Похожие презентации:
Фольклорные сокровища Донбасса
1.
Цель: рассказать о значении фольклора в жизни народа, характеризовать его какисточник знаний по менталитету и особенностям народного характера.
Воспитывать уважение и восхищение простыми людьми родного края
Развивать интерес к истории Донбасса
2.
Малые жанры фольклора• Устное народное творчество. Фольклор ( от английских слов folk – народ,
lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа. Малые жанры
фольклора: пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички,
загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни.
• Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик
народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы,
суждения о самых разных сторонах жизни.
• Поговорка – это фраза, содержащая скрытый смысл и заставляющая
задуматься над продолжением мысли.
3.
• Первоначально пословицы и поговоркивходили в состав небольших рассказов о какихнибудь событиях, сказок, песен и представляли
метко и кратко выраженное обобщение того, о
чём шла речь в произведении. Например, «Нос
вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос
увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый
небитого везёт» (из сказки «Лисичка-сестричка
и волк»).
• В фольклоре Донбасса можно услышать о
горном духе, шахтном домовом – Шубине.
Живёт он в глубине донбасских шахт, часто
выручает шахтёров, предупреждая об обвалах.
Реже пугает нерадивых. И уж совсем редко
может указать место угольного пласта. Это знает
каждый шахтёр. И чтобы не обидеть Шубина
случайно, делятся с ним кушаньем, говорят
уважительно.
4.
Попробуте отличить пословицу от поговорки.Шахтерский забой – фронт передовой.
Шахтёру слава, когда много угля даёт лава.
На шахту пойдёшь – счастья не найдёшь.
Закон шахтёрский не забудь – стыдись работать какнибудь.
5. Шахтёрское правило простое – работай без аварий и
простоя.
6. На шахте тому почёт, у кого уголь, как река – на-гора
течёт.
7. Суди о человеке по его труду.
8. Красен горняк не улыбкой сладкой, а трудовой хваткой.
9. Уголь рубаем – а хлеба не знаем.
10. Шахтёр в землю спускается, с белым светом прощается.
11. Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою.
12. Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
13. Поколение молодое проверяется в забое
1.
2.
3.
4.
5.
Сказ – это всегда импровизация, его сюжет и оттенки повествования могут меняться в
зависимости от аудитории, её настроения. Также очень важно отношение сказителя к истории.
В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами
и поговорками. В сказке художественная составляющая лексики особой роли не играет.
Быва́льщина (быль) – в народном творчестве краткий устный рассказ о невероятном
происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. В бывальщинах
повествуется о духах природы, колдунах, привидениях, мертвецах, волшебных кладах и др.
Самого известного духа шахтёрских бывальщин, сказов зовут Шубин.
Быличка – рассказ героя о встрече с «нечистой силой». Быличка рассказывает историю из
жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще – с его знакомыми или знакомыми его
знакомых. Как и бывальщина, быличка описывает события, которые могут случиться со
слушателями. В отличие от сказа, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а
предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае
Легенда – повествования, рассказывавшие первоначально о житиях святых, затем – вошедшие
в мирской обиход религиозно-дидактические, а порой и фантастические биографии
исторических, а то и сказочных героев, деяния которых выражают народный характер.
Городской миф (брит. англ. urban myth)[1] — современная разновидность легенды(мифа):
короткая и, на первый взгляд, правдоподобная, хотя, обычно не соответствующая
действительности, история, опирающаяся на современную техническую и общественную
реальность.
Часту́шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годам.
Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные
песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков.
Предание – устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из
разновидностей народного творчества.
6.
Загадка – это мудрёный вопрос. Основное назначение загадки в том, что онаразвивает в человеке догадливость, сообразительность. Жанр загадки
отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому,
загадка имеет большое значение в формировании интеллекта
Загадки
Два быка бодаются – вместе не
сойдутся.
Кругом вода, а с питьём беда.
Шли плотники без топоров, срубили
избу без углов.
Шапочка алая, жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький.
По горам, по долам ходит шуба да
кафтан.
Не часы, а тикает
Согнута в дугу, летом – на лугу,
зимой – на крюку.
Зимой с седой бородой, летом новая
вырастает, осенью отпадает
Посреди двора – золотая голова
Ответы
небо и земля
Море
Муравьи
Курица
Овца
Сердце
Коса
Лес
Подсолнух
7.
Программное содержание:Дать понятие об угле как кладе Донецкой земли,
Познакомить детей со сказкой Донбасса «Лиса и уголь»;
Воспитывать уважение и восхищение простыми людьми родного края
Развивать интерес к истории Донбасса
План
1. Психофизическая зарядка - приветствие
- Здравствуй, солнце золотое
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, вольный ветерок!
- Здравствуй, маленький дубок!
- Мы живём в родном краю
- Всех я вас приветствую!
