2.33M
Категория: ИскусствоИскусство

Американское кино второй половины ХХ века

1.

Американское кино
второй половины
ХХ века

2.

Периодизация
Середина 1940-х –
середина 1960-х
Закат классического
Голливуда
Середина 1960-х –
конец 1970-х
Конец 1970-х –
настоящее время
Новый Голливуд
Начало 1990-х –
настоящее время
Новый Новый
Голливуд
(«эра блокбастеров»)
Индивуд

3.

Война – разрушение границ
Афроамериканцы, индейцы,
иммигранты воевали вместе
Женщины работали наравне
с мужчинами
Левые и правые, представители разных
политических партий объединились,
собрали силы в кулак

4.

Три чёрные страницы
в истории американского кино
Маккартизм (сенатор Маккарти),
Комиссия по расследованию
антиамериканской деятельности

5.

«Римские каникулы» (1953)
режиссер
Уильям Уайлер
авторы сценария
Далтон Трамбо
Йен Маклеллан Хантер
в ролях
Одри Хепберн
Грегори Пек

6.

Три чёрные страницы
в истории американского кино
Маккартизм (сенатор Маккарти),
Комиссия по расследованию
антиамериканской деятельности
Элиа Казан VS
коллеги-коммунисты

7.

«В порту» (1954)
режиссер
Элиа Казан
оператор Борис
Кауфман
в главной роли
Марлон Брандо

8.

Три чёрные страницы
в истории американского кино
Маккартизм (сенатор Маккарти),
Комиссия по расследованию
антиамериканской деятельности
Элиа Казан VS
коллеги-коммунисты
Джон Эдгар Гувер VS
Чарльз Спенсер Чаплин

9.

«Месье Верду» (1947)
режиссер
Чарльз
Спенсер
Чаплин

10.

Hollywood Antitrust Case (1948)
United States v. Paramount Pictures
❑ Разделение производства и проката
❑ Крах студийной системы
❑ Выгоднее прокатывать,
чем производить

11.

1947−1957
«Золотой век» американского ТВ
1948 – вдвое падает посещаемость
кинотеатров
1951 – статья Сэма Голдвина
«Покончено с Голливудом?»:
«Зачем ходить в кино и платить
деньги за просмотр плохих фильмов,
если их можно посмотреть дома
даром?»

12.

«Сансет бульвар» (1950)
режиссер
Билли Уайлдер
в ролях
Глория Свенсон
Эрих фон
Штрогейм
Сесил де Милль
Бастер Китон

13.

Билли Уайлдер (1906−2002)
«Ниночка» (1939, автор сценария)
«Двойная страховка» (1944)
«Бульвар Сансет» (1950)
«Сабрина» (1954)
«Зуд седьмого года» (1955)
«В джазе только девушки» (1959)
«Квартира» (1960)

14.

Стратегии конкуренции с ТВ
Стереокино
«Дьявол Бвана» (1952)

15.

Стереокино

16.

Стратегии конкуренции с ТВ
Стереокино
«Дьявол Бвана» (1952)
Широкий экран и
панорамное кино // 35 мм
«Это ― Синерама» (1952)

17.

Панорамное кино

18.

Стратегии конкуренции с ТВ
Стереокино
«Дьявол Бвана» (1952)
Широкий экран и
панорамное кино // 35 мм
«Это ― Синерама» (1952)
Широкий формат // 70 мм
«Бен Гур» (1959, Ultra Panavision 70)

19.

Ultra Panavision 70

20.

Индейская тема
«Сломанная
стрела»
1950
режиссер
Дэлмер Дэйвз

21.

Афроамериканская тема
«На окраине
города»
1957
режиссер
Мартин Ритт

22.

Иммигрантская тема
«Двенадцать
разгневанных
мужчин»
1957
режиссер
Сидни Люмет
автор сценария
Реджинальд Роуз
оператор
Борис Кауфман

23.

Альфред
Хичкок
1899−1980

24.

Десять главных
фильмов Хичкока
«Жилец» (1926)
«Человек, который слишком много
знал» (1934)
«Ребекка» (1940)
«Веревка» (1948)
«В случае убийства набирайте М» (1954)

25.

Десять главных
фильмов Хичкока
«Окно во двор» (1954)
«Головокружение» (1958)
«На север через северо-запад» (1959)
«Психо» (1960)
«Птицы» (1963)

26.

«Психо» (1960)
композитор
Бернард Херрманн
в главных ролях
Джанет Ли
Энтони Перкинс

27.

Новый Голливуд: предпосылки
1960 – Группа нового американского
кино (Джон Кассаветес)
Расцвет контркультуры, отрицающей
ценности доминирующей культуры
(«разбитое поколение», битничество,
хиппи)

28.

Новый Голливуд: предпосылки
Энди Уорхол и арт-студия «Фабрика»
«Сон» (1963)
«Эмпайр» (1964)
«Девушки из Челси» (1966)
«Я, мужчина» (1968)

29.

Новый Голливуд: предпосылки
Середина 1960-х – новый кризис
Голливуда
1969 – 300 миллионов долларов
убытков

30.

Роджер Корман
The Pope of Pop Cinema
Фонда
Кэмерон
Скорсезе
Корман
Коппола
Де Ниро
Николсон

31.

1967: замена кодекса Хейса
системой возрастных рейтингов

32.

Особенности
новоголливудского кино
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Работа с реальностью, острыми, злободневными
темами
Герой-бунтарь, бросающий вызов обществу (бунт
через насилие)
Главная тема – человек VS система
Отказ от голливудского финала
Особое внимание к изобразительности
Формальные эксперименты с оптикой, монтажом,
структурой повествования
Разработка способов показа работы сознания на
экране

33.

