Похожие презентации:
Житие протопопа Аввакума им самим написанное
1.
2.
Протопоп Аввакум3.
• Житие – описание святого, его биография,описание его пути к спасению
• Агиография – научная дисциплина,
занимающаяся изучением житий святых:
вся художественная литература и искусство,
посвященные святым
4.
5.
Итак, представьте себе: беспощадный XVII век. Правление царяАлексея Михайловича. Страшный религиозный раскол. Давно
известно было, что в богослужебные книги, существовавшие
прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и
небрежности переписчиков много ошибок. Эти ошибки
сделались предметом спора для людей. Например, в этих
книгах имя Иисус печаталось Исус; при крестном знамении
предписывалось складывать не два, а три пальца; запрещалось
брить бороды и усы... Люди невежественные не признавали эти
ошибки ошибками и твердо защищали их против тех, кто желал
исправить их. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил
это исправление патриарху Никону... В то время произошли
первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг,
напечатанных по исправлениям Никона. Многие из духовенства
считали эти книги богопротивными, не принимали их и
употребляли старые, отчего и получили название староверов,
старообрядцев, раскольников.
6.
Одной из самых известных раскольниц, не желающейсмириться с исправлениями, внесенными в книги
Никоном, была боярыня Морозова. Историк Сергей
Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по
истории России» описывает образ жизни богатой
боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова
пользовалась большим почетом при дворе: “Дома
прислуживало ей человек триста.
Крестьян было 8000...
ездила она в дорогой карете,
устроенною мозаикой и серебром,
в шесть или двенадцать лошадей;
за нею шло слуг, рабов и рабынь
человек сто, оберегая ее честь и
здоровье”».
7.
Реформы патриарха Никона:• Замена двоеперстия троеперстием,
• замена земных поклонов поясными,
• сокращение службы,
• изменение облачения духовенства
8.
9.
Суриков - боярыня Морозова,фрагмент
10.
11.
12.
Список Жития протопопа Аввакума13.
•Из обращения Аввакума к царю АлексеюМихайловичу:
• «О царю Алексее!.. Ведаю разум твой, умеешь многими языки
говорить, да что в том прибыль?.. Ты ведь, Михайлович, русак, а не
грек. Говори своим природным языком, не уничижай его и в церкви, и
в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так подобает
говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту
нашим языком Кириллом святым, и братом его. Чего же нам еще
хочется лучше того? Разве языка ангельского? Да нет, ныне не дадут,
до общего воскресения.
А ты, миленький, царь христианский, всех ли христиан любишь?
Еретиков-никониан токмо любишь, а нас, православных христиан,
мучишь. Перестань-ко ты нас мучить! Возьми еретиков тех,
погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак, латинников и
жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо. Меня
хотя и не замай в земле той до смерти моей, иных тех распусти.
Потому что меня жалуют люди те, знают гораздо везде, так мне
надобе себя попасти, чтобы в гордость не войти. И ты послушай меня,
сделай доброе. Ведь мы у тебя не отнимаем царства, но за веру свою
стоим».
14.
15.
Протопоп Аввакум и боярыняМорозова