Похожие презентации:
Изучение эпоса в школе
1.
Рзаева Лейла Абульфат кызы, учитель русскогоязыка и литературы
МКОУ «Комсомольская СШ»
Одесского муниципального района Омской области
2.
Компоненты художественноготекста
1) тема, проблематика, сюжет (рассматривая их,
ученики осмысливают отраженные в произведении
жизненные события);
2) образы героев (знакомясь с ними, учащиеся
постигают разнообразие человеческих характеров и
типов);
3) образ автора, индивидуальности авторского видения,
которая сказывается в композиции произведения, его
стиле, характере отбора материала и т. д.
3.
Несколько условий сохраненияцелостного представления о
произведении:
1) попеременно фокусировать внимание школьников на
отдельных элементах образной системы в процессе
постепенного «движения в тексте»;
2) избегать схематизма, отвлеченности,
«анатомирования» текста. Анализ должен постоянно
сопровождаться синтезом;
3) создавать условия для появления и сохранения
эмоциональных реакций школьников в процессе
разбора.
4.
Различия в методике работы надэпическими произведениями в
среднем и старшем
звене
В 5-7 классах при изучении рассказов и повестей
главным обычно оказывается осмысление сюжета, а
также поступков и переживаний героев в центральных
сценах (эпизодах) произведения.
Наблюдения же за композицией, жанровыми
особенностями, языком, авторским отношением к
изображаемому накапливаются пока в виде конкретных
представлений, но не становятся предметом обобщения.
В 8 классе обобщающий момент значительно
усиливается.
5.
В старших классах особое внимание уделяетсяотбору материала, увеличению творческой
самостоятельности учащихся и усложнению заданий
(с целью формирования умений и навыков).
Одна из разновидностей итогового урока в старших
классах — итоговый урок-семинар или урок-зачет
по произведению.
6.
Чтобы эпизод не заслонил всего произведения иличтобы оно не рассыпалось в сознании учеников на
несвязанную цепочку эпизодов, нужно:
1) достаточно строго отбирать эпизоды для подробного
разбора;
2) постоянно связывать часть и целое, эпизод и все
произведение (это помогает сохранить цельность
восприятия);
3) варьировать приемы анализа при рассмотрении разных
эпизодов одного произведения. Одна и та же сцена может
предстать перед учениками по-разному в зависимости от
того, каким путем она анализируется («вслед за автором»,
пообразным или проблемным).
7.
1) подготовка учащихся к выразительному чтениюэпизода в целом или его фрагментов, а также само чтение;
2) личная оценка высказываний и переживаний героя;
3) мысленное воспроизведение психологического
состояния персонажа;
4) мотивирование слов и поступков действующего лица,
не объясненных автором.
8.
Этапы работы над эпизодом1) выяснение впечатления, которое производит данная
сцена (эпизод) на ученика;
2) определение места данной сцены в сюжете
произведения, ее композиционная роль, раскрытие ее
значения в характеристике персонажа (в 5-7 классах все
это делается в несколько упрощенной форме);
3) перечитывание сцены и ее текстуальный анализ. Он
может иметь разный характер (от наблюдений - к
образным обобщениям или, наоборот, идти от обобщений
к конкретизации);
4) новое, более глубокое вторичное восприятие сцены как
звена в целостной структуре произведения.
9.
а) портрет;б) обстановка, в которой живет или появляется герой;
в) наиболее характерные его поступки и т. д.
10.
Общие принципы анализалитературного произведения
· целостность анализа, сохранение целостности восприятия и
впечатления;
· цементирующее начало анализа - литературоведческая
концепция;
· анализ образной системы произведения (образ литературного
героя, пейзаж, образ автора и др.);
· анализ эпизода как звена в цепи событий произведения;
· выявление авторской позиции;
· отбор и группировка текстового материала вокруг каких-то
тем, проблем, компонентов образной системы (особенно в
старших классах);
· нравственно-эстетическое воспитание учащихся в ходе
анализа произведений
11.
Изучение эпических произведенийПлан:
1. Общие задачи работы над эпическим произведением.
2. Анализ сюжетно-композиционной основы
произведения. Работа над эпизодом.
3. Работа над образом героя.
4. Осмысление авторской позиции.
12.
Сюжет эпического произведения складывается извыстроенных в определенной последовательности
событий, происходящих в определенном времени и
пространстве, из поступков героев-персонажей, из
сцеплений разнообразных обстоятельств, в которых
эти герои действуют.
13.
Освоению сюжетно-композиционной основыпроизведений служит в школе составление
планов всего повествования или отдельных его
частей, а так же рассказывание.
