Лекция 17. Пастырские послания
Первое послание к Тимофею
Ап. Тимофей – ближайший ученик ап. Павла
План послания (6 глав)
Второе послание к Тимофею
План послания (4 главы)
Послание к Титу
План послания (3 главы)
Главные темы Пастырских посланий
Церковь - столп и утверждение истины
Тайна Боговоплощения
Всеспасительная благодать Божия
Призыв уклоняться от лжеучений и держаться «здравого» учения
Богодухновенность Священного Писания
Поведение христиан
746.62K
Категория: РелигияРелигия

Пастырские послания

1. Лекция 17. Пастырские послания

2. Первое послание к Тимофею

3.

Послание
адресовано
Тимофею,
сотруднику ап.
Павла.
Соавтор 1 и 2
Фес., 2 Кор.,
Флп., Флм., Кол.
Апостол от 70-ти,
первый епископ
Эфеса.
Память:
22
января
/
4
февраля.

4. Ап. Тимофей – ближайший ученик ап. Павла

Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был
некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была
Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором
свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и
Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал
его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали
об отце его, что он был Еллин (Деян. 16:1-3).
Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь
образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в
вере, в чистоте (1 Тим. 4:12).
Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина,
ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5:23).

5.

Авторство:
Современными зарубежными библейскими
исследователями отрицается.
Время написания:
Между первыми и вторыми римскими узами или
Четвертое миссионерское путешествие.
Место написания:
Македония (вероятно Филиппы).
Причины и цель написания:
Тимофей управлял паствой в Эфесе. Дает ему
пастырские наставления. Сие пишу тебе,
надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если
замедлю, ты знал, как должно поступать в
доме Божием, который есть Церковь Бога
живаго, столп и утверждение истины (3:14-16).

6. План послания (6 глав)

I. Введение с приветствием (1.1—2)
И, Наставления Тимофею как блюстителю веры (1. 3—20)
1. Противопоставление «Божьего назидания» и лжеучения (1. 3—11)
2. Самосвидетельство ап. Павла (1. 12—17)
3. Задачи, порученные ап. Павлом Тимофею в Эфесе (1. 18—20)
III. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2.1 — 4.16)
1. Относительно церковных собраний (2)
2. Относительно лиц, избираемых в клир (3. 1-13)
3. Об основной истине христианского вероучения (3. 14—16)
4. Правила учительства словом и жизнью (4. 1—16)
IV. Дисциплинарные наставления (5)
V. Наставления о руководстве разными категориями пасомых (6.1—19)
1. О рабах и господах (6. 1—2)
2. О лжеучителях (гл. 6. 3—5)
3. Об опасности сребролюбия (6. 6—10)
4. О целях Божиих людей (6. 11 — 16)
5. О нравственности состоятельных христиан (6. 17—19)
VI. Заключение (6. 20-21)

7. Второе послание к Тимофею

Авторство:
Как и Первого послания оспаривается.
Адресат:
Ап. Тимофей, епископ Ефеса.
Время и место написания:
Вторые римские узы (64-67 гг).
Причины написания:
Предчувствуя свою кончину, апостол
передает предсмертные наставления и
завещание.

8. План послания (4 главы)

I. Введение с надписан нем и приветствием. Обозначение главного предмета
Послания (1. 1—6)
II. Наставления Тимофею о пастырском служении (1. 7 — 4. 8)
1. Пастырство Тимофея: свидетельство, ответственность (1.7—14)
2. Судьба некоторых сотрудников ап. Павла (1. 15—18)
3. Качества пастыря, передающего Предание (2. 1 — 13)
4. Обличение лжеучителей (2. 14-26)
III. Последние времена: эсхатология (3.1—9)
ГУ. Наставления о твердости в гонениях (3. 10—17)
1. Верность Тимофея примеру ап. Павла в страданиях (3. 10-13)
2. Твердость Тимофея, о богодухновенности Священного Писания (3. 14—17)
V. Последнее обращение ап. Павла (4. 1—18)
1. О проповеди Слова Божия (4. 1—5)
2. Ап. Павел о своей кончине (4. 6—8)
3. Личные просьбы, предостережение от Александра, о первом слушании
судебного
дела и апостола (4. 9-18)
VI. Заключение с прощанием и благословением (4. 19—22)

9. Послание к Титу

Авторство:
Оспаривается современными зарубежными библеистами.
Адресат:
Время и место написания:
Возможно было написано апостолом в период между
римскими узами в Малой Азии (Ефес или Греция).
Причины написания:
Ап. Павел, основав церковь на Крите, мало времени провел
там. Община была еще не устроена. Для того я оставил
тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и
поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе
приказывал (1:5). Необходимо укрепит Тита, преподать
практические наставления.

