149.46K
Категория: РелигияРелигия

Пастырское богословие (часть 1)

1.

Пастырское
Богословие
1

2.

Учебная дисциплина
«Пастырское богословие»
1. Цель освоения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
«Пастырское богословие» – дать
систематическое представление о
благодатном церковном пастырстве: его
библейских и богословских основаниях,
истории, актуальном состоянии, принципах
деятельности, а также о внутреннем
устроении пастыря и его отношении в
Пастыреначальнику Христу и пастве.

3.

2. Место дисциплины в структуре
образовательной программы бакалавриата
Логически и содержательно-методически
дисциплина неразрывно связана с другими
богословскими и церковно-историческими
дисциплинами, такими, как «Библеистика»,
«История древней христианской Церкви»,
«Литургическое богословие», «История
христианской письменности и патристика»,
«Каноническое право», «Нравственное
богословие», «Гомилетика».

4.

3. В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
• Знать: библейско-богословские основания
пастырства, вытекающие из них задачи
пастырского служения; требования,
предъявляемые к личности пастыря;
историю и традиции русского пастырства;
принципиальные положения социальной
концепции Русской Церкви; основы
святоотеческой аскетики; принципы
взаимоотношений духовника с его чадам.

5.

3. В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен
• Уметь: использовать полученные знания
как исходную точку для анализа и оценки
конкретных явлений церковной жизни.
• Владеть: навыками выявления пастырской
проблематики и специфики пастырского
подхода в святоотеческой и иной
богословской литературе.

6.

Программа (два семестра)
1 семестр
1.
2.
3.
4.
5.
Пастырское богословие как наука
Библейские основания пастырства
Избранничество и избрание
Введение в пастырскую аскетику
Пастырская мистагогия (хиротония и
благодатные дары священства)
6. Священнодействие слова истины
(богослужебная и учительная
деятельность пастыря)

7.

Программа (два семестра)
2 семестр
1.
2.
3.
4.
Пастырь и община
Духовная традиция и церковный быт
Пастырь и мир
Душепопечение и духовничество

8.

Учебная литература
1. Храповицкий, Антоний. Пастырское Богословие. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский
монастырь, 1994. - 325 с.
2. Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по
пастырскому богословию. – М., 2001. – 408 с.
3. Антоний (Амфитеатров), архим. Пастырское
богословие. Часть 1. – Киев: Киево-Печерская
Лавра. 1851. – 170 с.
4. Пантелеймон (Агриков), схиархм. Пастырское
богословие.
https://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Agrikov/pa
styrskoe-bogoslovie-agrikov/

9.

Пастырское богословие в системе
богословских наук
Все богословские дисциплины направлены
на то, чтобы сообщить учащемуся сумму знаний,
которая поможет ему со временем стать
настоящим, всесторонне образованным
пастырем. Каждая из академических дисциплин
изучает какую-то одну сторону пастырской
деятельности. Литургика – богослужение;
Гомилетика – проповедь; Догматика – догматы
Православной Церкви.

10.

Однако, проповедует ли пастырь, совершает
ли богослужение – везде он должен быть
молитвенно-благоговейным, духовнопросвещенным, любящим, «добрым» пастырем.
Что же может помочь пастырю (учащемуся)
подготовиться к столь великому служению, к
приобретению благодатных духовнонравственных качеств?
Ему может помочь, помимо всех других
богословских наук, особая наука, которую
св. Григорий Богослов называет «наукой всех
наук» – Пастырское богословие.

11.

Предмет и задачи пастырского
богословия.
Предметом Пастырского богословия является
сам священнослужитель.
Задача - раскрытие высоты и ответственности
пастырского служения и указание пути и
средств к достойному прохождению его.

12.

• Пастырское богословие вводит будущих
пастырей в понимание высочайшего пастырства
Христа Спасителя, святых Апостолов и святых
отцов, питает его духом пастырской ревности,
помогает развить и усилить в себе пастырское
призвание.
• Формирует пастырское самосознание, чувство
пастырской любви, долга и ответственности
пред Богом за своих пасомых.
• Помогает понять необходимость борьбы с
греховностью своей природы, неотложность
предварительной подготовки к пастырству

13.

Понятие о пастырском опыте
Опытный пастырь понимает открывающиеся
пред ним души верующих по своим прежним
подобным переживаниям и ставит для них в
нужные моменты правильный духовный
диагноз. Большей частью ему приходится
иметь дело с людьми весьма изломанными и
запутанными душевно. И личный опыт
оказывает пастырю незаменимую услугу в
понимании и врачевании таких нездоровых
душ.

14.

Внутренний опыт производит в душе пастыря
своего рода проницательность и жизненную
силу.
Преп. Серафим Саровский по этому поводу
говорит, что настоятель должен иметь дар
рассуждения и дар проницательности, чтобы из
собрания вещей настоящих и прошедших мог
предусмотреть будущее и упразднить козни
врага. «У опытного, - говорит преподобный
Нил Синайский, - слова сверкают силою». Что
бы он ни делал, везде у него, до мелочей
включительно, чувствуется духовная сила и
огонь.

15.

