Похожие презентации:
Поморское село Вирма
1.
2.
Поморское село ВирмаКатегория объекта (река, горная
система, лес и т.д.): Село
Место: Республика Карелия,
Беломорский муниципальный район,
Сумпосадское сельское поселение
Дата первого упоминания: XII век
Доступ к объекту
(свободный/ограниченный): Свободны
й
Связь с другими объектами
(принадлежность к горной системе,
впадающие реки и т.д.): Находится на
берегу реки Вирма, впадающей в
Белое море.
3.
Вирма — древнейшее поморское село, когда-то многолюдное,теперь опустело, осталось двадцать жилых домов. Мощные
срубы по-северному добротных крестьянских домов обветшали,
но село по-прежнему живописно. Небольшая часть домов,
расположенных преимущественно вдоль старой улицы —
двухэтажные. Застройка относится, в основном, к концу XIX —
первой половине XX веков и является характерной для русских
поморских приречных поселений южного побережья. В рамках
поморских традиций построены бани.
Деревня Вирма является одним из немногих, сравнительно
хорошо сохранившихся традиционных сельских поселений
Карельского Поморья. Наличие выдающегося памятника
архитектуры, прибрежно-рядовую, уличную и свободную
застройки, а также кладбища с комплексом некрокультовых
сооружений, имеющих историко-архитектурную ценность,
позволяют отнести деревню Вирму в разряд ценных
исторических поселений Беломорского района.
4.
5.
Долгое время эта старинная русская деревня входила в составприморских вотчин знаменитой новгородской боярыни Марфыпосадницы (вдовы посадника Исаака Борецкого), занимавшей в XV
веке первое место среди новгородских феодалов по размерам
владений в Карелии. После падения новгородской боярщины и
включения Новгородской республики в состав единого русского
государства все владения новгородских бояр в Карелии были
конфискованы и «отписаны на государя», а часть из них, особенно
на беломорском побережье, передана в ведение Соловецкого
монастыря. Близ Вирмы обнаружен каменный фундамент
солеварен Соловецкого монастыря (XVI-XVII века).
6.
ИсторияВ начале XII века вслед за саамами пришли на виремские земли
карелы, позже начали заселяться в Вирму новгородцы. Длительное
время Вирма являлась вотчиной Марфы-посадницы, а затем и
Соловецкой обители, также как и другие поморские села.
Исторические документы XVI века подтверждают факт нахождения в
Вирме древнейшего в Поморье усолья. Варницы приносили
Соловецкой обители огромный доход.
Жители села занимались рыболовством, лесозаготовками. В 1930
году в Вирме был организован рыболовецкий колхоз «Труженик».
Водоросли, фукус и ламинарию добывали в Баренцевом и Белом
морях.
.
7.
В деревне находится памятник архитектуры,состоящий на государственной охране —
Церковь Петра и Павла, которая была
возведена в 1696 году на средства Соловецкой
обители.
8.
Церковь Петра и ПавлаПетропавловская церковь представляет собой уникальный
памятник деревянного зодчества. На фоне окружающей
скудной природы, внешний вид церкви поражает своим
замысловатым и нарядным покрытием. Считается, что
церковь была построена не ранее чем в 1625 году.
9.
Четверик – это центральное помещение храма, которое увенчанопятиглавым кубом и необычным покрытием в виде пологого шатра
с кривыми гранями, а на вершине его находится центральная глава.
С восточной части к четверику церкви примыкает пятистенный
алтарь, который перекрыт бочкой; с запада располагаются сени и
трапезная.
Как и большинство памятников деревянного зодчества Карелии,
церковь Петра и Павла в ходе эксплуатации
подвергалась реконструкции и ремонту, поэтому дошла до
современного времени не в первоначальном виде. Переделки
осуществлялись согласно новым тенденциям в строительноархитектурной сфере, а также отражали изменения церковных
канонов.
10.
ПреданияСтаринное поморское село хранит и свои преданья древности,
которые передаются из поколения в поколение. События
происходили в XVI веке, когда шведы совершали разорительные
походы в Поморье. Огромная сила обрушилась тогда на
беломорские поселения. Так, архимандрит Соловецкого
монастыря Досифей писал: "Разорены и пожжены как
государственные, так и монастырские волости до Сумского
острога; соляные варницы, хлебные магазины, рыбные ловли,
лошади и весь скот истреблены; многие крестьяне отведены в
плен, а храмы Божии были ограблены и сожжены до
основания…"3
Согласно преданью, после разорения одной из церквей, шведы
решили отдохнуть и добычу поделить. Устроились на поле, но
неожиданно на небе появилась черная туча, а из нее прямо на
иноземцев скала выпала. Как говорят виремские старожилы,
скала накрыла всех, только одна нога в сапоге торчать осталась,
да и та закаменела. С тех пор эту скалу прозвали "Немецкая
Щелья".