Похожие презентации:
Социология в США: гарвардская школа
1.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------СОЦИОЛОГИЯ
В США:
ГАРВАРДСКАЯ
ШКОЛА
СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ
кривошеева.в.а. 13.2-804гр.
2.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------1
2. ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
ЕДИНСТВА
И
СОЦИАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ Р. МЕРТОНА.
в)
трактовка
р.мертоном
состояния аномии. р.мертон о
типах социальной адаптации.
3.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------2
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЮРКГЕЙМА ПРОДОЛЖИЛ РОБЕРТ
МЕРТОН. ЕСЛИ ДЛЯ ДЮРКГЕЙМА АНОМИЯ ОЗНАЧАЕТ
НЕСПОСОБНОСТЬ ОБЩЕСТВА РЕГУЛИРОВАТЬ ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ИМПУЛЬСЫ И ЖЕЛАНИЯ ИНДИВИДОВ, ТО, ПО МЕРТОНУ,
МНОГИЕ
ЖЕЛАНИЯ
ИНДИВИДОВ
НЕОБЯЗАТЕЛЬНО
ОКАЗЫВАЮТСЯ «ЕСТЕСТВЕННЫМИ», А ЧАЩЕ БЫВАЮТ
ОБУСЛОВЛЕНЫ
ЦИВИЛИЗАТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
САМОГО ОБЩЕСТВА.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОГРАНИЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГРУПП УДОВЛЕТВОРЯТЬ
СВОИ
ЖЕЛАНИЯ.
ОНА
ОКАЗЫВАЕТ
ДАВЛЕНИЕ
НА
ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ, ЗАСТАВЛЯЯ ИХ
ВЕСТИ СЕБЯ НЕ КОНФОРМИСТСКИ, А ПРОТИВОПРАВНО.
ВЫСШЕЙ ЦЕЛЬЮ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
ДОСТИЖЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ,
БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
ЭТО
НАКАПЛИВАЮЩЕЕСЯ
БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПРИНЦИПЕ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ЛИЧНЫМ
ЦЕННОСТЯМ И ЗАСЛУГАМ И СВЯЗЫВАЕТСЯ С ВЫСОКИМ
ПРЕСТИЖЕМ И СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ.
4.
3КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------
РОБЕРТ МЕРТОН ВЫДЕЛЯЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ
ТИПОВ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В
СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДОВ И ГРУПП:
1)
ЗАКОНОПОСЛУШНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ,
ИЗБИРАЮЩЕЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И СТОЛЬ ЖЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНО
ОКРАШЕННЫЕ СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ;
2)
ПРОТИВОПРАВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ,
КОГДА
ВЫБОР
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ
ЦЕЛЕЙ
СОПРОВОЖДАЕТСЯ
ПРИСВАИВАЕМОЙ СУБЪЕКТАМИ СВОБОДОЙ В ВЫБОРЕ
СРЕДСТВ;
3)
РИТУАЛЬНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ,
ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА СРЕДСТВАХ ПРИ ПОЛНОМ
ЗАБВЕНИИ ТЕХ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫМ ОНИ ДОЛЖНЫ
СЛУЖИТЬ;
4)
ЭСКАПИСТСКОЕ
(УБЕГАЮЩЕЕ)
ПОВЕДЕНИЕ,
ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ И К
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ ЦЕЛЯМ, И К СРЕДСТВАМ ИХ
ДОСТИЖЕНИЯ
(ХАРАКТЕРНО
ДЛЯ
АЛКОГОЛИКОВ,
НАРКОМАНОВ, САМОУБИЙЦ);
5)
БУНТАРСКО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ,
ОТРИЦАЮЩЕЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ, ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕЛИ И
СРЕДСТВА И ЗАМЕНЯЮЩЕЕ ИХ НОВЫМИ ЦЕЛЯМИ И
НОВЫМИ СРЕДСТВАМИ.
