Похожие презентации:
Общие постулаты
1. Введение в лекционный курс
Общие постулатыГеография
Литература
2. Типология изучаемых объектов
Жилье
Оборонительные сооружения
Культовые сооружения
Инженерные конструкции
Общественные постройки
3. География изучаемых цивилизаций
4.
5. Желательно, что бы студент умел
1. Самостоятельно находить,структурировать и анализировать
материал;
2. Проецировать полученные знания на
современную ситуацию и на практике
применять теоретические концепты
6. Рекомендуется учитывать
Принцип дополнительности(Н. Бора): явление не может
быть адекватно описано одной
теорией, необходимо
параллельное привлечение
дополнительных теорий.
7. Рекомендуется учитывать
Принцип неопределенности:невозможно исключить
наблюдателя из наблюдаемой
реальности, поэтому атрибутация
и оценка стилей меняется со
временем, в зависимости от
туннеля реальности (опыта,
бэкграунда, идеологических
установок) наблюдателя.
8. Основные методы изучения архитектурно-градостроительного наследия
Основные методы изучения архитектурноградостроительного наследия• Исторический (А. В. Бунин, А. В.
Икконников, Т. Ф. Саваренская, Е. И.
Кириченко, Н. П. Крадин )
• Географический (Я. В. Косицкий)
• Гидрография, режим рек, речные бассейны,
водоразделы – основа расселения и самые
дешевые коммуникации
9. Базовый учебник
• Всеобщая историяархитектуры. Т. 1:
Архитектура древнего мира.
Т:1
• Издательство: Архитектура-С
ISBN: 978-5-9647-0157-6
Формат: 84х108/16
Страниц: 512
• Двенадцатитомная «Всеобщая
история архитектуры» — одно из
наиболее значительных по
масштабу изданий в
существующей специальной
литературе
10. Базовый учебник
11. Рекомендуемый учебник Николай Брунов, Очерки по истории архитектуры
• Николай Брунов был одним из генераловраннесоветского искусствознания вместе с
Алпатовым, Лазаревым и Аркиным.
• В очерках есть все — от первобытных хижин до
храмов Древней Руси — но их стоит читать
именно из-за частей про классику Греции и
Рима. Со свойственной тому времени
основательностью Брунов разбирает, скажем,
версии происхождения классических ордеров из
деревянного зодчества или расшифровывает
путаницу расположений римских форумов.
• Главы начинаются пространными концепциями
подводящими марксистко-ленинскую базу под
любой историко-архитектурный феномен. Еще
десять лет назад это хотелось пропустить; сейчас
эти куски сами по себе есть любопытный
культурологический феномен.
12. Рекомендуемый учебник Дмитрий Швидковский, От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства
• Нынешний ректор МАРХИ, специалист поЕкатерининскому классицизму Дмитрий
Швидковский собрал свои сочинения в
основательный том, в котором собраны
материалы обо всем: от святилищ друидов до
небоскребов Москва-Сити.
• Своего рода архитектуроведческими
блокбастерами здесь являются изложение
версии происхождения шатрового зодчества и
описание влияния Италии на Русскую
архитектуру в XV-XVI вв. Любимые темы
удались автору явно лучше. Некоторые же,
как может показаться, включены лишь, чтобы
заполнить пустые места в хронологически
выстроенном повествовании. Это самый
актуальный текст про историю русской
архитектуры на сегодняшний день.
13. Рекомендуемый учебник Григорий Ревзин, Очерки по философии архитектурной формы
• Ныне главный архитектурный критикстраны.
• Эти восемь небольших статей-эссе —
заявки на темы, эскизные постановки
вопросов, определяющие, однако,
возможный дальнейший вектор развития
науки.
• Ревзин берет пробы грунта в очень
разных местах: тут есть про «зачем
вообще заниматься историей
архитектуры», про западную традицию
установки обелисков, про характерно
русское в русском зодчестве, про
феномен архитектурного авангарда.
14.
15. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
16. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
• Мегалиты (греч. μέγαςλίθος, буквально:большой камень) — это большие каменные
блоки, что соединёны между собой без
использования известкового раствора или
цемента.
• На данный момент известно три вида
древних мегалитов: дольмены, кромлехи и
менгиры.
17. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
• Менгиры – это поставленные вертикально камни. Ониявляются первыми рукотворными сооружениями. Самые
древние найденные менгиры относятся к эпохе неолита.
Они исполняли роль надгробных памятников, межевых
камней, объектов различных культов. Менгиры
устанавливались, как единично, так и группами.
Некоторые из них были украшены орнаментами или
барельефами. Чаще всего менгиры можно увидеть в
Западной Европе. В частности, в Англии, Ирландии и
Франции. Крупнейшее в мире скопление менгиров
находится в городе Карнак (Франция). Древнейшие из них
датируют 5 тысячелетием до н. э.
18. Каменные аллеи Карнака
19. Каменные аллеи Карнака
20. Камни Карнака
Сооружение каменного комплекса относится к периоду на границе позднего
неолита и раннего бронзового века. Строительство шло, примерно, между 3500
и 1500 гг.до н.э. Однако некоторые сооружения, по проведенному
радиоуглеродному анализу, можно отнести к более раннему периоду – около
4500 гг. до н.э. Таким образом, камни Карнака являются ровесниками
египетских пирамид
21. Каменные аллеи Карнака
• Вертикально стоящие огромные каменные глыбы и плитывстречаются в разных регионах Европы, но
в Карнаке таких камней наибольшее количество – 3000. И
расположены они на территории длиной около 8 км.
22. Каменные аллеи Карнака
• Само название поселения произошло отанглийского слова «карн», что можно перевести
как «груда камней». В переводе же с бретонского,
слово «карнак» означает «кладбище мертвых».
23. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
24. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
• Дольмены – сооружения из нескольких,поставленных вертикально, камней, что держат
горизонтальную каменную плиту. Эти мегалиты
служили погребальными и надгробными
памятниками. Они распространены в разных
частях мира. Наибольшие их количество найдено
в Корее. Так в южнокорейском городе Кочхан
найдено 442 дольмена, датированных VII веком
до н. э. Некоторые каменные крышки этих
сооружений весят около 300 тонн.
25. Мегалитические сооружения: дольмены
26. Мегалитические сооружения: дольмены
27. Мегалитические сооружения: дольмены
28. Мегалитические сооружения: дольмены
29. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
30. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
31. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
32. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
33. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
34. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
• Одним из самых известных кромлеховявляется Стоунхендж (буквально:
«танцующие камни»). Он строился,
начиная с 2000 года и заканчивая 1600
годом до н. э. Этот мегалит расположен
около города Солсбери (Англия).
35. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
• Кромлех – сложная комбинация дольменови менгиров, что образуют разное
количество концентрических окружностей.
Данные мегалиты использовались в разных
целях. Одни были ритуальными
ограждениями священного места. Другие
были связаны с астрономическими
наблюдениями. А некоторые выполняли
простые технологические функции.
36. Мегалитические сооружения: кромлехи
37. Мегалитические сооружения: кромлехи
38. Мегалитические сооружения: кромлехи
39. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены и кромлехи
40.
41. Мегалитические сооружения: кромлехи
42. Мегалитические сооружения: кромлехи
43. Попытка классификации архитектуры
44. Для начала общие представления о стилях
Архитектура древнего мира
– Египет
– Месопотамия и др.
Античная архитектура
– Греческая
– Римская
Средневековая архитектура
– Византийская
– Романская
– Готика
Архитектура Нового времени
– Ренессанс
– Барокко и Рококо
– Классицизм и Ампир
– Эклектика или Историзм
– Модерн, он же Арт-нуво,
Югендстиль, Сецессион и другие
разновидности
Архитектура Новейшего времени
– Конструктивизм
– Арт-деко
– Модернизм или
Интернациональный стиль
– Хай-тек
– Постмодернизм
– Разнообразные современные
стили
45. Лекция I Традиционные типы жилья
46. Уточним термины
• Абори́гины (греч. ιθαγενής (родной) → лат. Aborigines от лат. aborigine — от начала) — у древних римлян название первобытных,
коренных жителей Лация, соответствует греческим автохтонам. В
этом же значении слово «абориген» перешло в новейшие языки.
