10.50M
Категория: КультурологияКультурология

Рождество и Новый год. История праздника

1.

«В ОЖИДАНИИ ЧУДА:
НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО»
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

2.

Рождество Христово считается одним из главных праздников христиан. Католики отмечают Рождество 25
декабря, а православные - 7 января по новому стилю. Несоответствие в дате празднования связано с системой
летоисчисления по Григорианскому и Юлианскому календарю.
В Палестине 2000 лет тому назад был получен
приказ из Рима - переписать всех жителей.
Каждый к назначенному дню переписи должен
был явиться в город, откуда начался его
род. Поэтому Иосиф, посадив Марию на осла,
отправился с ней в Вифлеем. Дорога была
дальней, и они устали. А в городе, куда к этому
времени уже собралось очень много людей, все
дома были заняты. И Иосиф отвел Марию в
пещеру, где зимой пастухи загоняли скот от
непогоды. В это самое время, в 5508 году от
сотворения мира, и настал час для рождения у
Марии сына. Дева Мария, которую с этого
времени стали называть Богородицей, родила
младенца без мук и страданий, сама спеленала
его и уложила в ясли - кормушку для овец. Так
свершилось великое событие для
человечества - рождение сына Божьего Иисуса
Христа.

3.

Первыми об этом узнали пастухи,
которые получили известие от
Ангела. И пастухи поспешили
поклониться Богомладенцу. В это же
время к младенцу отправились и
волхвы (древние мудрецы, изучающие
звезды). Они увидели, как на небе
появилась новая необычная звезда, и
поняли, что ожидаемый Мессия
родился. Волхвы, шедшие за чудесной
звездой, которая указывала им путь,
принесли младенцу дары: золото,
ладан и смирну, что имело
символический смысл. Золото было
принесено как Царю, ладан как Богу, а
смирну - масло, которым в те далекие
времена осуществляли обряд
помазания умерших, как человеку,
который должен будет умереть.

4.

В это время Царь Ирод, который
боялся того, что новоявленный
Богомладенец будет потом
претендовать на царский престол, ибо
сам Царь не был иудеем, приказал
убить в Вифлееме и его окрестностях
всех мальчиков в возрасте до двух лет.
Он рассчитывал, что среди убитых
будет и Сын Божий. Было погублено 14
тысяч младенцев, которых и считают
первыми мучениками,
принявшими мучения за Иисуса
Христа. Отсюда и пошло название
Святок, которые длятся 12 дней с 7 по
18 января. Первая неделя называется
святой, а вторая, в память об
убиенных теми страшными вечерами,
младенцах.

5.

Праздник Рождества Христова
впервые был введен в 4 веке
Константинопольской Церковью, а
потом распространился по всему
православному миру. Цель его
установления - воспоминание и
прославление рождения Господа по
плоти от Пресвятой Девы. На Руси
традиция празднования Рождества
появилась в X веке, после принятия
христианства. Рождество, как и
многие другие праздники в то время,
впитало в себя традиции и
христианские и языческие.

6.

Празднованию Рождества Христова
предшествует сорокадневный
Рожественский пост, который начался
в этом году 15 ноября по старому или
28 ноября по новому стилю.
Заканчивается пост всегда 6 января
Сочельником. По монастырскому
Уставу в этот день полагалось
вкушать обрядовое, ритуальное,
постное блюдо сочиво - размоченные и
разваренные зерна пшеницы или риса,
чаще с медом, а также бобы, горох и
овощи. От этого блюда и происходит
название праздника. Пищу и питье
нельзя было употреблять до первой
звезды, символизировавшей собой
Вифлеемскую звезду, которая некогда
привела волхвов к колыбели младенца
Христа.

7.

Очень большое значение в
рождественский сочельник у славян
придавалось ужину, который должен
был быть обязательно семейным.
Стол в старину посыпали сеном,
стелили скатерть, в центре стола
ставили блюдо с сочивом, а вокруг другие блюда, которых должно было
быть ровно двенадцать (по числу
апостолов). Кроме сочива на
праздничном русском столе были
блины, заливное, рыба, студень,
молочный поросенок или бараний бок
с кашей, жаркое, окорок, буженина,
домашняя колбаса, гусь или утка с
антоновскими яблоками, утка с
капустой, пироги и медовые пряники,
колядки, взвары и другие блюда, с
учетом возможностей семьи.

