Похожие презентации:
Классическая философия права. Марксистская философия прав
1.
Тема 6. Классическая философия праваМарксистская философия права
Выполнил: Бочкарев Артем Юрьевич
2.
Марксизм – это философское течение, возникшее в Германии в 40-х годах Х1Х века, основоположники:Карл Маркс(1818 – 1883)
Фридрих Энгельс (1820 –1895)
3.
Важнейшими вехами на пути становления марксистской философиистали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а
также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и
"Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским
работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии" Энгельса.
4.
Родоначальниками философии диалектическогоматериализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса.
Диалектико-материалистическая философия возникла в
середине XIXв. Предпосылками возникновения
марксистской философии были:
• промышленная революция в Европе (XVIII–XIX вв.), означавшая
переход от ручного к машинному труду;
• появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными
политическими требованиями;
• идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля
и Фейербаха);
• открытия в области естественных наук: эволюционная теория
Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и
превращения энергии.
5.
Характерные черты марксистской философии:• Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с
материалистическим принципом;
• Исторический процесс истолковывается с материалистических
позиций как естественный, закономерный процесс;
• Не только объясняется мир, но и разрабатываются
общеметодологические основы его преобразования. Как
следствие, центр философских исследований переносится из
области отвлеченных рассуждений на область материальнопрактической деятельности людей;
• Связываются диалектико-материалистические взгляды с
интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с
потребностями общественного развития.
6.
Марксистская философия представляет собой систему взглядовна развитие природы, общества и человека, сформировавшуюся
во второй половине XIX века под влиянием глобальных
процессов, протекавших в мировой экономике, политике, науке.
Условно можно выделить три основных этапа ее развития:
• Первый этап - связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и
их последователей в Германии (Бернштейн, Каутский), в
других европейских государствах, в том числе и в России
(Плеханов Г.В.)
• На этом этапе идеи марксизма получают признание среди
европейских экономистов и обретают популярность среди
творческой II научной интеллигенции европейских государств,
постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение и
первые социал-демократические организации.
• На третьем этапе разрыв между гуманистическим и
радикальным направлениями в марксистской философии
возрастает. Радикальное направление, ставшее идеологией
государств социалистической ориентации, подчинило
марксизм задачам коммунистической идеологии, что
предопределило кризисный характер ее развития на многие
десятилетия.
7.
Основные принципы марксистской идеологии:• диалектический материализм, принципы которого были
распространены философами-марксистами на все стороны
жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В
основе – - идея о примате социального над
биологическим;
• идея об основополагающей роли практики в развитии
общества, в материальных и духовных процессах в
человеческой культуре, в процессе познания;
В философии истории основополагающими принципами в
развитии общества философами-марксистами
провозглашены: теория классовой борьбы; идея
исторической миссии рабочего класса; концепция роли
народных масс и личности в истории.
8.
К основным принципам марксистскойметодологии относят:
• восхождение от абстрактного к конкретному, от простого
к сложному;
• принцип историзма.
9.
Диалектический материализмСреди принципов материалистической диалектики Энгельс
выделяет такие как принцип материального единства мира,
принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным
законам он относит закон взаимопроникновения
противоположностей, закон перехода количества в качество
и обратно и закон отрицания отрицания.
Теория познания была разработана с диалектикоматериалистических позиций Марксом и Энгельсом. Как и
все материалисты он признавали первичность и
несотворимость материального мира.
10.
Диалектико-материалистическая теория познаниярассматривалась в марксизме как теория отражения.
При этом отражение понималось как активный, а не
пассивный процесс взаимодействия субъекта с
объектом. Здесь преодолевается основной
недостаток домарксистского материализма, который
состоял в игнорировании роли практики, а тем
самым и активности субъекта познания.
11.
Проводя последовательно принцип единства диалектики итеории познания, Энгельс отмечал, что диалектика понятий
является сознательным отражением диалектики движения
действительного мира.
Создавая диалектико-материалистическую теорию познания,
Маркс прежде всего устанавливает ее исходный пункт понятие общественной практики, составляющей основу
познания. Прослеживая развитие основных категорий
политической экономии, он показывает, что эти категории,
например понятие абстрактного труда, исторически связаны
с определенным уровнем развития общественной практики.
Это положение относится к категориям любой науки, к
историческому развитию научного познания вообще.
12.
Новый этап в развитии марксисткой философии связан сдеятельность В.И. Ленина (1870-1924). Его основными
философскими работами являются: «Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-демократов?»,
«Материализм и эмпириокритицизм», «Философские
тетради», «О значении воинствующего материализма».
В творчестве Ленина выделяют два основных периода:
• 1) с конца XIX в. до Великой Октябрьской
социалистической революции,
• 2) от Октябрьской революции до 1924 г.
Как и другие последователи Маркса, он вынужден был
защищать марксистские философские положения от идейных
противников. Для этого необходимо было дать научно
обоснованные ответы на новые вопросы, выдвигаемые ходом
развития общества и научного познания.
13.
Вывод:Главное «достижение» марксистской
философии состоит в рассмотрении
материалистической диалектики как
критической и революционной, нацеленной
не на осмысление мира, а на его
преобразование.