«Доктор Стрейнджлав»
(1963, реж. Стэнли Кубрик)
три роли
Питера Селлерса:
▪ капитан Мандрейк
▪ президент США
Маффли
▪ доктор
Стрейнджлав

34.

система = государство
«M.A.S.H.»
(1970, реж. Роберт Олтмен)
«Апокалипсис сегодня»
(1979, реж. Фрэнсис Форд Коппола)

35.

«Апокалипсис сегодня» (1979)
режиссер
Фрэнсис Форд
Коппола
оператор
Витторио Стораро
в ролях
Марлон Брандо
Мартин Шин

36.

система = политика
«Нэшвилл»
(1975, реж. Роберт Олтмен)
«Вся президентская рать»
(1976, реж. Алан Пакула)

37.

система = общество
«Беспечный ездок»
(1969, реж. Деннис Хоппер)

38.

«Беспечный ездок» (1969)
режиссер
Деннис Хоппер
в ролях
Деннис Хоппер
Питер Фонда
Джек Николсон

39.

система = общество
«Беспечный ездок»
(1969, реж. Деннис Хоппер)
«Полуночный ковбой»
(1969, реж. Джон Шлезингер)
«Последний киносеанс»
(1971, реж. Питер Богданович)

40.

«Крестный отец» (1972)
режиссер
Фрэнсис Форд
Коппола
композитор
Нино Рота
в главных ролях
Марлон Брандо
Аль Пачино

41.

Человек VS Система
Система
= государство
Система = политика
Система = общество
Система = семья
Бунт
против
системы

42.

«Бонни и Клайд» (1967)
режиссер
Артур Пенн
в главных ролях
Уоррен Битти
Фэй Данауэй

43.

«Пролетая над гнездом кукушки»
(1975)
режиссер
Милош
Форман
в главных
ролях
Джек
Николсон
Луиза
Флетчер

44.

«Таксист» (1976)
режиссер
Мартин Скорсезе
композитор
Бернард Херрманн
в главных ролях
Роберт де Ниро
Джоди Фостер

45.

Роберт Редфорд
1981

46.

Новый Новый Голливуд
«Эра блокбастеров»

47.

«Звездные войны» (1977)
режиссер
Джордж
Лукас
композитор
Джон
Уильямс

48.

Четыре ключевые фигуры
«эры блокбастеров»
Джордж Лукас
Стивен Спилберг
Роберт Земекис
Джеймс Кэмерон

49.

Особенности кинематографа
«эры блокбастеров»
1.
2.
3.
4.
5.
Сказочный/ мифологический сюжет
Ориентация не на американского,
а на международного зрителя
Ставка на спецэффекты
Гигантский бюджет
(от 100 млн долларов)
Все творческие риски – на бумаге

50.

Технологический бум
1970-1980-х
1975,
США
Steadicam –
стабилизатор
камеры
изобретатель –
оператор
Гаррет Браун
патент
от 12.04.1977

51.

Технологический бум
1970-1980-х
1970,
Канада
формат IMAX
сокращение
от англ.
Image Maximum
(максимальное
изображение)
первый фильм –
«Ребенок Тигра»
(1970)

52.

Технологический бум
1970-1980-х
1975, США
Dolby Stereo
первый фильм –
«Листомания» (1975,
реж. К. Рассел)

53.

Индивуд
Independent
Hollywood
Indiewood

54.

Индивуд
Квентин Тарантино
Роберт Родригес
Гас ван Сент
Стивен Содерберг
Итан и Джоэл Коэны
Джим Джармуш
Дэвид Линч

55.

«Криминальное чтиво» (1994)
режиссер
Квентин
Тарантино
в ролях
Джон Траволта
Сэмюэль Л.
Джексон
Ума Труман
Брюс Уиллис

56.

Значение
«Криминального чтива»
1.
Точка в гангстерской теме
- романтизация в 30-е
- драматизация в 40-е
- эпизация в 70-80-е
- деконструкция в 90-е

57.

Значение
«Криминального чтива»
1.
2.
Точка в гангстерской теме
- романтизация в 30-е
- драматизация в 40-е
- эпизация в 70-80-е
- деконструкция в 90-е
Этап в отношениях французского
и американского кино

58.

Отсылки к Трюффо
Стилизация в духе
1950-1960-х
Джулс и Джим = «Жюль и Джим»
(1962)

59.

Отсылки к Годару
Танец Мии и Винсента – «Банда
аутсайдеров» («A band apart»)
Ума Турман – Анна Карина
Нервный, синкопический монтаж, jump cut
Игра в кино
Цитатная лоскутность
«В фильме обязательно должны быть
начало, середина и конец. Но необязательно
в этом порядке»

60.

61.

Отсылки к Годару
Танец Мии и Винсента – «Банда
аутсайдеров» («A band apart»)
Ума Турман – Анна Карина
Нервный, синкопический монтаж, jump cut
Игра в кино
Цитатная лоскутность
«В фильме обязательно должны быть
начало, середина и конец. Но необязательно
в этом порядке»

62.

Постмодернизм
снимает оппозиции
Между истиной и ложью
Между высоким и низким
Между элитарным и массовым
Между текстом и реальностью
Между автором и зрителем

63.

Пять ключевых категорий
постмодернизма
Игра
Ироническая
дистанция
Деконструкция
Децентрация
Интертекстуальность

64.

Пример центона в поэзии
Могла
ли Биче, словно Дант, творить,
как жёлтый одуванчик у забора?
Я научила женщин говорить.
Когда б вы знали, из какого сора
Вера Павлова

65.

Ризома как модель мира
English     Русский Правила