• В России, особенно при освоении в XIII—XX вв. казаками южных,
уральских и сибирских просторов, в быту и в ведении
государственных документов (до 1940-х гг.), употреблялось слово
туземцы (то есть «люди той земли») или инородцы (иной, чем у
казаков и русских, род/племя).
• Понятие абориген (туземец) – возникает только с появлением
колонизатора-цивилизатора, которому кажется, что местные живут
бедно, дико, грязно и нуждаются в немедленной модернизации.
47. Характерные черты Aboriginal housing
48. Характерные черты Aboriginal housing
• Органично вписанные в ландшафт,сделанные из природных материалов
(стволы и листья пальм),
саморазлагающиеся под действием
естественных природных процессов и
быстро восстанавливаемые, жилые
дома аборигенов Новой Гвинеи,
Океании и Австралии экономичны по
трудозатратам на возведение и
полностью удовлетворяют
потребности человека в экологически
чистом жилье.
49. Australia Traditional aboriginal housing
50. Характерные черты Aboriginal housing
• При создании хижин в условиях влажноготропического климата учтены требования
инсоляции и аэрации сооружений.
• Необходимо отметить, что сделано это на
интуитивном уровне: местные жители
наблюдали за окружающей их природой,
замечали законы жизненного цикла
растений, «поведение» биологических
систем и применяли полученные опытным
путем знания в создании жилища.
51. Ami Culture Centre
• Aboriginal(Ami Tribe)
housing
display at the
Ami Culture
Centre
• Taiwan. East
Coast
52. Селькуп в чуме и эскимос в иглу
53. Интерьер жилища ульчей ( численность - 2718 чел.)
54. Интерьер жилища Ительме́нов - одной из коренных народностей полуострова Камчатка
55. Интерьер ненецкого чума
56. Типология Aboriginal housing
57.
Brush shelters
PitHouse
Иглу. Igloos
Яранга
Чум
Вигвам - Wigwam
Homes
• Юрта
• Типи
Longhouse
Plank Houses
Grass houses
Chickees
Earthen house
Adobe houses
Хозяйственные
постройки
58. PitHouse
• PitHouse: is theoldest form of
dwelling in North
America. A log
frame with
wooden rafters
built over a
circular dug out
insulated with
earth with an
opening on top for
a ladder and
smoke vent.
• Courtesy of BC
Museum Archives
59. Brush shelters
• Brush shelters (includingwickiups, lean-tos, gowa, etc.) are
temporary Native American
dwellings used by many tribes.
Brush shelters are typically very
small, like a camping tent. People
cannot usually stand up straight
inside brush lodges -- they are
only used for sleeping in. A brush
shelter is made of a simple
wooden frame covered with brush
(branches, leaves, and grass.) The
frame can be cone-shaped, with
one side left open as a door, or
tent-shaped, with both ends left
open.
60. Brush shelters
• Most Native Americans onlymade a brush shelter when they
were out camping in the
wilderness. But some migratory
tribes who lived in warm dry
climates, such as the Apache
tribes, built brush shelters as
homes on a regular basis. They
can be assembled quickly from
materials that are easy to find in
the environment, so people who
build villages of brush shelters
can move around freely without
having to drag teepee poles.
61. Brush shelters
62. Иглу
63. Igloos
• Igloos (or Iglu) are snowhouses used by the Inuit
(Eskimos) of northern
Canada. Not all Inuit
people used igloos -- some
built sod houses instead,
using whale bones instead
of wooden poles for a
frame. Like a sod house,
the igloo is dome-shaped
and slightly excavated, but
it is built from the snow,
with large blocks of ice set
in a spiral pattern and
packed with snow to form
the dome.
• Inuit (Eskimo) igloo
64. Igloos
• Igloos are good housesfor the polar region,
where the earth is
frozen, the snow cover
is deep, and there are
few trees. Snow is a
good insulator, and
dense blocks of ice offer
good protection against
the arctic winds.
• Building an igloo
65. Inside an igloo
66. Чум
• Чум — конический шалашиз жердей, покрываемый
берёстой, войлоком или
оленьими шкурами; форма
жилища, распространённая
по всей Сибири, от
Уральского хребта до
берегов Тихого океана, у
финно-угорских, тюркских
и монгольских народов.
• Диаметр чума в нижней
части обычно составляет от
3 до 8 метров
• Посредине чума, под
отверстием в его вершине,
помещается здесь
обыкновенно очаг,
сложенный из мягких
камней.
