2.70M
Категория: ИсторияИстория

Краткий очерк истории Реформации в Европе XVI – XVII вв

1.

История Реформации и
Контрреформации
Краткий очерк истории Реформации в Европе XVI – XVII вв.
Лектор: Чернявский Михаил Юрьевич, тренер сборной команды
Москвы по истории

2.

Некоторые вопросы, которые мы
рассмотрим сегодня
• В чем заключались предпосылки (объективные и субъективные)
Реформации?
• Кто такой Мартин Лютер? В чем состояло его учение?
• Как протекала Реформация? Можно ли говорить о различных
моделях Реформации?
• В чем принципиальное различие между менталитетом и
поведением протестантов, католиков и православных?

3.

Почему «Реформация»?
• Не стоит забывать, что мы видим в истории церкви немало
попыток добиться каких-то изменений (появление монашества,
«Клюнийская реформа», создание монашеских орденов,
различные церковные уставы)
• Постоянная критика и самокритика как часть этоса церкви
Топос: возвращение «ко Христу», стремление повторять жизнь
ранних христианских общин
• НО очевидно, что все эти события лишь в самой малой части
похожи на последствия Реформации
Реформация подстегнула процесс создания «модерной Европы»

4.

Реформация и рождение наций в Европе
• История Реформации важна нам в том числе потому, что без
Реформации в Европе не сложились бы нации в современном
понимании
Тезис №1. Нации – продукт эпохи Нового времени!
• Понятие «национальная принадлежность» не априорно и не является
врожденным; принадлежность к той или иной нации осознается по
ходу процесса социализации
• Выделяют массу причин формирования «модерных» наций, но одна из
важнейших – культурное размежевание, осознание «своего» и
«чужого».
Тезис советской историографии: достижение модерности через
обмирщение
Современная историография: достижение модерности через
конфессионализацию

5.

Предыстория Реформации. Во что верили и
как верили?

6.

Предыстория Реформации. Что представляла
собой католическая церковь?
• Во главе церкви – Папа Римский, «верховный понтифик»; за ним
– коллегия кардиналов, за ними – архиепископы и епископы (+
масса других должностей).
• После окончания раскола в церкви и преодоления всех
конфликтов в конце XV века Римская церковь значительно
усиливается (сильные Папы: Сикст IV, Александр VI, Юлий II);
утверждается титул о непогрешимости Папы, верховенстве
церкви
Папы vs. Вселенские соборы (и идеи «концилиаризма»)
• Папы одерживают верх; новый символ могущества – Собор
святого Петра

7.

Собор святого Петра (Basilica Petra Sancti) в
Риме, XVI – XVII вв.

8.

Предыстория Реформации
• Для того, чтоб обеспечивать целый ряд дорогих проектов в духе
эпохи Ренессанса, папы «легализуют» запретные в христианстве
вещи – ростовщичество, симонию, «святые годы», «юбилеи
церкви»
• Толпы паломников устремляются в Рим, город расцветает →
денег становится много, но и их не хватает
• Рим придумывает индульгенции для отпущения грехов, что
закономерно вызывает возмущение у современников
• Такое возмущение выливается в жесткую критику церкви,
иерархии церкви, монашества и так далее

9.

Предыстория Реформации
• Церковь – не только профессиональная организация, но и
община верующих в том числе.
Почему общество так ярко прореагировало на эти изменения?
• Общество XV – XVI вв. весьма ярко реагирует на всевозможные
проявления таких «новшеств» в церкви
• Городское сообщество все более недовольно тем, что церковь не
принимает достаточного участия в их жизни
• Развивается «низовое» благочестие, которое все больше
стремится к индивидуальной святости

10.

Предыстория Реформации
• Все больше и больше книгопечатной продукции становится
доступно простым людям
• Получают распространение всевозможные брошюры, небольшие
книжицы, листки, в которых содержатся богослужебные тексты
• Эта печатная продукция распространяется очень широко, т.к. это
книги для индивидуального использования
• В отличии от Библии, такая продукция понятна обывателю, так
как эти листки как правило содержат переводы на
«национальные» языки, а не латинские тексты

11.

