Похожие презентации:
Педагогическая культура и духовный прогресс народа
1. РГПУ им.А.И.Герцена Институт педагогики и психологии кафедра педагогики СПб-2016 доц.С.В.Христофоров
Педагогическая культура идуховный прогресс народа
РГПУ им.А.И.Герцена Институт педагогики и
психологии кафедра педагогики СПб-2016
доц.С.В.Христофоров
2.
план1. Педагогическая культура, ее сущность и содержание
2. Педагогические традиции и их место в духовной
культуре народа.
3. Педагогические явления в народной жизни.
4. Народное воспитание и преемственность поколений.
5. Народ как творец педагогической культуры.
3. 1. Педагогическая культура ее сущность и содержание
Педагогическая культура народа – это та сфера егоматериальной и духовной культуры, которая
непосредственно связана с воспитанием детей
4. Она проявляется:
1.Воспитание детей: колыбельные и игровые песни, игрушки, детская одежда,
подвижные игры, детские орудия труда, детское питание, правила
кормления, детский фольклор, традиционные детские праздники и др.
2.
Государственная система народного образования (подготовка учителей,
просвещение масс).
3.
Пережитки и предрассудки
4.
Любовь к детям – важнейший компонент педагогической культуры
человечества и человека. Эгоистическая любовь к своим детям. Разумная
любовь деятельная.
5.
Здравый смысл, интуиция, импровизация и наука (профессор педагогики не
может воспитать своего сына – А.С.Макаренко)
6.
Педагогическое благоразумие – интуиция.
7.
Другая сторона – народные педагоги не могли улучшить участь детей с
дефектами, а наука дефектология смогла.
5. Традиционность пед. культуры – важный признак культуры народа
• «Духовные ценности, накопленные в древности, Гегельсравнивал с матерью-землей, от соприкосновения с
которой наука как Антей, обновляет свои силы».
• «… всякий новый расцвет науки и просвещения
возникает путем обращения к древности».
• «Проявление внимания и интереса к древней культуре
народа, есть признак истинной его просвещенности»
Ф.Энгельс
• «Прошлого нет только у дикарей» А.С.Пушкин
• Народная педагогика – воспитание делом (люди
способные к конкретному виду деятельности –
мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.)
6. 2. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа
•Педагогическая культура – мост между материальной и духовнойкультурой народа.
•Критерии деятельности народных педагогов: здравый смысл,
эмпирической обобщение опыта.
•Опора на передачу из поколения в поколение народную мудрость.
•Любое дитя вне человеческого общения, не сможет стать человеком.
•Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия,
накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации,
усилиями всех поколений наших предков.
•Связь между поколениями обеспечивается воспитанием.
•Народ представляют дети, если национальное умирает в них, то это начало
смерти нации.
7. 3. Педагогические явления народной жизни
• Все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого икончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам
воспитания.
• Всеобщая гармония природы накладывала отпечаток на
народную педагогику (агрономические, метеорологические,
астрономические знания).
• Взаимосвязь окружающей природы и национального видения
мира, национального характера (условно педагогика степей,
педагогика гор. Чуваши – дуб, русские - береза…).
• К.Д.Ушинский о влиянии ландшафта на воспитание (духовные
силы народа – показатель высоких педагогических,
воспитательных возможностей).
• А.С.Макаренко окружающие события и истории являются
вкладом в новую этику и нарастание нового морального
опыта.
8. 4. Народное воспитание и преемственность поколений
• Преемственность – условие непрерывного развития.• Обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор
социального развития личности и духовного прогресса народа.
• Преемственность в нравственности (воспитание на примере
отрицательных, положительных качеств).
• В.Г.Белинский преемственность в самобытности, а
самобытность - в обычаях.
• «Не хвались родителями, хвались добродетелями» добродетели делают человека достойным своих родителей.
• Исключение: «Бывает добрая овца и от беспутного отца».
• «Задние копыта идут по следу передних» (тув.).
• И.Я.Яковлев – настоящий воспитатель живет в своих
воспитанниках и их воспитанниках.
• Подлинным является только такое воспитание, которое служит
интересам народа.
9. 5. Народ как творец педагогической культуры
• Питательная среда, которая вскормила эту культуру.• Только совокупное духовное богатство народа и
человечества может послужить реальным фундаментом
созидательного творчества конкретных деятелей
культуры.
• «я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд –
труд коллективного существа и носит он имя Гете».
• Народное творчество оказало влияние на Пушкина,
Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского,
Глинки…
• Массовая культура – явление временное, неспособное
оставить след в жизни народов, ибо нищета духа ее
создателей так или иначе не замедлит проявить себя.
10. Рефлексия
М.А.Шолохов много писал о детях, об их воспитании,об улучшении работы сельской школы, сам был
труженником ликбеза, учителем начальной школы. Куда
отнести его творчество – к педагогике народной или
профессиональной?
«Педагогическая поэма» - художественное
произведение. Как вы считаете, А.С.Макаренко –
педагог или писатель?
Судьбу каждого человека и любого народа в конечном
счете решают три любви:любовь к детям, любовь к к
труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную
мысль.