67. Чум
• Историки жилищапризнают эту
форму первым
опытом
искусственно
создаваемого
жилья, к которому
человек обратился
от полых,
дуплистых
деревьев и пещер.
• Прообразом чума
могли служить
прислонённые
наклонно к дереву
ветви.
68. Саамская семья у чума. 1900 г.
69. Яра́нга
• Яра́нга — переносноежилище некоторых
кочевых народов (чукчей,
коряков, эвенов,
юкагиров) Севера России.
• В плане обычно
представляет собой круг.
• Каркас и конический
купол яранги собираются
из лёгких деревянных
шестов, после чего
покрываются оленьими
шкурами.
• В среднем на ярангу
обычного размера
требуется потратить около
50 шкур.
• Внутри яранга делится на
жилое отапливаемое
помещение и кладовую.
70. Вигвам
• Шалаш на каркасе,изготовленном из
тонких стволов,
покрытом циновкой,
корой или ветками.
Имеет
куполообразную
форму, в отличие от
типи, жилищ
конической формы.
71. Wigwam Homes
Wigwams (or wetus) are Native
American houses used by Algonquian
Indians in the woodland regions.
Wigwam is the word for "house" in
the Abenaki tribe, and wetu is the
word for "house" in the Wampanoag
tribe. Sometimes they are also known
as birchbark houses. Wigwams are
small houses, usually 8-10 feet tall.
Wigwams are made of wooden
frames which are covered with woven
mats and sheets of birchbark. The
frame can be shaped like a dome, like
a cone, or like a rectangle with an
arched roof. Once the birchbark is in
place, ropes or strips of wood are
wrapped around the wigwam to hold
the bark in place. Here are some
pictures of a woman building a
wigwam.
72. Wigwam Homes
73. Wigwam Homes
• Wigwams are good houses forpeople who stay in the same place
for months at a time. Most
Algonquian Indians lived together
in settled villages during the
farming season, but during the
winter, each family group would
move to their own hunting camp.
Wigwams are not portable, but
they are small and easy to build.
Woodland Indian families could
build new wigwams every year
when they set up their winter
camps.
74. Вигвам: символика
Жилище американских индейцев в
обрядах очищения и возрождения,
происходящих в Великой
Парильне, вигвам представляет
собой тело Великого Духа.
Его округлая форма олицетворяет
мир как целое, пар — видимый
образ Великого Духа,
совершающий очистительную и
духовную трансформацию.
Выйти на белый свет из этого
темного помещения означает
оставить позади все нечистое.
Помещение для танца солнца также
является священным местом.
Столб в его центре олицетворяет
мировую ось, соединяющую Небо
и Землю и ведущую к Солнцу, как
символу Великого Духа. Дымоход
обеспечивает доступ к Небесам и
вход для духовной силы.
На фото - Вигвам апачей, 1903
75. Юрта
76. Юрта
• Юрта появилась в эпоху поздней бронзы XII—IX веках донашей эры.
• Некоторые представления о мобильных жилищах древних
кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от
деревни Алыбай Катон-Карагайского района ВосточноКазахстанской области обнаружено изображение
шатрового типа жилища с четким делением на правую и
левую, мужскую и женскую части.
• Устройство юрты у тюрков и монголов несколько
различается.
• Туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные
двери.
• В киргизских и казахских юртах вместо двери
используется войлочный полог.
77. Деревянный каркас юрты
78. Юрта: конструкции
• Юрту обычно могут установить 50-60 человека в течениеодного дня.
• Сначала ставят по кругу решетки и связывают их между
собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли
и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин
поднимает деревянный обод, пользуясь специальным
шестом с развилкой на конце, его укрепляют 3-4 слонами,
а затем вставляют остальные, привязывая их нижние
концы к верхним развилкам решетки. Решетчатую стенку
вверху, где она скрепляется с жердями купола, снаружи
стягивают широкой тканой полосой, достигающей 30-35
см ширины. Она обычно имеет орнамент и представлял
собой один из обязательных декоративных элементов
интерьера юрты.
