Похожие презентации:
История музыки XX века
1.
«Случайность» — не эстетическая категория.«Случайность» может принести что-нибудь
интересное только один раз из миллиона.
Пьер Булез [1, 82]
Способы
развития
“алеаторной
техники
композиции” в
мировой
музыкальной
культуре второй
половины XX
века – начала
K.K. Hof- und National Theater
2.
Особенностью авангардного искусства является то, что егоработа протекает на стыке нескольких музыкальных направлений,
основами которых являются инновационные
звукоизобразительные техники и средства (как, например,
звукозапись, микширование в «конкретной музыке»). Когда же
дело касается алеаторики – вспоминается один из самых
влиятельных авангардных композиторов двадцатого века,
Штокхаузен, который, одним из первых, реализовал некоторые из
собственных методов, структурировав их в «алеаторике». Акопян
описывает данный подход в сочинительстве, как совокупность
композиционных методов и рычагов призванных заменить
авторскую инициативу, на исполнительскую. [3, c.26,4]
В изобразительном искусстве:
«Конструктивизм»
Василия Кандинского
«Суперматизм»
Казимира
Малевича
3.
Отсюда следует что «алеаторный тип»становился в противовес другим
популярным авангардным методам –
«серийной» и «сериальной технике»,
особенностью которых было строгое
детерменирование композиций через
системы ракоходов и сериальных
конфигураций (в рамках которых
хроматические звуки не могли
Основы «сериальной композиции»
повторяться дважды) [3, c.507, 2]. Не
смотря на столь радикальное
различие, композиторы могли работать
как в одной композиторской технике,
так и в другой (Штокхаузен, как
представитель дармштадской школы,
работал и в «сериальной музыке»). «С
одной стороны, композитор методично
использовал сериалистские техники,
выстраивая градации высоты,
Карлхайнц Штокхаузен преподает одиннадцатую
пьесу на Дармштадских каникулах,
длительности и силы звука сериями.фортепианную
С
4.
Эдвин Хаббл – астрофизик икосмолог XX века
Не лишняя, в деле популяризации своей
новаторской концепции, и философская подоплека
подкрепляющая её. Штокхаузен заимствовал у
современной ему естественнонаучной среды
Данная идея гласила, что сущность,
течение,
состояние многих
предметов и
теорию
«индетерменизма»,
«случайности».
явлений вселенной являются случайными, в том случае, если о них нельзя
получить исчерпывающую информацию.
Многие процессы, протекающие в квантовой физике, астрономии и
естествознании у ученых двадцатого века не поддавались научному
Этим воспользовался
и Штокхаузен,
осмыслению,
однако это не
отрицало их существования
ведь
деятельность
[6, c.8,изобретательская
1]. Ученым пришлось
признать «случайнось» как объективный факт
композитора
является
также
существовующей
реальности.
исследовательско-научной работой и не
все её феномены должны быть
постижимы в рамках традиционной
художественной культуры. Музыкально- Карлхайнц Штокхаузен, 60-е
эстетические формы приобретают у него годы
совершенно другой оттенок.
5.
XX век:Так, например, принцип
“случайности” отражается в
“мобильном” подвиде
алеаторной композиции
Обратим внимание на то, что в
предсталвленом фрагменте
одиннадцатой пьесы для
фортепиано, Штокхаузен никак
не ограничивает ни
последовательность
исполняемых кластеров, ни
динамическую и
метроритмическую формулу.
Целостной остаются лишь
некоторые предписания и
рекомендации композитора
касающиеся количеств
повторений указанных
фрагментов [3, c.26,1-2].
Виниловая пластинка 11й фортепианной пьесы,
2011 год
Детройт, первая половина XX века
6.
По иному протекала судьбаалеаторного творчества в Китайской
Народной Республике.
Внешнеполитическая закрытость
страны от западных государств не
позволяла полноценно внедряться
европейским тенденциям в местную
музыкальную культуру.
Тань Дунь – композитор и
дирижёр, лауреат премий
«Грэмми» и «Оскар».
Гонконг под британским владычеством
(XX век)
Однако заимствованиями из среды
европейской музыки, а конкретно из
«Польской Композиторской Школы»
и сочинений Лютославского,
пропитаны сочинения Гао Пина, Цао
Гуанпина, Тан Дуна. В опусах
данных творческих фигур
прослеживаются черты
«умеренного» алеаторного
творчества, где, при традиционном
методе написания композиции
допускаются некоторые
вариативные элементы зависящие
от исполнителя [9, c.2, 3].
