3.18M
Категория: КультурологияКультурология

Чекунова

1.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»
ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ 52.01.01 «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01
«ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 3СКД:
ЧЕКУНОВА КРИСТИНА ДМИТРИЕВНА
РУКОВОДИТЕЛЬ: ДЁМИНА ЛИЛИЯ ГЕРАЛЬДОВНА
УЛЬЯНОВСК, 2021

2.

- В жизни каждого человека праздник играет особую роль,
которую нельзя отрицать и значение праздников очень велико
для старшего, и для младшего поколения.
- Развитие культуры не только не снимает, но еще более
актуализирует вопрос о смысле праздника и его сущности.
- Разнообразие на рынке "праздничного предложения"
свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для
своей реализации и может рассматриваться как следующий этап
его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его
осмыслении.

3.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Национальная культура Ульяновской области.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Национальные праздники Ульяновской области
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить национальные праздники Ульяновской области

4.

Гипотеза исследования:
-ЗНАЮТ ЛИ ЖИТЕЛИ УЛЬЯНОВСКА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ?
-ХОТЕЛИ БЫ ОНИ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ О
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ?

5.

Задачи
исследования
- РАССМОТРЕТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
ПРАЗДНИКОВ;
- ИЗУЧИТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ И ТИПОЛОГИЮ
ПРАЗДНИКОВ;
- ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ;
- ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: САБАНТУЙ, АКАТУЙ,
МАСТОРАВАНЬ МОРОТ;
- ВЫЯСНИТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ПРАЗДНИКОВ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

6.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Анкетирование
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ульяновск и Ульяновская область

7.

Происхождение
праздников в
русской
культуре
История праздников России — история развития
системы праздников (памятных дней) в
Российской империи (начало XX века), РСФСР и
Российской Федерации.
Нерабочими праздничными днями,
обязательными для всех работодателей, были
установлены законом от 2 июня 1897 года «О
продолжительности и распределении рабочего
времени в заведениях фабрично-заводской и
горной промышленности». Все они были
православными, за исключением Царских дней и
Нового года, которые считались «объявленными
по Высочайшему повелению».

8.

Понятие
праздник
Праздник — отрезок времени,
выделенный в календаре в честь чеголибо или кого-либо, имеющий
сакральное значение и связанный с
культурной или религиозной
традицией.
Праздники бывают переходящими
(Масленица) и непереходящими
(Новый Год).

9.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ПРАЗДНИКОВ
КАЖДЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫБИРАЕТ СВОИ
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ.
ПЕРВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ БЫЛА ДАНА ЕЩЕ В XIX ВЕКЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ И.М. СНЕГИРЕВЫМ.
В ХХ ВЕКЕ ПОЛЬСКИЙ ФИЛОСОФ ЖИГУЛЬСКИЙ К. В СВОЕЙ РАБОТЕ «ПРАЗДНИК И
КУЛЬТУРА», ПРЕДЛОЖИЛ ИНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАЗДНИКОВ. ОН
ПОДРАЗДЕЛЯЛ ПРАЗДНИКИ НА ПЕРИОДИЧЕСКИ ОТМЕЧАЕМЫЕ И
НЕПЕРИОДИЧЕСКИЕ, Т.Е. ОБУСЛОВЛЕННЫЕ МОМЕНТОМ.
ТАК ЖЕ КАК И СНЕГИРЕВ И.М., ЖИГУЛЬСКИЙ К. ДЕЛИТ ПРАЗДНИКИ НА ПОДВИЖНЫЕ
И НЕПОДВИЖНЫЕ.
В 80-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА ВАЖНЫЙ ВКЛАД В СИСТЕМАТИЗАЦИЮ ПРАЗДНИКОВ ВНЕС
ЯРОСЛАВСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ В.А. БУЛАНОВ. ОН ПОДРАЗДЕЛИЛ СОВЕТСКИЕ
ПРАЗДНИКИ НА 6 ОСНОВНЫХ ТИПОВ:
1. ПРАЗДНИКИ ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ «КРАСНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ». (7 НОЯБРЯ –
ГОДОВЩИНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ);
2. ТРУДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ.(КРАСНАЯ СУББОТА);
3. ПРАЗДНИКИ ДЕТСКИЕ, ЮНОШЕСКИЕ И СПОРТИВНЫЕ;
4. СОВЕТСКИЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ;
5. ПРАЗДНИКИ ВРЕМЕН ГОДА;
6. ПРАЗДНИКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОРОДУ, УЛИЦЕ.