79. Монгольская юрта с деревянным полом
80. Монгольская юрта без деревянного пола
81. Юрта: функциональное зонирование
• Изнутри юрта делится на две половины. Север — женская, а юг —мужская
• На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, —
находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины,
конская упряжь, талисманы.
• На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже
— к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ
Достатка. Эта половина гостевая, где не засиживаются. Дочь выйдет
замуж, покинет отчий дом.
• Покинет дом однажды и хозяин, в последний раз ему постелют на
этой половине, уже уснувшему вечным сном. Юрта и поныне часто
используется даже в городах при похоронах.
• В центре юрты — очаг. Почитание Огня — одна из древних религий
на земле. Огонь дал человеку тепло, горячую пищу, расплавил железо.
• В летнюю жару боковые войлочные стенки могут подниматься на
высоту до метра, тогда ветер свободно обдувет помещение, а хозяева
могут сидя обозревать окрестности..
82. Юрта: декор
• Ленты, различные поширине и узору,
тканые из
шерстяной, чаще
верблюжьей пряжи,
служили украшением
интерьера.
• С ободов внутрь
юрты спускаются
тканые или плетеные
узкие ленты, а в
случае сильного
ветра их
привязывают к колу,
вбитому в середине
юрты. С купола
свисают ленты для
перевязывания
жердей во время
перевозок юрты. Эти
ленты нередко
заканчиваются
разноцветными
кистями.
83. Ти́пи
• Ти́пи (на языке дакота) —традиционное переносное
жилище кочевых индейцев
Великих равнин и
Центральной Америки с
очагом, расположенным
внутри (в центре).
• В обыденном представлении
ассоциируется с
североамериканскими
индейцами, однако данный
тип жилища был
распространён в основном
лишь у жителей Великих
равнин.
• Другой распространённый
стереотип — отождествление
с вигвамом.
84. Внешнее и внутреннее устройство типи:
• A — дымовойклапан
• B — булавки
• C — шест
дымового
клапана
• D — дверная
занавеска
• E — постели
• F — очаг
• G — дрова
• H — главный
шест
85. Ти́пи
• Типи имеет форму слегка наклонённогоконусообразного шалаша на каркасе из
жердей, покрытых обработанными
шкурами бизонов или оленей.
• На вершине находится дымовое отверстие,
обычно прикрываемое двумя лопастями. В
нижней части была дополнительная
подкладка из шкур, предохраняющая тягу.
86. Типи племени сиу, рисунок Карла Бодмера, 1833 год.
87. Модернизация типи
• Позднее, с появлениемна континенте
европейцев, иногда
использовалась более
лёгкая парусина.
• На фото - современная
версия типи. Латвия.
Курземе, п. Кошрагс
88. Ти́пи: символика декора
• Раскрашиваемые типи оформлялись всоответствии с традиционным декором племени и
зачастую представляли собой стилизованное
изображение явлений природы и животных.
• Преобладающий мотив — нечто
символизирующее землю, по нижнему краю типи,
верх, соответственно, небо.
• Иногда изображался личный опыт хозяина типи,
полученный на охоте, войне или в пути.
• Большое внимание уделялось снам и видениям,
образы из которых так же могли быть перенесены
на холст типи.
89. Ти́пи: символика декора
• Красный цвет символизировал землю и огонь. Им моглиизображаться горы, прерия, степной пожар и так далее.
• Жёлтый цвет — цвет камня, а также молнии, которая
часто изображалась линией, идущей от вершины.
• Белый цвет помимо воздуха, пустого пространства, мог
означать воду.
• Чёрный и синий — небо.
• Помимо рисунка типи могли украшаться подвесными
амулетами, медальонами, традиционной вышивкой
иглами дикобраза, военными или охотничьими трофеями,
бизоньими хвостами, рогами и различными поделками. В
ход шли и обрезки шкур животных.
• В более позднее время стали применяться и бисерные
украшения.
90. Ти́пи: эргономика и функциональное зонирование
• Комфорт в несколько стеснённых условияхобеспечивался посредством точного, но очень
тонкого этикета.
• Мужчинам полагалось находиться в северной
части типи, женщинам — в южной.
• В типи принято двигаться по часовой стрелке (по
солнцу).
