Похожие презентации:
Культура и религия Древней Индии
1.
Культура и религия ДревнейИндии
2.
Индуистский бог соединяет в себе райскую пестротусамых невероятных противоположностей, самых
несовместимых
формулировок,
самых
противоречивых догм, ритуалов, мифов и культов,
которые только можно вообразить: нежнейшее
наряду с самым грубым, духовнейшее наряду с
самым чувственным и плотским, добрейшее наряду с
самым жестоким и диким».
Г. Гессе
«Индия — это целый мир, такой огромный и
многообразный, что он едва поддается описанию» (М. Ганди).
Это целое смешение народов, культур, языков, религий,
философских школ. Культура Индии очень самобытна,
поскольку шла своими путями. В ней есть неповторимость и
своеобразность, отличающие индийскую культуру от культур
других стран.
3.
Культура Индии очень самобытна, поскольку шла своими путями. В ней естьнеповторимость и своеобразность, отличающие индийскую культуру от культур
других стран.
Истоки культуры Индии уходят далеко, в третье тысячелетие до новой эры, когда
на территории полуострова Индостан в долине реки Инд появилась хараппская
цивилизация.
Вообще развитие культуры Древней Индии можно поделить на несколько этапов,
которые соответствуют и историческому развитию Индийского государства:
1) Древнейшая Индия. Здесь можно выделить два периода:
а) хараппская культура;
Истоки культуры Индии уходят далеко, в третье тысячелетие до новой эры, когда на
б) ведическая культура;
территории полуострова Индостан в долине реки Инд появилась хараппская цивилизация.
2) Магадхо-Маурийская эпоха;
Вообще развитие культуры Древней Индии можно поделить на несколько этапов, которые
3) Кушано-Гуптская эпоха.
соответствуют и историческому развитию Индийского государства:
1) Древнейшая Индия. Здесь можно выделить два периода:
а) хараппская культура;
б) ведическая культура;
2) Магадхо-Маурийская эпоха;
3) Кушано-Гуптская эпоха.
4.
Хараппскаякультура
Различные археологические находки свидетельствуют о высоком уровне культуры живших там
народов. Было обнаружено, что уже в третьем тысячелетии до новой эры здесь были
высокоразвитые поселения городского типа с очень грамотной расстановкой и архитектурой
зданий. К примеру, для удобства прохода телег и перемещения углы домов на перекрестках
делали закругленными. Дома в основном строились из кирпича, были двухэтажными. Важным
достижением хараппской культуры была городская канализационная система. В домах того
времени уже были своеобразные ванные комнаты для омовения. Существовали городские бани,
воздух в которых подогревался, здесь имелись бассейны.
5.
Реконструкция быта Хараппской культуры6.
Помимовысокого
уровня
архитектурных
навыков,
во
времена хараппской культуры
большое
развитие
получили
многие виды различных ремесел,
таких как обработка металла,
работа с камнем, медью, бронзой.
Об
этом
свидетельствуют
найденные
орудия
труда,
ювелирные украшения, оружие,
различные декоративные изделия.
В Хараппе была развита и
письменность. В основном она
представляла собой рисуночное
письмо, в котором насчитывалось
около четырехсот пиктографов.
Стали появляться и слоговые
Хараппская цивилизация на карте
7.
Уже в начале второго тысячелетия до новой эры ученые фиксируют упадоккультуры Хараппа, которая вскоре и вовсе исчезла в результате природной
катастрофы. По мнению большинства геологов, такой природной катастрофой
было сильнейшее землетрясение, повлекшее за собой и другие катаклизмы.
Несмотря на свой крах, хараппская культура послужила некой отправной точкой
для всего дальнейшего развития культуры Древней Индии.
8.
Родоначальниками ведической культуры явились племена ариев, которые вторглись натерриторию Индии в середине второго тысячелетия до новой эры.
На начальном этапе они не отличались высокой культурой, далеко не ушли от кочевого образа
жизни, занимались в основном скотоводством. Затем появилось и земледелие, которое заметно
развилось благодаря появившимся орудиям труда.
Так как основными занятиями племен ариев были скотоводство и земледелие, очевидно, что
большую часть населения составляли сельские жители. Городов же не было, существовали
только укрепленные пункты, главной задачей которых являлась защита населения от врагов.
9.
У ариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится клитературе. Важными памятниками литературы этого периода служат
произведения, написанные на древнеиндийском языке (санскрите). Эти
произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоариев.
Существовало четыре сборника вед.
1. Сама-Веда. Это сборник, состоящий из песнопений и ритуалов индоариев.
2. Риг-Веда. Сборник, представляющий собой книгу, составленную из гимнов
индоариев.
