Похожие презентации:
Древнегреческая философия. Софисты
1.
Древнегреческая философияСОФИСТЫ
2.
(от др.-греч. σοφιστής —«умелец, изобретатель,
мудрец, знаток»)
Софисты
— древнегреческие платные преподаватели
красноречия, представители одноименного
философского направления, распространенного в
Греции во 2-ой пол. V — 1-й пол. IV в. до н. э. В широком
смысле термин «софист» служил для обозначения
искусного или мудрого человека. Софистика не
представляла собой единого круга мыслителей
3.
До возникновения софистики в Греции преобладала натурфилософия,т.е философия природы («натура»- природа).
Для милетцев и элейцев, Гераклита и атомистов центральной являлась
проблема бытия, первосновы мира, причин происходящих в природе
изменений.
Во второй половине V в.до н.э акценты стали
меняться.
Софисты стали первыми среди греческих мыслителей
начали изучать не окружающий нас мир, а внутренний мир
человека – его мышление, интересы, потребности, систему
ценностей, пути воздействия на принятие решений.
4.
Можно сказать, что софистов породила древнегреческаядемократия. Задача софистов – научить мыслить, говорить и
делать
1
2
3
• Классическая или древняя софистика (5-6 век до н.э)
• Вторая или новая софистика (2-3 н.э). Основные
представители: Лукиан Самосатский, Флавий Филострат
и.др
• Третья или поздняя софистика (4 н.э). Представители :
Либаний, Юлиан Отступник
5.
Основные положения софистов• Человек и сознание – основная проблема софистики. Софисты
произвели смещение оси философского исследования с природы на
человека. В центре внимания оказались человек и его психология
• Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических
приёмов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд
правильное, оказалось в итоге ложным.
• Исходный принцип софистов; «Человек есть мера всех вещей» в том,
что они существуют, и в том, что они не существуют». Отсюда
субъективизм в оценках и суждениях.
• Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида –
субъекта познания. Объективное, истинное познание недостижимо
(скептицизм). Всякое знание относительно (релятивизм)
• Релятивизм в теории познания служит обоснованием нравственного
релятивизма: софисты показывали условность правовых норм,
государственных законов, моральных оценок
6.
Учение софистовПротагор говорит об относительности
всякого знания, доказывая, что каждому
утверждению может быть с разным
основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение
Заявил, что о всяком предмете можно
сказать двояко и противоположным
образом.
О мысли он не заботился, спорил о словах,
и повсеместное нынешнее племя
спорщиков берёт своё начало от него
Протагор
Протагору принадлежит афоризм
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что
они существуют, и не существующих, что они не
существуют»
7.
Учение софистовВ своём труде «О природе» Горгий
доказывает 3 положения:
что ничего не существует,
а если чтонибудь и существует, то оно не
познаваемо, то оно невыразимо и
необъяснимо. В результате он при
шёл к выводу, что не о чём
нельзя сказать достоверно
Горгий
8.
Сократ был самым известным софистомИменно Сократ впервые использовал диалог как
метод
нахождения истины в споре на строгом логическом
подходе. Его задача состоит в том, чтобы побуждать
других находить истину, ведя беседу и ставя всё
новые и новые вопросы.
Сократ стал одним из создателей
европейского научного стиля мышления, ведя в наук
у безусловное требование доказательности.
Его главное дидактическое достижение –
майэвтика «повивальное искусство»
диалектический спор, подводящий к истине
посредством продуманных наставником вопросов.
Сократ
По Сократу, человек является обладателем
разумного сознания, направленное на добро и зло
9.
Софисты о политикеПифагор, Продик, Аразимах– впервые
сформулировали наиболее развёрнутые
представления о политике:
• Общественная жизнь, мир политики Дело рук человеческих «Человек есть мера всех
вещей»
Подчёркивали условность правовых норм,
государственных установлений.
«КАЖДАЯ ВЛАСТЬ УСТАНАВЛИВАЕТ ЗАКОНЫ,
ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ НЕЁ САМОЙ: ДЕМОКРАТИЯДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ, ТАКЖЕ ПОСТУПАЮТ И
ОСТАЛЬНЫЕ»
Аразимах.