Похожие презентации:
Протестантизм
1.
ПРОТЕСТАНТИЗМПЛАН
1. Возникновение и распространение
протестантизма.
2. Особенности протестантского
вероучения, церковной организации и
культа.
3. Первичные протестантские церкви:
лютеранство, кальвинизм, англиканство.
4. Современный протестантизм
2.
Литература по теме:1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма
// Избранные произведения. М., 1990.
2. Гараджа В. И. Протестантизм. М., 1973.
3. Гонсалес X. История христианства. М, 2003.
4. Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм и
адвентизм. СПб., 2004.
5. Тура В. А. Сакральное и секулярное в судьбах
европейской цивилизации. СПб., 2005.
6. Очерки истории западного протестантизма. М.,
1995.
7. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм:
Словарь. СПб., 2005.
8. Спиц Л. История реформации: В 2 т. Минск, 2003.
3.
4.
Возникшее в шестнадцатом веке,антикатолическое движение –
Реформацияпривело к появлению третьего
направления в христианстве протестантизма.
5.
ПРОТЕСТАНТИЗМ –обобщающее название
для христианских церквей и движений, возникших
на основе идей и принципов Реформации и считающих
себя последователями этих идей и принципов
6.
Классификация• К историческим, или первичным
протестантским церквям относят лютеранство,
кальвинизм (в трех формах: реформатство,
пресвитерианство, конгрегационализм) и
англиканство.
• К вторичным протестантским церквям —
адвентизм, баптизм, методизм и
пятидесятничество.
• Также в религиоведческой и
конфессиональной литературе выделяют
неопротестантские или неохристианские
религиозные организации, которые
разительно отличаются не только от
классического протестантизма, но и от
христианства в целом.
7.
Классификация• К неопротестантам или неохристианам относят
религиозные течения и церкви, вышедшие из
протестантизма, но в своих вероучениях далеко
отошедшие от основных догматических положений как
протестантизма, так и христианства в целом.
• Неопротестанты либо дополняют Библию иными
источниками Божественного откровения, либо вообще
заменяют ее своими собственными писаниями. В
вероучения этих течений наряду с христианскими
доктринами включены положения, несовместимые с
традиционным христианством, как то: неприятие
Божественной Троицы, отрицание божественности
Иисуса Христа, а иногда и многобожие.
• Неохристианство представлено многочисленными
течениями и конфессиями. Особенно широкое
распространение они получили в США. Численность
последователей названных организаций, но
приблизительным оценкам, составляет около 130 млн.
человек.
8.
Предпосылки возникновения• Во-первых, к этому моменту назрел
глубочайший кризис, переживаемый
католической церковью и институтом папства
• Во-вторых, огромную эволюцию со времен
средневековья претерпело как сознание
отдельных людей, так и общественное
сознание в целом
• В-третьих, важнейшей причиной реформации
стало зарождение новых социальных слоев —
предпринимателей и буржуазии
• В-четвертых, на это же время пришлось
зарождение национальных государств в
Европе
9.
Идейные вдохновителиПрофессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (1320-1348)
считал Священное Писание единственным источником вероучения,
критиковал практику продажи индульгенций, институт монашества и
ряд догматических положений католицизма. Он пользовался защитой
короля и парламента вплоть до восстания лоллардов, после чего
правительство, сочтя его причастным к выступлениям, объявило
еретиком и отдало бы на суд церкви, но Уиклиф умер, не дожив до
неминуемой казни. Через четыре года после смерти его прах извлекли
из земли и сожгли по одному приговору с Яном Гусом.
Профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415) поддерживал
и проповедовал учение Дж. Уиклифа, к которому он присоединил
критику духовенства и церковных традиций. Папа распорядился начать
поход против «ереси Уиклифа» в Чехии. Представ перед церковным
судом, Гус отказался отречься от своих убеждений и был сожжен на
костре по приговору Констанцского собора. Казнь Гуса вызвала к жизни
движение гуситов, которое продолжалось 20 лет и с большим трудом
было подавлено католической церковью.
10.
Первые протестанты3
1. Джон Уиклиф – профессор Оксфордского университета, XIV в, переводчик
Библии на английский язык. Уиклиф выдвинул теорию, согласно которой право на
владение и собственность даются лишь праведностью; неправедное духовенство
лишено такого права; право решать, следует сохранить собственность тому или
иному церковнику или нет, должно быть предоставлено гражданской власти.
