8.73M
Категория: ИскусствоИскусство

Кризис балетного романтизма 60-е годы XIX века

1.

КРИЗИС БАЛЕТНОГО
РОМАНТИЗМА
60е годы
XIX века

2.

После французской революции 1848 г.
отчётливо проявился кризис романтизма, уходящего
от участия в общественной жизни, замыкающегося в
узком круге чисто культурных проблем.
Основную часть добропорядочных буржуа
волновало прежде всего собственное благополучие.
Для большинства публики, не имевшей
художественного воспитания, искусство не имело
большого значения, оно было доступно и
необходимо лишь в развлекательной форме,
поэтому ведущую роль в культуре заняли другие
стили.

3.

Середина XIX века в искусстве становится
переломным моментом, переходом от
романтизма к реализму. И, хотя искусство
балета отставало от других видов искусства,
тем не менее в театрах Европы постепенно
романтические балеты уступают место
драматическим балетам, а затем и балетамфеериям.

4.

5.

Темы и образы романтического балета уже не
привлекали;
Не нужны - глубокое содержание, философский
подход к решению образов;
Нужен повод для танцев;
Сценические эффекты, трюки;
Красочные танцевальные выходы;
Внешний блеск, обилие сольных и массовых
танцев;
Причудливость, яркость костюмов и декораций.

6.

Артур Сен-Леон (1821 — 1870)
Танцовщик-виртуоз,
скрипач-виртуоз,
балетмейстер,
педагог.
.

7.

Знал десять европейских языков, собирал
фольклорные танцы, изобрел систему записи
движений
и даже сочинял музыку.

8.

Танцам обучался у отца,
танцовщика и музыканта, в Штутгарте.
Стажировка – Париж.
Игре на скрипке обучался у великого Никколо
Паганини.
1847 год - дебют во Франции, балет
«Мраморная красавица».
«Маркитантка»
и «Заколдованная скрипка»
- балеты,
где Сен-Леон не только танцевал,
но и играл на скрипке.

9.

10.

1859–1869 – Артур Сен-Леон
возглавлял русский балет.
Сформулировал каноны
классического большого спектакля –
ключевого жанра в XIX веке.
И при этом подорвал репутацию
балета как искусства в глазах
прогрессивной интеллигенции до конца
столетия .

11.

Лучший балет Сен-Леона в России –
«Конёк-Горбунок» по сказке Ершова
на музыку Ч. Пуньи.
Премьера состоялась в Петербурге 3 декабря 1864 года.
«Конёк-Горбунок» установил кассовый рекорд столетия.

12.

Это был первый балет
на русскую национальную
тематику. Он имел шумный
успех, и его лубочной стиль
надолго воцарился на
русской хореографической
сцене.

13.

В Советском Союзе вновь вернулись к сказке Петра
Ершова. Большой театр выпустил премьеру балета
«Конёк-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина, в
постановке Александра Радунского 4 марта 1960 года.

14.

Иванушкой был молодой Владимир Васильев,
Царь-девица Майя Плисецкая

15.

Александр Радунский – Царь.
Балетмейстер.
Родион Щедрин композитор

16.

Наиболее интересные постановки балета.
1963 год - Игорь Бельский, Малый театр оперы и
балета, Ленинград (сейчас Михайловский в СанктПетербурге);
1964 год - Нина Анисимова, Свердловск;
1981 год - Дмитрий Брянцев, Кировский театр,
Ленинград;
1999 год — Николай Андросов, Большой театр; для
этой постановки Щедриным была сделана новая версия
балета, превратившая его в ослепительную русскую
феерию.
2009 — Алексей Ратманский, Мариинский театр.

17.

В 1962 году был снят фильм-балет
«Сказка о Коньке-Горбунке» на основе спектакля
Большого театра с участием
Майи Плисецкой и Владимира Васильева

18.

Балет «Золотая рыбка» по сказке
Пушкина на музыку Людвига Минкуса
(Большой Каменный театр, 1867 г.)
скоро был снят со сцены в связи с явным
провалом.

19.

Влияние Артура Сен-Леона на становление русского балета
переоценить невозможно. Это был действительно
выдающийся деятель, заслуженно и справедливо
пользующийся успехом на сценах всех балетных театров
Европы.
• Его балеты содержали богатые хореографические
находки, обогатившие лексику балетного танца,
способствовали развитию его техники.
• Сен-Леон работал на русской сцене в первую очередь с
выпускниками Петербургского училища, не требуя
приглашения танцоров со стороны.
• Поставил первый балет на русскую национальную тему,
где использовались популярные русские мелодии и был
введён характерный танец с элементами русских
народных плясок.

20.

• Использовал в классическом балете народную
стилистику, привнёс в свои балеты характерные танцы
50 народностей.
• Он умел довести сильные качества танцовщика до
высокой степени совершенства.
• Ставил танцы с учётом достоинств и недостатков
своего протеже и выпускал на сцену очередную
балетную «знаменитость».

21.

Вершиной творчества прославленного балетмейстера
официально считается постановка балета
«Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»
на музыку Лео Делиба, его последний спектакль, который
до сих пор не сходит со сцен многих балетных театров.
25 мая 1870 года, Париж.

22.

Балет появился в тот период, когда европейское
искусство балета переживало кризисные явления. В
обществе преобладал взгляд на балет как на искусство
развлекательное, не способное к решению значимых
творческих задач.
Он стал первым шагом на пути преодоления этой
ситуации и создания симфонического балета, процесса
завершившегося созданием балетов П. И. Чайковского.

23.

Став последним французским
романтическим балетом, это произведение
великолепным образом замыкает жанр
балетного романтизма, начатый балетом
«Жизель».
По словам Дж. Баланчина, если «Жизель»
признана величайшей трагедией в истории
балета, то «Коппелия» — величайшая из
хореографических комедий.
Таким образом, стиль романтизма во
французском балете был начат трагедий и
окончен комедией.

24.

Шедевр мастера увидел свой истинный расцвет в
России, куда в 1882 году его перенёс сначала Йозеф
Хансен.
В 1884 году – знаменитый Мариус Петипа в СанктПетербурге осуществил реконструкцию спектакля.
Которая легла в основу спектакля Энрико Чекетти и Льва
Иванова, являющуюся теперь эталоном балета в России.

25.

Русский балет, вновь преодолевая
препятствия двигался вперёд, к созданию
шедевров балетного искусства, благодаря
творчеству Мариуса Петипа, Петра
Чайковского, Александра Глазунова!
English     Русский Правила