2.49M
Категория: ИсторияИстория

Кодекс Бусидо

1.

Кодекс Бусидо
Автор: Шепталов Илья Филиппович
Проверил: Зобков Юрий Сергеевич

2.

Актуальность
• Кодекс поведения бусидо, тесно связанный с
культурой самураев, сыграл важную роль в
распространении азиатского искусства,
японских ценностей и многих важных
традиций, таких как чайные церемонии и
искусство изготовления самурайских мечей.
Бусидо, неписаный кодекс рыцарского
поведения, позже стал основой для
преподавания этики в Японии с принципами,
которые остаются актуальными и сегодня.

3.

•Целью реферата
является изучение
кодекса самураев —
бусидо.

4.

К задачам реферата относятся:
1) кратко проанализировать историю самураев;
2) раскрыть понятие «бусидо»
3) охарактеризовать принципы бусидо
4) проанализировать ритуальное самоубийство
самурая при бесчестии — сэппуку;
• 5) раскрыть применение бусидо в Японии в
современное время

5.

• Кодекс бусидо помогал людям получить
поддержку жизни через твердые и честные
принципы. Несмотря на то, что он был создан
в период феодализма и отвечал требованиям
Японии в тот исторический период, его
актуальность, несомненно, сохраняется даже
сегодня в стране восходящего солнца с
информационными технологиями и
прогрессом. Безусловно современники не
принимают все позиции кодекса, но суть
кодекса самураев все равно остается важным
наследием Японии и является визитной
карточкой японского общества

6.

7.

История возникновения самураев
В период Хэйнань (8 век) император Канму ввел
титул сёгуна (главы армии). Каждый сёгун был
главой вооруженного клана, который мог помочь
Императору во время войн.
Самураи в это время были вооруженными сторонниками
богатых землевладельцев,
многие из которых
покинули
императорский двор в
поисках собственного
счастья.

8.

История возникновения самураев
• Слово «самурай» примерно
переводится как «те, кто
служит». Другое, более общее
слово для обозначения воина
— «буси», от которого
происходит бусидо, в этом
слове отсутствует коннотация
служения мастеру.

9.

10.

История возникновения самураев
• В 1185 году Минамото клан выиграл битву, и Минамото-но
Ёритомо установил превосходство самураев над
аристократией и основал сёгунат Камакура. Установление
сёгуната Камакура, наследственной военной диктатуры,
передало всю реальную политическую власть в Японии
самураям. Так самураи, организованные Ёритомо, стали
одним из правящих классов Японии. Но поскольку авторитет
Ёритомо зависел от их силы, он пошел на все, чтобы
установить и определить привилегированный статус
самураев: никто не мог называть себя самураем без
разрешения Ёритомо.
В этот же период большое значение в
культуре самураев приобретает и меч. Честь
человека заключена в его мече, а искусство
изготовления мечей, стало само по себе
искусством.

11.

• Самураи — одни из самых
известных воинов всей
планеты. Они также были
одним из самых важных и
уважаемых социальных
классов Японии на
протяжении почти шести
веков. Именно благодаря
отваге и устойчивым
принципам и самурайскому
кодексу, Япония выиграла
много войн.

12.

13.

Раскрытие понятия «бусидо»
• Бусидо — это строгий этический
кодекс поведения, который возник
в Японии от самураев, японских
воинов, которые распространяли
свои идеалы в обществе. По сути
этот кодекс диктовал самурайский
образ жизни, чем-то
напоминающий европейское
рыцарство.

14.

• Самурай
руководствовался
своими
моральными ценностями, делая упор на
честность, верность, честь и долг. Бусидо
происходит из конфуцианских текстов:
жестокая жизнь самураев сдерживалась
терпением и мудростью, а отношения с
лордом рассматривались как стержневые;
самурай чувствовал себя обязанным быть
верным своему покровителю, несмотря ни на
что.

15.

16.

Принципы бусидо
• Кодекс бусидо основан на концепции долга,
которая определена восточной философией,
на основе буддизма, конфуцианства,
синтоизма — уважение к власти исконного
императора, отношение к жизни и смерти, что
находилось под влиянием идеи реинкарнации
и кармы, преданности долгу и чести.

