Движение «Бури и натиска» 1767-1785
Штюрмеры – бурные гении
Лессинг (драматург, теоретик драмы) развил учение о гении
Природа творческого процесса
1776 – стих Гете «Знатокам и ценителям»
Эстетико-поэтические устремления штюрмеров
Гете (1749-1832)
1771 – «Майская песня»
«Майская песня»
Гете как естествоиспытатель
«Страдания юного Вертера» 1774
Попытка развить потенции, заложенные в логике штюрмерства
Две причины самоубийства Вертера
Полемика с Руссо
Сентиментализм
Отрыв от действительности
Поиски смысла жизни
«Фауст» дает ответ
Притягательность образа Фауста
Фауст
Прототексты «Фауста»
«Книга Иова»
Иоганн Шпис
Кристофер Марло
Лессинг
Клингер
«Фауст» Гете
«Фауст» Гете
Вертер / Фауст
Поиск истины
Посвящение / Пролог в театре / Пролог на небесах
Пролог в театре
154.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Движение «Бури и натиска» 1767-1785. Гёте

1. Движение «Бури и натиска» 1767-1785

• Предромантический период в истории
немецкой литературы, связанный с отказом
от культа разума, свойственного классицизму,
в пользу эмоциональности и
индивидуализма.
• Название литературного движения восходит к
одноименной драме немецкого писателя
Клингера «Буря и натиск».
• Писателей, относивших себя к движению
«Бури и натиска», называют Штюрмерами,
бунтарями (нем. Stürm – буря).
• Это был немецкий вариант сентиментализма.

2. Штюрмеры – бурные гении

• Популярность идей Руссо в Европе, движение «бури
и натиска» в Германии.
• Вторая половина 18 века в Германии прошла под
знаком становления единого национального
немецкого театра.
• Шиллер придавал театру значение как воспитателю
национальной добродетели, способу объединения
Германии.
• Лессинг отказывался от французского
классицистического театра. Дух нормативности
отталкивал Лессинга. В качестве образца он выбрал
театр Шекспира, художника, который создавал
образы, не ориентируясь на правила. Для
классицистов Шекспир был анти-пример, его
эстетика противостояла эстетике Буало. Лессинг
подчеркивает вдохновенную природу театра.

3. Лессинг (драматург, теоретик драмы) развил учение о гении

• Идея Платона о поэтическом безумии (через поэта
говорят боги).
• Позиция Аристотеля – важно не только вдохновение,
но и навык, искусство, ремесло.
• Лессинг поддерживал идею Платона.
• Классицизм 17-18 веков основывался на идее о том,
что правила искусства можно постичь на примере
опыта многих и многих поколений.
• Учение о гениях опровергает эту точку зрения.
Лессинг указывает на узость накопленного опыта. Он
указывает на то, что правила обусловлены
временем, эпохой. Это уже приближение
исторической точки зрения на литературный процесс.

4. Природа творческого процесса

• Руссоистские идеи о том, что чувственное
сердце всегда будет вести к добродетели,
были перенесены в область поэтики.
Подлинно чувственный поэт выражает
историческую точку зрения.
• Гений с неосознанной уверенностью несет в
себе представление о законах. Гений больше
действует по наитию, а не по правилу.
• Лессинг писал о Шекспире, что он чувствами
создает правила. Шиллер и Гете тоже
восхищались Шекспиром.

5. 1776 – стих Гете «Знатокам и ценителям»

Не впрок природы буйный пир
Для безответных душ,
Не впрок созданья мастеров
В музеях и дворцах,
Когда не творческий порыв,
Вдруг вспыхнувший в груди,
И не влеченье властных рук
Приять и воссоздать.

6. Эстетико-поэтические устремления штюрмеров


Бунт против правил в искусстве, чувственность, естественность
ставятся во главу угла в поэтике немецких штюрмеров.
От романтизма их отличает то, что в их творчестве закон природы один
на всех, нет стены, которая отделяет художника от публики, нет
представления о том, что художника надо оценивать по законам
творчества.
Художник призывался к тому, чтобы охватывать своими
произведениями весь мир – и прекрасное, и безобразное, не сводить
мир к нескольким застывшим образцам.
Штюрмеры, т.о., призывали к индивидуальной оценке художников,
живущих в разные эпохи – установка на историзм (у Буало все
произведения оценивались по одной мерке). Это привело к интересу к
фольклору, стремлению увидеть первозданную красоту. Это была
тенденция времени.
Гениальный поэт более полагается на чувства, нежели на разум. Но
разум, конечно, не отрицался. Первично именно живое человеческое
чувство, а разум приходит на помощь потом.