• Гости, особенно впервые пришедшие в жилище,
должны были размещаться в женской части, не
заходя за алтарь. Неприличным считалось
прохождение между центральным очагом и кем-то
ещё, поскольку считалось, что так человек
нарушает связь присутствующих с очагом
91. Ти́пи: функциональное зонирование
• Чтобы пройти на своё место люди, по возможностидолжны были проходить за спинами сидящих (мужчины
направо от входа, женщины соответственно налево)
• Не разрешалось заходить за заднюю часть типи, что
означало прохождение за алтарём, во многих племенах
считалось, что только хозяин типи имеет право заходить
за алтарь.
• Особых ритуалов покидания типи не было, если человек
хотел уйти — он мог это сделать сразу без лишних
церемоний, однако за неучастие в важных собраниях его
потом могло ждать наказание.
92. Коммерческий потенциал вернакуляра: реконструкция поселка типи. Монреаль. Канада.
• Современноеиспользование
ограничивается
в основном
консервативно
настроенными
индейскими
семействами,
историческими
реконструктора
ми и
индеанистами.
93. Peter Whyte, Luxton Museum of the Plains Indian, Glenbow Museum, Calgary, Alberta.
94. Tepees
• Tepees are good housesfor people who are
always on the move.
Plains Indians migrated
frequently to follow the
movements of the buffalo
herds. An entire Plains
Indian village could have
their tepees packed up
and ready to move within
an hour.
95. A Shoshone encampment in the Wind River Mountains of Wyoming, photographed by W. H. Jackson, 1870.
• There were fewertrees on the Great
Plains than in the
Woodlands, so it was
important for Plains
tribes to carry their
long poles with them
whenever they
traveled instead of
trying to find new
ones each time they
moved.
96. Longhouse
• Longhouse:winter dwellings
of the Coastal
Peoples; wood
planks cover
cedar log beams
and posts. The
mast is a flag of
BC and a
“Copper” plaque
symbolizing
wealth.
• Courtesy of BC
Museum
Archives
97. Longhouses
Longhouses are Native American
homes used by the Iroquois tribes and
some of their Algonquian neighbors.
They are built similarly to wigwams,
with pole frames and elm bark
covering. The main difference is that
longhouses are much, much larger
than wigwams. Longhouses could be
200 feet long, 20 feet wide, and 20
feet high. Inside the longhouse, raised
platforms created a second story,
which was used for sleeping space.
Mats and wood screens divided the
longhouse into separate rooms. Each
longhouse housed an entire clan-- as
many as 60 people!
98. Longhouse
99. Longhouse
• The Huron longhouse was usuallymade from white birch or alder
trees that were small enough to
bend, rope that had been made by
braiding together thin strips of
bark, and sheets of bark to cover
the frame.
• Huron longhouses were quite
similar to Haida houses in length
and width. They also averaged
between 25 and 33 meters long
and could be up to 17 meters
wide. Longhouses are almost
rectangular, but are more rounded
at the ends. The roof can be
arched or pitched.
100. Plank Houses
Plankhouses are Native American homes
used by tribes of the Northwest Coast
(from northern California all the way up to
Alaska.) Plank houses are made of long,
flat planks of cedar wood lashed to a
wooden frame. Native American plank
houses look rather similar to old European
houses, but the Indians didn't learn to build
them from Europeans-- this style of house
was used on the Northwest Coast long
before Europeans arrived.
Plank houses are good houses for people
in cold climates with lots of tall trees.
However, only people who don't need to
migrate spend the time and effort to build
these large permanent homes. Most Native
Americans who live in the far northern
forests must migrate regularly to follow
caribou herds and other game, so plank
houses aren't a good choice for them. Only
coastal tribes, who make their living by
fishing, made houses like these.
101. Plank Houses
The Chinookan people built large cedar
plank houses.
The cedar plankhouse was the typical
permanent dwelling of the Chinookan and
other coastal Northwest people. The size
of these sturdy buildings ranged from
approximately 14 x 20 feet to 40 x 100
feet. The size of the structure depended on
the wealth of the owner and the number of
families inhabiting it.
Each family occupied a distinct portion of
the house. Rush mats hanging from the
rafters formed the walls to separate the
living spaces. At the center of the house
was the communal fireplace, where all of
the members of the house could gather to
socialize, eat, and work during long winter
evenings. Sleeping platforms were set up
along the walls, and food hung from the
rafters to dry.
