Похожие презентации:
День национального героя марийского народа
1.
+6МБУК «Куженерская РЦБС»
отдел обслуживания детей
Выполнила:заведующая отделом обслуживания детей Иванова Е.А.
2.
26 апреляДень национального героя - это день
почитания героев прошлого, отдавшим
свою жизнь, защищая свой народ, которые
боролись за свободу и процветание
марийского народа. Марийская земля
гордится двенадцатью героями.
3.
Вот так они выглядели.Сильные как ураганы,
Крепкие как скалы,
Они защищали марийскую землю
От злобных врагов!
Они силой доброю богаты,
Они защищали свой народ.
Спасали бедных и детей.
4.
Акпатыр - национальный марийскийгерой XVI в., по преданию, родился в
д. Кетекмучаш Малмыжского района
Кировской области (совр.
Акбатырево). Акпатыр выделялся
среди других светлыми волосами и
богатырской силой, из-за чего и
получил свое прозвище. Похоронен в
поле у д. Большой Китяк
(Малмыжский район Кировской
области). В память о нем на его
могиле ежегодно проводят моления.
Из марийской легенды об Акпатыре:
«Акпатыр отличался богатырской
силой, он простреливал из лука
вековые дубы, сносил стрелой кочку,
которая перелетала через реку Вятку».
5.
. Чумбылат Легендарный вождь ивоеначальник, живший приблизительно в
ХIII – XIV веках. Стоял во главе союза
марийцев, населявших бассейны рек Немда
и Пижма, с центром, находившемся в районе
города Советска Кировской области (в
прошлом — Кукарка).
Отличался богатырской силой, суровостью
и мудростью. Под его началом марийские
рати не знали поражений. В боевых
доспехах, на коне, во главе своих воинов
беспощадно крушил он врагов,
осмелившихся вторгнутся в пределы
подвластных ему земель.
. Его народ считал своим северным царем.
При нем сложилось традиции
богослужения, порядок жертвоприношения,
которые оставались традиционными на
протяжении столетий.
6.
Согласно мифологическимпредставлениям, до появления
человека на земле жили великаны –
онары. Они якобы спустились с небес,
чтобы упорядочить жизнь на земле.
По некоторым представлениям, они
являлись предками марийцев.
Онар обладал огромным ростом и
могучей силой. Был такой величины,
что до его колен едва доходили
верхушки самых высоких деревьев.
На его ладони мог поместиться пахарь
с лошадью и сохой. Там, где он спал,
оставалось углубление в земле от его
головы, заполнявшееся водой и
становившееся озером, а где высыпал
из обуви забившуюся землю,
возникали холмы. У Онара были
доспехи из металла, но он не воевал,
по крайней мере, в землях,
населённых марийцами.
7.
• акпарсАкпарс — сотенный князь горных мари, жил
в XVI веке. Согласно историческим
преданиям, в период московско-казанского
противостояния 1540-50-х годов проявил
себя как дальновидный политик и
дипломат, так, в 1546 году возглавил
посольство горных мари к Ивану IV с
просьбой принять в подданство. Летом 1552
года во главе своего отряда участвовал в
походе русских войск на Казань, в военной
операции по взятию крепости (подкоп,
штурм), в усмирении части луговых
марийцев. Легенды рассказывают, что
АКПАРС освободил от татар крепость на
Сундырской горе Орол Кырык Салымхала.
Войска Ивана Грозного не могли взять ее. По
преданию он договорился о подвозе к
крепости продовольствия, но в повозках
вместо продуктов были воины Ивана
Грозного. Они выскочили из повозок внутри
города и крепость была взята.
8.
Легендарный богатырь, живший в XVI веке вдеревне Юлъял (ныне село Сидельниково
Звениговского района Республики Марий Эл).
Согласно легенде, он самонадеянно
вознамерился верхом на лошади взобраться
на крепостные стены Казани. Опешившие от
такой наглости, татары решили наказать его, и
выставили против него пятьдесят всадников.
Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони.
Думая, что оторвался от преследователей, он
спешился передохнуть. Однако татарские
всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил
в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая
немного до Юлъяла, его лошадь завязла в
озере, а погоня приближалась. Пашкан успел
сказать землякам, что пришёл его последний
час, и просил своих сородичей помнить о нём.
Только он сказал это, как налетели
преследователи, и в ожесточённой, но
неравной схватке богатырь пал.
9.
Легендарный предводитель (князь) марийцев,населявших земли значительной пасти нынешних
Сернурского и Куженерского районов Республики
Марий Эл. В древности в этом краю жили
удмурты. По мере роста численности марийцев
между двумя народами стали возникать конфликты
из-за земли. Предположительно в первой половине
XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с
намерением изгнать марийцев, объединившихся в
ответ на угрозу под предводительством Камая.
Оба воинства сошлись, приготовившись к битве.
Камай, стремясь избежать кровопролития,
предложил решить конфликт в единоборстве и
вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь
Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда
уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то
пусть удмурты покинут этот край». В жестокой
схватке победу одержал Камай, и удмуртам
пришлось уйти. Камай прославится как герой.
10.