5.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------ТЕОРИЯ АНОМИИ, ПРЕДЛОЖЕННАЯ МЕРТОНОМ И
ДЕЛАЮЩАЯ ОСОБЫЙ УПОР НА СПЕЦИФИКУ ПОВЕДЕНИЯ
НИЗШИХ СЛОЕВ, ПОДВЕРГАЛАСЬ КРИТИКЕ В ДВУХ
АСПЕКТАХ:
ПО ТЕОРИИ МЕРТОНА, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ,
ПРОТИВОПРАВНОСТЬ
И
ПРЕСТУПНОСТЬ
РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК РЕЗКОЕ, ВНЕЗАПНОЕ И КРУТОЕ
ИЗМЕНЕНИЕ
ВЗГЛЯДОВ
(ПРИСПОСОБЛЕНИЕ)
ПОД
ВЛИЯНИЕМ АНОМИИ. ЭТО НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД, ТАК КАК
ОН
НЕ
ОТРАЖАЕТ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ВОЗНИКАЮТ
НЕ
В
РЕЗУЛЬТАТЕ
СОЗНАТЕЛЬНОГО
ВЫБОРА,
КАК
МЕХАНИЧЕСКАЯ
РЕАКЦИЯ НА ДЕЙСТВИЕ КАКОГО-ТО ФАКТОРА ИЛИ НА
СОЧЕТАНИЕ ФАКТОРОВ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ, А
В
ПРОЦЕССЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В
ХОДЕ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СУБЪЕКТА И
ЕГО РЕАКЦИИ НА ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ.
5
6.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------6
ПО
ДАННЫМ
СОВРЕМЕННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
СКРЫТОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ,
ДЕВИАНТНОСТЬ,
ПРОТИВОПРАВНОСТЬ И ПРЕСТУПНОСТЬ
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЛИ
ДАЖЕ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ПРОБЛЕМОЙ
НИЗШИХ
СЛОЕВ
НАСЕЛЕНИЯ. НО ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ ЭТО И
БЫЛО ТАК, МЕРТОНОВСКАЯ ТЕОРИЯ
АНОМИИ НЕ ОБЪЯСНЯЕТ, ПОЧЕМУ
ОСНОВНАЯ МАССА ПРЕДСТАВИТЕЛИ
НИЗШИХ
СЛОЕВ
ВЕДЕТ
СЕБЯ
В
ОБЩЕСТВЕ КОНФОРМИСТСКИ. МЕЖДУ
ТЕМ,
ПО
МЕРТОНУ,
АНОМИЯ
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ВСЕ НИЗШИЕ
СЛОИ.
для
концепции
роберта
мертона
характерно
внимание
к
тому
обстоятельству, что эффективность
целепреследующей
деятельности
в
большинстве
случаев
обусловлена
способностью субъектов к нарушению
морально-правовых норм.
7.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------7
3.
КРИТИЧЕСКАЯ
ОЦЕНКА
ТЕОРИЙ
Т.ПАРСОНСА И
Р.МЕРТОНА
8.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
И КРИТИКА УЧЕНИЯ ПАРСОНСА
КНИГУ ПАРСОНСА "СТРУКТУРА
СОЦИАЛЬНОГО
ДЕЙСТВИЯ"
ИНОГДА СКУЧНО ЧИТАТЬ ИЗЗА
МНОЖЕСТВА
ЧАСТНЫХ
ДЕТАЛЕЙ,
СОБЫТИЙ
И
ПЕРСОНАЛИЙ.
ТЯЖЕЛОВАТОСТЬ
СТИЛЯ
ИЗЛОЖЕНИЯ,
АКАДЕМИЧЕСКАЯ
СУХОСТЬ,
НЕПОНЯТНОСТЬ
ФОРМУЛИРОВОК
ДАЖЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ СТАВИЛИ В
ТУПИК. В ЧАСТНОСТИ, X.
АБЕЛЬС СЕТУЕТ, ЧТО ПРИ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
УЧЕНИЯ
ПАРСОНСА
«ПОРОЙ
ПРИХОДИТСЯ
ДОВОЛЬНО
ДАЛЕКО
ОТСТУПАТЬ
ОТ
ОРИГИНАЛЬНОЙ
ТЕРМИНОЛОГИИ
И
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ОБЩЕПРИНЯТЫМИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИМИ
ПОНЯТИЯМИ,
ТАК
КАК
НЕКОТОРЫЕ МЕСТА В ЕГО
СОЧИНЕНИЯХ
НАПИСАНЫ
СТОЛЬ СЛОЖНЫМ ЯЗЫКОМ,
ЧТО
ВЫЗЫВАЮТ
ЗАТРУДНЕНИЯ ДАЖЕ У ВЕСЬМА
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ
ЧИТАТЕЛЕЙ».