8.

В храмах в эти праздничные вечерние часы
шло торжественное богослужение.
Несмотря на церковное происхождение
праздника, на Святки в России испокон
веков было принято колядовать:
рядиться, устраивать веселые игры,
ходить по домам, будить спящих,
поздравлять всех встречных с поворотом
солнца на лето, а позже, после принятия
христианства, с Рождеством, шутить и
петь песни. Когда колядующих приглашали
зайти в дом, они говорили: «Бог,
благослови дом и все, что в нем, - скот,
камни и дерево! Пусть все в нем будет в
изобилии!» По обычаю требовалось
одарить пришедших гостинцами и
угощениями. Заканчивались колядки
всеобщей потехой, катанием с горок и
общим пиром.

9.

Слово Коляды имеет языческое
происхождение. Коляда символизировал
поклонение Солнцу, дарующему
плодородие и радость. До нас дошло
великое множество праздничных песенколядок. В их сюжетах отражается вся
многовековая история этого праздника.
В песнях-колядках пели о явлениях
природы - солнце и месяце, желали друг
другу богатого урожая и счастливых
браков. Были колядки, рассказывающие о
рождении Младенца Христа, о волхвах и
об Ироде, а также славящие известных
князей и народных героев... Но все они
объединены одной целью: подарить
хорошее настроение всем, напомнить им
о великом празднике и вселить в каждого
надежду на лучшее будущее.

10.

Считается, что именно в "святые" дни можно
наиболее точно предсказать будущее.
Святочные гадания разнообразны и
многочисленны и передавались из рода в род.
Святочные гадания проводились в разное время
суток: одни - вечером, другие - в полночь,
третьи - когда готовятся ко сну. Участницы
гаданий снимали с себя нательные кресты, все
обереги, распускали волосы, развязывали все
завязки и узлы на одежде: все это должно было
помочь общаться с духами умерших.
Когда гадали девушки, их, как правило,
интересовало, прежде всего, выйдут ли они в
следующем году замуж или останутся «в
девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому
очень многие гадания связаны с поисками
суженого. Сегодня святочные гадания чаще
всего не воспринимается всерьез. Тем не менее,
если девушка желала узнать свою судьбу понастоящему, без обмана то она должна была
решиться на общение с потусторонним миром,
а такие встречи, как считалось, могли
закончиться и смертью.

11.

В день Сочельника было
принято всем враждующим
мириться. А в
Рождественские дни наши
предки старались особенно
заботиться о немощных и
нуждающихся. Например,
царь Алексей Михайлович,
накануне Рождества с
раннего утра тайно ходил по
тюрьмам и богадельням и
раздавал щедрую
милостыню.

12.

Праздник Рождества
Христова сливается со
встречей Нового года.
История празднования
Нового года
насчитывает около 25
веков. По мнению
ученых, впервые этот
обычай родился в
Месопотамии в конце
IV тысячелетия до
нашей эры.

13.

Ребята, а вы знаете что Новый год в России не всегда встречали 31 декабря.
Древние народы праздновали Новый год в марте. И только в 46 году до нашей эры римский
император Юлий Цезарь утвердил начало каждого нового года на 1 января. С тех пор и по сей день,
все европейские народы встречают Новый год 1 января.
В России с введением Христианства летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой
Пасхи.
В 1492 году князь Иоанн Васильевич III утвердил - считать за начало как церковного, так и
гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины и различные оброки. Сейчас это
самый первый день школьных занятий и начало осени . А наши предки праздновали в этот день
Новый год, но никаких ёлок, подарков и Деда Мороза и в помине не было.
В 1698 году последний раз был отпразднован Новый год в сентябре. Петр I , взойдя на престол,
изменил и летоисчисление, и способы празднования Нового года.

14.

Начиная с 1700 года и по
настоящее время на Руси,
летоисчисление начинается от
Рождества Христова, а не ото
дня сотворения мира. Петр
Великий издал указ о том, что
Новый год отныне считать с 1
января, а не с 1 сентября и
велел в дни празднования
«перед воротами учинить
некоторое украшение от древ
и ветвей сосновых, еловых и
можжевеловых».