ОНАРБай борода
Летописи свидетельствуют, что в ХIVсередине XV веков на реке Ветлуге
существовало марийское
государственное образование —
княжество, возглавляемое кугузом.
Самым заметным кугузом был БайБорода — умелый политик, дипломат и
военачальник, с успехом, насколько это
было возможно в то время и в тех
обстоятельствах, отстаивавшего
интересы своего княжества и
подвластных ему марийцев. Таким
образом, документально
подтверждается формирования у части
марийцев своей государственности.
11.
В давние времена на берегу реки Шыгыр, чтовпадает в реку Уфу, родился марийский
богатырь Иден. Вырос он огромным — голова
его достигала небес, в день съедал до трёх
быков. Славен он был как защитник марийцев.
Когда пришла пора умирать, предсказал Иден
соплеменникам, что с юга идут орды
кочевников. Защиту от них мощно будет найти
на севере, потому что скоро там появится
новый богатырь Султан. Горе охватило
марийцев: кочевники близки и уже нет
времени укрыться от них. Умирающий
богатырь, видя беду сородичей, согласился
последний раз сослужить им, предложив
перебраться по нему, как по мосту, на север,
через речки, леса и овраги, через большую
реку Ош (Белую). Распластался богатырь по
земле и испустил дух. Марийцы пошли по
нему. Те, кто шли по правой руке,
благополучно перешли реку Ош.
12.
Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVIвеке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки
Вятки. По преданиям, это была укрепленная крепость,
окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым
частоколом.
Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь
Иван Грозный завоевывал Казанское ханство, и весь
Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский
князь, в то время уже старик, принял решение не
подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть
свободным в бою.
Первую волну наступавших врагов ему удалось отразить.
Однако во второй раз против него были посланы более
значительные силы. Полтыш с войском укрылся за
стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде.
Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы,
крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что
соседние марийские князья придут им на помощь. В
городе заканчивалась еда. Было решено попытаться
вырваться из окружения. В ожесточённом сражении,
длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но
марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён
дотла.
13.
ЧоткарЛегендарный богатырь, живший в
незапамятные времена. Родился Чоткар в
семье охотника. Рано возмужал. Отличался
бесстрашием и огромной силой: один на один
выходил драться с медведем, ударом кулака
мог сломать сосну, вырвать с корнем
столетний дуб.
В те далёкие времена вторглись в марийские
земли степные кочевники. Чоткар собрал
войско и отразил нашествие степняков. После
этого марийцы поняли, что, объединившись,
можно одолеть любого врага. Всю свою
долгую жизнь богатырь посвятил защите
родного народа. И даже после смерти
восставал из могилы и оказывал помощь
марийцам в борьбе с неприятелями. Но
однажды потревожили покой Чоткара
понапрасну, без причины, и богатырь,
обидевшись, более не откликался на призывы
соплеменников.
Но есть у марийцев вера, что, когда покинут
их силы, и отчаяние поселится в их сердцах,
воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев
к счастливой жизни.
14.
Сотенный князь, возглавившийнационально-освободительную борьбу
марийцев «луговой стороны» (левый берег
Волги) после завоевания Московским
царством Казани. В истории это
противостояние получило название Первая
черемисская война (1552-1557 гг.).
К началу 1556 года Мамич-Бердею
удалось взять под контроль всё левобережье
Волги. Казань находилась в блокаде. В марте
Мамич-Бердей переправился на правый
берег Волги, пытаясь склонить на свою
сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь
он был пленён и 21 марта доставлен в
Москву. После допросов, на которых
присутствовали бояре и Иван Грозный,
сотенного князя, скорее всего, казнили.
Луговые марийцы сложили оружие только в
1557 году.
15.
Мы узнаем о богатырях и защитниках простого народа черезпризму марийских легенд, мифов и преданий; героические
персонажи этого времени уже индивидуализированы. В
преданиях отразились, прежде всего, их личные качества,
вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников.
Например: Акпатыр — это искусный гусляр, целитель и
миротворец; Пашкан — герой, обладавший храбростью,
доходящей до безрассудства; Ирга — отважная девушка,
презревшая мучения и смерть, ради своих соплеменников;
Полтыш — свободолюбивый князь, бесстрашно защищавший от
врагов свои владения; Акпарс — смелый гусляр, хитроумный
искатель царских милостей.
В отдел обслуживания детей можно найти книги о богатырях
земли марийской.
16.
Чоткар-богатырь:легенды народамари/(сост.Ю.И.Соловьев).-йошкарОла:Марийское книжное изд-во,2017.40с.:ил.-0+
Полтыш-князь черемисский.Малмыжский край.Йошкар-Ола.: Центр-музей им.Валентина
Колумба,2003.440с.,ил.-(историческое наследие
марийского народа.Т1)
17.
Тойдыбекова Л.С. Марийскаямифология: этнографический
справочник.-Йошкар-Ола:2007312с.:+8л.ил.
Земля Онаров: мифы и легенды мари/(сост.
Ю.И.Соловьев;худ.А.С.Бакулевский).-ЙошкарОла:Издательский дом «Марийское книжное
издательство»,2020.-159с.:ил.;45 см.-12+