2. Мартин Лютер – протестант, основатель Лютеранства; переводчик Библии на
немецкий язык; написал знаменитые «95 тезисов». Одним из центральных и
востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания».
В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и
духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще
осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду
деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека
прилежно трудиться, исполняя свое призвание.
3. Жан Кальвин – французский священник, основатель кальвинизма. Кальвин он
убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви
по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к
мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют
все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во
всём.
4. Генрих VIII – английский король, порвал отношения с Папой, создатель
англиканской церкви.
11.
Основатели реформации.Германия
• Возникновение протестантской
реформации как осознанной
альтернативы католицизму
связывают с именем профессора
Виттенбергского университета
(Германия) Мартина Лютера (14381546).
• Умеренное крыло реформации
возглавляли М. Лютер и его
сподвижник Филипп Меланхтон
(1497-1560), радикально-плебейское
— Томас Мюнцер (1490-1525)
12.
Основатели реформации.Швейцария
• В Швейцарии, его основателем был Ульрих
Цвингли (1484-1531).
• Виднейшей фигурой швейцарского протестантизма
и всего реформатского движения был Жак
Кальвин (1509-1564). В Швейцарию он был
отправлен в ссылку из Франции и превратил
Женеву в один из оплотов протестантизма.
Фактически, Кальвин установил в Женеве
теократическое правление и насаждал свое
понимание библейских принципов с помощью
полиции и казней. В 1559 г. в Женеве открылась
академия, где учились студенты из разных стран
Европы — возвращаясь домой, они несли с собой
идеи кальвинизма.
• В результате в Нидерландах, Шотландии, Венгрии,
Франции и других странах появились церкви,
придерживающиеся учения женевского
реформатора и получившие названия
«реформатских» или «кальвинистских».
13.
Англикантство• По едкому замечанию Вольтера, «Англия
порвала с папой из-за того, что король Генрих
влюбился». Вольтер имел в виду увлечение
Генриха VIII одной из придворных дам
королевы, желанием жениться на которой он
и объяснял разрыв короля с католицизмом.
• Генрих был первоначально настроен против
протестантизма — однако когда он не смог
добиться от папы Климента VII разрешения на
развод с Екатериной Арагонской, от которой у
него не было сыновей, то при поддержке
парламента был принят ряд актов,
разрывавших связь английской церкви с
Римом. Король стал главой церкви и получил
долгожданный развод и согласие на новый
брак.
14.
Франция• Протестантизм во Франции был религией элиты: его
исповедовали половина дворян и образованные слои
общества — всего около 12% от общего числа населения.
На протяжении десятилетий в стране велись религиозные
войны, которые заканчивались быстро нарушаемыми
перемириями.
• Трагичную славу получила Варфоломеевская ночь (с 23 на
24 августа 1572 г.), когда в Париже с согласия короля
Карла IX и его матери Екатерины Медичи были убиты две
тысячи гугенотов («поклявшиеся» — принятое название
французских протестантов).
• Череда войн и убийств на почве религиозной ненависти
была приостановлена в 1598 г., когда Генрих IV издал
Нантский эдикт, предоставляющий гугенотам безопасность
и свободу вероисповедания везде, где у них были церкви,
за исключением Парижа.
• В результате массовых репрессий из Франции бежало 200
тыс. протестантов. В современной Франции проживают
всего 400 тыс. последователей протестантизма, но эта
небольшая в сравнении с католическим большинством
община имеет большой социальный и экономический вес.
15.
Протестантизм1
Третья конфессия христианской религии
Лютеранство
Пятидесятники
Кальвинизм
Англиканство
«Армия спасения»
Протестантские
течения
Баптизм
Евангелизм
Мормоны
«Свидетели
Иеговы»
Методизм
«Протестант» - слово возникло в 1529 году. Так назвались несколько
немецких князей и бургомистров, поддерживающих Мартина Лютера. В
дальнейшем так назывались тех, кто отказался от католической церкви.
Протестантизм оказался очень нужен жителям промышленно развитых областей Европы.
Сегодня в мире 800млн. протестантов
Для протестантизма характерно крайнее
разнообразие внешних форм и практик от
церкви к церкви и от деноминации к
деноминации. По этой причине протестантизм,
как таковой, можно описать только в общих
чертах.
16.
Основные идеи протестантизма (общие)1. Церковь и священнослужители не являются посредниками между Богом и
людьми. Священником может стать любой мирянин. Церковь – учреждение.
