2.51M
Категория: ИсторияИстория

Общественнополитическая жизнь России 1830—1840-х гг. Тема 11

1.

Тема 11:
Общественнополитическая жизнь
России 1830—1840-х гг

2.

План урока
• 1. Общественное движение после
декабристов.
• 2. Появление либерального течения в
общественном движении.
• 3. Развитие революционного
направления в общественном
движении.
• 4. Теория «русского (общинного)
социализма».

3.

1. Общественное движение после декабристов
Александр Иванович
Герцен
Русский публицист,
писатель, философ,
педагог,
принадлежащий к
числу наиболее
видных критиков
официальной
идеологии и политики
Российской империи в
XIX веке, сторонник
революционных
преобразований.
«О застое после перелома в 1825 году мы говорили много раз.
Нравственный уровень общества пал, развитие было прервано,
все передовое, энергическое вычеркнуто из жизни. Остальные —
испуганные, слабые, потерянные — были мелки, пусты; дрянь
Александровского поколения заняла первое место, они малопомалу превратились в подобострастных дельцов, утратили
дикую поэзию кутежей и барства и всякую тень самобытного
достоинства; они упорно служили, они выслуживались, но не
становились сановниками. Время их прошло».
Иммануил Кант
Шеллинг Фридрих
гегель георг
В поисках нового философского фундамента для выстраивания консервативной, либеральной и революционной идеологии
мыслящая часть российского общества обратилась к работам немецких философов

4.

1. Общественное движение после декабристов
Общественное движение.
Направления
Консервативное
Теория официальной
народности
Либеральное
Западники
Славянофилы
Революционное
Русский утопический социализм
Большое значение для становления либерального движения в стране имело
«Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп»
в 1836 г. Он писал о том, что православие, принятое Русью, изолировало страну от
католицизма и магометанства. Цивилизационное одиночество лишало Россию
«Божественных истин» в области политики, экономики, культуры, открывавшихся
не отдельным народам, а их сообществам. Важнейшие социально-экономические
и политические процессы, по мнению Чаадаева, обошли Россию стороной, поэтому
прошлое страны он видел тёмным и
Пётр Яковлевич Чаадаев

5.

2. Появление либерального течения в
общественном движении
Направления либерализма
Западники
Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин считали, что Россия с некоторым опозданием
идёт по пути, уже преодолённому Западной Европой. Они высоко оценивали реформы
Петра I, видели в них необходимые условия для обновления России. Предсказывая, что со
временем страна превратится в конституционную монархию или республику, западники
полагали, что это произойдёт в результате реформ, а не разрушительных революций. Они
ратовали за отмену крепостного права, установление свободы слова, реформу судебной
системы и развитие системы местного самоуправления.
Славянофилы
Для славянофилов (братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф.
Самарин) история России была уникальным и неповторимым явлением. Приверженность
православию и наличие крестьянской общины, которая, по их мнению, жила по законам
справедливости, обусловили своеобразие России и способны изменить мир. Православие
предопределило миролюбивый, терпимый к инородцам характер народа. Общину
славянофилы рассматривали как образцовую форму хозяйствования и средство воспитания
людей, т. е. как лучшую форму человеческого общежития.
Под прессом цензуры и всевидящего ока III отделения развитие русской мысли
проходило вне литературы и университетских кафедр, а в основном в дружеских
философских кружках.

6.

3. Развитие революционного направления в
общественном движении
Утопический
социализм
Идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье,
мечтавших о построении
справедливого общества, о
торжестве мировой коммуны
Герцен и Н. П. Огарёв в 1831 г.
организовали революционный
кружок из числа выпускников
Московского университета.
Ф.Ф.Достоевский
Критика капиталистических порядков в
работах Фурье убеждала Герцена, что Европа
живёт в ожидании революционного взрыва,
социалистических перемен.
Горячими сторонниками идей Фурье, обличавшего ужасы
современного ему капитализма и рисовавшего утопические
картины будущей жизни человечества, были и члены
кружка М. В. Буташевича-Петрашевского.
Кружок был разгромлен, петрашевцев в количестве 21
человека приговорили к расстрелу. В последний момент его
заменили ссылкой, часть петрашевцев отдали в солдаты.
Н. А. Спешнев

7.

4. Теория «русского (общинного) социализма»
«Русский (общинный) социализм»
Ячейкой, зародышем
«русского социализма» Герцен
считал крестьянскую общину
А.И. Герцен разработал теорию
особого, «русского (общинного)
социализма».
Коллективное землевладение и землепользование
препятствуют появлению безземельного
пролетариата, а значит, и развитию капитализма.
Для перехода к социализму следовало повысить
сознательность крестьян, донести до них идеалы
социализма.
Россия, усвоив социалистические идеи Запада, сможет
перейти от традиционного общества к социалистическому,
минуя капиталистическую стадию развития
Общинный социализм» Герцена был
заманчивой, но утопической мечтой.
Крестьянин, желая стать хозяином на
собственной земле, не хотел становиться
социалистом.

8.

Домашнее задание
• § 11, с.98-108, вопросы, задания
• Контурные карты с.8 зад. 1-4
English     Русский Правила