Похожие презентации:
Просветители дореволюционной России
1.
ПРОСВЕТИТЕЛИДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Николай
Иванович
Новиков
Годы жизни 1774–1818
Страна Россия
Научная школа Общественный характер системы образования
2.
Просветитель, писатель-публицист, основоположниксатирической и детской журналистики, книгоиздатель, меценат
Удостоен почётного звания «Истинный министр просвещения»
Считается, что им он своей книгоиздательской деятельностью
приобщил русский народ к чтению
Ему принадлежит заслуга введения в обиход самого понятия
«Педагогика»
Написал статьи, которые заложили основы научного
педагогического мировоззрения
3.
Н.И. Новиков был убеждённым сторонником демократическихидей, в том числе и общественного характера системы
образования. Он возглавил общественное движение по
организации независимых от царской власти народных училищ,
направляя общественную инициативу на создание школ для
непривилегированного населения. Он стремился помочь
домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал
много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по
различным предметам.
4.
ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯПРИ ЭТОМ СПРАВЕДЛИВО УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, КАК И В ЛЮБОМ
ДЕЛЕ, СНАЧАЛА НЕОБХОДИМО ЧЕТКО УЯСНИТЬ ЦЕЛЬ И НИКОГДА НЕ УПУСКАТЬ ЕЕ ИЗ ВИДА.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИИ – «ОБРАЗОВАТЬ СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ И
ХОРОШИХ ГРАЖДАН».
КАК И БОЛЬШИНСТВО ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, Н. И. НОВИКОВ ВЫДЕЛЯЕТ "ТРИ ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ"
ВОСПИТАНИЯ: ФИЗИЧЕСКОЕ, НРАВСТВЕННОЕ И УМСТВЕННОЕ. "КАЖДАЯ ИЗ СИХ ТРЕХ ЧАСТЕЙ
ИМЕЕТ ОСОБЕННЫЕ СВОИ ПРАВИЛА, ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ...". В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ВСЕ ЧАСТИ
"МЕЖДУ СОБОЙ СТОЛЬ ЖЕ БЛИЗКУЮ ИМЕЮТ СВЯЗЬ, СКОЛЬ НАТУРНО ОНИ ПРОИСТЕКАЮТ ИЗ
ПОМЯНУТОГО ГЛАВНОГО ПРЕДМЕТА", Т.Е. ВОСПИТАНИЯ "СЧАСТЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ И
ПОЛЕЗНЫМИ ГРАЖДАНАМИ"
5.
«В основе воспитания должно лежатьумственное развитие человека»
Наибольший интерес в наследии Н. И. Новикова представляет разработка вопросов
умственного развития, "образования разума". Здесь нашли довольно полное отражение
основные прогрессивные идеи предшественников в области теории обучения. И самое
ценное заключается в ориентации на повышение познавательной активности учащихся –
и не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности.
В трактате Н. И. Новикова "О воспитании и наставлении детей" есть специальный раздел
"О образовании разума". Он начинается со слов: "Образовать разум, или дух, детей
называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к такому
образу мыслей и рассуждения, который соразмерен истине и посредством которого
могли бы они быть мудрыми... Разум их должен быть не только упражняем и обогащаем
разными познаниями, но и так упражняем, чтоб они мало-помалу приобретали
способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать
истинное от ложного и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда
надежнейшим правилам и по кратчайшему идти пути"
6.
ЕДИНСТВО ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ ИВОСПИТАНИЯ
• Н.И. Новиков постоянно напоминает об органическом
единстве обучения и воспитания, о необходимости
согласования их воздействия на разум, чувства и поступки,
о важности сочетания убеждения и упражнения. В его
сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И
так разум его и воля, мысли и поступки должны
согласоваться друг с другом. Познание истины должно его
приводить к любви и исполнению добродетели.
Следовательно, разумное воспитание состоит не только в
образовании разума, но и сердца..."
7.
УЧИЛИЩА, ОСНОВАННЫЕ НОВИКОВЫМ ВПЕТЕРБУРГЕ
В ноябре 1777 Новиковым было
открыто Училище (впоследствии
названное Екатерининским) при
церкви Владимирской иконы Божией
Матери, на 30 или 40 человек, с
пансионерами и приходящими
учениками, платными и даровыми. В
следующем году было открыто второе
училище (Александровское, при церкви
Благовещения на Васильевском
острове). Оба эти училища
существовали ещё в 1782 году.
Дальнейшая судьба основанных
Новиковым училищ неизвестна.
8.
ЖУРНАЛЫ,ИЗДАВАВШИЕСЯ
НОВИКОВЫМ
1. «Трутень»
2. «Пустомеля»
3. «Живописец»
4. «Кошелёк»
5. «Санкт-Петербургские учёные
ведомости»
6. «Утренний свет»
7. «Модное ежемесячное издание, или
Библиотека для дамского туалета»