Предыстория Реформации
Главная «проблема» Реформации: Как верить, чтоб достичь
спасения?
• Католическая теория спасения: спасение через благодать (но
понять и ощутить благодать невозможно; она исходит от Бога и
потому как бы сверхчеловечна)
• Понятие благодати тесным образом связано с понятием
первородного греха
• В католической традиции (восходит к Аврелию Августину),
человеческая природа несовместима с благодатью

12.

Предыстория Реформации
НО! Настолько же, насколько несовместима человеческая природа,
настолько совместима природа святых и мучеников
• Человек способен приобщиться к благодати, но только
посредством членства в церкви (церковь наследует благодать от
Христа, святых и мучеников)
Сформирована концепция единоспасающей церкви
• Только папа может отпускать грамоты-индульгенции, которые
сокращают время пребывания в чистилище (отсюда –
посмертные индульгенции, заупокойные мессы)

13.

Предыстория Реформации. Devotio
moderna.
• В Европе XIV – XV вв. все сильнее развивается течение «нового
благочестия»
• Его представители оказывают значительное влияние на идеи
образованных слоев общества
• Сущность этого движения сводится к идеям католического
обновления с одной стороны, и возврата к традиционным
формам организации церкви – с другой
• Считается, что движение «нового благочестия», с одной стороны,
является составной частью католической реформы, а с другой –
подтолкнула современников к критическому осмыслению реалий
начала XVI века.

14.

Критика церкви накануне Реформации. Ульрих
фон Гуттен, диалог «Вадиск, или Римская
троица»
Гуттен: … потому следует держаться от Рима подальше, что он губит три вещи,
которые должно беречь как зеницу ока: чистую совесть, пыл благочестия и верность
клятве… Тремя вещами торгуют в Риме – Христом, духовными должностями и
женщинами. Три вещи ценятся в Риме особенно высоко: красота женщин, статные
кони и папские грамоты. Три вещи широко распространены в Риме: наслаждение
плоти, пышность нарядов и надменность духа. Тремя вещами заняты бездельники в
Риме: прогуливаются, развратничают и торгуют.
Гуттен: … Папе принадлежат мантии епископов, выручка от продажи индульгенций…
сборы, которые его легаты делают в Германии – якобы для подготовки войны с
турками, и все, что приносит буллы… Прибыль, которую выкачивают из нас римляне,
все растет и растет.
Эрнгольц: А потому я уверен, что лишь одно лекарство способно исцелить этот недуг:
единодушие германского народа в тот день, когда, приняв смелое и достойное
решение он стряхнет это ярмо и, сбросив бремя не только тяжкое, но и позорное,
доставляющее бесчестие всякому, кто его несет, объявит себя свободным.
Гуттен: … они [папы] губят само учение Христово, на котором основана христианская
вера, на котором стоит церковь, в котором корень и залог спасения рода
человеческого, своими законами – смертоносным дыханием адских испарений –
застят свет.

15.

Критика церкви накануне Реформации. Эразм
Роттердамский. «Похвала глупости»?
…А верховные первосвященники, которые заступают место самого
Христа? Если бы они попробовали подражать его жизни, а именно
бедности, трудам, учительству, крестной смерти, презрению к жизни,
если бы задумались над значением своих титулов - "папы", иначе
говоря, отца и "святейшества", - чья участь в целом свете оказалась бы
печальнее? Кто стал бы добиваться этого места любой ценою или,
однажды добившись, решился бы отстаивать его посредством меча, яда
и всяческого насилия?
…Ревнуя о Христе, папы огнем и мечом отстаивают "наследие
Петрово", щедро проливают христианскую кровь и при этом свято
веруют, что они по завету апостольскому охраняют невесту Христову
церковь, доблестно сокрушая ее врагов. Как будто могут быть у церкви
враги злее, нежели нечестивые первосвященники, которые своим
молчанием о Христе позволяют забывать о нем, которые связывают его
своими гнусными законами, искажают его учение своими за уши
притянутыми толкованиями и убивают его своей гнусной жизнью.

16.

Мартин Лютер (1483 – 1546). Жизненный
путь.
• Воспитан в достаточно строгой семье, во многом старомодно
• Должен был стать юристом, поступил в Эрфуртский университет, где
освоил «семь свободных искусств» (1505).
• Сблизился с «эрфуртским кружком» гуманистов, был знаком с
Эразмом Роттердамским и Ульрихом фон Гуттеном.
• В том же 1505 году, как считается, пережил потрясение, которое
привело его «в церковь» – во время грозы, переходя поле неподалеку
от Эрфурта, практически попал под удар молнией. Потрясенный, дал
обет стать монахом, а затем вступил в Августинский орден.
• Был человеком редкой фанатичности и энергии, что сочеталось в нем с
постоянным стремлением к покаянию

17.