Службы, причащение, исповеди, - только символ и ритуал.
2. Римский Папа – простой человек.
3. Иконы ,идолы, святые – не предметы, наполненные магической силой, а
просто символы.
4. Единственный письменный источник знаний о Боге – Священное Писание –
Библия.
5. Библия должна быть на понятном языке, изучение – самостоятельное,
обретение Бога – бесконечный поиск внутри собственной души.
6. Монастыри, обет безбрачия – не поощряется.
7. Протестанты не верят в чистилище, а загробная жизнь не считается
красивой.
8. Протестанты верят в предопределение.
9. Тело человека – прекрасный сосуд души!
Христианство
Православие
Католицизм
Протестантизм
2
17.
Вероучение• Практически для всех протестантских
направлений характерно признание двух
фундаментальных принципов. Это выдвинутое
Лютером положение об оправдании только
верой, означающее, что спасение человеку
даруется только через веру в искупительную
жертву Иисуса Христа, и является результатом
божественного вмешательства. Иные способы
спасения (добрые дела, церковные обряды,
посты и т. д.) не дают и не приближают
человека к спасению.
• Согласно второму принципу, существует
только один источник веры — Библия.
18.
Вероучение• Большинство протестантов разделяют
общехристианские догматы о боге, о Троице (за
исключением унитариев), о сотворении мира и
человека, о Богочеловечестве Христа и его
непорочном зачатии, о воскресении из мертвых и
Страшном суде, о бессмертии души, о рае и аде, о
грядущем Царствии небесном.
Большинство протестантских конфессий разделяют
убежденность во всеобщей греховности
человечества, причем эта греховность так повредила
природе человека, что лишила его всякой
возможности самостоятельного спасения.
В тесной связи с учением о греховности находится
учение о предопределении, согласно которому
спасение или гибель человека предопределены
Богом и не могут быть изменены никакими усилиями
человека.
19.
Таинства• Большинство протестантов признают лишь
два таинства, которые, согласно Новому
Завету, установил сам Иисус Христос:
крещение и причащение. Многие протестанты
считают крещение и причащение не
таинствами, а только обрядами, имеющими
символическое значение.
• Формы богослужения у протестантов
варьируются от пышной, сходной с
католической мессы у англикан, до полного
отказа от обрядов у квакеров. Основу
богослужения составляют проповедь и чтение
Святого Писания.
• Характерной чертой протестантизма является
положение о священстве всех верующих. В
протестантизме нет резких различий между
священниками и мирянами, поскольку
каждый христианин, в принципе, может
рассматриваться как священник
20.
Церковное устройствосуществует в трех основных формах:
• епископальное устройство, когда
группа церковных общин в пределах
определенного региона управляется
епископом,
• пресвитерианское, когда несколько
соседних церковных общин образуют
пресвитерию, имеющую право
определенного контроля над этими
общинами, и
• конгрегациональную,
подразумевающую независимость
каждой церковной общины.
21.
Первоначальными формами протестантизма былиЛЮТЕРАНСТВО,
ЦВИНГЛИАНСТВО,
КАЛЬВИНИЗМ,
АНАБАПТИЗМ,
МЕННОНИТСТВО,
АНГЛИКАНСТВО.
В дальнейшем возникает ряд иных течений —
БАПТИСТЫ,
АДВЕНТИСТЫ,
МЕТОДИСТЫ,
КВАКЕРЫ,
ПЯТИДЕСЯТНИКИ,
АРМИЯ СПАСЕНИЯ И РЯД ДРУГИХ.
Все они отличаются от старого или литургического
протестантизма предпочтением свободной проповеди и
активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.
22.
23.
У квакеров нет таинств, в обычномпонимании этого слова. Друзья высоко ценят
молчание.
Собрание для богослужения - это то время,
когда квакеры пытаются найти что-то ценное
в своих жизнях.
Обычно гимны не поются, не читаются
заранее подготовленные проповеди, нет
каких-то установленных молитв.
Есть час спокойствия, внутренней молитвы,
созерцания и размышления.
Всякий, кто чувствует позыв, может говорить,
исходя из своего жизненного опыта.
Устная проповедь - не функция каких-то
особо обученных людей, а дар, которым
могут обладать многие.
24.
В КВАКЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕТИПЫ МОЛИТВЕННЫХ СОБРАНИЙ:
1) непасторское/непрограммированное:
- молчаливая молитва
- деловое собрание
2) пасторское/программированное:
- частично программированное
- полностью программированное
3) общение в духе молитвы - предполагаются высказывания
только на специально избранную тему, участники
высказываются по очереди, между высказываниями
делаются короткие паузы.
