144.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Проявления драматического в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

1.

Форма –
обозначение всеобщего,
неизменного и подлинно сущего,
являющегося прообразом
изменчивых и индивидуальных
явлений
Платон

2.

Содержание – есть «что» в
«как» формы, есть то, что
наполняет форму и из чего она
осуществляется. Содержание
понятия, в противоположность
его объёму, есть совокупность
его признаков.
ФЭС
(философский энциклопедический словарь)

3.

Проявления
драматического в
пьесе А.Н.
Островского
«Гроза»

4.

Драматическое – форма
воплощения конфликтного
положения, которое
характеризуется устойчивым
противоборством сторон,
взглядов на протяжении сюжета

5.

Персонажи драмы – национальные типы
Не признают личность:
С.П. Дикой – тип русского самодура (власть и деньги)
М.И. Кабанова – хранительница патриархальных устоев, идущих от эпохи
домостроя (самопожертвование)
Феклуша – идеолог патрниархальной изолированности Калинова – России
(самопожертвование, роль в социальной иерархии)
Кулигин – человек из эпохи Просвещения XVIII века
Между двух культурных эпох
Катерина – 1. привязанность к доличностной патриархальной
домостроевской эпохе
2. готовность защищать ценой смерти нарождающуюся в ней
личность
Утверждают свою личность:
Кудряш и Варвара – потомки и носители духа волжской вольницы, это новое
поколение молодежи, снявшее с себя ответственность за себя в мире
иерархии и за русский традиционный уклад, отказавшееся от совести

6.

ОБРАЗ КАЛИНОВСКОГО МИРА
ПОЭТИЧНЫЙ МИР
•*Песня Кулигина о природе
•*Песни на свидании
•*Церковная служба
•* Сны Катерины о рае
•* Песни странниц
•*Оды Кулигина
•* Чувство полета в Катерине от
фольклора
•*Стихийный бунт в Кудряше и
Варваре от волжской вольницы
Ст. Разина
Все это оттеняет поэзию души
Катерины
ЗАТЕРЯННЫЙ МИР
*С.П. Дикой не знает
электричества
*Жестокие нравы из монолога
Кулигина
*Сведения о мире приносит
странница Феклуша (люди в
других странах с песьими
головами)
*Не знают географии и истории
(«Литва с неба упала»)*Железная
дорога – «змей огненный»
Все это оттеняет образ мысли и
поведение М.И. Кабановой и
других представителей «тёмного
царства»

7.

5. Этапы истории домостроевской культуры
(середина XVI – середина XIX вв.)
1 этап - романтика
2 этап - стабильность
КАТЕРИНА
Романтика, поэзия, любовь,
привязанность. Живет душой
(молитвы, сны, общение с
богомолками, странницами,
песнопения), формальная сторона
естественна и не отягощает, но
содержание жизни – главное.
Большое значение имеет
фольклорный дух (молодость,
чувство полета, порывы души)
Сугубо трагический персонаж
3 этап - кризис
М. И. КАБАНОВА
Защищает форму патриархальной
жизни вплоть до жестокости,
ханжества, самодурства по
отношению к близким и городу;
хватается за стабильное (беседы с
Феклушей, выходы в церковь) для
удержания этого уклада (трагедия)
Фольклорность ушла из ее
обихода, остались средства кары –
они в религии
Трагический и одновременно
комический персонаж

8.

КАТЕРИНА
Дали
родители
ТИХОН
КАБАНОВ
Выбрала
сама
БОРИС
ГРИГОРЬЕВИЧ

9.

КАТЕРИНА
Дали
родители
ТИХОН КАБАНОВ
Выбрала
сама
БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ
1. Свадьба
Впервые увидела на свадьбе
Впервые увидела и выделила по одежде
2. Отъезд из дома
Снял с себя ответственность за
Снял с себя ответственность вроде бы из-за
жену, переложил на мать и сестру;
объективных причин («Эх, кабы сила!»);
не берет с собой в Москву
бросил в одиночку решать проблемы
3. Клятва Катерины
Не берет клятвы из-за мягкости
Жалеет Катерину, но толкает к смерти: она
характера и от жалости, чем
же сказала на первом свидании, что готова
подталкивает к Борису Григорьевичу
умереть за свою любовь; принимает ее
и в конечном счете к смерти
клятву, не думая, что это клятва
4. Во время грозы
«Умывает руки», хотя стал свидетелем
Защищает от матери, хотя пострадал от
разыгравшейся драмы
неверности жены
5. Итог
Желает ей смерти и уезжает, так ничего и
Плачет над трупом Катерины и обвиняет
мать в гибели жены, так ничего и не поняв не поняв про душу Катерины

10.

Композиция грозы: гроза – природное явление и веяние времени
В природе
В душе Катерины между православным
смирением и порывом к свободе от фольклора
1.Сгущается атмосфера
1.Катерина выделила Бориса Григорьевича из толпы
(зерно личности запало в душу)
2.Отдаленные громы
2.Вспоминает родительский дом и свое девичество, так
здесь неуютно, плохо душе
3.Ветер и пыль
3.Придирки свекрови и отъезд Тихона усугубляют
невыносимость атмосферы дома Кабановых
4. Духота
5. Раскаты грома над головой
6.Дождь
7.Озон, легкость, обновление
4.Монолог с ключом: метания души
5.10 ночных свиданий - греховное счастье
6.Признание в грехе на людях – форма покаяния
7. Город в лице М.И. Кабановой не прощает греха
Катерине, так как живет не по-христиански
Значения образа ГРОЗЫ: 1. Природное явление со своей композицией. 2. Явление
физическое – электричество. 3. Очистительное явление: а)Гнев бога Перуна по
уничтожению бесов, вселяющихся в людей, в животных, в деревья. б). Наказание
Катерине и городу в целом за неправедную жизнь. 4. Комическое проявление: Дикой
(дикий) Савел (Савл – гонитель христиан) Прокофьевич (Прокофий – обнаженный
меч). 5. Веяние времени: наступление западных тенденций на русскую культуру
English     Русский Правила