Мартин Лютер. Жизненный путь.
• 1508 – начинает преподавать в университете Виттенберга
• Постепенно в ходе подготовки к получению степени доктора
богословия приходит к осознанию того, что вера человека может
быть достигнута только посредством божественной благодати
• В 1517 году Лютер выступает против стремительного возвышения
Альбрехта Майнцского и вызывает его на диспут
• Предметом диспута становится продажа церковных должностей
за деньги и, в особенности, продажа индульгенций.

18.

Мартин Лютер (портрет Лукаса Кранаха
Старшего)

19.

«95 тезисов. Диспут о прояснении
действенности индульгенций» доктора
Мартина Лютера (выдержки)
5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он
наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая
отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных
ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.
20. Итак, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает
исключительно все, но единственно им самим наложенные.
21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что
посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и
спасается.
22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания,
которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно,
что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.
24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и
напыщенным обещанием освобождения от наказания.

20.

Дальнейшее развитие событий
• Изначально в Риме не обратили внимания на очередную публикацию
и очередной диспут, но уже в 1519 году состоялся знаменитый
Лейпцигский диспут
• В ходе этого диспута (длился он порядка восемнадцати дней) Лютер
соревновался с Иоганном Экком
• Суть диспута сводилась к тому, что Экк всеми силами пытался
обвинить Лютера в уподоблении Яну Гусу и гуситам вообще, которые
оставили недобрую о себе славу
• Лютер признал, что Гус был в целом ряде вопросов прав и осужден
скорее по «политическим» мотивам (как противник власти Папы)
• Иоганн Экк ответил на это таким образом: «Почтенный отец, если по
вашему мнению законно собранный собор может погрешать, вы для
меня язычник и мытарь»

21.

Вормсский рейхстаг (1521)
• Одно из важнейших событий рейхстага – разделение империи
Габсбургов на «испанскую» и «германскую»
• Тем не менее, все внимание было приковано к вопросу о том,
является Мартин Лютер еретиком или нет.
• Лютер ожидал, что его постигнет судьба Яна Гуса, однако рейхстаг
выслушал его положения и отказался их принимать
• По итогам заседаний Лютер произнес знаменитую фразу «На сем
стою и не могу иначе», которая ознаменовала его решимость в
деле проведения преобразований в церкви
Вормсским эдиктом Лютер осужден как еретик

22.

После Вормсского рейхстага
• По пути с рейхстага Лютера похищают люди курфюрста Фридриха
Саксонского и вывозят его в замок Вартбург
• Лютер скрывается и приступает к, вероятно, важнейшему труду
своей жизни – переводу Библии на немецкий
• Идеи
Лютера
тиражируются
огромным
количеством
книгоиздателей, «летучие листки» публикуются повсеместно в
огромных тиражах
• Постепенно учение Лютера все более и более оформляется,
становится весьма популярным в Германии и за ее пределами,
взывая «к жизни» новых проповедников

23.

Основные положения Реформации. Идеи
Мартина Лютера.
Тезис №2. Совокупность протестантов о церкви укладывается в
систему «Quinque Sola»
Solo fide – «только верой»
Solo scriptura – «только писание»
Solo gratia – «только благодатью»
Solus Christus – «только Христос»
Soli Deo gloria – «только Богу слава»

24.

Основные положения Реформации. Идеи
Мартина Лютера.
• По Лютеру, нет необходимости в церковной иерархии
• Нет необходимости в таинствах, КРОМЕ крещения и евхаристии
(причастия)
• Раз нет необходимости в таинствах и иерархии, нет
необходимости в традиции о них – священном предании
• Если это так, то церковь = совокупность общин верующих, как в
апостольские времена
• Если церковь – совокупность общин верующих, то священником
может быть кто угодно, НО будет хорошо, если священником
станет тот, кто лучше других знает Писание и кто сможет его
комментировать
• Власть короля не сакральная и не священная, а сугубо светская,
карательная

25.