10.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ПРАЗДНИКОВ
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЛЬКО ШИРОКИМ ПОНЯТИЕМ,
ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ СОЗДАТЬ
ЕДИНУЮ, ПОЛНУЮ, ИДЕАЛЬНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ, КОТОРАЯ БЫ
ОХВАТЫВАЛА ВСЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ
ТИПОВ.
НО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВСЕ ПРАЗДНИКИ МОЖНО ПОДРАЗДЕЛИТЬ НА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, НАРОДНЫЕ И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

11.

Поселение людей на землях
Ульяновской области.
ИЗДАВНА В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ ЖИЛИ И ЖИВУТ РАЗНЫЕ НАРОДЫ.
АРХЕОЛОГИ ДОКАЗАЛИ, ЧТО ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ В ПОВОЛЖЬЕ ПОЯВИЛИСЬ
ПРИМЕРНО СТО ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД.
В НАЧАЛЕ 2 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э. НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ ОБЛАСТИ
ВТОРГЛИСЬ ПЛЕМЕНА. УЧЕНЫЕ ДАЛИ ИМ ИМЯ «АБАШЕВЦЫ» ПО
НАЗВАНИЮ С. АБАШЕВО В ЧУВАШИИ. ВЫСОКОГО УРОВНЯ У АБАШЕВЦЕВ
ДОСТИГЛО СКОТОВОДСТВО. В НАЧАЛЕ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н.Э. В ПОВОЛЖЬЕ
ОБРАЗУЕТСЯ НЕСКОЛЬКО СОЮЗОВ ДРЕВНЕ МОРДОВСКИХ ПЛЕМЁН. В 7
ВЕКЕ НАЧАЛОСЬ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДРУГОЙ КРУПНОЙ ГРУППЫ БУЛГАР И
АЛАН И К КОНЦУ 8 ВЕКА ОНИ ЗАНЯЛИ ТЕРРИТОРИЮ ПО СРЕДНЕМУ
ТЕЧЕНИЮ ВОЛГИ.
К КОНЦУ 1236 Г. ТАТАРО-МОНГОЛЬСКАЯ АРМИЯ ПРОШЛА ЧЕРЕЗ ВСЮ
ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ, ЗАХВАТИЛИ ЗЕМЛИ МОРДВЫ В НАШЕМ
КРАЕ.ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ ЕЁ ЗЕМЛИ ОСТАЛИСЬ
ЧАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. БЫЛО ОБРАЗОВАНО КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО. НО
БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ ШЛА ПОСТОЯННО.

12.

Народы Симбирского Поволжья.
В нашей местности живут разные народы.
Больше всего русских - 72,8% всех жителей Ульяновской области. Они –
представители славянской группы. Первые их появления на территории
Симбирского Поволжья относятся к X – XII вв.
Второй крупной группой являются татары. Татары – представители тюркской
группы.
Чуваши – одна из коренных народностей Поволжья. Они – представители
тюркской. На территории нашей области проживают преимущественно.
Мордовские племена вступают в контакты с русскими делятся они на две группы:
эрзю и мокшу.
Кроме того, есть евреи, немцы, эстонцы, азербайджанцы и другие.
У всех народов свои обычаи, традиции, праздники и много общего.

13.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010
года в Ульяновской области насчитывалось 12
национальностей, численность населения которых
превышала тысячу человек.
Основными национальными группами в регионе по
итогам переписи являются русские, татары, чуваши,
мордва и украинцы.
Русское население остается наиболее
многочисленным — 901,3 тысячи человек (73,6%).
Второе место в области традиционно занимают татары
— 149,9 тысячи человек (12,2%).
Третье и чествертое места по численности населения
заняли чуваши (95 тысяч человек) и мордва (39 тысяч
человек), сообщает Росстат.

