Похожие презентации:
Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
1.
Художественные особенностирассказа Л. Н. Толстого
«После бала»
2.
Рассказ«После бала»
написан
в 1903 году
3.
1. Образы повествователей2. Художественное время
3. Композиция рассказа
4. Характеристика конфликта
5. Проблематика рассказа
4.
Образы повествователей• Два повествователя
• Первый – молодой человек –
ведет повествование от 1 лица
(но – мн. числа – «мы»)
• Второй – Иван Васильевич –
рассказывает об одном случае
из своей жизни (от 1 л. ед.ч.)
• Повествование от 1 лица
усиливает иллюзию достоверности рассказа.
• Иван Васильевич предстает
в двух лицах: один - пожилой и
мудрый человек, готовый
поделиться жизненным опытом,
второй – двадцатилетний юноша,
впечатлительный, способный
глубоко чувствовать.
5. История создания рассказа
• Что же послужилоисточником для
создания рассказа?
Известно, что в
основу рассказа
легла история,
которая произошла
со старшим братом
писателя - Сергеем
Николаевичем.
6. Из дневника Л.Н.Толстого 1903г
18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу,красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую
с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет
мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи,
звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и
воинский начальник велит больней бить. (Очень бы
хорошо.)
9 августа …
Написал в один день «Дочь и отец».
Не дурно.
7.
8.
Николай Первыйили
Николай Палкин
Наказание
шпицрутенами было
введено Петром I в 1701
году и применялось в
сухопутных войсках.
Шпицрутены
предварительно
вымачивались в
солёной воде.
17 апреля 1863 года, в
день своего
рождения, Александр
II запретил наказывать
провинившихся шпицр
утенами, плетьми,
кошками, прогонять
сквозь строй и
накладывать клейма.
9.
Художественное время40 – е годы XIX века
70- 80 – е годы XIX века
10. Николай Второй Рассказ написан в 1903 году
11. Перекличка эпох в рассказе
21 векПовествует о событиях 40х
годов 19 века
Написан в 1903 году
1900-е годы,
время
Николая 2
(современная
автору
эпоха)
40-е годы
19в,
время
Николая 1
(события,
изображён
ные в
рассказе)
(эпоха, в
которой
живёт
читатель)
12.
Художественное времяпервого рассказа
( 70 – 80-е годы 19 века )
включает в себя
художественное время
второго рассказа
( 40 – е годы 19 века)
13.
Какое значение имеет время написания рассказа?Почему Л.Н. Толстой в
преклонном возрасте вернулся
к воспоминаниям своей молодости,
положив их в основу сюжета
рассказа «После бала»?
Толстой обращается к событиям
семидесятилетней давности, чтобы показать, что
за это время почти ничего не изменилось: в армии
царят произвол и жестокость, на каждом шагу
нарушаются справедливость и человечность.
Более всего его волновало, что «образованные люди
убеждены, что это необходимо «для хорошей,
правильной жизни». Он восклицает: «Какое
страшное нравственное искалечение должно
происходить в умах и сердцах таких людей!»
14.
Шпицрутен представлял собойдлинный, гибкий, толстый прут
из лозняка или металлический
шомпол. их назначали за:
1) «Нерадивость на строевых
учениях» или неаккуратность
форменной одежды (100
ударов);
2) Пьянство (300-500 ударов);
3) Воровство (500 ударов);
4) Побег (первый побег — 1500
ударов, второй — 3000, а третий
— 5000 ударов).
Максимум наказания составлял
шесть тысяч ударов
шпицрутенами. Неофициальный
смертный приговор.
Окончательно отменили
шпицрутены в России лишь в 1863
15.
16.
Наказания производились часто и отнимали много времени, так как для наказанияодного человека часто выводился в поле целый полк(3500-3800 чел) или, по
крайней мере, батальон( около 1000 чел), а самый процесс наказания длился
иногда несколько часов. Наказанный шпицрутенами каждый раз был отправляем в
госпиталь на излечение. Часто наказание производилось не сразу, а в несколько
приемов — два, три. Наказание шпицрутенами обставлялось торжественностью:
офицеры должны были являться на это зрелище в полной парадной форме, а по
окончании его подписывали экзекуционный лист, который отправлялся начальству
17.
18.
19.
Зеркальная композиция: рассказ в рассказе20.
Композиция –состав и
определённое
расположение
частей,
элементов и
образов
произведения
в некоторой
значимой
временной
последовательности
Основные
композиционные
приёмы:
повтор,
гипербола,
противопоставление.
21.
Сочетание повтора иантитезы
(противопоставления,
контраста)
22.
23.
24.
25.
Контрасткак композиционный приём
В рассказе выделяются
следующие основные части:
вступление
на балу
после
бала
заключение
Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот
композиционный приём называется "рассказ в
рассказе", потому что произведение написано
писателем так, что о всех событиях мы узнаём от
рассказчика
26. Наблюдение над языковыми средствами
балхозяева
бала
Варенька
полковник
Иван
Васильевич
27. Экзекуция:
улицасолдаты
наказывае
мый
полковник
Иван
Васильевич
28.
Конфликт – это художественно значимоепротиворечие
Конфликт в расска
носит психологическ
характер.
Он возникает в душ
главного героя.
Восторженное
мироощущение гер
рухнуло при встрече
злом и насилием.
МИР
БОГ
ЧЕЛО
29.
Внутренний конфликт( в душе героя )
Внешний конфликт:
стихийное
противостояние героя
и уклада жизни
Социальный
конфликт:
противостояние
личности и среды
30.
Контраст в системеобразов
Полковник
На какие выводы
о душевных качествах
полковника наталкивают наблюдения над его
отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в
сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению
Толстого?
31.
Какую жизньпрожил Иван
Васильевич?
Действительно ли
«для личного
совершенствования
необходимо прежде
всего изменить
условия, среди
которых живут
люди»?
Способен ли человек
изменить
окружающую жизнь?
32.
Иван ВасильевичКаким предстаёт Иван Васильевич в характеристике
своих собеседников?
Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича
сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в
военной службе и нигде не служить?
33.
ВыводВ чём вы видите критическую силу
рассказа?
В первоначальных редакциях рассказ имел
следующие названия: "Дочь и отец", "А вы
говорите".
Почему
писатель
отдал
предпочтение заглавию "После бала?"
34.
Значение рассказа «После бала»Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и
наше настоящее. Если мы только перестанем слепить
себе глаза выдуманными государственными пользами и
благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло
жизни людей, нам все станет ясно.
Если мы назовем настоящими именами костры, пытки,
плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и
настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею
воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем
заслонять дел людских прошедшего воображаемыми
пользами для различных фикций, мы поймем то, что
делалось прежде, поймем и то, что делается теперь.
(Л.Н.Толстой. Николай Палкин)