5.57M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Преподобные страдальцы. Путь русского монашества в минувшем XX веке

1.

Преподобные страдальцы
Путь русского
монашества в
минувшем XX веке

2.

Судьба нашего монашества в ХХ столетии -не
только разделить все невзгоды и страдания тех
лет, но и стать тем « семенем христианства,
основанном на крови мученичества», которое и
даровало силы к возрождению Русской Церкви в
наши дни.

3.

В древне-церковном понимании
«мученик» - это свидетель Христов
перед миром идолопоклонства
А в нашей истории мученик – это,
прежде всего «страстотерпец», тот,
кто смиренно несет страдания перед
лицом временно торжествующего
зла.

4.

« Кто не возненавидит
и самой жизни своей…
и не несет креста своего и
идет за Мною,
не может быть Моим
учеником» (Лк.14:26-27).
Выстоять перед лицом
карающей машины
государства мог лишь тот, кто
не пускался ни в страстное
обличение, ни в
соглашательство с безбожной
властью, часто - ценою жизни.
«Мученик», страстотерпец»,
«исповедник» - у каждого своя
доля страданий и трудов.

5.

При самоотречении душа как
бы проливает кровь: «дай кровь
и прими Дух».
Монашество есть
подготовка, лествица к
пролитию крови за Христа.
Борьба со страстями,
девство, нестяжание и,
особенно, послушание,
составляющие, вместе с
молитвой, основание или
корень монашества, сами
по себе рассматриваются
как хотя и бескровное, но
зато ежедневное и
преболезненное страдание
ради Христа

6.

Митрополит
Петроградский
Вениамин
(Казанский)
арестован по делу об
изъятии церковных
ценностей и
расстрелян 13 августа
1922г.
«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями
святых и восхищался их героизмом, их святым
воодушевлением, жалел всей душой, что времена не
те… времена переменились, открывается
возможность терпеть ради Христа… Трудно, тяжело
страдать, но по мере наших страданий
избыточествует и утешение от Бога» (см. 2кор.1,5).

7.

Это была показательная расправа
над целой группой ревностных
служителей Церкви, насилие над
совестью и сознанием верующего
народа - встретившего в
революционных событиях не
достижения социальной
справедливости, а алчное
вероломство и расправу над
праведностью.
Дело по изъятию
церковных
ценностей 1922 г.

8.

Митрополит
Киевский
Владимир
(Богоявленский)
расстрелян
солдатами за
воротами КиевоПечерской лавры.
День его кончины- 7 февраля 1918 года было решено
собравшимся позже Поместным Собором в Москве считать
днем поминовения всех пострадавших за Христа в дни
безбожного гонения новой власти.

9.

Архиепископ
Омский
Сильвестр
(Ольшевский)
замучен после
заточения 26
января 1920 года
Святые мощи мученика были
обнаружены 16 июля 2005 года при
раскопках фундамента Успенского
собора, разрушенного в 30-е годы.

10.

Последние
встречи:
Святейший
Патриарх Тихон
и митрополит
Владимир с
Петроградским
и верующими в
нач. 20-х годов
Известно, что ко времени Отечественной войны из почти
двухсот святителей Русской Церкви на свободе оставалось
лишь четверо. Но не только с этими представителями
монашества велась жестокая борьба, то же совершалось и
над всем институтом монашества.

11.

К 1917 году в Российской
империи было 1257 обителей с
107035 монашествующими.
Древнейший Чудов монастырь
Московского Кремля снесен в
1929-1930 годы.
Мудрецы и простецы
Русского монашества:
Святитель Игнатий
Брянчанинов и
преподобный Силуан
Афонский- делатели
Иисусовой молитвы и
хранители монашеского
предания.

12.

На 1.01.1922 г. было ликвидировано
722 монастыря, где разместились
советские учреждения. . Особенно
роковыми стали годы после
«великого перелома» 1929 года, когда
перед войной было уничтожено
более 100 тысяч православного
духовенства. Последним монастырь
просуществовал до сер.1937 года.
Только к осени 1920 г. Было
совершено 63 публичных
осквернения мощей. В 1922-23
гг. были расстреляны 1962
монаха и 3447 монахинь

13.

Показательна судьба и томской Богородице-Алексеевской
мужской обители. Она была официально закрыта в 1923 году, но
уже в 20-м году здесь разместилась трудовая школа. Монахи,
уже обреченные на смерть, жили под арестом до 1926 года.
Расстреляны, как и де тысячи томичей в черте города на горе
Каштак.
Вскоре после закрытия монастыря, у часовни св. Феодора
Томского (по преданию-имп.Александра Благословенного) и на
восточной стене монастыря произошло около десяти явлений
старца.

14.

. В нач. 80-х гг. в СССР оставалось всего 16 монастырей.

нач. 80-х гг. в СССР оставалось
всего 16 монастырей.
Известный старец архим. Иоанн (Крестьянкин) еще в
советское время говорил, что « древние праведные люди
шли в обители по большой любви к Богу, мы –
пережившие гонения и войну – пришли по обету, а после
нас – пойдут на покаяние».

15.

В сер.80-гг. обстановка существенно изменилась. После
всенародного торжественного празднования 1000-летия
Крещения Руси (к тому времени Церкви отдали старейший
Данилов монастырь в Москве, Толгский и Оптинский
монастыри) сразу стали открываться монастыри. Уже к
кон.1988 года насчитывалось 22 монастыря, через десять лет их
было уже 478, а сейчас их более 700, не считая скиты и
подворья. Вместе с внешним восстановлением, в них идет
кропотливая работа над собиранием свидетельств о судьбах
монашествующих в годы гонений.

16.

Иером. Василии, инн.Трофим и
Феропонт, через несколько лет
нелицемерной жизни в
возрожденной Оптинской
обители, сподобились
мученической кончины на Пасху
1993 года.
Их мученическая кончина соединила их вместе в
удивительный, современный образ монашеского подвига,
окончательно очищенного и подтвержденного страданием за
Христа, в молитвенном служении и послушании Церкви.

17.

В ХХ веке вся Россия стала антиминсом, духовным престолом
перед Богом, благодаря мученикам и страстотерпцам, тихим
праведникам и исповедникам. И впереди шли монашествующие.

18.

« Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на
смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием.
Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут… По
примеру Спасителя нам нужно всем все простить».
Еп.Варсонофий Кирилловский

19.

Святые
преподобные
новомученики и
исповедники
Российские,
молите Бога о
нас!
Досточтимая настоятельница и сестры Ачаирского
Крестовоздвиженского монастыря, честные отцы и братья,
участники и гости круглого стола «Сибирская Голгофа»,
благодарю всех Вас за внимание и желаю
помощи Божией в трудах!

20.

Иеромонах Амвросий (Кузнецов)
Насельник Богородице-Алексеевского мужского монастыря г.Томска
Используемая в докладе литература:
1.Русская Православная Церковь. Русское
монашество .
М.: Православная энциклопедия,2000.
2.Пострадавшие за веру и Церковь
Христову..1917-1937.
М.:ПСТГУ,2012.
3.Жизнеописание Оптинских
новомучеников. Благословенно воинство.
М.: Оптина Пустынь, 2003.
4.прот.М.Фаст, Н.В.Фаст. Нарымская
Голгофа.
Томск: Водолей, 2004.
5. Материалы по истории Томского
Богородице-Алексиевского монастыря.
Томск: ТБАМ,1999-2016гг.
Иеромонах Амвросий (Кузнецов)
Насельник Богородице-Алексеевского мужского
монастыря г.Томска
2016 год
English     Русский Правила