Новые направления европейского искусства вторая половина XIX – начало XX вв.
Общие тенденции в искусстве на рубеже XIX-XX вв.
Истоки новаторства в искусстве
Авангард в европейском искусстве на рубеже XIX-XX вв.
Основные течения и стили в искусстве на рубеже XIX-XX вв.
Импрессионизм
К. Моне «Дикие маки»
Э. Дега «Голубые танцовщицы»
Импрессионизм
«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет» К. Моне
К. Писсарро, цикл работ «Бульвар Монмартр»
Символизм
Символизм в живописи
Модерн
Модерн в архитектуре: Гауди
Интерьеры в стиле модерн
Модерн в графике и иллюстрации: Муха
Экспрессионизм
Работы Ван Гога
Работы Ван Гога
Э. Мунк «Крик»
Абстракционизм
Василий Кандинский
Казимир Малевич
Сюрреализм
С. Дали «Дорога на Пуболь»
С. Дали «Исчезающие образы», «Сон приближается»
Р. Магритт «Возвращение»
Р. Магритт «Влюбленные»
Р. Магритт «Искусство беседы»
4.80M
Категория: ИскусствоИскусство

Новые направления европейского искусства вторая половина XIX – начало XX вв

1. Новые направления европейского искусства вторая половина XIX – начало XX вв.

Иллюстративный материал по дисциплине
«Культурология»

2. Общие тенденции в искусстве на рубеже XIX-XX вв.

Экспериментальный характер работ
Бурное развитие новых жанров, стилей и форм
Отказ от классических канонов, изящности и
эстетизации образов
Поиск новых материалов и выразительных средств
Установка на самовыражение, отражение не
реального, а внутреннего мира человека и творца

3. Истоки новаторства в искусстве

Появление новых технологий
Появление новых видов искусства – фотография,
кинематограф
Влияние на искусство философии и новых научных
теорий (например, психоанализа)
Интернационализация культуры, переосмысление
места человека в технологичном мире и поиск
новых выразительных средств

4. Авангард в европейском искусстве на рубеже XIX-XX вв.

Авангард (пер. с фр. – «передовой отряд») – направление и
общее название течений мирового и европейского искусства на
рубеже XIX-XX веков (активно развивался в 1905-1930-е гг.).
Авангард декларировал создание элитарного искусства.
Авангард развивался во всех видах искусства: литературе, театре,
музыке, изобразительном искусстве и пр.
Характерные
черты:
экспериментирование
с
новыми
концепциями, поиск новых выразительных средств, отказ от
эстетики.
Авангард тесно связан с футуризмом, кубизмом, дадаизмом и
другими течениями.
Представители: К. Малевич, С. Дали, В. Маяковский, Д. Хармс.

5. Основные течения и стили в искусстве на рубеже XIX-XX вв.

Импрессионизм
Модерн
Экспрессионизм
Символизм
Сюрреализм
Абстракционизм
Кубизм

6. Импрессионизм

Импрессионизм (с фр. – впечатление) – это
направление, зародившееся во Франции в 186070-е годы, последователи которого стремились
передать настроение в картинах, отразить
изменчивость реального мира.
Задача художника: наиболее естественно и живо
запечатлеть реальный мир в его подвижности и
изменчивости, передать свои мимолётные
впечатления.
Представители: К. Моне, Э. Дега, А. Сислей,
К. Писсарро, О. Ренуар.

7. К. Моне «Дикие маки»

8. Э. Дега «Голубые танцовщицы»

9. Импрессионизм

Основные выразительные средства: цвет и форма. Для
импрессионизма не так важно, что изображено на полотне,
но важно, как изображено.
Импрессионисты
отказались
от
мифологических,
библейских,
исторических
сюжетов.
В
искусстве
утвердилось виденье повседневной жизни, современности.
Художники часто рисовали людей в движении, во время
отдыха, представляли вид одного и того же места при
разном освещении, природу. Брали сюжеты танцев,
пребывания в кафе, прогулок. Импрессионисты одни из
первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои
работы в мастерской.
Импрессионисты утвердили новую технику изображения.
Они отказались от контура, заменив его мелкими
контрастными мазками, которые они накладывали в
соответствии с теорией цвета.