8
ФЕТИШИЗАЦИЕЙ
ПОНЯТИЙ
И
КОНСТРУИРОВАНИЕМ
КРАЙНЕ
УСЛОЖНЕННЫХ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ТЕКСТОВ, ПО МНЕНИЮ П. СОРОКИНА,
Т. ПАРСОНС ГРЕШИЛ ВСЕГДА. СВОЮ
ПЕРВУЮ
РАБОТУ
«СТРУКТУРА
СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ» (1937)
ПАРСОНС
НАЗВАЛ
«817-Ю
ЗАСУШЕННЫМИ
СТРАНИЦАМИ».
КРИТИКИ УКАЗЫВАЛИ НА ТО, ЧТО
КНИГА
НАПИСАНА
АБСТРАКТНЫМ
ЯЗЫКОМ И ОЧЕНЬ ТРУДНА ДЛЯ
НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ, В
НЕЙ НЕМАЛО ПОВТОРОВ, НЕЯСНЫХ
ТЕРМИНОВ И ДВУСМЫСЛЕННОСТЕЙ.
СОГЛАШАЛСЯ
С СОРОКИНЫМ
И
ДРУГОЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ СОЦИОЛОГ –
Р. МИЛЛС. ПРИГОВОР, ВЫНЕСЕННЫЙ
ИМ ВТОРОЙ КНИГЕ Т. ПАРСОНСА
«СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА» (1951),
БЫЛ НЕ МЕНЕЕ СУРОВ: ОНА НА 50%
СОСТОИТ ИЗ ПУСТОЙ БОЛТОВНИ, НА
40%
–
ИЗ
ТРИВИАЛЬНОСТЕЙ,
ИЗВЕСТНЫХ
ПО
УЧЕБНИКАМ
СОЦИОЛОГИИ,
НА
10%
–
ИЗ
ЭМПИРИЧЕСКИ НЕПОДТВЕРЖДАЕМЫХ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ.
9.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------9
ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИМ И ДОСТАТОЧНО ПОВЕРХНОСТНЫМ ВЫГЛЯДИТ
АНАЛИЗ УЧЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ДЕЙСТВИИ ВЕБЕРА, ПРЕДПРИНЯТЫЙ 35ЛЕТНИМ ПАРСОНСОМ В ГЛ. XVII "МАКС ВЕБЕР: СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ЕГО КНИГИ “СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ”" (1937).
ПРАВИЛЬНО УКАЗАВ НА ПРИНЦИПЫ ВЕБЕРОВСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПРИ
ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ – СУБЪЕКТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ,
ОРИЕНТАЦИЯ НА ДРУГИХ, ОСМЫСЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ, – ПАРСОНС
СТАРАЕТСЯ ПОЙМАТЬ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ НА ЛОГИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ,
ПОЛАГАЯ, ЧТО ДВА ПЕРВЫХ ТИПА В ЧЕТЫРЕХЧЛЕНКЕ, А ИМЕННО ЦЕЛЕ- И
ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЯВЛЯЮТСЯ:
А) ЛОГИЧЕСКИ НЕПОЛНЫМИ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ;
Б) ПРЕДСТАВЛЯЮТ НЕ ДВА РАЗНЫХ, А ОДНО ОБЩЕЕ ЯВЛЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ
СТРОГО НЕ СЛЕДУЮТ ПРОВОЗГЛАШЕННОМУ ЯКОБЫ САМИМ ВЕБЕРОМ
РАЗГРАНИЧЕНИЮ МЕЖДУ ЭТИКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЭТИКОЙ ПРИНЦИПА.
10.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------по своему логическому типу его подход очень сильно напоминает способ употребления теоремы формальной неполноты
геделя, которая используется в теории множеств. она гласит, что никакую физическую (математическую, логическую)
теорию нельзя доказать, используя формальный (математический или логический) аппарат, на котором построена эта
теория. иными словами, нельзя обосновать или доказать непротиворечивость теории изнутри или средствами самой
этой теории. парсонс, на наш взгляд, пытается сделать именно это: показать противоречивость учения вебера,
используя дефиниции, терминологический язык и концептуальные средства самого вебера.