7.
Рассмотрим, для примера, фортепианную пьесу Гао Пина «НочнаяАллея».
Так, если перевести ремарки композитора, приведенные в шестидесятом и
шестьдесят шестом такте произведения [рис. 1] , в них говорится –
«Иррегулярно»;
«звукособытия в нехронометрированной музыкальной ткани по отношению
«Импровизируя».
к тактовым чертам работают для каждого голоса отдельно»;
Отсюда выясняется
что Пин,
хронометрически,
регулирует
эпизоды для
каждой
мелодической
линии:
В результате
прослеживается
неполная
согласованность
горизонтальной
фактуры
музыкальной
ткани, что, в свою
[Рис.1]
очередь, создает
эффект «сонорных
8.
Для понимания сущности «ограниченной»алеаторики можно привести цитату из пособия
Гавриловой, в главе о Лютославском, наиболее
достоверно интерпретирующей данное явление:
«При определенной свободе исполнения
отдельных фрагментов (мобильных структур)
конечный результат звучания произведения в его
концептуальной целостности
строго контролируется автором. А его главной
целью становится создание звучащей материи
нового типа, которую обычным способом создать
невозможно» [4, c.116, 2].
Алеаторны
й фрагмент
из хоровой
симфонии
«Три
поэмы
Анри
Мишо» с
указаниям
и
композито
ра.
Открытка с изображением
Государственной музыкальной
консерватории в Катовице
Юзеф Патковский в
экспериментальной студии
Польского радио, 1962-1972 года.
9.
Особого вниманиязаслуживает вид
алеаторики популярный
в экспериментах Джона
Кейджа, Фелдмана,
Брауна, где трактование
звуков и музыкальных
форм обуславливается
«графическими
изображениями»,
исполнительская
интерпретация которых
может варьироваться в
зависимости от
доскональности
[рис.2]
изучения той или иной
детали
Так,графического
попытка чтения графического варианта произведения
подтекста.
Проще учавствовавшем в написании данного
4’33’’ абсольвентом,
говоря,
он практически
исследования,
не дала никаких серьезных результатов;
не
несёт никакой
приведенные
работы в корне отличаются от общемузыкальных
конкретной
традиционных норм написания музыки. [рис.2]
10.
Джон Кейдж презентует пьесу 4’33’’, 1952 год,Калифорния.
Классический нотный вариант 4’33’’ Джона Кейдж
При прослушивании произведения, выяснилось то, что на протяжении
четырех минут, тридцати трёх секунд, исполнитель, не извлекая ни
единого звука на фортепиано, воспроизвёл «Три движения» связанные с
открытием и закрытием крышки от клавиатуры инструмента.
Игра по «графическим партитурам» требует отдельного навыка и
досконального изучения композиторских принципов, задействованных в
11.
XXI век:Любопытный подвид алеакторики, характерный для музыки начала двадцать первого
века, приводит в своей выпускной научно-квалификационной работе Кирьянова. Он
именуется «ритмической алеаторикой» и входит в «малую алеаторную технику» (у
которой определена форма произведения при наличии свободных разделов внутри
нее), по словам исследователя [5, c. 18, 2]. Для нее характерны свободный
хронометрический отрезок для каждой длительности (штиля). Как пример,
приводятся хоровые духовные опусы композитора и педагога Дмитрия
Валентиновича Смирнова, выпускника Ленинградской консерватории имени
Римского-Корсакова. Его сочинения заимствуют множество техник авангардной
композиции, не ограничиваясь исследуемым в работе стилем. Помимо «малой
алеаторной техники», автор исследования выделяет «большую», где индетерменизму
подвергается и сама форма произведения [5, c. 9, 5].
В этом
же«Единородный
исследовании
приводится «звуковая» и «тембровая» алеаторика,
Номер
Сыне»
из цикла «Молитвословия»
особенностью
которых является вариативность, случайность музыкальной ткани в
Дмитрия Смирнова:
вышеуказанных
аспектах [5, c. 5-6].
12.