102. Interior of Plank house
103. TILLAMOOK PLANK HOUSE PLANS
104. Grass houses
• Grass houses are AmericanIndian homes used in the
Southern Plains by tribes
such as the Caddos. They
resemble large wigwams but
are made with different
materials. Grass houses are
made with a wooden frame
bent into a beehive shape
and thatched with long
prairie grass. These were
large buildings, sometimes
more than 40 feet tall.
105. Grass houses
• Wichita grass house Caddograss house construction
• Grass houses are good
homes for people in a warm
climate. In the northern
plains, winters are too cold
to make homes out of prairie
grass. But in the southern
plains of Texas, houses like
these were comfortable for
the people who used them.
106. Village Example
107. Chickees
• Chickees are goodhomes for people living
in a hot, swampy
climate.
• The long posts keep the
house from sinking into
marshy earth, and
raising the floor of the
hut off the ground
keeps swamp animals
like snakes out of the
house.
• Walls or permanent
house coverings are not
necessary in a tropical
climate where it never
gets cold.
108. Chickees
Chickees (also known as
chickee huts, stilt houses or
platform dwellings) are Native
American homes used
primarily in Florida by tribes
like the Seminole Indians.
Chickee houses consisted of
thick posts supporting a
thatched roof and a flat
wooden platform raised
several feet off the ground.
They did not have any walls.
During rainstorms, Florida
Indians would lash tarps made
of hide or cloth to the chickee
frame to keep themselves dry,
but most of the time, the sides
of the structure were left open.
109. Modern Construction techniques used
110. Earthen house
• Earthen house is a general termreferring to several types of
Native American homes including
Navajo hogans, Sioux earth
lodges, subarctic sod houses, and
Native American pit houses of the
West Coast and Plateau. Earthen
houses made by different tribes
had different designs, but all were
semi-subterranean dwellings -basement-like living spaces dug
from the earth, with a domed
mound built over the top (usually
a wooden frame covered with
earth or reeds.)
111. Earthen house
• Earthern houses are goodfor people who want
permanent homes and live
in an area that is not
forested. (It's difficult work
to excavate underground
homes in areas with many
tree roots!)
• Living partially
underground has several
benefits, especially in harsh
climates- the earth offers
natural protection from wind
and strong weather.
112. Pueblo Indian houses
113. Adobe houses
Adobe houses (also known as
pueblos) are Native American
house complexes used by the
Pueblo Indians of the Southwest.
Adobe pueblos are modular,
multi-story houses made of adobe
(clay and straw baked into hard
bricks) or of large stones
cemented together with adobe.
Each adobe unit is home to one
family, like a modern apartment.
The whole structure, which can
contain dozens of units, is often
home to an entire extended clan.
114. Adobe houses
• Adobe houses are good homes tobuild in a warm, dry climate
where adobe can be easily mixed
and dried. These are homes for
farming people who have no need
to move their village to a new
location. In fact, some Pueblo
people have been living in the
same adobe house complex, such
as Sky City, for dozens of
generations.
• Adobe cliff dwellings
Hopi
Mesa pueblos
115. BELLA COOLA DWELLING
116. Сушильня коряков. Сoastal Koryak
117. Саамский амбар
118. Исторический экскурс Архитектурные зарисовки европейских колонизаторов: в поисках утраченного Рая
119. These shelters were generally constructed from bark of the paper bark tree and wattle branches.
• A water coloursketch of
Aboriginal
housing in
Moreton Bay,
probably on
Stradbroke
Island near
Amity Point
circa 1848 by
Owen Stanley on
H.M.S.Rattlesna
ke.
120. Dwelling of Natives at the Rio Colorado in the West Heinrich Balduin Mollhausen (1825-1905 German)
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133. Современное состояние проблемы
134. Holland expat Apartments Hot spot... one of the houses in Toomelah. Residents say the corrugated iron buildings are unbearable
in summe135. Вьетнам. Муй Не: скромное жилище аборигенов
136. Типичное жилье третьего мира
137. Типичное жилье третьего мира
138. Не менее типичный интерьер
139. Вьетнам, Венесуэла, Куба – далее везде
140. Туземцем становится любой, кто не вписался в рынок.