15.

Зимний Новый год в России прижился не сразу.
Однако Петр был настойчив и безжалостно карал
тех, кто пытался по старой традиции отмечать
новый год 1 сентября. Он также строго следил,
чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов
украшались еловыми, можжевельниковыми или
сосновыми ветками. Ветви эти полагалось
наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами,
орехами, овощами и даже яйцами.
Причем, все эти продукты служили не просто
украшением, но и символами: яблоки — символом
плодородия, орехи — непостижимости
божественного промысла, яйца — символом
развивающейся жизни, гармонии и полного
благополучия.
Со временем россияне привыкли к новому зимнему
празднику. Вечер накануне нового года стали
называть «щедрым». Обильный праздничный стол,
по народному поверью, как бы обеспечивал
благополучие на весь предстоящий год и считался
залогом богатства семьи. Поэтому его
стремились украсить всем тем, что хотели бы
иметь в достатке в своём хозяйстве.

16.

Императрица Елизавета I
продолжила традицию празднования
Нового года, начатую ее отцом.
Предновогодние и новогодние
торжества стали неотъемлемой
частью дворцовых празднеств.
Елизавета, большая любительница
балов и увеселений, устраивала во
дворце роскошные маскарады, на
которые сама любила являться в
мужском костюме. Но в отличие от
разгульной петровской эпохи, в
елизаветинские времена придворным
торжествам и застольям была
придана чинность.

17.

При Екатерине II Новый
год тоже отмечали с
размахом, и получила
широкое
распространение
традиция дарить
новогодние подарки. Под
Новый год в
императорский дворец
свозилось огромное
количество различных
подношений.

18.

К царствованию императора
Николая I относится появление
первой в России и Петербурге
публичной новогодней елки. До
этого, как уже было сказано,
россияне украшали дом лишь
хвойными ветками. Впрочем, для
украшения годилось любое дерево:
вишня, яблоня, береза. В середине
19 века наряжать стали уже
только елки. Первая наряженная
красавица засветилась огоньками
в помещении в 1852 году. А к концу
ХIХ века этот обычай стал уже
привычным не только в русских
городах, но и в деревнях.

19.

Ёлка знаменует собой начало нового года
и стала символом вечной жизни, потому
что, в отличии от других деревьев не
сбрасывает листву, а зелена круглый год.
В России раньше украшали ёлку яблоками,
мандаринами, сухими фруктами
(абрикосами, инжиром,
черносливом),медовыми пряниками. На
ёлке зажигались свечки, укреплённые в
специальных «тюльпанчиках». Традиция
рождественского дерева соблюдалась
также в том, что ёлка увенчивалась
звездой и украшалась разными блёстками.
Ёлка стала символом семейного
праздника, её сообща наряжают дети и
взрослые, вокруг неё водят хороводы,
читают стихи и поют песни.

20.

24 января 1918 г. Совет народных
комиссаров РСФСР (Совнарком) принял
декрет о введении в России
западноевропейского григорианского
календаря (декрет подписан
председателем Совнаркома Владимиром
Лениным 26 января). Согласно документу,
следующий день после 31 января 1918 г.
предписывалось считать не 1 февраля, а 14
февраля, разница между старым и новым
стилем составила 13 суток. Русская
православная церковь не признала эти
новшества и сохранила свое
летоисчисление по юлианскому календарю.
Поэтому православное Рождество стали
отмечать не 25 декабря (по юлианскому
календарю), а 7 января. 14 января появился
новый неофициальный праздник,
получивший название "старый Новый год".

21.

В первые советские годы традиция
рождественских и новогодних праздников
сохранялась. Для детей государственных и
партийных деятелей елки проводили в
Большом Кремлевском Дворце. Однако в
середине 1920-х гг. в стране была
развернута кампания по борьбе с
религиозными предрассудками. 24
сентября 1929 г. постановлением
Совнаркома празднование Рождества
было запрещено. Тогда же появились
предложения перенести встречу Нового
года с 1 января на 7 ноября (День
Октябрьской революции). Этого делать не
стали, но официальные новогодние
торжества были отменены как
"буржуазные" и "поповские пережитки".