14.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ
РУССКИЕ
ТАТАРСКИЕ
Национальной одеждой
русских была:
косоворотки –
традиционная рубаха с
разрезом и застёжкой на
груди, смещённых влево,
порты – штаны. Это всё
мужская одежда.
Волосник - матерчатый,
мягкий головной убор
под платком – это
головной убор женщин.
Одежда мужчин и женщин
состояла из шаровар с широким
шагом и рубашки, на которую
надевался безрукавный камзол.
Головной убор мужчин
тюбетейка, а поверх неё
полусферическая шапка на меху
или войлочная шляпа; у женщин
вышитая бархатная шапочка
(калфак) и платок.
Традиционная обувь кожаные
ичиги с мягкой подошвой, вне
дома на них надевали кожаные
калоши. Для костюма женщин
было характерно обилие
металлических украшений.
ЧУВАШСКИЕ
Кепе – платье,
расклешённое за счёт
клиньев, с сборкой у подола,
украшенное аппликацией,
сапата- лапти, сапунфартук, сурпан- головной
убор, суха- шейное
украшение из монет,
шулкеме- нагрудные
украшения женщины.
МОРДОВСКИЕ
В основе праздничного костюма эрзи
лежит сочетание белого и краснокоричневого цветов, которые
рисовали образ здоровой женщины.
При всем разнообразии мокшанской
и эрзянской одежды, она имела
много общих черт: белый льняной
холст как основной материал
одежды, прямой покрой рубахи и
верхней одежды, отделка одежды
плотной вышивкой, своеобразные
украшения, плетенная из лыка
обувь. Мордовский мужской костюм
был таким же, как и одежда, которую
носили русские мужчины: рубаха
(панар), штаны, сапоги или лапти.
Панго – головной убор женщин.

15.

Сабантуй
Сабантуй — самый известный национальный праздник
татар, который не имеет точной даты празднования, но, как
правило, проводится в промежутке между последними
числами мая и конца июня.
Сабантуй (праздник плуга) — ежегодный народный
праздник окончания весенних полевых работ у татар и
башкир.
Похожие праздники существуют у народов Поволжья:
чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы.

16.

История
сабантуя
Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и
связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда,
вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем,
чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году
Впервые праздник был описан в 921 году арабским
путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Булгар в
качестве посла из Багдада.
В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана
была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода,
датированная 1292 годом и содержащая надпись «Saban tuj kon
ati» — «День Сабантуя», что свидетельствует о праздновании
Сабантуя ещё в период Волжской Болгарии.

17.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в
июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего
сева праздник проводится в селах и деревнях республики,
через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через
неделю в столице республики г.Казани проходит главный
Сабантуй. Во всех административных районах города
организуются майданы для проведения состязаний,
площадки для выступления мастеров культуры и искусств
Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме
города проводятся скачки.

18.

Куреш
ТРАДИЦИОННЫЙ ВИД БОРЬБЫ У
ТЮРКСКИХ НАРОДОВ.
У башкир, татар и чувашей представляет собой борьбу на
полотенцах, закидываемых на пояс противника, и является
важным элементом национальных праздников — сабантуя,
джиена и акатуя. В 2016 году ЮНЕСКО, отметив влияние на
укрепление отношений между общинами, основанных на
принципах толерантности, доброй воли и солидарности,
внесла курес в репрезентативный список нематериального
культурного наследия человечества.

19.

Акатуй
Акатуй - весенний праздник, посвящённый земледелию.
Отмечается чувашами в период с середины мая по первую
декаду июля.
Акатуй - один из самых важных национальных праздников
чувашского народа, посвящённый окончанию весеннеполевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет
людей всех возрастов и профессий, воспитывает любовь к
родной земле и нелёгкому крестьянскому труду.
В переводе с чувашского «ака» означает сев, «туй» - свадьба.
Главными «персонажами» на этой символической свадьбе
являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней
крестьянской страды.

20.

История
Акатуя
Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить
друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть
любимые песни. К Акатую начинали готовиться заранее. По
улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали
призы для награждения победителей на соревнованиях.
Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому
молодые девушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца
и тканые пояса. В некоторых местах парни вышитые полотенца
затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде
фартука или юбки.

21.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника
Акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми
верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца,
призы обычно привязывали к шеям лошадей.
Праздник украшали разнообразные шуточные
соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах»,
«разбивания горшка», «молодушки с коромыслом». Силу и
ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на
бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т.
д.
Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в
разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали
погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и
соседних деревнях. В день Акатуя варили пиво, готовили
творожную запеканку «чакат» и национальный суп «шурпе».

22.