О смысле евхаристии
• Мартин Лютер: евхаристия важна, так как Христос реально
присутствует в хлебе и вине, А НЕ хлеб и вино превращаются в
кровь и плоть Христа.
• Ульрих Цвингли: причастие – лишь припоминание о том, что
собой представляла жертва Христа. Категорически нельзя ставить
хлеб и вино с телом и плотью Христа в один ряд.
• Жан Кальвин: причастие – символический акт связи человека с
Христом, НО сам Христос в чаше не пребывает, ибо тело его взято
на небеса

26.

Учение протестантов и его интерпретация
Тезис №3
Протестанты отрицают возможность «снятия грехов»
посредством благодати
Что это значит?
Невозможно понять, отпускаются ли тебе грехи или нет →
невозможно понять, будешь ли ты спасен → спасение невозможно
посредством молитв, исповеди, причастия → на спасение остается
только надеяться, потому что оно – милость Бога
Можно ли понять, что ты будешь спасен?

27.

Учение протестантов и его интерпретация
• Лютер: понять, что ты будешь спасен, нельзя, и искать «сигналы»
(знаки свыше etc.) вредно и опасно.
• Кальвин: существует возможность понять, что ты будешь спасен –
свидетельством того являются твои чувства во время евхаристии
и, возможно, знаки, которые ты наблюдаешь в повседневности…
XVIII – XIX вв. – трансформация этих представлений в идею о том,
что если в твоих делах тебе сопутствует успех, значит, ты
избран Богом для спасения → «протестантское» стремление
достичь успеха в делах (см. подробнее труд М. Вебера
«Протестантская этика и дух капитализма)

28.

Дальнейшие события
• 1524 – 1526 – Крестьянская война в Германии
• 1534 – разрыв Английской церкви с католической традицией,
принятие «Акта о супрематии». Генрих VIII становится главой
англиканской церкви.
• 1555 – Аугсбургский религиозный мир в Германии
• 1562 – 1598 – Религиозные войны во Франции (1572 –
Варфоломеевская ночь)
• 1618 – 1648 – Тридцатилетняя война (Евангелическая уния vs.
Католическая лига)

29.

Контрреформация и
католическая реформа
Как католическая церковь отреагировала на вызов Реформации?

30.

Реформация или католическая реформа?
• Строго говоря, эти понятия во многом пересекаются, но все же не
полностью тождественны друг другу
• Современные исследователи Реформации полагают, что
католическая реформа началась несколько раньше Реформации и
впоследствии многое почерпнула из ее достижений
• Важнейшее осознание католической реформы – у протестантов
есть чему поучиться
• Осознание того, что борьба с протестантами будет теперь носить
неформальный, институциональный характер

31.

Организационные изменения в церкви
• Значительное внимание к постулатам гуманистической критики
церкви (сочинения Эразма Роттердамского, Ульриха фон Гуттена и
др. – см. выше)
• Изменение количества и состава монашеских орденов,
учреждение новых монашеских орденов.
• Четкое осознание необходимости работы «в миру» - школы,
госпитали, сбор денег для выкупа пленных христиан у пиратов
и/или османов
• Огромное значение мистического опыта, следование за
«пассионарными» проповедниками и подвижниками

32.

Игнатий Лойола (1491 – 1556)
• Хотел сделать карьеру придворного, но был ранен в ходе одной
из стычек между испанской короной и французами – оказались
переломанными ноги, и о былой карьере пришлось забыть
• Во время лечения сменил круг чтения, стал читать религиозную
литературу, решил совершить паломничество к Деве Марии (в
монастырь св. Девы Монсерратской)
• Становится нищим паломником, молится, изнуряет себя,
начинаются видения, которые будут сопровождать его всю жизнь
– по видениям Игнатий Лойола будет определять политику
ордена иезуитов в дальнейшем

33.

Монастырь св. Марии Монсерратской

34.

Игнатий Лойола (1491 – 1556)
• Игнатий принимает решение взяться за получение образования:
он изучает древние языки и латынь в особенности, а затем
поступает в коллеж Монтегю во Франции, где получает
основательные богословские знания
• Все это время он работал в госпитале, помогал раненным, но сам
при этом регулярно терпел боль в ногах
• Католическая церковь подозревала его в том, что он сектант, что
он еретик и т. д. Его неоднократно арестовывали, а Игнатий
Лойола затем оправдывался, но за ним следили в силу его
неординарного поведения

35.