Воспитатель (или ребенок) первый раз сам произносит фразу приветствия, дети
повторяют фразу, сопровождая ее движениями.
1.Рассматривание уголька (цвет, форма, твердость, крошится, блестит…),
ответ на вопрос «Что такое сокровища?, можно ли уголек сокровищем назвать?
2. Слушание сказки:
8.
Наш Донбасс — счастливый край. И про то, как былиоткрыты подземные сокровища, сказка есть.
Шел по степи селянский мужик с ружьем. Смотрит, в земле глубокая нора. Заглянул в нее, а
там лисята притаились. Вытащил всех по одному и радуется: эх, добрая же будет у меня
шапка! А тут прибежала мать-лиса, увидела своих детей у человека в руках и говорит:
— Отдай моих деток, человек, я тебе за это клад открою.
Подумал-подумал дядька и решил: а вдруг правда, не зря же лиса так жалостливо просит...
— Ладно, лиса, на тебе твоих малышей, а за это клад показывай.
— Бери заступ,— говорит лиса,— и копай вот тут.
— Зачем
— Клад найдешь.
Опять поверил человек лисе, взял кирку, лопату и стал копать. Сначала земля шла мягкая, и
копать было легко. А тут камень начался, пришлось за кирку браться. Долбил-долбил,
вспотел весь, а клада нет и нет.
«Ну, мошенница лиса, видать, обманула». Подумал так наш дядька, а копать продолжал —
интерес его разбирал, да и яму вон какую вымахал, жалко бросать работу. Вдруг взаправду
докопается до клада? Пошел опять долбить, смотрит: земля черная пошла. Выпачкался с
головы до ног — одни глаза сверкают, а клада все нет. Плюнул, вылез из ямы и закурил с
досады. Сидит на камешке, покуривает, думу думает: как же так и зачем он поверил лисе?
Ведь знал же, что лиса хитрая... Докурил цигарку к бросил окурок в сторону. Сколько у ж там
прошло времени, а только чует — гарью потянуло. Посмотрел в одну сторону, оглянулся в
другую — нигде нет огня, только в том месте, куда он окурок бросил, обломки черных камней
задымились. Он их сом выломал из земли и выбросил лопатой на поверхность.
9.
Смотрит и диву дается дядька: горят камни! Собрал поблизости другие куски, кинул вогонь, и эти занялись, да как жарко! И тут наш искатель клада смекнул: набрал черных
камней в мешок и принес к себе в хату, бросил ч пенку, и камни на глазах загорелись- загудели.
От радости зовет он жинку: ставь, говорит, чугуны да кастрюли на плиту. погляди, что я
за чудо-камни нашел.
На другой день утречком побежал к своей яме, опять набрал горючих камней. А тут
навстречу лиса.
— Здравствуй, добрый человек. Доволен ли мною?
— Хитрюга ты, Патрикеевна, обманула меня: гляди, какую яму вырыл, а клада нет.
— Не обманула я тебя, человек. Нашел ты клад, ведь горючие камни и есть богатство
дороже золота.
«И то правда»,— подумал про себя мужик и говорит лисе:
— Ну, коли так, спасибо тебе, лисонька... Живи на свете, радуйся своим деткам.
Взвалил мешок с горючими камнями на спину и понес. И опять запылало-загудело в плите
жаркое пламя, да такое, что хоть окна и двери открывай и беги из хаты.
Никому в селе дядька не сказал ни слова про счастливые черные камни. Только разве от
людей спрячешься? Подглядели за ним, куда он ходит с мешком, увидали, как горят камни, и
давай себе копать да похваливать соседа, дескать, вон какую он нам сделал прибыль.
Пошел слух о черных камнях по всей округе. Докатилась слава до царя Петра. Затребовал он
к себе того дядьку: «Какие- такие ты нашел чудо-камни, будто от них великий жар?» Ну,
тот высказал царю всю правду и про лисичку не забыл. Удивился царь Петр и велел позвать
к себе самого знатного вельможу, чтобы, значит, послать его с мужиком в те степные края,
да в казачий город Быстрянск, и там искать горючие камни, жечь их — пробу чинить.
Вельможа поговорил, пошептался с дядькой, вызнал тайну про черные камни и про лису
спросил. Слушает и радуется вельможа: значит, много в тех краях пушного зверя. Взял
поскорее ружье, подпоясался патронташем и явился к царю:
10.
— Готов ехать, ваше царское величество.— А фузею зачем взял? — спрашивает царь про ружье.
— Охотиться, ваше величество... Там, сказывал мужик, лис много.
Царь и говорит ему:
— Значит ты, вельможа, не способен вести государственные дела, ежели прежде всего об
охоте думаешь. И коли так, то иди служи на псарне.
В тот момент царь, дивясь и радуясь, вроде и произнес исторические слова: «Сей минерал,
если не нам, то потомкам нашим, зело полезен будет».