10.

Послание
адресовано Туту,
ученику и
спутнику ап.
Павла.
Тит, апостол от
70-ти, первый
епископ Крита.

11. План послания (3 главы)

I. Введение с надписанием и приветствием (1.1-4)
П. О пастырях Церкви (1. 5—16)
1. Требования к пастырям (1. 5—9)
2. Обличение лжеучителей (1. 10—16)
III. Наставления об учительной деятельности пастыря
(2.1 — 2.10)
1. Старцы (2. 1-3)
2. Мужчины и женщины (2. 4—8)
3. Рабы (2. 9-10)
IV. Спасительная сила благодати (2.11-15)
V. Нравственные качества христиан (3. 1—7)
VI. Заключение: прощальные распоряжения апостола,
приветствия и благословение (3. 8-15)

12. Главные темы Пастырских посланий

13. Церковь - столп и утверждение истины

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в
доме Божием, который есть Церковь Бога живаго,
столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).
Свт. Феофан Затворник: «Бог везде присутствует, но в
Церкви Он есть особенным образом, оживотворяя,
одушевляя и объединяя всех верующих друг с другом и всех с
Собою благодатью и действием Св. Духа. Церковь,
животворимая живущим в ней Богом, чувствует Его живущим
в себе, чувствует и то, что живет Им и поэтому и есть дом Его.
Сия-то Церковь есть столп и утверждение истины. Поскольку
она - Церковь Бога живаго, Который есть сама истина, все в
ней истинно. Слова «столп и утверждение» выражают
твердость, непреложность и неизменность истины,
неизменность Бога живого и истинного».

14. Тайна Боговоплощения

И
беспрекословно
великая
благочестия тайна: Бог явился во
плоти, оправдал Себя в Духе, показал
Себя Ангелам, проповедан в народах,
принят верою в мире, вознесся во славе
(1 Тим. 3:16).

15. Всеспасительная благодать Божия

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех
человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и
мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво
жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и
явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от
всякого беззакония и очистить Себе народ особенный,
ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14).
Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя
нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые
бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и
обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно
через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы,
оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались
наследниками вечной жизни (Тит. 3:4-7).

16.

Служения в церкви. Указания о
епископах/пресвитерах:
Если кто епископства желает, доброго дела
желает. Епископ должен быть непорочен, одной жены
муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен,
страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не
сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не
сребролюбив, хорошо управляющий домом своим,
детей содержащий в послушании со всякою
честностью; ибо, кто не умеет управлять
собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви
Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы
не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
Надлежит ему также иметь доброе свидетельство
от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть
диавольскую (3:1-7).

17.

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты
довершил недоконченное и поставил по всем городам
пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто
непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не
укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо
епископ должен быть непорочен, как Божий
домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не
бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий
добро,
целомудрен,
справедлив,
благочестив,
воздержан, держащийся истинного слова, согласного
с учением, чтобы он был силен и наставлять в
здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:5-9).

18.

О диаконах:
Диаконы также должны быть честны, не двоязычны,
не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие
таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде
испытывать, потом, если беспорочны, допускать до
служения (3:8-10).
О вдовах:
Вдовица должна быть избираема не менее, как
шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
известная по добрым делам, если она воспитала детей,
принимала странников, умывала ноги святым, помогала
бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу (5:910).
О пресвитерах:
Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся
участником в чужих грехах (Тим. 5:22).

19. Призыв уклоняться от лжеучений и держаться «здравого» учения

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и
увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались
баснями и родословиями бесконечными, которые производят
больше споры, нежели Божие назидание в вере (1 Тим. 1:3-4) .
Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в
благочестии (1 Тим. 4:7).
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в
словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству
слушающих. Старайся представить себя Богу достойным,
делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А
непотребного пустословия удаляйся (2 Тим. 2:14-16).
Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай,
запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо
будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по
своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили
бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2
Тим. 4:2-4).

20. Богодухновенность Священного Писания

Притом же ты из детства знаешь
священные писания, которые могут
умудрить тебя во спасение верою во
Христа
Иисуса.
Все
Писание
богодухновенно и полезно для научения,
для обличения, для исправления, для
наставления в праведности, да будет
совершен Божий человек, ко всякому
доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:15-17).

21. Поведение христиан

Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы
старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в
вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались
прилично святым, не были клеветницы, не порабощались
пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить
мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми,
попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да
не порицается слово Божие. 6 Юношей также увещевай быть
целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел,
в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово
здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не
имея ничего сказать о нас худого. Рабов увещевай повиноваться
своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не
красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем
были украшением учению Спасителя нашего, Бога (Тит. 2:1-10).
English     Русский Правила