Но как быть молодому пастырю?
Основная задача пастырской деятельности
безусловно осуществима всяким пастырем.
Ни Господь, ни паства не требуют от пастыря
чего-то непосильного. Если у него есть только
начальный духовный опыт, то и это
немаловажно для верующих к
удовлетворению их запросов.
В пастырстве наиболее ценно не столько
количество опыта, сколько качественно-живой
дух служения. Едва почувствует паства в своем
руководителе человека, живущего Богом, как
уже начинает к нему тяготеть.

16.

Всякий пастырь при желании и в меру своих сил
может постепенно становиться опытным
руководителем ко спасению. На помощь его
личному опыту приходит опыт святых отцов и
учителей Церкви. Из их суждений по вопросам
духовно-аскетической жизни можно всегда
получить исчерпывающие и бесспорные решения
недоумений. Это дает пастырям возможность
высказывать пасомым не свои мнения, а подавать
церковный голос, отстаивать церковную позицию
во всех вопросах веры и жизни. Знание
авторитетного всецерковного опыта делает
пастыря основательным в своих частных
суждениях и верно понимающим вещи.

17.

Пастырское богословие и
пастырская подготовка в России
В царствование имп. Александра I
существовала в России своя (не богатая и
далеко не самостоятельная) литература по
пасторологии.
В конце XVIII в. и в начале XIX в.
заслуживают быть упомянутыми три
произведения, касающиеся пастырского
делания.

18.

1. «Книга о должностях пресвитеров приходских»,
изданная в Санкт-Петербурге в 1776 г.
Авторы: еп. Смоленский Парфений (Сопковский), и
архиеп, могилевский Георгий (Конисский).
Книга является скорее инструкцией для
приходского священника. Книга пользовалась
большой известностью и много раз издавалась.
2. «Сокращенный Катехизис для священно-ицерковно-служителей, как для всегдашнего их
знания, так особливо для изучения при вступлении
их в церковные должности» (Москва, 1807 г.).
Автор: московский митр. Платон (Левшин).
Обе книги были переведены на английский
язык.

19.

3. Третья книга, хотя и не является специальным
трудом по пасторологии, но все же имеет к нему
достаточное касательство. Это «Orthodoxae
orientalis ecclesiae dogmata, seu doctrina Christiana
de credendis (pars I) et agendis (pars II)» (Лейпциг,
1784).
Автор: знаменитый Феофилакт (Горский), писал ее
по латыни (на которой в то время писалось и
преподавалось богословие). Являясь в сущности
«суммой» догматики и нравственного богословия,
или «вероучения и практики», она в отделе о
таинствах, в частности о священстве отводит
известное место и пастырскому деланию.

20.

После упразднения Комиссии духовных училищ
в 1839 г. и пересмотра программ духовных школ
появились почти одновременно два курса
Пастырского богословия.
1. Книга архимандрита, впоследствии
архиепископа Казанского Антония (Амфитеатрова),
вышедшая в 1851 г.
2. Произведение еп. Кирилла (Наумова) в 1853 г.
По словам историка СПб. Духовной академии
проф. Чистовича книга стала «первым опытом
изложения пастырских обязанностей в научном
виде».

21.

А.С.Стурдза, известный в свое время писатель на
богословские и церковные темы, написал «Письма
о должностях священного сана».
Такою же практической ценностью отличаются
еще две книги: «Памятная книжка для
священника, или размышления о священных
обязанностях», архиеп. Костромского Платона
(Фивейского), б. проф. МДА (Москва, 1860) и
«Практическое руководство для
священнослужителей» П.И.Нечаева.
Киевский пасторалист проф. В.Ф.Певницкий
написал книги «Священник» (Киев, 1897),
«Служение священника в качестве духовного
руководителя прихожан» (СПб. 1898)

22.

Настоящим событием в истории Пасторологии
явились лекции ректора Московской, а потом
Казанской Академии, архимандрита Антония
(Храповицкого). Вышедший не из духовного
звания, не плененный схоластическими
построениями старинных учебников, сам человек
большой светской просвещенности, природного
ума и огромной церковной интуиции архим.
Антоний поистине «сделал весну» в истории
русской духовной школы вообще и пастырского
богословия в частности.
Новизна направления Антония состояла в том,
что он звал к церковной традиции, к духу
святоотеческого пастырствования.

23.

Во II томе его Собрания сочинений заложено
самое существенное, а именно – мысли арх.
Антония о призвании, о пастырской подготовке, о
пастырском даре и об отличительных чертах
православного пастырства от западного. За
границей, уже в изгнании, он восстановил по
памяти часть своих чтений о душепопечительной
деятельности священника.
Таким образом можно сказать, что русская наука
Пастырского богословия достигла в лице
митр. Антония (Храповицкого) своего наиболее
яркого расцвета в смысле православности и
живости писателя новейшего времени.

24.

Из современных курсов Пасторологии можно
отметить:
1. «Православное пастырское служение» (Париж,
1957)
Автор: архимандрит Киприан (Керн), профессор
Свято-Сергиевского богословского института в
Париже по кафедрам патрологии, литургики и
пастырского богословия.
2. «Пастырское богословие» (МДА, 1967)
Автор: схиархимандрит Пантелеймон (Агриков),
доцент Московской Духовной Академии (МДА).
3. «Лекции по пастырскому богословию» (М.2001)
Автор: схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Московская Духовная Академия (МДА).
English     Русский Правила