1.56M
Категория: МузыкаМузыка

Сергей Васильевич Рахманинов «Колокола»

1.

2.

«Колокола» - это гениальное
произведение великого
русского
композитора Сергея
Васильевича Рахманинова.
Его духовно насыщенная,
величественная, но в то же
время мечтательная и
нежная музыка даёт полное
представление о Святой
Руси с её величественными
храмами, возвышенными
молитвами и, конечно же, с
дивным колокольным
звоном, который так много
значил в жизни обычного
человека.

3.

Колокола. Этот символ
Великой России священен для
всего русского народа.
Колокольный звон, во все
времена сопровождающий
человека на протяжении
жизненного пути, имеет разные
голоса. Колокол-это ударный
сигнальный музыкальный
инструмент. Мощные звуки
колокола созывали народ во
время беды, несчастья,
извещали о приближении
неприятеля, о пожаре.
Раздавался удар, или как
говорили на Руси – крик
колокола.

4.

В обыденной жизни звучали
колокола при встрече высокого
гостя, размеряли время,
сообщали о важных событиях,
украшали перезвоном
праздники и гуляния. Звон
колоколов призывал
православных христиан в
церковь на утреннюю или
вечернюю службу, провожал в
последний путь. По этому
поводу в народе даже
сложилось шуточное
выражение: "первый звон чертям разгон, другой звонперекрестись, а третий облокись, да в церкву
поторопись".

5.

Кроме своего
непосредственного
предназначения,
колокола иной раз
использовались
совершенно
неожиданно. Так на
псковской таможне в
средние века колокола
применялись при
взвешивании товаров,
вместо гирь. Колокола и
их звоны вызывали в
народе любовь и
почитание.

6.

Многие русские композиторы
обращались к теме колоколов,
но наиболее яркое отражение
они нашли в творчестве Сергея
Васильевича Рахманинова,
которого по праву величают
самым русским
композитором. Мы слышим
колокольный звон в его
знаменитом Втором
фортепианном концерте,
Третьей симфонии, но особенно
колоритно он звучит в
симфонической поэме для
оркестра, хора и голосов соло
под говорящем названием
«Колокола».

7.

Для начала разберёмся с главными понятиями:
Симфония. – (от греч. symphonia – «созвучие», «согласие»)
ведущий жанр оркестровой музыки, сложное богато развитое
многочастное произведение.
Поэма (в музыке) — инструментальная пьеса лирикодраматического характера. Отличается свободой построения
и эмоциональной насыщенностью.
Симфони́ческая поэ́ма - жанр симфонической музыки,
выражающий романтическую идею синтеза искусств.
Симфоническая поэма представляет собой крупное
одночастное оркестровое произведение, допускающее
различные источники программы. Симфонической поэме
свойственно свободное развитие музыкального материала,
сочетающее различные принципы формообразования, чаще
всего сонатность и монотематизм с цикличностью
и вариационностью.

8.

В 1912 году творческая
жизнь Рахманинова была
весьма содержательной. В
данный период Сергей
Васильевич активно занимался
сочинением произведений,
например, именно тогда он
создал свой знаменитый
«Вокализ». Помимо того, как
одного из самых популярных
музыкантов, маэстро постоянно
приглашали выступать на
различных вечерах.

9.

Также Московское
филармоническое общество
возложило на композитора
проведение очередного
сезона симфонических
концертов. В Большом театре
он дирижировал знаковой
«Пиковой дамой»
великого Петра Ильича
Чайковского, а следом
своими операми: «Скупой
рыцарь» и «Франческа да
Римини». Кроме того, в
одном из Народных домов
намечалась постановка его
«Алеко».

10.

К концу года такая
насыщенная и, конечно же,
напряжённая деятельность
сильно отразилась на
здоровье Сергея Васильевича.
Ему даже пришлось
отказаться от намеченных
ранее концертов и уехать за
границу. Вместе с семьей
маэстро посетил сначала
Швейцарию, а затем
направился в Италию. В Риме
семья Рахманиновых
поселилась в доме на
площади Испании, в
квартире, которую когда-то
снимал Пётр Ильич
Чайковский.

11.

Вот на этот адрес композитору пришло письмо, автор
которого не пожелал поставить свою подпись. Посланник–
аноним рекомендовал Сергею Васильевичу создать
сочинение на поэтический текст американского литератора
Эдгара По «Колокола» в переводе русского поэта-символиста
Константина Бальмонта. Поскольку в Италии Рахманинов не
прекращал заниматься композицией и именно тогда
обдумывал план создания масштабного симфонического
полотна, поэтому то, о чём говорилось в письме, его весьма
заинтриговало. Познакомившись в переводе с произведением
представителя американского романтизма, Сергей
Васильевич, с детства неравнодушный к колокольным
перезвонам, был настолько заинтересован, что без
промедления приступил к созданию нового сочинения,
обозначив его по жанру вокально-симфонической поэмой.

12.

Спустя некоторое время из-за
болезни детей Рахманиновым
пришлось покинуть Италию и
переехать в Германию, а
после пребывания в Берлине,
которое оказалось недолгим,
семейство вернулось в
Россию. Обосновавшись в
родовом поместье жены Ивановке, расположенной в
Тамбовской губернии,
Рахманинов, как он
впоследствии вспоминал:
работая «в лихорадочном
возбуждении», в середине
июля 1913 года довёл свой
творческий замысел до конца.

13.

Первое исполнение
«Колоколов», в конечном итоге
именованных поэмой для
солистов, хора и
симфонического оркестра, с
большим успехом состоялось в
Петербурге в середине декабря
1913 года. В премьере
произведения, которым
дирижировал автор,
участвовали солисты, хор и
оркестр Мариинского театра.
Московское премьерное
исполнение, с участием
музыкантов Большого театра,
прошло чуть позже, в феврале
следующего 1914 года.

14.

«Колокола» - это
симфоническая поэма,
соединяющая в себе черты
различных жанров. Если
рассматривать произведение как
четырёхчастный цикл, то
складывается симфония, в
которой нет сонатного аллегро,
но есть два скерцо. С кантатой
же это произведение роднит
лирико-философская
направленность сюжета,
отображающая весь путь
человека: от рождения до
смерти. Четыре жизненных
этапа и в каждом из них
главенствующим является
колокольный звон.

15.

Записать в тетрадь главное по теме.
Найти в интернете и послушать Рохманинова
«Колокола».
English     Русский Правила