СОЦИОЛОГИ ВОСХИЩАЮТСЯ СОЧИНЕНИЯМИ Т. ПАРСОНСА, И
ПОЛОВИНЫ НЕ ПОНИМАЯ ИЗ ТОГО, ЧТО ОН ХОТЕЛ СКАЗАТЬ НА САМОМ
ДЕЛЕ. ЕСЛИ, КОНЕЧНО, БЫЛО ЧТО СКАЗАТЬ. В ЭТОМ НЕКОТОРЫЕ
СЕРЬЕЗНЫЕ КРИТИКИ СОМНЕВАЮТСЯ.
НАЧИНАЯ С КОНЦА 1950-Х ГГ. И ЗАКАНЧИВАЯ ВРЕМЕНЕМ
СТУДЕНЧЕСКИХ
ВОССТАНИЙ
1960-Х
ГГ.,
ТЕОРИЮ
ПАРСОНСА
НЕУСТАННО АТАКОВАЛИ УЧЕНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ЛЕВОГО ТОЛКА.
МАССОВАЯ КАМПАНИЯ КРИТИКИ ОБРУШИЛАСЬ НА ТЕОРИЮ ПАРСОНСА,
КОТОРУЮ ОБВИНЯЛИ В ТОМ, ЧТО ОНА:
– ЯВЛЯЕТСЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ, ЕСЛИ НЕ РЕАКЦИОННОЙ И
ПРОФАШИСТСКОЙ;
– СОВЕРШЕННО НЕ СПОСОБНА ОТРАЖАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ,
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ, НИЩЕТУ, ЛИШЕНИЯ И КОНФЛИКТЫ. Т.
СКОЧПОЛ БЫЛ УБЕЖДЕН, ЧТО СИСТЕМА АПАРТЕИДА В ЮЖНОЙ
АФРИКЕ СЛУЖИТ ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТОГО, ЧТО
ТЕОРИЯ ПАРСОНСА БЫЛО НЕПРАВИЛЬНОЙ;
–
ГИПЕРТРОФИРУЕТ
ИДЕИ
СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ,
РЕПРЕССИВНОСТИ,
КОНФОРМИЗМА,
ПОКОРНОСТИ
ИНДИВИДА
НОРМАТИВНОМУ ПОРЯДКУ ТИПА ФАШИСТСКОГО;
– РАССМАТРИВАЕТ ЭВОЛЮЦИЮ КАК УНИЛИНЕЙНЫЙ И МЕХАНИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС, А СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА НА САМОМ ДЕЛЕ ЛИШЬ
ЗАКРЕПЛЯЕТ СТАТУС-КВО СУЩЕСТВУЮЩЕГО СТРОЯ, ВЫСТУПАЯ ПЛОХО
СКРЫВАЕМОЙ
ИНСТРУКЦИЕЙ
ПО
ЭКСПЛУАТАЦИИ
«КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ НАЦИИ-ГОСУДАРСТВА».
10
11.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------11
КРОМЕ ТОГО, ЮРГЕН ХАБЕРМАС И МНОГИЕ ДРУГИЕ БЫЛИ
УБЕЖДЕНЫ, ЧТО СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ ПАРСОНСА И ЕГО ТЕОРИЯ
ДЕЙСТВИЯ ПО СВОЕЙ СУТИ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ; ЧТО
СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ ПАРСОНСА ЯВЛЯЕТСЯ ПОЗИТИВИСТСКОЙ,
АНТИИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЙ,
АНТИВОЛЮНТАРИСТСКОЙ,
НЕГУМАНИСТИЧНОЙ ИЗ-ЗА СВОЕГО АБСТРАКТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА. ИНЫМИ СЛОВАМИ, ТЕОРИЯ ПАРСОНСА ПРОТИВОРЕЧИТ
ПРОВОЗГЛАШЕННЫМ В НЕЙ ИСХОДНЫМ ПРИНЦИПАМ.
ЯРЫМИ КРИТИКАМИ ПАРСОНСА ВЫСТУПАЛИ ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ, КАК ЛЬЮИС КОЗЕР, РАЛЬФ ДАРЕНДОРФ, ДЭВИД
ЛОКВУД, РАЙТ МИЛЛС, ТОМ БОТТОМОР И АЛВИН ГОУЛДНЕР.