25.
В 30-х гг. XVI в. сложилось новоедуховное течение. Во главе его
стал Симонис Меннон, бывший
католический священник.
Он путешествовал по стране,
посещал рассеянные
анабаптистские группы в
Северной Европе и вдохновлял
их своими проповедями, которые
произносил обычно под
покровом, ночи.
Меннон был убеждённым
пацифистом.
С 1544 г. его сторонники стали
называться меннонитами, а одна
община - меннониты-гюпферы
26.
Гюпферы, или"танцующие братья",
сопровождают свои
молитвенные
собрания плясками,
прыжками,
исполнением
бравурных гимнов
по примеру царя
Давида, который
"скакал из всей силы
пред Господом».
27.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВЕРОУЧЕНИЯ МЕННОНИТОВ:Ожидаемое восстановление в мире царства Божия
через распространение на земле церкви чистой и
святой.
Безусловная вера в Библию, и буквальное
толкование Её.
Свобода личного понимания в области верования.
Евхаристия трактуется символически, как
благоговейное воспоминание события из жизни
Иисуса Христа, способствующее возвышению и
укреплению чувства веры, а не как таинство.
Крещение совершается только над взрослыми (как в
баптизме).
Судебные тяжбы, присяга и воинская служба
отрицаются.
28.
Протестанты единственнымисточником религиозного знания
признают только
Священное Писание - Библию.
29.
Отношение к Священному преданию неоднозначно— от неприятия, с одной стороны, до принятия и
почитания, но, в любом случае, с оговоркой —
Предание (как, впрочем, и любые другие
вероучительные мнения, включая свои
собственные) авторитетно, поскольку оно
основано на Писании, и в той мере, насколько оно
основано на Писании.
Именно эта оговорка является ключом к отказу
ряда протестантских церквей и деноминаций от
того или иного учения или практики.
30.
Протестанты учат, что первородный грехизвратил природу человека. Поэтому человек,
хоть он и остаётся вполне способным на
добрые дела, не может спастись своими
заслугами, а только верой в искупительную
жертву Иисуса Христа.
31.
ПРОТЕСТАНТЫ НЕ ВИДЯТ ОСОБОГОСМЫСЛА В МОЛИТВАХ ЗА УМЕРШИХ,
МОЛИТВАХ СВЯТЫМ И
МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ В ИХ
ЧЕСТЬ.
32.
Как такового единого центрапротестантизма не существует,
организационно протестантские
поместные объединены в
региональные организации, которые
в свою очередь формируют
всемирные объединения церквей.
33.
Большинство протестантов отрицаютмонашество, иконы и почитание святых.
Монастыри есть у лютеран и англикан, так
же не отрицаются этими конфессиями
святые и иконы, однако нет
иконопочитания в том виде, какое
свойственно католичеству и православию.
Отрицают монашество и иконы
протестанты реформатского толка.
34.
КИ́РХА—обычно используется для
обозначения лютеранских
обрядных сооружений.
35.
ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Историческое значениереформаторства и протестантизма
• Распространение протестантизма
привело к формированию нового
типа человека, свободного от
прежних иерархических условностей
католицизма, ощущающего свой
повседневный труд как призвание и
служение Богу и чувствующего свою
личную ответственность перед ним.
• В эпоху реформации были
сформированы новые
представления о свободе личности.
45.
Историческое значениереформаторства и протестантизма
формирование традиции
веротерпимости в Европе. Уже с конца
XVII — начала XVIII в. в протестантских
странах формируется традиция
признания права на свободу совести,
понимаемой как возможность
исповедовать любую религию
Почти век ведутся споры о роли
протестантизма в развитии современного капитализма. Полемику
начал немецкий социолог Макс Вебер,
опубликовавший в начале XX в. эссе
«Протестантская этика и дух
капитализма».
46.
Историческое значениереформаторства и протестантизма
• Благодаря реформе образования,
проведенной Ф. Меланхтоном, идеи
реформации оказали существенное
влияние на формирование системы
школьного и университетского
образования. Уже основатели
реформации настаивали на всеобщем
образовании, подчеркивая его
религиозное и государственное
значение. Огромное значение
реформаторы придавали труду учителя,
который по сей день пользуется
большим уважением в протестантских
странах.