17.

Принципы бусидо можно свести к восьми
добродетелям:
1)Праведность (義 gi): Будьте честны и верьте в справедливость.
2)Героическое мужество (勇 yū):! Воин должен с умом
противостоять битвам и трудностям.
3) Доброта, Сострадание (仁 цзинь): Сила самураев должна
использоваться во благо, а воины должны помогать другим.
4) Уважение (礼 rei): Уважение к другим — это способ быть
уважаемым. Нет необходимости доказывать свою силу.
5) Честность (誠 макото): Самурай должен сдерживать свои
обещания, выполнять свои обязанности.
6) Честь (名誉 meiyo): Единственный судья воина — его
собственная честь. Решения, которые они принимают, отражают
то, кем они являются на самом деле.
7) Долг и верность (忠義 тюги): Воин несет ответственность за
свои слова и действия. Самурай безгранично предан своим
близким.
8) Самоконтроль (自制 jisei): воин должен развивать
самообладание и не терять самообладания, даже когда он
находится в опасности.

18.

• Позор самурая — потерять честь или испытать страх
перед смертью. Если самурай чувствовал, что он потерял
(или вот-вот потеряет) свою честь в соответствии с
правилами бусидо, он мог восстановить свое положение,
выполнив довольно болезненную форму ритуального
самоубийства, называемую «сэпуку». Европейский
феодальный религиозный кодекс запрещал самоубийство,
но в феодальной Японии это было высшим проявлением
храбрости. Самурай, который исполнил сэпуку, не только
восстанавливал свою честь, но и обретал известность
благодаря мужеству, чтобы спокойно противостоять
смерти.

19.

Влияние буддизма привило бусидо понимание
важности милосердия, человечности и
сострадания:
• Сострадание — это мать, вскармливающая судьбу
человека. И в прошлые времена, и в нынешние можно
встретить примеры бесславной участи безжалостных
воинов, которые обладали одним лишь мужеством, но не
обладали состраданием.
• Верность своему слову всегда высоко ценилось в воинских
сословиях и самурайство не было исключением. Ложь или
нарушение обещания покрывали имя воина позором.
• Интересно то, что в бусидо особое внимание также
уделяется вежливости. Вежливость и хорошие манеры
даже сегодня отмечает каждый иностранный турист как
отличительную черту японцев.

20.

21.

• Бусидо также диктовало, что самураи должны быть
образованными людьми культуры, способными
ценить изобразительное искусство или просто
наслаждаться чашкой чая. Постоянный контроль над
своими эмоциями имел первостепенное значение,
особенно при столкновении с действием Сэппуку —
ритуальным самоубийством.

22.

Ритуальное самоубийство самурая
при бесчестии — сэппуку
• Согласно древнему японскому кодексу чести бусидо
существовала ритуальная форма самоубийства, уходящая
корнями в культуру японских воинов-самураев XII века при
бесчестии — сэппуку и во след скончавшемуся господину —
«фуку», которые были распространенными и уважаемыми
традициями. Зеленой свет для совершения такого обряда давало
буддийское учение о перерождении душ. Самым ярким в
истории случаем с фуку совершил главный генерал Меджи:
когда император Меджи умер в 1912 году, его генерал совершил
харакири из уважения к мертвому вождю. Этот ритуал был
строго канонизирован и преподавался с детства, отступление
считалось позором. Эта форма самоубийства считалась более
почетной, чем обычная казнь.

23.

• Перед тем, как воспроизвести сэппуку, самурай должен был
написать стихотворение о смерти, после которого воин, который
должен был умереть, становился на оба колена и разрезал себе
живот, после чего другой самурай отрубал голову тому, кто
совершал самоубийство. Друг, стоявший позади самурая,
отрубал осужденному голову сразу после того, как тот ударит
себя ножом — дабы облегчить физические страдания воина. Так,
вместо того, чтобы быть захваченным, самурай наносил себе
удар слева в живот, направляя лезвие вправо, а затем тянул
наверх. Образцовой формой также считался повторный удар
ниже груди и надавливание вниз через первый порез, а затем
прокол собственного горла». Этот медленный и мучительный
способ умереть демонстрировал огромное психологическое
мужество воина, способом вернуть себе некоторую долю чести
даже в поражении.