7. Гете (1749-1832)

8. 1771 – «Майская песня»

Как все ликует,
Поет, звенит!
В цвету долина,
В огне зенит!
Как эту радость
В груди вместить!
Смотреть! и слушать!
Дышать! и жить!
Трепещет каждый
На ветке лист,
Не молкнет в рощах
Веселый свист.
Любовь, роскошен
Твой щедрый пир!
Твое творенье —
Безмерный мир!

9. «Майская песня»

• Набор риторических восклицаний, но они нацелены на то, чтобы
передать чувство, ликование. Для читателя того времени
подобного рода строки были новыми и свежими. Пристрастия
Гете в тот момент всем средневековым, готическим. Это
противопоставлено всему сдержанному, всему классическому,
размеренному. Впоследствии сам Гете критически относился к
этому периоду. Гете был кумиром молодых поэтов 70-х годов.
• Но Гете довольно быстро усомнился в непогрешимости
руссоистских идей. Он убеждается в бесперспективности этого
периода и движется в сторону периода классики. Он будет
ценить их за пластичность, за умение мастера передать
страдание, боль так, чтобы они не разрывали сердце зрителя, а
приводили к внимательному, вдумчивому созерцанию. Именно
поэтому Гете не примет идеи романтиков, не примет их
безудержности.

10. Гете как естествоиспытатель

• Гете важное значение придавал чувственному постижению, а не
при помощи сложного технического инструментария. Взгляд в
микроскоп не способен восхитить так, как восхищает взгляд на
природный ландшафт.
• Гете способствовал становлению и развитию биологии: учения о
живых, а не о застывших формах. Он развил учение о
метаморфозах: происхождения явлений из одного источника
(В.Я. Пропп работал, исходя из метода Гете).
• Для Гете познать дух явления означает увидеть его проформу,
его единство и сущность его пробытия. Это была попытка
обрести Бога в природе.
• Природа – субстанция творящая, она дает проформы,
пробытие. Уловить дух природного творчества – задача
художника. Именно этому посвящен «Фауст».

11. «Страдания юного Вертера» 1774

• Еще один роман в письмах, и еще один роман о
несчастной любви.
• Форма отвечала замыслу Гете. Автор передает свое
слово герою, и тот говорит о самом сокровенном,
раскрывает душу.
• Сюжет подсказали писателю личные переживания и
впечатления. Лично пережитое стало основой
художественного обобщения.
• В страданиях свого героя автор отобразил «болезни
века», воссоздал внутренний мир юноши,
равнодушного к прозаическим интересам бюргерства
и сосредоточенного на жизни сердца.

12. Попытка развить потенции, заложенные в логике штюрмерства

• «Вертер» – ответ Гете роману Руссо. Сюжет
частично похож. В романе Руссо погибает
героиня, у Гете погибает герой. Смерть Юлии
кажется искусственной, этой смертью
показана неестественность правил
социального общежития. Смерть Вертера
неслучайна, она подготовлена всем
повествованием.
• Почему такой печальный финал? Почему
герой, чья чувственная пылкая натура так
захватывает читателя, находит такой конец?

13. Две причины самоубийства Вертера

1. Несчастная любовь (западные
исследователи).
2. Вертер – лишний человек, не нашедший себе
применения в условиях феодальной
Германии (советское литературоведение).
3. Но мысль Гете проще (хотя и то, и другое
верно). Сама реакция современников
показывает, что он затронул важные струны
немецкой души: мода одеваться и
выражаться как Гете, мода сводить счеты с
жизнью. Что за странная взрывчатая сила?

14. Полемика с Руссо

• Вертер – выходец из мещанской среды, но
человек очень состоятельный. Его не
занимают материальные вопросы. Он ведет
жизнь вольного художника. Поведение
Вертера – тишина, покой, сельское
уединение, встречи с крестьянами и их
детьми – типичное поведение человека
руссоистского толка.
• Служить он не может, светское общество
тоже кажется ему чуждым. Покой и
уединение – вот к чему он стремится, он
натура неактивная.