План нужен тогда, когда ученики свободно не
ориентируются в событиях произведения.
14.
• «Если бы вам предложили рассказать самое интересное событие вповести, то какое бы вы выбрали?» (Можно назвать только факты,
не рассказывая о них.)
• «Какие события кажутся вам главными в судьбе Пети? Какие - в
судьбе Гаврика? Почему?
• Без какого события не было бы всех других перемен в жизни героев
повести?» и т.д.
Все названные события запишем на доске, а затем вместе с учениками
расположим их в хронологической последовательности.
Дадим каждому выделенному событию название-заглавие, например:
«Встреча с матросом», «Странный пассажир», «Рабочая пасха» и т.д.
попутно просим учеников вспомнить по возможности точно время
течения каждого события.
Сгруппировав по временному признаку наиболее крупные из них,
составляем план сжатого изложения повести. Он выглядит так:
1. «Необыкновенный день в жизни других друзей»,
2. «Спасение матроса с броненосца «Потемкин»,
3. «Начало новой жизни или большие перемены».
15.
Работа над эпизодамиАнализ эпизода второй встречи Гринева с Пугачевым.
«Вслед за автором» (события рассматриваются в
событийном ряду):
в какой момент происходит вторая встреча Гринева с
Пугачевым, какие важнейшие события ей предшествуют?
Чем эта встреча внешне и внутренне отличается от
первой?
Какое значение приобрела она в жизни Гринева и чем
была интересна Пугачеву?
16.
Пообразное изучение:Какие отношения связывали Гринева и Пугачева до
второй их встречи?
Как раскрываются характеры героев в ходе разговора?
Чем по-своему привлекательны оба в момент объяснения
(в чем проявляется благородство каждого)?
Какое чувство к героям повести можно вызвать у читателя
их разговор?
Как вторая встреча сказалась на последующих
отношениях Гринева и Пугачева?
17.
Проблемный разбор:Почему эту встречу Гринева с Пугачевым можно
назвать «поединком в великодушии»?
18.
В реальной практике пути анализа обычно совмещаются икомбинируются, то в разборе эпизода почти всегда
реализуется множественность подходов:
«В какой момент происходит вторая встреча Гринева с
Пугачевым и какое значение для каждого из них она
имеет?
Какие вопросы решают для себя в ходе разговора Гринев
и Пугачев?
Как каждый из них понимает долг и честь, и чье
понимание кажется вам более широким?
Почему эту встречу можно назвать «поединком в
великодушии»?»
19.
Личная оценка поведения героя в конкретной ситуации.Например: «Какое отношение вызывает у вас Печорин во время
последней встречи с Максимом Максимычем», готовясь к встрече
с Печориным, и что переживает, разговаривая с ним?».
Мотивирование слов и поступков действующего лица,
необъясненных автором.
Например, представить, что мог перечувствовать Печорин с той
минуты, как узнал о похищении Белы Казбичем, до мгновения
смерти черкешенки, и объяснить, на основании каких авторских
«знаков» (слов, описаний, оценок) мы можем угадать состояние
героя.
20.
Для обобщения представлений о Печоринеможно рекомендовать такие задания:
1. Печорин говорит доктору Вернеру: «Из жизненной бури я
вынес только несколько идей - и ни одного чувства… я
взвешиваю и разбираю собственные страсти и поступки со
строгим любопытством, но без участия». Проанализировав
несколько участий в «Княжне Мери» и других повестях,
докажите или отвергните эти слова Печорина.
2. Выберите в «Княжне Мери» и «Тамани» ряд высказываний
Печорина о той роли, какую он играл в жизни встретившихся
ему людей. С каким чувством произносит он эти слова? Чем он
объясняет сам, как объясняете вы, почему герой никому не
принес счастья?
3. В ночь перед дуэлью Печорин признается себе, что
чувствует в себе силы «необъятные». Какие его действия,
мысли, поступки могут подтвердить правоту этих слов?
21.
«Мы ведет работу по многим линиям.., но эти линии немогут везде и всюду выдерживаться в равной мере. Иногда
внимание к сюжету вытесняет внимание к персонажу,
иногда берем одного героя, а иногда характеризуем их
рядом и сравнительно; иногда, взяв язык, говорим о
сравнении, в другой раз об эпитетах… так мы перебираем
все клавиши нашей громадной клавиатуры, касаясь то
одного ее места, то другого, с расчетом на постепенную
мобилизацию всех нужных нам вопросов и всех
необходимых приемов работы над усвоением
произведения». (М.А. Рыбникова)