3. Яджур-Веда. В этом сборнике были собраны молитвенные формулы, по
которым совершались жертвоприношения.
4. Атхарва-Веда. Это сборник различных песнопений и ритуалов ариев.
10.
До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества.Но затем жрецы их записали, дополнив каждый сборник своим ритуальным комментарием.
Такие ритуальные комментарии назывались брахманами. Впоследствии брахманами стали
называть высшую касту в Индии.
Священными книгами, служившими людям помощниками при решении различных вопросов,
являлись «Махабхарата» (что означает «Великая война потомков Бхараты») и «Рамаяна»
(«Сказания о подвигах Рамы»). Это две поэмы, огромные по своему размеру, содержащие стихи,
легенды, предания, трактаты на различные темы (от религии до ведения хозяйства).
Героями этих поэм являются Кришна и Рама.
11.
Ведические литературные достижения настолько велики, настолько они всеобъемлющие,поражающие отточенностью своей формы, что можно сделать вывод, насколько был
развит народ, были велики философские познания людей. Ведические сборники являются
настоящими энциклопедиями знаний по различным темам (медицина, математика,
геометрия, земледелие, астрономия, ремесла, военное дело и т. д.).Первоначальное
многобожие индоариев постепенно свелось к одному течению – брахманизму, согласно
которому творцом вселенной является Брахма, появившийся из золотого яйца,
расколотого силой его мысли. Брахманизм очень повлиял на индийскую религию. К
примеру, сохранилась такая теория, как сансара (по-другому – метемпсихоз), по которой
душа все время перерождается. То есть после смерти человека она не умирает, а вселяется
в другого человека или в какое-либо существо. Здесь, согласно брахманизму все зависит
от кармы человека, которая предопределена свыше, а также складывается из поступков и
деяний человека. Чем карма лучше, чем лучше человек вел себя при жизни, тем лучше
будет его последующая жизнь.
12.
Государство Магадха стало первой в историиИндии рабовладельческой державой. Главной
религией, базирующейся на брахманизме,
становится джайнизм, который впоследствии
вырастет в целую идеологию рабовладельческих
держав. Пророком этой религии является
Джайна (Джина-победитель). Он со своими
последователями
создает
церковные
организации, монастыри и храмы.
Характерной особенностью новой религии
являлся аскетизм, т. е. подавление в себе
различных желаний, склонность к одиночеству,
отказ от многих благ и т. д. Все это нужно было
для того, чтобы достичь главного результата
всей жизни сторонника джайнизма – нирваны.
Под нирваной понимается высшее состояние
духа, совершенная его удовлетворенность.
13.
Помимо джайнизма, в шестом веке до новой эры появилась еще одна религия, такжеставшая поперек брахманизму. Этой религией, ставшей впоследствии мировой, является
буддизм. Ее основатель – Сиддхартха Гаутама (примерно 560–480 гг. до н. э.). Проводя
жизнь в роскоши и богатстве, не зная бед, в двадцать девять лет, узнав, что не у всех жизнь
настолько беззаботна, как у него, он предался аскетизму. После долгих раздумий
Сиддхартха Гаутама впал в нирвану и стал Буддой, что означает «пробужденный к новой
жизни». Он стал передавать свои знания ученикам, его учения и сложились в новую
религию – буддизм.
14.
В Магадхо-Маурийскую эпоху высокогоуровня достигли многие виды искусства.
В
частности,
архитектура
и
изобразительное искусство.
Наиболее известными памятниками
архитектуры являются:
1) стамбахи, представляющие собой
монолитные столбы;
2) ступы – культовые буддийские
сооружения полусферической формы;
3) пещерные храмы, позже уступившие
место чайтья – храмам для молений с
продолговатыми залами, рядами колонн
и ступой.
15.
Высокого уровня достигла и литература династии Маурьев. Появились первые грамматикисанскритского языка.
Династия Маурьев просуществовала два столетия, пока сыновья Ашокане раздробили все
государство и династии не пришел конец. Ее сменили новые династии – сначала династия
Кушанов, на смену которой пришла династия Гуптов. Вместе с этим начался новый период
развития культуры Древней Индии.
16.
Кушано-Гуптская эпохаКультура династии Кушанов (I–III вв. н.
э.) характеризуется наличием двух школ
искусств:
1) гандхарской (с ее антропоморфным
изображением Будды);
2) матхурской (основное направление –
светская скульптура).
В четвертом веке нашей эры Кушанская
держава распалась и уступила место
державе Гуптов, явившейся последней
рабовладельческой державой на данной
территории.
Сидящий Будда в Катре. Матхура.
Эпоха Кушан. II в. н.э.
17.