141. Пути решения проблемы жилищ для аборигенов
142. Aboriginal housing by 2002 Pritzker Prize Winner Glenn Murcutt treads lightly on the Australian landscape
143. Вернакуляр. Vernacular.
• Движение в архитектуре, последователикоторого считают, что лучшие в
экологическом смысле решения – это те,
которые заимствуются из опыта
традиционных сообществ прошлого.
• Сторонники вернакулярной архитектуры
вдохновляются идеями
анархопримитивизма, либо реакционными
доктринами местных идеологовпротекционистов в тех или иных регионах.
144. Экоархитектура. Тезисы.
• Природа представляет собой открытуюсистему, в которой любой элемент
обоснован и логически, и функционально
связан с остальными частями.
• Человек является частью этой системы,
зависит от неё, потому должен
контролировать влияние деятельности,
направленной на создание комфортного
жизненного пространства, на окружающую
среду, поддерживать равновесие, т.е.
гомеостатичность.
145. Экоархитектура. Тезисы.
• Пермакультура – это способ устойчивогои равновесного способа сосуществования
человека с окружающей средой. Система
проектирования (организации)
жизнеспособных сред.
• Принципы пермакультуры направлены на
создание маломасштабных систем,
являющихся эффективными по
трудозатратам на возведение и по
использованию биологического топлива
(энергоэффективные).
146. Стихийная архитектура – тренд эпохи постмодерна
• Такие решения отличаются нестандартнымподходом к конструированию и
применению строительных материалов,
смешением стилей, художественных
методов и приемов.
• В этом заключается трансдисциплинарность
непрофессиональной архитектуры: человек
создает объект, опираясь на свой опыт и
знания, подверженные влиянию
менталитета, профессии, национальности и
др.; он привносит в архитектуру модели и
методы из других сфер своей деятельности
147. Стихийная архитектура – тренд эпохи постмодерна
• Экоподход в архитектуре проявился впоявлении «народной архитектуры»
(непрофессиональной).
• Это направление стало естественной
реакцией на процесс урбанизации,
усилившийся в ХХ – нач. ХХI веках. В
крупных городах (мегаполисах) человек
оказался изолированным от естественных
природных условий. Искусственная
урбанизированная среда оказывает
агрессивное воздействие на физическое и
духовное состояние горожан.
148. Стихийная архитектура – тренд эпохи постмодерна
• Вследствие этого стали появлятьсясамобытные постройки, возведенные
без участия профессиональных
архитекторов-проектировщиков,
представляющие собой выплеск
творческой сублимированной энергии
«хозяина дома».
149. Пример туземной сакральной архитектуры: Н. Полисский «Границы Империи». 2009 г.
150. Пример туземной сакральной архитектуры: Н. Полисский «Ворота Империи». 2009 г.
151. Туземная архитектурная метафизика: дорога никуда. с. Николо-Ленивцы. Архстояние -2009.
152. Туземная архитектурная метафизика: Николино Ухо. с. Николо-Ленивцы. Архстояние -2009.
153. Самый известный пример адаптации вернакуляра
154. Культурный центр Жана-Мари Тжибау
Построен вдревнем
городе
канаков Нумеа –
столице
французской
колонии
Новая
Каледония.
155. Культурный центр Жана-Мари Тжибау. Арх. Ренцо Пьяно. 1991 -1998 гг.
156. Культурный центр Жана-Мари Тжибау Jean-Marie Tjibaou Cultural Center.
157. Авангард и вернакуляр
• Стоит вспомнить, что авангард стремится в первобытную среду смомента своего появления. Восхищение африканской скульптуроцй
Пикассо, алжиро-индиийские путешествия Ле Корбюзье, виллы Райта
с индейским акцентом в американских прериях, и т. п. – все это имеет
одну и ту же природу. Она заключается в указании на изначальную
авангардность неиспорченного цивилизацией человека.
• Смысл обращения авангарда к культуре далеких народов состоит в
доказательстве его, авангарда, универсальности.
• Смысл работы Ренцо Пьяно оказывается в обнаружении их – канаков
– уникальности.
• Соединение хай-тека и первобытной культуры создает
завораживающий эффект новизны.
Г. Ревзин о Jean-Marie Tjibaou Cultural