Похожие презентации:
Зарождение демократии в Афинах
1.
§302.
3.
В Аттике большинство народа (демоса) былоподчинено знатному меньшинству (аристократии).
Демос восстал. Смута продолжалась долго, она
истощала страну. Тогда самые разумные уговорили
бедных и богатых начать мирные переговоры.
В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали
архонтом Солона (ок. 640 – ок. 559 гг. до н. э.),
которого все уважали. Солон был знатен, но
небогат.
Солон приступил к управлению Афинами и
установил новые законы, которые были записаны
на ростовых деревянных досках и выставлены на
городской площади.
4.
Солон(древнегреческий бюст)
5.
Требования демоса:- полное освобождение от долгов;
- передел земли;
- равные права со знатью.
Для предотвращения вооружённой борьбы демоса с
аристократией Солон начал проводить реформы (изменения
законодательным путём).
Солон разделил всех граждан на 4 разряда, которые зависели от
количества продуктов, получаемых гражданином со своей
земли:
1 и 2 разряды – богатые граждане (конница);
3 разряд – крестьяне (тяжёлая пехота – гоплиты);
4 разряд – бедняки (лёгкая пехота – застрельщики).
Граждане – лично свободные афиняне.
Метеки – переселенцы и вольноотпущенники (освобождённые
рабы).
Метеки не имели политических и гражданских прав; они могли
лишь арендовать землю, но не приобрести её в собственность.
6.
7.
Отмена долгового рабства (сисахфия) по законамСолона:
- с полей земледельцев убраны долговые камни;
- должник отвечал за выплату долга лишь
имуществом, но не собой или семьёй (брать в
рабство должника запрещено);
- освобождение всех рабов-должников;
- выкуп всех проданных за границу рабов за
государственный счёт;
- запрет продажи хлеба за границу.
С тех пор все рабы в Афинах были только
чужеземцами.
8.
Сбрасывание в пропасть долговых камней9.
Изменения в государственном управлении по законамСолона:
- архонтом мог стать не только знатный человек, а
любой богатый (имущественный ценз ограничение), а другие государственные должности
могли занимать граждане первых трёх разрядов;
- важнейшие государственные дела решались всем
демосом на Народном собрании (экклесия), в
котором участвовали все граждане – свободные
афиняне;
- отмена жестоких законов Драконта;
- новый выборный суд – гелиэя (суд присяжных).
10.
11.
Впервые в истории судьи избирались по жребию изчисла всех граждан, независимо от их знатности и
богатства (ежегодный список судей: 6 тыс. граждан
не моложе 30 лет – возрастной ценз).
Судьи сидели на деревянных скамьях.
Председатель суда – архонт.
Друг за другом выступали обвинитель, обвиняемый и
свидетель.
Затем тайное голосование: каждый бросал в
бронзовый сосуд чёрный (обвинение) или белый
(оправдание) камешек.
После этого при всех считали голоса.
Если белых камешков было больше (или поровну),
обвиняемый был оправдан.
12.
Экклесия – народное собрание13.
Однако Солон не угодил никому:- богатые были недовольны отменой долгов и
лишением их даровых рабочих рук;
- бедные недовольны тем, что не был проведён
передел земли.
Солон был вынужден покинуть Афины
(путешествовал, гостил у лидийского царя
Креза), и вернулся он лишь спустя много лет.
Законы Солона заложили в Афинах
основы демократии («власти
народа»).
14.
15.
Реформы Солона не прекратили борьбу знати с демосом. Врезультате к власти пришёл тиран (греч. «повелитель»)
Писистрат (тиран ок. 560-527 гг. до н. э.).
Тиран – человек, который силой захватил власть и правит
единолично. Тирания – власть тирана.
Писистрат не был жестоким тираном. Он не отменил законы
Солона, но делал так, чтобы все должности в Афинах занимали
его сторонники.
Писистрат заботился о хозяйстве Афин, поощрял разведение
оливок и винограда, поддерживал ремесленников. При нём в
Афинах был построен водопровод.
После смерти Писистрата власть перешла к его старшему сыну
Гиппию (при соправительстве с младшим братом Гиппархом).
Они правили жестоко, и в 510 г. до н. э. афиняне свергли
тиранов: двое афинян (Гармодий и Аристогитон) убили
Гиппарха.
Борцов против тирании в Афинах почитали как героев.
16.
Афинская драхма – серебряная монета(на одной стороне изображена голова богини Афины, на
другой – сова, символ богини)
17.
К власти в Афинах снова пришли сторонники демократии.Их предводитель Клисфен в 509-500 гг. до н. э. провёл ряд
реформ.
Был введён остракизм – «суд черепков» (греч. «остракон»
– черепок): ежегодно на народном собрании обсуждался
вопрос, угрожает ли кто-нибудь демократии; при
положительном ответе проводилось голосование с
помощью черепков (кусочков глиняной посуды) – каждый
гражданин писал на черепке имя того, кто, по его
мнению, угрожал демократическому строю и мог стать
тираном; тот, чьё имя чаще всего встречалось на черепках,
должен был покинуть Афины на 10 лет.
Государственное устройство Афин стало демократичнее,
чем при Солоне. Однако малоземельные крестьяне и
городская беднота, хотя и являлись гражданами,
активного участия в управлении Афинами не принимали
из-за имущественного ценза.
18.
Остраконы19.
20.
§30(читать); записи в тетради (учить).