Игнатий Лойола. Создание ордена
иезуитов.
• После окончания обучения (1537) Игнатий вместе с группой
товарищей отправляется в Рим, где поступает на служение
Римской церкви
1540 – утверждение устава «общества Иисуса»
• Изначально орден включал в себя не более 60 человек
• Орден предназначался для работы в миру
• Мир был разделен иезуитами на провинции, в каждую из
которых назначался провинциал – глава той или иной провинции

36.

«Особенность» ордена иезуитов
• При каждом провинциале существовали коллегии и коллегиумы,
которая являлись чем-то вроде «высшего учебного заведения»
• С одной стороны, это были просветительские учреждения, и
бедняки могли получить в них прекрасное образование и сделать
достойную карьеру
• С другой стороны, существовал определенный прицел и на элиту
общества (коллегиумы быстро получили известность как лучшие
учебные заведения в Европе), давали хорошее, но
идеологизированное образование

37.

Внутренняя организация ордена иезуитов
• Жесточайшая дисциплина
• Жесточайшая самоорганизация
• Определенный культ Игнатия Лойолы и его «Духовных
упражнений»
• Смысл – полное самоотречение, отдать Богу свою волю в
распоряжение
«Необходимо, чтоб вера в бога была настолько велика, чтоб
человек, если у него нет корабля, пустился на доске в море не
колеблясь»

38.

Внутренняя организация ордена иезуитов.
«Духовные упражнения» Игнатия Лойолы
(фрагмент)
«Подчиненный должен смотреть на старшего как на самого
Христа, он должен повиноваться старшему как труп, который
возможно переворачивать во всех направлениях, как палка,
которая повинуется всякому движению, как шар из воска,
который можно видоизменять и растягивать во всех
направлениях, как маленькое распятие, которое можно
поднимать и двигать как угодно. Папе надлежит повиноваться
без разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех –
смертный или иной, если начальник того требует, во имя
господа нашего Иисуса Христа»

39.

Иезуиты. Краткая хронология
распространения провинций.
• 1546 – создание провинции в Португалии
• 1552 – создание провинции в Германии
• 1553 – создание провинции в Бразилии
• 1554 – создание провинций в Кастилии и Арагоне
• 1556 – создание провинций в Верхней Германии
1556 – смерть Игнатия Лойолы, которая лишь ускоряет
распространение влияния иезуитов

40.

Иезуиты
• Иезуиты активно применяли инкультурацию традиций и обычаев, их
адаптацию к культуре местного населения
• Иезуиты могли обладать собственностью
• Иезуиты могли действовать в одиночку, могли скрываться годами
среди других людей
• Совокупно это создало в определенный момент иезуитам репутацию
ловких манипуляторов и обманщиков, хитрецов.
• Папа Климент XIV запретил орден в 1773 году (с целью «сохранить мир
в церкви»). Орден закрылся, собственность конфискована, школы
закрыты.
• Сохранили иезуитов лишь две страны – Россия (Екатерина II) и Пруссия
(Фридрих II). Иезуиты были восстановлены в 1814 году и существуют
по сей день.

41.

Контрреформация
• Реорганизация инквизиции, Испания как оплот инквизиции
• Учреждение нового верховного трибунала во главе с кардиналом
Караффой (буд. Папа Павел IV)
• Верховный трибунал – определение идеологической ориентации
всех подозрительных лиц, преследование по всем направлениям
• 1559 – создание индекса запрещенных книг (труды из разных
стран и разных мыслителей)
• Попытка запретить всякую небанальную мысль

42.

Тридентский собор (1545 – 1563)
• Предполагался как собор примирения между католиками и
протестантами, но протестанты достаточно быстро прекратили
всякое участие
• Традиционалисты и консерваторы победили, и в итоге
подчеркивается все то, против чего Реформация выступала –
непогрешимость Пап, их главенствующая роль в Церкви и так
далее, традиционная трактовка евхаристии, вульгата как единая
Библия, устная исповедь, обязательная роль церкви
• Но некоторые позитивные изменения все же были: осуждение
индульгенций, осуждения симонии, начало «борьбы за паству».
English     Русский Правила