15. Сентиментализм

• Сен Пре и Юлия – социально не равны.
Вертер и Лотта – мещане. Здесь убраны
социальные преграды. Вертер, как человек,
не считающийся с законами общества, не
должен быть остановлен помолвкой Лотты.
• Никаких внешних причин, чтобы быть
несчастливым, у Вертера нет. Ответ лежит в
самом Вертере. Нужно понять, кем является
для него Лотта. Это – идеальная девушка,
воплощение природного начала. А Вертер –
сентименталист, он стремиться к природе.

16. Отрыв от действительности

• Приверженность природе выявляется в композиции.
События длятся около двух лет. Весна, лето –
счастливая пора, осень, зима – несчастная. Проходит
единый годовой цикл.
• Вертер любит Лотту, но это мистическая любовь. Он
через нее хочет слиться с природой. Но он знает
только один способ: не внешние действия, а
внутренние. Для того, чтобы максимально познать
Лоту, надо максимально познать себя. Чем больше
он влюбляется в Лотту, тем больше он углубляется в
самого себя и отгораживается от мира.
• Это противоречие приводит его к полному разрыву с
миром. Пустив себе пулю в лоб, он разбивает
границы, отделяющие его от мира.

17. Поиски смысла жизни

• В коротком объяснении издателя показано, что все скорбят и
печалятся, хотя он и самоубийца. Его хоронят на месте, которое
он любил. Здесь нет ни осуждения, ни признания правоты.
• Гете обнаруживает противоречие, на которое указывал еще
Стерн. Само по себе чувственное сердце еще не указывает на
слияние с природой.
• Страдания (в немецком оригинале «страсти») юного Вертера –
в его образе показаны страсти человека. Гете пока не видит
выхода. Путь Вертера приводит к смерти, но и путь мужа Лотты
(путь рациональный) тоже не ведет к счастью.
• Помимо природы нужно было искать что-то еще. В эпоху,
которая все более и более становилась безрелигиозной, нужны
были какие-то ещё, и даже иные опоры.

18. «Фауст» дает ответ

• Фауст уже не молод. Достигнув совершенства
в своих штудиях, он понимает, что жизнь
прожита зря.
• Постигнув науку, он ни на йоту ни
приблизился к постижению бытия. Он
осознает ограниченность человеческой
индивидуальности. Постижение бытия не
достигнуть простым человеческим способом.
• И он тоже задумывается о самоубийстве.

19. Притягательность образа Фауста

• Фауст – историческая личность, средневековый
ученый, занимавшийся, по преданию, магией,
астрологией, чернокнижием.
• Народная легенда наделила Фауста мощной тягой к
знаниям, презрением к непоколебимым авторитетам,
бесстрашием мысли и деяний. Не страшась
преисподней, он вступает в сделку с дьяволом ради
знаний и радостей земной жизни.
• Отвага разума позволяет ему дерзко порвать с
зависимостью от запретов церкви во имя познания
тайн природы и полнокровной, деятельной жизни.
• Именно духовная отвага сделала Фауста символом
неутомимых поисков свободной человеческой мысли.
Это и влечет к нему художников.

20. Фауст

• Фауст входит в четверку
принципиальных архетипов мировой
литературы, наряду с Дон Жуаном, Дон
Кихотом и Гамлетом, которые
представляют собой некое
сосредоточие философских идей,
отражающих внутреннее
интеллектуальное и духовное борение
европейского человека на протяжении
многих веков.

21. Прототексты «Фауста»

• Книга Иова
• «Народная книга» о Фаусте («История о
докторе Фаусте, знаменитом
волшебнике и чернокнижнике»)
издатель И. Шпис.
• Кристофер Марло, Готхольд Эфраим
Лессинг, Максимилиан Клингер,

22. «Книга Иова»

• Библия. «Книга Иова». Именно здесь
решается ключевой вопрос: что такое добро и
зло, и возможна ли диалектика между ними.
• По мнению крупнейшего немецкого
философа и математика Лейбница, в «Книге
Иова» природа добра и зла представлена
наиболее полно, глубоко и непостижимо для
человеческого разума. По жанру она близка
драме.
• «Фауст» начинается с «Пролога на небесах»,
который является ничем иным, как
переложением «Книги Иова» на манер Гёте.

23. Иоганн Шпис

• Первая литературная обработка
истории о Фаусте принадлежит Иоганну
Шпису, издателю «народной книги» о
Фаусте (16 век).
• Богобоязненный протестант Шпис
осуждал Фауста за безбожие.
• Но в самой народной книге звучит
восхищение смелостью ученого.