Масторавань морот
Межрегиональный фестиваль мордовского фольклора и
декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот»
(«Песни матери и земли»).
Проводится Центром по возрождению и развитию
национальных культур с 1992 ежегодно в июне в одном из
эрзянских сёл Ульяновской области.
С 2008 года традиционным местом проведения фестиваля
стало село Кивать Кузоватовского района.
В многонациональном районе мордва компактно
проживает в 5 населенных пунктах, в том числе и в исконно
мордовском селе Кивать.

23.

Фестиваль начинается с проведения традиционного для данного
села одного из старинных эрзянских обрядов: «Тундонь ильтямонь
чи» («Проводы весны»), «Норовавань чи» («Поклонение божеству
поля, урожая»), «Велеозкс» («Сельское моление»); свадебные:
«Кашадо ярсамо чи», «Парень вачкамо», «Одирьвань урнемат»;
ритуальные игры, пляски ряженого медведя и др.
Во время фестивалей проводятся конкурсы детского творчества
«Эрзянь моро — пингеде пингес» («Эрзянская песня из века в век»),
выставки работ мастеров прикладного творчества и
самодеятельных художников, старинных предметов быта и
национальных костюмов, эрзянской кухни и так далее. В фестивалях
принимают участие до 15 взрослых и 10—12 детских фольклорных
коллективов, гости из Республики Мордовии и др. Символом
фестиваля является выполненная в национальном колорите
матрёшка, которая в качестве эстафеты передаётся от одного
района области к другому. Эти фестивали проходили в
Новомалыклинском (1992, 1999), Инзенском (1994), Вешкаймском
(1995)
Кузоватовском (1996, 2007), Павловском (1997), Сурском (2000),
Николаевском (2001) районах. В последние годы фестиваль
постоянно проводится в селе Кивать Кузоватовского района (2008).

24.

Ханука
Ха́нука (ивр. Ханукка́ или Ха́нука— освящение, обновление)
— еврейский праздник, начинающийся 25 кислева ( третий
месяц еврейского календаря) и продолжающийся восемь
дней до 2 или 3 тевета ( четвертый месяц еврейского
календаря). В 2021 году начало приходится на вечер 28
ноября, а окончание на вечер 6 декабря.
Значение праздника.
По одному из мнений, приведённых в Талмуде, Иехуда
Маккавей и его сподвижники устроили празднование,
которое было возмещением пропущенного восставшими
праздника Суккот. Праздник был пропущен из-за
гражданской войны и ритуального осквернения Храма
язычниками.

25.

ЧУДО ХАНУКИ
Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины
очистили Храм, они не смогли найти ритуально чистое
масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору
и освятить Храм. После продолжительных поисков всё же
был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но
он был так мал, что его могло хватить только на один день
горения меноры. Однако Маккавеи всё же решили зажечь
менору, поскольку Храм должен был быть освящён, и тогда
произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то
есть точно на то время, которое требовалось для
приготовления нового чистого масла для меноры. В память
об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в
течение восьми дней.

26.

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ.
На протяжении всех восьми дней праздника принято
зажигать свечи в ханукии в память о чуде, произошедшем в
дни Хануки. Порядок зажигания следующий: в первый день
зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до
восьми (зажигать их надо начиная с дальней от двери
свечи). Ещё одна свеча, называемая шамаш (‫שמש‬, букв.
«служка»), предназначена для зажигания остальных свечей
и зажигается во все дни праздника перед основными
свечами. Общее число свечей, используемых на Хануку, - 44.

27.

Заключение
Проведя исследование мы выяснили, что, в жизни каждого
человека праздник играет особую роль, которую нельзя
отрицать и значение праздников очень велико для старшего, и
для младшего поколения. Развитие культуры не только не
снимает, но еще более актуализирует вопрос о смысле
праздника и его сущности. Современная праздничная культура
представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров
праздника. Праздничный текст произвольно составлен из
наслоений различных систем: широко используются идеи и
маскарадной, и карнавальной культур, и традиция ряженья,
частушки, балалайка и т. п.
Мы поняли что большинство не знают всех праздников, но очень
хотели знать о них намного больше.

28.

ДАВАЙТЕ ВДОХНОВИМСЯ:
СТУДЕНТКА ГРУППЫ 3СКД-ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ОГБПОУ «УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»
ЧЕКУНОВА КРИСТИНА ДМИТРИЕВНА
English     Русский Правила