный неотрадиционализма в его символическойориентации и встречная «фестивальная» этнонациональная
политика
консолидируют этническую общность,
поднимают самооценку людей
создают моду на этничность
«Быть селькупом в настоящее время популярно, в какой-то степени модно,
и уж точно не скучно. Можно съездить в Париж на конкурс песен
аборигенов или, если пригласят, на Финно-угорский конгресс, чтобы
украсить культурную программу. Для жителей провинции участие в
мероприятиях подобного рода, проводимых официально на районном и
межрайонном уровнях, становится не просто развлечением или хобби в
свободное время, а начинает играть роль яркого и значимого события в
жизни».
Н.А. Тучкова
109. Перспектива
государственная национальная политика в отношенииэтнокультурного неотрадиционализма не должна вести к
замыканию этнических групп и к их дезинтеграции из состава
государства
важно обеспечить условия для поддержки и использования
потенциала этнической, региональной и общенациональной
идентичностей, для их гармонизации
НЕ ТОЛЬКО ПРОПАГАНДИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ
ИДЕНТИЧНОСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ЕДИНСТВО, НО И
ФОРМИРОВАТЬ ИХ
разные механизмы
важный фактор - престиж власти