24. Кристофер Марло

• В «Трагической истории доктора
Фауста» (1589) Марло Фауст изображен
как титаническая натура, отважный
искатель новых путей в науке,
отвергающий феодальный мир и его
идеологию.

25. Лессинг

• В задуманной Лессингом драме на
фаустианский сюжет (пьеса осталась
ненаписанной, но сохранились
материалы) герой должен был выйти
победителем над силами зла.
• Герой говорил Князю тьмы и его
подручным: «Вы не одержали победы
над человечеством и наукой».

26. Клингер

• Клингер написал о Фаусте роман
(«Фауст, его жизнь, деяния и
низвержение в ад», 1791), изобразив
его бунтарем против феодальных
порядков и защитников угнетенных
крестьян.

27. «Фауст» Гете

• Гете писал «Фауста» всю жизнь, идея поэмы
«тихо сопутствовала» ему в течение более
чем 60 лет.
• Он вложил в поэму все, чем жил сам, свои
впечатления, раздумья, познания. А знал Гете
много – в области искусства, истории,
философии, естественных наук (геологии,
минералогии, анатомии, ботаники).
• Гете унаследовал универсализм великих
гуманистов эпохи Возрождения.

28. «Фауст» Гете

• Гете создал поэму о смысле существования человека
и человечества, о смысле и направлении истории.
• Герой поэмы – универсальная личность, символ
человечества, ищущего истину и устремленного
вперед.
• Гете поставил героя лицом к лице не только с
конкретными социально-историческими
обстоятельствами, но и со всей историей, со
Вселенной, с мирозданием.
• Человек перед лицом истории и мироздания – в
дерзости этой идеи проступает пробужденная
переломной эпохой вера в безграничность
возможностей человека, проявляется исторический
оптимизм, присущий мироощущению просветителей
18 века.

29. Вертер / Фауст

• Вертер, Лотта – история повторяется с
Маргаритой.
• Жертвой становится не Фауст, а Маргарита.
• Гете показывает, к чему ведет бездумная
естественность. Слепое доверие сердцу,
чувству, толкает на преступление. Маргарита
выбирает человеческое возмездие, но за это
ей даруется вечная жизнь.

30. Поиск истины


Мефистофель считает, что даже такого неутомимого искателя истины
как Фауст, легко сбить с пути.
В средневековой книге черт не приходит сам, его вызывает Фауст. У
Гете Фауст не верит в силы черта.
Вторая жизнь Фауста посвящена не книжным штудиям, в
бессмысленности которых он уже убедился. Он становится активным
героем. Вопрос, который мучил Вертера – Что делать? – у Фауста
имеет ответ: Действовать, приобщаться к тайной работе природы, к
метаморфозам.
Лишь тот достоин жизни и свободы, / кто каждый день за них идет на
бой (пер. Холодковского)
Финал крайне неоднозначен. Фауст за свою жизнь сумел наделать не
только много добра, но и зла. И непонятно почему Фауст был спасен:
милость Божья? Прощение?
Но Мефистофель, дух отрицания, не воплощает собой абсолютное
зло. Это диалектика, часть метаморфозы жизни. Взгляд Гете
восхищается сменой смертей и рождений, обновлением Вселенной.

31. Посвящение / Пролог в театре / Пролог на небесах

• Зачем он понадобился Гете? На первый
взгляд может показаться, что у него нет связи
с трагедией. На самом деле он обращает
внимание на поэтические средства, к
которым намерен обратиться автор при
воплощении своего замысла.
• Жанровая специфика «Фауста» намечается в
разговоре поэта, комического актера и
директора театра. Но их высказывания имеют
самостоятельное значение. У каждого из них
свой круг представлений.

32. Пролог в театре

• Участники пролога различны по своим склонностям и знаниям.
Вместе с тем их объединяет причастность к миру искусства. В
поэте комментаторы находят черты сходства с самим Гете. Так,
слова поэта, что только пройдя через годы, поэтический
замысел обретает совершенство, подтверждаются творческой
историей «Фауста», создававшегося на протяжении
десятилетий. Но Гете был не только поэтом. В качестве актера
он выступал на театральных подмостках и, будучи
руководителем Веймарского театра, имел представление о
театральных заботах.
• В «Фаусте» скрещиваются все линии, намеченные в этом
прологе: высокая поэзия, фарсовые ситуации, реквизит
театрального действия. «Фауст» выходит за пределы
распространенных в то время драматических жанров. Это нечто
необычное, не имеющее аналогий в литературе нового
времени.
English     Русский Правила