2.73M

Христианская вера и образование в Древней Руси. 5 класс

1.

Рыжова Наталия Александровна
МОУ «СОШ № 13»
г. Железногорск
Название материала: «Христианская вера и образование в
Древней Руси»
Название предмета: Основы духовно-нравственного
воспитания
Возраст: 11-12 лет
2017

2.

Принятие на Руси
христианства положительно
повлияло на
распространение
образования.

3.

1. Во времена великого князя
Владимира (Х век) входит в
употребление славянская
письменность, которую создали
веком раньше братья-монахи
Кирилл и Мефодий.
2. Появились первые переводы
книг с греческого языка на
славянский.
См. проект с.89:
«Великие просветители
и создатели
славянского алфавита
Кирилл и Мефодий»

4.

Кириллица
43 буквы (19 гласных).
Каждая буква имеет своё
название, похожее на
обычные слова:

5.

Князь Владимир понимал,
что для распространения
веры нужны были ученые
люди и школы для их
подготовки.
Поэтому он издал указ, в
котором говорилось:
« Начаша от отцов
и матерей взимати
младые дети и давати
в училище учитися
грамоте».

6.

С XI века в
богатых семьях
стали учить
грамоте не только
мальчиков, но и
девочек.
Сестра
Владимира
Мономаха Анна,
основательница
женского
монастыря,
создала в нём
школу для
обучения девочек

7.

Первые русские книги – произведение искусства
Переплет – кожаный, деревянный
( прочесть «от корки до корки»)
Инкрустация – золото, драгоценные
камни
Материал – пергамент
Шрифт – каллиграфия
Правила написания – устав
Иллюстрации – миниатюры
Орнамент
Красная строка

8.

Древнерусская литература
Летописи – запись
исторических
событий по годам.
Слово – торжественное и
поучающее обращение
Жития – литературные
описания жизни людей,
причисленных к лику святых

9.

Слова Ярослава Мудрого
о книжном учении
Велика ведь бывает польза от учения книжного;
книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния,
ибо от слов книжных обретаем мудрость и
воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную,
это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая
глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда
воздержания. Велика есть мудрость... Если прилежно
поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую
пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот
беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто
читает пророческие беседы, и евангельские и
апостольские поучения, и жития святых отцов,
обретает душе великую пользу.

10.

В X-XI веках в крупных городах
появляются библиотеки, которые
сыграли большую роль в
просвещении народа.
Первые такие библиотеки
открывались при монастырях.
В «Повести временных
лет» сохранились
строки о создании
первой библиотеки на
Руси при Ярославе
Мудром

11.

Ответьте на вопросы:
1. Какова польза от «учения книжного»?
2. Можно ли книги заменить другими средствами
обучения?

12.

Святитель Стефан Пермский
Святой Стефан, епископ Пермский, по
прозванию Храп происходил из г.
Устюга Двинской области. Родился
будущий святитель в семье причетника
соборной
церкви
Пресвятой
Богородицы Симеона и его супруги
Марии.
Год
рождения
Стефана
доподлинно
неизвестен,
но
предположительно
это
событие
относится к концу первой половины
XIV века. По преданию, задолго до его
рождения, cв. блаженный Прокопий
Устюжский предсказал его матери во
всеуслышание, что она произведет на
свет святителя.

13.

Святитель Стефан Пермский
Забота
святителя о благосостоянии народа
выражалась и в делах благотворительности
(раздаянии хлеба и милостыни, устройстве
странноприимного дома), и в молитвенном
подвиге и дипломатической деятельности в годы
напастей. В 1385 г. выход святителя в полном
облачении на ладье обратил в бегство пораженных
грозным видением вогулов. Известен и случай,
когда святой отправился в Новгород и получил
поддержку веча и щедрое воздаяние за убытки
принесенные
зырянам
новгородскими
ушкуйниками.

14.

Книгопечатание на Руси
Среди замечательных строителей русской культуры одно из первых мест занимает Иван
Федоров, с именем которого связано начало книгопечатания в Русском государстве.
К половине XV века русские земли объединились вокруг Москвы. В 1480 году были уничтожены
последние следы политической зависимости от ханов Золотой Орды. Русское государство не
только окрепло политически, но и быстро развивалось в культурном отношении. В связи с
общим подъемом русской национальной культуры увеличился спрос на книгу. В то время
книги на Руси были только в рукописном виде. Переписывание книг считалось занятием
почетным и добродетельным, которому покровительствовали духовные и светские власти. К
концу XV – началу XVI веков искусство рукописания настолько развилось, что кроме писцов,
трудившихся при монастырях, образовался целый класс переписчиков, работавших по найму и
предлагавших плоды своего труда на продажу.
Не так обстояло дело в южных и западных землях. На юге славянское общество и Церковь
ощущали огромный недостаток в книгах, уничтоженных завоевателями-турками. На западе
развитию славянской письменности препятствовала католическая Церковь, официальным
языком которой оставался латинский язык. Естественно, для католической Церкви славянская
письменность была связана с Православием, которое она на подвластных ей землях всячески
притесняла. Из-за этих притеснений было немного писцов, владевших славянской грамотой,
особенно по сравнению с их огромным числом в Московском царстве. Печатанием можно было
получить книг гораздо больше и быстрее, чем переписыванием, поэтому книгопечатание сразу
стало востребовано в южных и западных славянских землях.

15.

16.

Обсудим вместе
Используя полученную информацию,
докажите, что монастыри на Руси
считались центром культуры.
Спасо-Яковлевский монастырь в
Ростове великом

17.

Домашнее задание
Создать презентацию или сообщение по темам :
Особенности православного календаря.
Царь-колокол
Нарисовать открытки к христианским праздникам
English     Русский Правила