24.

• «Крайнее оправдание себя перед
небом и людьми» — вот что такое
сэппуку, или как еще называют
это действие — харакири, и это
последнее в жизни действие
является символикой духовного
свойства, а не простое
самоубийство. Это привилегия
самураев, гордившихся тем, что
они могут свободно
распоряжаться своей жизнью,
практика побежденных самураев
означала искупление.

25.

Бусидо в современное время
• Бусидо учит, что мужчины должны вести себя в
соответствии с абсолютными моральными
стандартами, превосходящими логику.
• Что правильно а что неправильно, что добро а что зло
— все это данность, а не просто аргументы, которые
подлежат обсуждению или оправданию, и мужчина
должен знать разницу. Согласно кодексу бусидо,
мужчина обязан обучать своих детей моральным
нормам, используя модель своего собственного
поведения. Таким образом, первой целью
самурайского образования было воспитание
характера, а более тонкие способности
рассудительности, ума или диалектики были менее
важны: интеллектуальное превосходство ценилось, но
самурай, по сути, был человеком действия.

26.

• Ни один историк не станет утверждать, что Хидэёси,
самый известный самурай, который позже стал дайме
в Японии и одним из трех великих деятелей, которые
объединили Японию, олицетворял восемь
добродетелей бусидо на протяжении всей своей
жизни. Как и у многих великих людей, его
выдающиеся дары сопровождались глубокими
недостатками. Однако, предпочтя сострадание
конфронтации и доброжелательность
воинственности, он продемонстрировал нестареющие
качества мужественности. Сегодня его уроки как
нельзя более своевременны.

27.

• Исторически, бусидо было закреплено за режимом
Токугавы и стало законом того времени. Так, по
закону, только самураи могли носить оружие
публично.

28.

• Со временем самурай стало бюрократической
знатью, а не образом жизни воина, что
привело к различным взглядам на кодекс
воина. В основном им платили за рисование
каллиграфии и выпивку, а их мечи стали
символами силы вместо настоящего оружия.

29.

• Правительство также заставило даймё уменьшить
размер своих армий, создав таким образом
социальную проблему ронинов: безработные самураи
бродили по стране и создавали проблемы. Поэтому
институциональное бусидо прекратило свое
существование в 1873 году. Но в результате
реставрации Мэйдзи, концепция бусидо пережила
Вторую мировую войну и дошла до наших дней.

30.

• Сегодня эту концепцию используют некоторые
японские бизнесмены. Некоторые из них
придерживаются подхода, согласно которому «бизнес
— это война», и скорректировали свою тактику с
учетом этих разветвлений, а книги самураев различных
времен — Мусаси и Цунэтомо, доказывают
способность бусидо приспосабливаться к
современному миру.

31.

Список литературы
• Кожевников В.В. Очерки по истории Японии. XII-XVI
вв. Влдв.: ДВГУ, 1999, 165с.
• Нитобэ Инадзо. Бусидо – душа Японии. М.: София,
2004, 208с.
• Путь самурая. Кодекс бусидо. Режим доступа
[http://www.aikidoka.ru/bushido/bushido_2/]. Дата
обращения к ресурсу 17.07.2016
• Спальвин Е. Г. Конфуцианские идеи в этическом учении
японского народа [Электронный ресурс] // Известия
Восточного института. 2006. N 13. С. 192-194

32.

• Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие
Японии. М.: Наука, 1981, 168 с.
• Судзуки Д. Т. Дзэн-буддизм в японской культуре.
СПб: Триада, 2004, 272 с.
• Улищенко Т. Бусидо. Кодекс чести самурая. М.:
Астрель, 2012, 288 с.
• Юдзан Дайдодзи Будосесинсю. Ямамото Цунэтомо
Хагакурэ. Юкио Мисима. Книга самурая:
Будосесинсю; Хагакурэ; Хагакурэ Нюмон. СПб.:
Евразия, 2000, 320 с.
• Ямамото Цунэтомо. Кодекс бусидо. Хагакурэ.
Сокрытое в листве. М.: Эксмо, 2004, 208 с.

33.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила