Похожие презентации:
Философия познания
1.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯПлан
1. Гносеология как раздел
философского знания
2. Знание, вера и
обоснование
1
2.
Вопросы которые ставит теорияпознания:
- что такое знание?
- как мы его получаем?
- может ли человек получить
истинное знание?
- могут ли наши средства получения
знания быть защищены против
скептического вызова?
Эти вопросы так же стары, как сама
философия.
2
3.
Гносеология, когнитология иэпистемология
Гносеология
Когнитология
Эпистемология
с древнегреческого
означает учение о
знании – это
научное познание,
только получение
научного знания.
учение о научном
знании
учение о развитии
науки и научного
знания
3
4.
Развитие теории познанияИсточник знания
Концепция врожденных
идей (Сократ, Платон)
Откровение божества (религиозноидеалистическая философия)
Отражение
объективного мира
(материализм)
4
5.
Что такое знание?Знание есть
обоснованная
истина
Знание есть
образ
внешнего
мира в голове
человека
5
6.
Две проблемы в гносеологии: 1) какопределить знание; 2) как получить его.
На 2-й вопрос отвечают две школы:
рационализм – отводит роль разуму как
средству познания и эмпиризм – отводит эту
роль опыту.
Основой теории познания является
теория отражения
6
7.
Отражение внешнего мира должно быть адекватным(то что вижу, то и есть в действительности)!
Однако, в XXв. поняли что объектом исследования
могут выступать сложные системы (микромир,
гипермикромир, мегамир). Таким образом, возник
вопрос об адекватности теории отражения.
Образ – это не только фиксация данного актуального
процесса, но и фиксация прошлого и будущего, его
прогноза.
Отражение – это не пассивный процесс, а сложный и
активный, вытекающий из активности субъекта
познания!
7
8.
В марксистской философии вели речь оматериалистической и идеалистической
гносеологии. Но на современном этапе
считается что жесткого разграничения не
должно быть.
Деление на практику и теорию условно!
В гносеологии выделяют объект и субъект
познания
Под субъектом понимается человек или группа
людей, осуществляющих познавательный процесс.
Под объектом понимают предмет, на который
направлено внимание человека.
8
9.
Проблема активности субъекта впервыебыла поставлена И. Кантом
Который провозгласил:
«я совершил
каперниканский
переворот в
философии!»
9
10.
Далее идеи Канта развивал Гегель,а Маркс
впервые поставил вопрос
о социальной активности
субъекта, который может
преобразовать общество
и внешний мир.
11 тезис Маркса: «Философы
лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается
в том чтобы изменить его».
10
11.
В xx веке, показали что подобная трактовкапроблемы Маркса не соответствует
действительности, потому что, чрезмерная
социальная активность человека оказывает
пагубное влияние на него самого и
окружающею природу. Потому, 11 тезис
Маркса не верен, созерцательная
философия представляется сегодня
выходом из сложившейся ситуации:
«прежде чем изменить мир, измени себя» так гласит восточная мудрость.
11
12.
2. Знание, вера и обоснованиеЗнание
Можно знать людей, места, некоторые вещи.
А так же знать нечто, что имеет место на
самом деле – это называется
пропозиционным знанием.
Какие условия должны быть выполнены
для того, чтобы правильно описать что
человек знает что-то?
12
13.
Знание часто рассматривается какединство образа и знака.
Образ – это структурное сходство
отображения с отображаемым
оригиналом, объектом.
Знак – это есть такое явление, которое не
имеет структурного сходства с
оригиналом, а просто выступает
предметом, заменяющим другой предмет.
В семиотике (учение о знаках) выделяют
следующие знаки:
13
14.
ЗнакиЯзыковые
Человеческий
язык
Неязыковые
ЭВМ
Язык
животных
Знаки
не живой
природы
14
15.
Проснитесь!Напрягите извилины!
А теперь, немного
формальной логики!
15
16.
«А знает что Р» где А – познающий субъект, а Р –суждение. Из этого следует что если А знает что Р,
тогда Р должно быть истинным, а А должен иметь
правильную установку к Р: А должен верить в
истинность Р.
И если А верит в истинность суждения, не имея на то
оснований, мы не можем говорить что А знает Р.
Обоснование и вера
Влечет ли обоснование веры в Р истинность Р?
16
17.
Если ответить положительно, то такой взгляд будетназываться «непогрешимостью»
Если ответить отрицательно то это
«фаллибилистический» взгляд.
Нужно чтобы были веры которые сами не нуждаются в
обосновании, или были бы самообосновывающими,
т.е. такую веру можно назвать фундаментальной –
теория «фаундализма»
Что делает веру независимой? – самоочевидность,
непобедимость, непоправимость. А так же
перцептуальные основания (знания полученные с
помощью органов чувств), но, они нуждаются в вере.
Вера обоснована если она согласуется с уже
принятым множеством вер – теория «когерентности»
17
18.
ИстинаАристотель полагал что истина – это знание
которое соответствует предмету.
Как соотносятся философская и научная
истина?
В философии ставится вопрос о соотношении
истины и не истины, заблуждения. Таким
образом, знание может рассматриваться
как единство истины и заблуждения.
Философскую истину рассматривают в
единстве с нравственностью и красотой – это
так называемый философский треугольник,
который был предложен Сократом
18
19.
Философскийтреугольник Сократа
истина
нравственность
красота
19
20.
До встречи на следующей лекции20