12.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ МЕРТОНА СТАЛИ
В
60–70-Е
ЯДРОМ
ИССЛЕДОВАНИЙ
ТАКИХ
СОЦИОЛОГОВ, КАК Б.БАРБЕР,
Н.СТОРЕР,
У.ХЭГСТРЕМ,
Д.КАПЛАН, Д.КРЕЙН И ДР. В
ЭТИ
ГОДЫ
СЛОЖИЛАСЬ
МЕРТОНИАНСКАЯ ПАРАДИГМА
СОЦИОЛОГИИ
НАУКИ,
ОДНАКО В 80-Е И В США, И В
ЕВРОПЕ
НАЧИНАЕТСЯ
КРИТИКА
КОНЦЕПЦИИ
МЕРТОНА И ФОРМИРУЮТСЯ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ.
ПОДВЕРГАЮТСЯ КРИТИКЕ КАК
ЕГО
ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЕНЕЗИСА
НАУКИ
ЗА
УЗКОНАЦИОНАЛЬНУЮ
ТРАКТОВКУ
ПРОЦЕССА
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НАУКИ,
СВЯЗЫВАЮЩУЮ ЕГО ЛИШЬ С
ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ,
ЗА
ЧРЕЗМЕРНО ЖЕСТКУЮ СВЯЗЬ
НАУКИ
С
ПУРИТАНСКОЙ
МОРАЛЬЮ, ТАК И ОБЩИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ.
12
1. МЕРТОН НЕ РАССМАТРИВАЛ
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО.
КАК ЭТО НЕ АБСУРДНО ДЛЯ ТЕХ,
КТО ЧИТАЛ МЕРТОНА, ЭТО ВПОЛНЕ
УСТОЯШЕЕСЯ МНЕНИЕ В
УЧЕБНИКАХ
ПО
СОЦИОЛОГИИ
НАУКИ. УПРОЩЕННО, СЧИТАЕТСЯ
ЧТО Т.КУН ПЕРВЫМ В
СОЦИОЛОГИИ НАУКИ РАССМОТРЕЛ
ЗАВИСИМОСТЬ ТИПА ЗНАНИЯ ОТ
ЛОКАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
(«COMMUNITY
THESIS»).
РАЗУМЕЕТСЯ, ЧТО ВПЕРВЫЕ ЭТО
БЫЛО СДЕЛАНО ВОВСЕ НЕ В
СОЦИОЛОГИИ,
А
В
ФИЛОСОФСКОЙ
И
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЯХ
(ПО-РАЗНОМУ), НО ЭТОТ ФАКТ
ИГНОРИРУЕТСЯ
ВО
«ВТОРОЙ
ВОЛНЕ».
ЭТОТ
ТЕЗИС
ОБСУЖДАЕТСЯ В ДИСКУССИИ О
COMMUNITY
THESIS.
САМЫЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ФИКТИВНЫЕ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
О СОЦИОЛОГИИ
НАУКИ
Р.МЕРТОНА,
ИНСТРУМЕНТАЛЬ
НО
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ДЛЯ КРИТИКИ
ЕГО ПРОГРАММЫ
13.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------13
2.
мертон
изучал
науку
как
продукт, а не как процесс.
мертону
подчас
приписывают
социальную статику, оставляя себе
социальную
динамику. этот тезис обсуждается в
дискуссии о ready-made-science и
science-in-the
making внутри антропологии знания
и конструктивистской программы.
3.
мертон
фокусировался
на
социальном контроле, игнорируя
творческую и
креативную природу науки.
этот
тезис
обсуждается
в
популярной дискуссии профессия vs
призвание, само
название которой содержит ложную
для мертона дилемму.
14.
144. МЕРТОН ОТСТАИВАЛ
ИДЕЮ
АВТОНОМИЮ
НАУКИ.
ЭТО
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ
УТВЕРЖДЕНИЕ:
“…MERTON’S
CLASSIC
SOCIOLOGICAL
DEFENSE
OF SCIENCE AS
CENTRAL TO THE CULTURE
OF DEMOCRACY (MERTON
[1942]1973)” (HANDBOOK,
2010).
5. МЕРТОН СЧИТАЛ, ЧТО
НАУКА
ФУНКЦИОНИРУЕТ
КАК МЕРИРОКРАТИЯ.
ДИСКУССИЯ О РАВЕНСТВЕ,
АВТОРИТЕТАХ,
КЛАССИКАХ
И
ВОЗНАГРАЖДЕНИИ
В
НАУКЕ.
15.
КРИВОШЕЕВА В.А. ------------------------------------------спасибо вам за
просмотр! мы очень
старались!!
2019/