Период правления Гуптов знаменателен расцветомматериальной культуры. Так, заметно развились
земледелие, различные ремесла (изготовление
украшений,
оружия),
распространилось
шелководство, стали появляться тончайшие ткани
из шелка и хлопка, высокого уровня достигла
металлургия.
Помимо этого, успехов добились изобразительное
искусство
и
архитектура.
Наиболее
распространенными сооружениями были здания из
камня, пещерные храмы с множеством скульптур,
росписей на стенах, резьбой. Изобразительное
искусство чаще всего использует сюжеты из жизни
Будды,
мифологические
темы,
а
также
великолепные узоры, изображения природы и быта.
Женская скульптура из Дидарганджа. Эпоха Маурьев. III
в. до н.э.
18.
Но несмотря на огромное значение религии в жизни людей, огромную роль игралинаучные познания. Большое развитие получила астрономия. Именно древнеиндийские
астрономы стали делить год на двенадцать месяцев, в каждом из которых было по
тридцать дней. Впервые стали появляться теории о шарообразности Земли и о ее
вращении вокруг собственной оси.
Помимо астрономии, заметных успехов достигла и математика. Еще во времена
хараппской культуры была сформулирована десятичная система счисления, которой
люди пользуются и по сей день. Выделились такие науки, как алгебра, тригонометрия и
геометри
19.
Религия древнеиндийского народа повлияла на развитие таких наук, как медицина и химия. Особенноразвилась хирургия, при операциях стали пользоваться огромным числом инструментов, применялось
обезболивание. Среди медиков можно выделить наиболее выдающихся врачей: жившего в V–IV вв.
до н. э. Джаваку и жившего уже в I веке н. э. Чарака. Эти медики благодаря своим заслугам были
известны даже за пределами своей страны.
Значимость культуры Древней Индии для мировой культуры огромна, ее вклад колоссален и
незаменим и для современного мира.
20.
Религия Древней Индии21.
В течение многих веков в Индии сменили друг друга три основные религии:• Ведическая религия, название этой религии произошло от названия Вед –
сборника священных текстов, торжественных гимнов и жертвенных заклинаний;
• Индуизм, в современное время Индуизм является главной религией Индии, её
исповедуют около 80% жителей страны;
• Буддизм, сегодня исповедуется лишь частью населения Индии.
«
Ведизм
К самым ранним верованиям древний Индии
относится Ведизм. По мнению западной науки, этот
этап начался в первой половине I тысячелетия до
н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э.
По представлениям самих индусов религия Вед
зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад.
Ведический период берет свое название от Вед,
являвшихся основным священным текстом и
религиозным авторитетом индусов не только
ведического периода, но и по сей день. Иногда этот
период индийской религии называют ведизмом, он
представляет синтез учений арийских племен,
пришедших в Индию по официальным данным в
середине II тысячелетия до н.э., а по мнению
индийских пандитов — примерно в V тысячелетии
до н.э. с аватара Рамой.
22.
ХарактернаяХарактерная
черта
черта
ведизмаведизма - обожествление
обожествление
сил
природы,
сил природы, часто
часто в
в мифологическихмифологических
образах, а также
образах,
генотеизм. а
Большое значение также
имеютгенотеизм.
магические
Большое
обряды.значение
Была
хорошо
развита имеют
ритуалистика,
магические существовали
обряды. Была
хорошо
развита
ритуалистика,
различные типы жрецов.
существовали
различные
типы
жрецов.
23.
Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно.Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние
части Вед. Чёткой иерархии богов также не существует.
• Агни — бог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности
для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные
жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в
ведийской религии.
• Индра — бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического
подвига Индры — убийства змея Вритры, «сковавшего воды».
• Вишну — помощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших
мироздание.
• Рудра — гневный бог, к которому обращаются с просьбами о милости.
Сопровождается Марутами — божествами бури и грозы.
• Пуруша — гигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами
древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная. Поэтому
основа ведийского культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся
сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.
• Варуна — бог вод, охранитель истины и правосудия, карающий за грехи.
• Митра — брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.
• Ашвины — божественные близнецы, связанные с утренними и вечерними
сумерками.
• Сома — бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный
опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.
• Яма — солнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь
в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда
после смерти попадают праведники и сами становятся богами. Как следствие,
в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров.
24.
Основу писания составляет извечная борьбадобра
и
зла,
созидательного
и
разрушительного начал Природы — девов и
асуров. Богов называли дева («сияющий»,
«светлый», это слово родственно нашему
слову «день»). Многие из них связаны с
принципом солнца и света в разных его
проявлениях и воплощают силу порядка и
гармонии. Не менее сильные существа,
враждующие с богами, назывались асурами,
от слова асу (особая магическая жизненная
сила). Это древние божества хтонической,
темной природы, часто описываемые как
змееподобные.