Заместо вельможи велел позвать разумного в науках мужика по фамилии Капустин. Дал
ему царь кирку, дал лопату и велел отправляться в казачьи степи искать залежи горючего
камня.
Вот так, друг мой, были открыты в Донбассе угольные пласты. И пошли с той поры
шахты по всей нашей неоглядной донецкой степи. Поезжай в Лисичанск — увидишь
Григория Капустина, там ему памятник стоит бронзовый.
А в степь выйдешь да лисоньку встретишь, ей поклонись.
3. Беседа по сказке:
- Как сказка называется?
- Кто её придумал?
- Что произошло с селянином?
- Что назвала Лисичка кладом?
- Почему царь отправил вельможу на псарню?
- объяснение высказывания царя, актуальность в наши дни.
Тонизирующее упражнение «Уголек на ладони» (СуДжок массажеры).Подбрасывать
шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Раскатывание между ладонями
11.
4. Динамическая Игра «Сокровище»Динамическая игра для ориентировке в пространстве в старшей группе.
Игра «»
Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.
Задачи:
-закрепление навыков ориентировки в трехмерном пространстве;
-развитие внимания, мышления;
-воспитывать чувство товарищества
Оборудование: план участка, стилизованный под карту сокровищ, коробка-сундук с
сокровищами (там могут быть сладости и т. п.)
Место проведения группа.
Содержание: Педагог рассказывает детям: Давным –давно……………,, оказался в наших краях.
Опасаясь преследования, он спрятал свои сокровища в укромном месте. Когда в нашем детском
саду делали новые участки, нашли старую карту. Мы ее внимательно изучили и, оказалось, что и
сокровища спрятаны где-то здесь. Давайте вместе попробуем их найти.
Дети, ориентируясь на условные знаки, перемещаясь по группе.
5.Рисование: Хочу предложить рисование в нетрадиционной технике рисования — углем.
Проведение НОД с использованием нетрадиционной техники в рисовании:
- способствует снятию детских страхов
- развивает уверенность в своих силах
- побуждает детей к творческим поискам и решениям
- развивает пространственное мышление
-развивает мелкую моторику рук и творческие способности
6. Итог, ответ на вопрос «Можно ли уголь сокровищем назвать?
12.
Интересный факт• Пётр первым из русских царей совершил
длительное путешествие в страны Западной
Европы. По возвращении из них Пётр I использовал
опыт западноевропейских стран в развитии
промышленности, торговли, культуры. Проводил
политику по созданию мануфактур,
металлургических, горных и других заводов,
верфей, пристаней, каналов. Руководил постройкой
флота и созданием регулярной армии. Историю
добычи каменного топлива принято связывать с
фигурой царя Петра I. В 1696 году государю
показали кусок отлично горящего камня. «Сей
минерал… потомкам нашим зело полезен будет», постановил царь. Крепостной Григорий Капустин в
начале XVIII века открыл уголь вблизи притока
Северского Донца. В декабре следующего года
царь Пётр I своим указом послал рудознавца
Капустина за пробами минерала. Позже были
организованы специальные экспедиции для
разведки угля и руды. Именно эти события создали
предпосылки для создания мощной
угледобывающей отрасли
13.
ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.«Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам и выбалкам, по овражным перелескам в поисках
добычи. Уже и подустал малость. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами,
рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани.
А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат —
лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная —
черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие.
Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями,
принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух
окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И
прилег отдыхать ...
Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки,
принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб
поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась — сгорел вместе с лопушиными листьями.
— Ты смотри? — поразился охотник. — Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы
тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед затем сквозь дым выткнулись небольшие
языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чудасия! — еще больше поразился охотник. — Горит-таки земля!»
Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной,
подхватил дичь, зайца и рыбу, притужил ремень для ходкости
и заторопился в слободу, чтобы рассказать
односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед
глазами у него все время было видение недавно
горящей земли».
14.
ЛЕГЕНДА О СОЛИ.«Гадючий вырей, загадочный их край или земной рай
— не то, что птичий. Пошла немощная девка в лес и
провалилась в этот вырей. Провалилась, упала па дно, а
гадюки как зашипят.
И лежал там особняком серый камень. Вот какая
гадюка ни подберется к нему, то и лизнет, и лизнет тот
камень. И тут же убирается в сторону, да куда проворнее,
чем подходила.
А та, старшая, возле той дивчины так и вьется да
кланяется, кивком головы показывает, чтоб и она тот
камень лизнула.
— Я, — рассказывала потом дивчина, — долго крепилась: аж девять дней! А потом и сама лизнула. И враз
оклемалась и голод пропал — даже есть не хочется.
Кто знает, возможно, серый камень и был
первообразом того «лизунца», который делается из
каменной соли для животных и поныне».
15.
К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет бытьбессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к
малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет
принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.