Похожие презентации:
Гордость вечная России – золотая хохлома
1.
ГОРДОСТЬВЕЧНАЯ
РОССИИ –
ЗОЛОТАЯ
ХОХЛОМА
2.
3.
Хохломская роспись – это искусство, зародившееся всемнадцатом веке в небольших деревушках,
расположенных на берегу Волги. Это декоративное
оформление изделий из древесины. Отличительная
черта промысла – использование золотистого фона,
на поверхность которого наносят красные сочные
ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.
4.
Ремесло зародилось во второй половинесемнадцатого столетия в поселениях Заволжья.
Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта,
куда местные умельцы привозили свои творения на
продажу. Именно он подарил название росписи.
И. М. Баканов.
Хохломские художники за
работой.
Палех, 1929 год
5.
Промысел имеет характернуюособенность, благодаря
которой его невозможно
перепутать с другими
направлениями искусства. В
хохломе используется
золочение поверхностей из
дерева и обильное
декорирование разнообразным
орнаментом. Мастера для
создания своих шедевров
использовали свободную
кистевую манеру. Это
позволяло им работать сразу в
двух направлениях: фоновая
роспись и верховая композиция.
6.
Классические творения промысла уникальны ивызывают неподдельное восхищение. Каким образом
мастера, имевшие скудный запас красящих веществ,
умудрялись создавать настоящие шедевры. С
помощью минимальной палитры они наносили на
поверхность волшебные орнаменты и причудливые
композиции.
7.
Обязательное использование золотистой основыпридавало изделиям богатства и наполняла их
удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве
фона либо для оформления центральных элементов
композиции. Также мастера чаще всего брали черный и
красный оттенки. Добавить изображению глубины и
многогранности помогало внедрение в рисунок
белоснежного цвета или охры.
8.
В промысле различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первомварианте умелец создает орнамент на золотистом фоне, используя
черные, красные и белые цвета.
На примере хохломской росписи ярко просматривается душа русского
народа, уникальная подача, романтичное и слегка наивное восприятие
жизни целой нации. Знаменитые «травинки», «колоски», тяга к
натюрмортам, где живописцы применяли насыщенные оттенки и с
помощью деликатных мазков создавали шедевры.
9.
Так называемая травнаяроспись характеризуется
мотивами «под осоку».
Старинный вариант
орнамента рисуют с
использованием завитков,
мазков, ягодок небольшого
размера, колосков на
серебряном фоне.
Из нескольких травинок
умельцы создавали образ
петушка или курочки,
который мирно сидит на
веточке в густоте листвы.
10.
«Ягодка» и «листочек» отличаютсяот предыдущей технологии
использованием крупных и жирных
мазков. Живописцы создают
картину, дополняя ее
громоздкими растительными
формами. Наибольшей
популярностью пользуются
орнаменты с гроздьями
винограда, ягодками земляники,
малины, вишни. Художниками
удивительным образом удавалось
на россыпь тюльпанов или астр
наложить рябину или смородину.
11.
«Пряник» или «рыжик» —орнамент чаще всего
используют для
декорирования внутренней
поверхности
чашек и блюдец. Это
геометрические формы,
вписанные в квадрат или
ромб. В центре обязательно
изображают светило. По
периферии узора наносят
мелкие элементы.
12.
Для создания верховой росписи используют тончайшие иделикатные мазки. Композиция словно наполнена
легкостью и воздушностью, кажется будто она источает
золотистое сияние. Это простой вариант нанесения
красящего вещества, дающий возможность
пофантазировать и поменять элементы композиции в
процессе работы.
13.
При фоновой росписи сначаласоздают полотно с
контурным рисунком. Затем
с помощью черного или
красного оттенка
маскируют окружающее
пространство. Роспись фона
– это долгий и трудоемкий
процесс. Здесь нет места
для фантазии и
импровизации.
Первоначальную идею
мастера необходимо
изложить с максимальной
точностью.
14.
Техника выполнения хохломской росписиПодготовленную деревянную заготовку высушивают и с
помощью вапы или жидкой глины проводят грунтовку.
Изделие сохнет как минимум семь часов. Затем
поверхность древесины тщательно обрабатывают
олифой. Процедура повторяется от трех до четырех раз
на протяжении дня.
15.
Вторым этапом становитсялужение. В дерево втирают
порошок из алюминия. Процедуру
выполняют вручную, используя
кожаный тампон. После этого
поверхность приобретает блеск и
готова к нанесению орнамента.
Для росписи используют только
тонкие кисти разного размера.
Завершенное изображение
подсушивают и покрывают лаком.
Последняя стадия – закаливание
изделия в печи при температуре
плюс сто шестьдесят градусов.
Именно на этом этапе на
поверхности появляется шикарная
плёнка из «золота».
16.
Мастера Заволжья в большом ассортименте производилипредметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, столики,
шкафчики. На заказ изготавливали золотую хохлому, но цена на
подобную продукцию подскакивала до небес. Однако
потребителей это не смущало, каждый хотел стать
обладателем уникальной росписи.
17.
Со временем изделия заметно укрупнились.Мастера стали использовать манеру «кудрина»,
характеризующуюся золотистыми цветками и
листьями. Орнамент состоял из нескольких
отдельных элементов, которые удивительным
образом сливались в единое целое.
18.
Самое почитаемое направление вхохломе «травное письмо», во
второй половине двадцатого
столетия живописцы стали
использовать особый орнамент.
Так и зародились характерные
черты промысла.
Постепенно усложнялся колорит
узора, штрихи становились
тоньше, сюжет обретал
определенность. В средней полосе
России появились жанры
искусства, отдаленно
напоминающие хохлому:
федоскинские миниатюры и
жостовские подносы. Чуть позже
заработал завод по созданию
керамических изделий под гжель.
19.
Старинныйрусский
промысел
Старинный русский
промысел
является является обширным
обширным российской
пластом российской
пластом
культуры. Символом хохломской
культуры.считается
Символом хохломской
росписи
огненная Жар-птица. Искусство
росписи считается огненная Жар-птица.
совершенствовалось
на протяжении
нескольких
Искусство совершенствовалось
на
протяжении
нескольких веков.
веков.
Причудливые
переплетения известны и
Причудливые
переплетения
известныстране,
и
любимы
не только
в нашей
но и за ее
любимы не только в нашей стране, но и
пределами.
за ее пределами.