Без музыкального сопровождениянельзя представить современное кино и
«саундтреки» являются отличным
исследовательским полигоном для
экспериментов в области авангардной
музыки. Как правило она выражается в
«Эмбиентах». Понятие “Ambient”
Издание всей оригинальной
являющет собой, ничто иное, как
композиторской музыки звучащей
«фоновую музыку», у истоков которой,
в «Братстве кольца».
стоит французский музыкальный
На данном поприще нашлось и место для
исследователь начала двадцатого
века
фантазии канадского
композитора Говарда Шора,
Эрик Сати [8, c.2, 1].
решивашего интерпретировать алеаторные методы
в один из опусов (треков) для первого фильма
Питера Джексона из трилогии «Властелин колец»,
снятого по мотивам романа Джона Рональда Руэла
Толкиена. В моменте, когда «глубинный страж»
пытается утащить Фродо в озеро – после
перкусионного проигрыша происходит
динамическое нарастание у группы струнных
инструментов, детальнее разбирая этот фрагмент,
мы видим указания композитора в партии
струнных связанные с хронометрической,
метроритмической и фактурной
13.
• «The Books»упоминает
алеаторику в
конце своей песни
«Read, Eat, Sleep»,
репетируя семплы
слова «aleatoric»
на фоне сонорных
шумовых
эффектов. [Аудио
1]
Нильз Фарм экспериментирует с
сонорным смешиванием звуков
различных музыкальных
инструментов, 2021 год
Алеаторные методы написания музыки
продолжают жизнь и в современном мире.
Ведь если разобраться, наследие
положенное Штокхаузеном и развитое в
дальнейшем мировыми композиторами
Кейджем, Пендерецким, Гао Пинем,
представляют собой довольно крепкую,
нестандартную и лаконичную формулу
достижения композиторских целей в век,
когда авангардное искусство находится на
пике своего подъема благодаря
разновидностям музыкального рока. Многие
из представителей экспериментальной
музыки отдают дань уважения алеаторике в
своём творчестве: как например дуэт «The
Books», работающий в жанре
«фольктроники» [Аудио 1]. Способен ли,
описанный в работе, композиторский метод
запечатлеть вышеперечисленные имена в
истории мировой музыки надолго, встанут ли
их смелые авангардные решения, в
перспективе, в один ряд с классической
музыкальной традицией, существующей уже
14.
Список литературы:1. Wilson G., Cope D. An Interview with Pierre Boulez // The
Compouser, 1, 2. 1973, September. P. 82—83.
2. The Music of the Monsters of Lord of the Rings.
[видеозапись] // YouTube, дата обращения: 09.05.2023 –
цит. по Adams, Doug (2010). The music of the Lord of the
rings films: a comprehensive account of Howard Shore's
scores. Van Nuys, CA. ISBN 978-0-7390-71571. OCLC 657600945
3. Акопян Левон. Музыка ХХ века: Энциклопедический
словарь / Л. О. Акопян // М.: Практика. – 2010. – 855с.
4. Гаврилова Н.А. История зарубежной музыки. ХХ век.:
учебное пособие/ Н. А. Гаврилова // М.: Государственный
Институт Искусствознания. – 2005. – 573с.
См. далее:
15.
5. Кирьянова Екатерина. Алеаторика в русской хоровоймузыке XX – XXI века. Проблемы исполнения.:
Выпускная Квалификационная Работа
/ Е. И. Кирьянова // Е.: Уральская государственная
консерватория имени М.П. Мусоргского
. – 2016. – 21с.
6. Переверзева Марина. Алеаторика как принцип
композиции/М.В.Переверзева// M.: Московская
государственная консерватория имени П. И.
Чайковского. – 2015. – 47 с.
7. Росс Алекс. Дальше шум: Слушая XX век – М.: Corpus.
– 2015. – 560с
8. Сокур Евгений. Степень синкретизма основных
композиторских методов «мебелировочной музыки» и
музыкального минимализма двадцатого века.: ЭССЕ по
Истории Музыки XX века/ Е. Ю. Сокур // Петрозаводск.:
Петрозаводская Государственная Консерватория А.К.
Глазунова. – 2023. – 3с.
См. далее:
16.
9. Чэнь Шуюнь. Алеаторика в фортепианной музыкекитайских композиторов рубежа XX-XXI веков/Шуюнь
Чэнь// Н.Н.: Нижегородская государственная
консерватория им. М. И. Глинки. - 2020. - 7 с. - DOI:
10.26086/NK.2020.57.3.017.