22.

Возрождение праздника в советские годы
28 декабря 1935 г. в "Правде" была опубликована
статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и
2-го секретаря ЦК КП (б) Украины Павла
Постышева "Давайте организуем к Новому году
детям хорошую елку!". В ней автор предложил
положить конец "неправильному осуждению елки":
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники
буржуазии всегда устраивали на Новый год своим
детям елку... Почему у нас школы, детские дома,
ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают
этого прекрасного удовольствия ребятишек
трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе
как "левые" загибщики ославили это детское
развлечение как буржуазную затею".
На следующий день в "Правде" было опубликовано
постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра
Косарева о проведении 1 января комсомольцами и
пионерами елок в школах, детских клубах и
детских домах - "весело и без занудства".

23.

1 января 1936 г. "Правда" разместила на
первой полосе фотографию Иосифа Сталина
с поздравлением "С Новым годом, товарищи,
с новыми победами под знаменем Ленина Сталина!". В том же году впервые по радио
прозвучало новогоднее поздравление
председателя ЦИК СССР Михаила Калинина.
Его речь была посвящена событиям на
фронтах Великой Отечественной войны.
В том же году в Колонном зале Дома Союзов
была организована елка для детей и
молодежи. На празднике присутствовал
главный новогодний персонаж - Дед Мороз (в
исполнении артиста эстрады Михаила
Гаркави), спустя год вместе с ним елку вела
Снегурочка.
В новогоднюю ночь 1944 г. в СССР впервые
прозвучал государственный гимн, текст для
которого написали Сергей Михалков и ЭльРегистан (настоящее имя Габриэль Уреклян),
музыку - Александр Александров.

24.

С 1954 г. новогодний праздник для
детей и молодежи проходил в
Георгиевском зале Большого
Кремлевского Дворца. С 1962 г. его
стали проводить в Кремлевском
Дворце съездов (ныне Государственный Кремлевский Дворец).
На первую кремлевскую елку были
отобраны лучшие школьники и
студенты страны. Трансляция велась
по радио, а в газетах были
опубликованы подробные репортажи. С
тех пор праздник в Кремле стали
называть "главной елкой страны". С
середины 1960-х гг. он проходит в
форме сказочного представления.

25.

С 1970-х гг. появилась традиция
ежегодных телевизионных новогодних
обращений руководителей государства
к советскому народу. Впервые такое
обращение прозвучало по центральному
телевидению 31 декабря 1970 г. от
генерального секретаря ЦК КПСС
Леонида Брежнева.
В СССР атрибуты праздника изменились.
Вифлеемскую елочную звезду сменила
пятиконечная красная, восковые свечи электрические гирлянды. Вместо
золоченых орехов, фруктов и
рождественских персонажей появились
кремлевские башни, дирижабли, фигурки
космонавтов, спутники, снопы
пшеницы, початки кукурузы и др.

26.

Новый год в России
Впервые живую ель на Соборной площади
Кремля установили в декабре 1996 г. по
инициативе президента РФ Бориса
Ельцина (в 2001-2004 гг. из-за сильных
морозов ее заменяли на искусственную).
Главное новогоднее представление Общероссийская елка, которую также
называют "президентской", проводится
в Государственном Кремлевском Дворце.
Ежегодно ее посещают более 5 тыс.
детей со всех регионов страны. Среди них
- победители конкурсов и олимпиад,
воспитанники детских домов и
интернатов, дети, чьи родители погибли
в "горячих точках", и др.

27.

В новогоднюю ночь
президент РФ обращается к
жителям страны с
поздравлением. После
выступления главы
государства телевидение и
радио ровно в полночь
транслируют бой курантов
Спасской башни Кремля,
знаменующий начало нового
года. Затем звучит
государственный гимн
страны.

28.

Праздничные выходные дни
Даты официальных новогодних
праздников в России
неоднократно менялись. 1
января стал праздничным
выходным днем только в 1948 г.,
в соответствии с указом
Президиума Верховного совета
СССР от 23 декабря 1947 г.
Рождество 7 января получило
статус праздничного нерабочего
дня спустя 43 года по
постановлению Верховного
совета РСФСР от 27 декабря
1990 г.
English     Русский Правила