Наиболее почитаемыми богами ведийского
пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.
25.
Древнеиндийские тексты – веды26.
Важной частью Вед является Веданта (Конец Вед) –богословские
сочинения,
которые
рассматривают
соотношение человеческой души – Атмана с мировой
душой – Брахмой, которая рассеяна по всему миру. Для
полного соединения Атмана с Брахмой необходимо
осмыслить все что сказано в Ведах и выполнить все
ритуалы. Религия древних ариев обладала сложной
структурой: они обожествляли многие явления природы,
животных, растений и даже камни. Важным обрядом в их
религии было приношение жертвы, причем в жертву
приносили не только животных, но и людей.
Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый
этап в развитии духовной жизни т. е. появление первой
религии.
27.
ИндуизмВ индуизме на первый план выдвигается бог творец, устанавливается строгая
иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну.
Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле
социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников.
Вишну это бог охранитель; Шиву бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух
последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и
шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных
памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.
28.
В ранних индуистских текстах говорится о десяти аватарах (низхождениях)Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени
Ядавов. Эта оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем
многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из
Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где
Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм,
буддистских представлений.
29.
Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных боговолицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он
и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в
ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.
Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная
роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века
став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита»
часть этической поэмы «Махамхарата», в центре которой любовь к богу и через это — путь
религиозному освобождению.
30.
БуддизмЗначительно позднее чем ведизм
Индии сложился Буддизм.
Создатель этого учения, Сидгартха
Шаньямуни, родился в 563 году в
Лумбине в кшатрийской семье. К
40 годам он достиг просветления и
стал называться Буддой. Болес
точно рассказать о времени
появления его учения невозможно,
но то что Будда реальное
историческое лицо — это факт.
31.
Как и всякая религия, буддизм содержал всебе идею о спасении — в буддизме она
именуется
«нирваной».
Достигнуть
сс
возможно
лишь
следуя
определенным
заповедям. Жизнь — страдания, которое
возникает в связи с
желанием,
стремлением
к
земному
существованию и его радостям. Поэтому
следует отказаться от желаний и следовать
«восьмеричному пути» праведным взглядам,
праведному поведения, праведным усилиям,
праведной речи, праведному образу мысли,
праведной памяти, праведному образу жизни
и самоуглублению. В буддизме огромную
роль играла этическая сторона. (Следуя
«восьмеричному пути» человек должен
полагаться на самого себя, а не искать помощи
извне. Буддизм не признавал существование
бога творца от которого зависит все в мире, в
том числе и человеческая жизнь.
32.
Причинавсех
земных
страданий
человека
заключается в его личном
ослеплении; неспособность
отказаться
от
мирских
желаний. Лишь погашением
всяких реакций на мир,
уничтожением собственного
“Я” можно достичь нирваны.
33.
Отношение к миру в индо-буддийскойкультуре противоречиво. В учении о
сансаре он рисуются ужасным, полным
страданий и боли. Куда вы не
посмотрите везде стремления и страсти,
пустота
и
зной
разрушительных
желаний. »Мир полон связи и
изменений. Все это и есть сансара».
Человек, живущий в мире сансары
должен ориентироваться на сочетание
четырех этических норм. Тхармаважнейшая часть основного морального
закона, который направляет жизнь
вселенной,
определяет
долг
и
обязанности людей различных каст;
Артха норм практического поведения;
Камаценности
удовлетворения
чувственных побуждений; Мокша —
учение о том, как избавиться от сансары.
Не отвечая злом на зло, твори добро,
будь терпеливым- таковы нравственные
ориентиры древней Индии.
34.
К периоду маурьев в буддизме оформилисьдва направления: стхавиравадины и
махасангики. Последнее учение легло в
основу махаяны. Древнейшие махаянские
тексты появляются еще в первом веке до
нашей эры. одним из важнейших в
доктрине махаямы является учение о
ботхисатве-существе
способное
стать
буддой, приближающееся к достижении
нирваны, но из сострадания к людям в нее
не вступающие. Будда считался не
реальным
человеком,
а
высшим
абсолютным существом. И будда и
ботхисатва являются объектами почитания.
Согласно махаяне, достижение нирваны
происходит посредством ботхисатв и из-за
этого в первом веке нашей эры монастыри
получали щедрые подношения от сильных
мира сего.
35.
Список использованных источников1. М. А. Дорохова. История культуры: конспект лекций
2. Культурология Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений Под редакцией доктора философских
наук С. А. Хмелевской
3. Глушкова И.П. и др. Древо индуизма. М., 1999
4. Дандекар Р.Н. От Вед к индуизму. 1979-1981
36.
Спасибо завнимание!