10. «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет» К. Моне

11. К. Писсарро, цикл работ «Бульвар Монмартр»

12. Символизм

Символизм – направление в искусстве, возникшее во
Франции в 1860-70-е гг.
Символисты разделяли мир на мир вещей и мир идей,
пытались выразить красоту через символы. Тайна –
объективная реальность, ключ к ней – в искусстве,
поскольку приблизиться к ней можно только через
символы. Пытались выразить смутные переживания,
наполнив их образами. Выражение недостижимых,
мистических идей, образов Вечности и Красоты, с точки
зрения символистов, является целью и содержанием своего
искусства, а символ – основное художественное средство.
Представители: Р.М. Рильке, А. Блок, Г. Моро, А. Скрябин.

13. Символизм в живописи

14. Модерн

Модерн (с фр. – «современный») или ар-нуво (с фр. – «новое искусство»)
– направление искусства, развивавшееся в 1890-х-1914 гг.
Отличительные черты: развитие прикладного искусства, интерес к
новым технологиям (например, использование в строительстве новых
материалов – бетона и стекла), отказ от прямых линий в пользу
природных форм, синтез разных стилей. Модерн наиболее ярко проявил
себя в архитектуре и искусстве создавать интерьеры.
Утверждалось единство стилеобразующих принципов всего окружения
человека - от архитектуры жилища до деталей костюма. Ведущую роль
представители модерна (несмотря на программный отказ от иерархии
видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого
ими синтеза искусств.
Характерные черты: орнамент характерных криволинейных очертаний, в
интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные
узоры, природные мотивы.
Представители: А. Гауди, А. Муха, О. Роден, П. Гоген, М. Врубель.

15. Модерн в архитектуре: Гауди

16. Интерьеры в стиле модерн

17. Модерн в графике и иллюстрации: Муха

18. Экспрессионизм

Экспрессионизм (пер. с лат. – «выражение») – течение в
европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX —
начале
XX
века,
провозгласившее
единственной
реальностью субъективный духовный мир человека, а его
выражение - главной целью искусства. Отчасти это течение
является реакцией на Первую мировую войну, революции.
Главная задача: эмоциональное воздействие на публику.
Черты: конфликт с миром, бунт и бессилие,
беспросветность; сострадание к человеку, к человечеству и
вместе с тем крайний эгоцентризм; безудержная
эмоциональность;
стремление
к
"экспрессии",
обостренному самовыражению, напряженности эмоций,
гротескной изломанности, иррациональности образов.
Распространены мотивы боли и крика.
Представители: Винсент Ван Гог, Э. Мунк.

19. Работы Ван Гога

20. Работы Ван Гога

21. Э. Мунк «Крик»

22. Абстракционизм

Абстракционизм (пер. с лат. – удаление,
отвлечение) – беспредметное искусство,
направление искусства, отказавшегося от
приближённого
к
действительности
изображения форм в живописи и скульптуре.
Одна из целей абстракционизма — достижение
«гармонизации»,
создание
определённых
цветовых сочетаний и геометрических форм,
чтобы вызвать у созерцателя разнообразные
ассоциации.
Представители: Василий Кандинский, Казимир
Малевич

23. Василий Кандинский

24. Казимир Малевич

25. Сюрреализм

Сюрреализм – модернистское направление в литературе,
изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в
1920-х гг.
Возникло под влиянием психоанализа, основной идеей стало
совмещение сна и реальности. Для сюрреализма характерно
пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не
соответствующему общепринятым стандартам. Движение было
разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение
творческих сил подсознания и их главенство над разумом.
Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы
подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза,
болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических
действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).
Многие представители данного направления увлекались
психоанализом.
Представители: С. Дали, Р. Магритт

26. С. Дали «Дорога на Пуболь»

27. С. Дали «Исчезающие образы», «Сон приближается»

28. Р. Магритт «Возвращение»

29. Р. Магритт «Влюбленные»

30. Р. Магритт «Искусство беседы»

31.

БЛАГОДАРЮ ЗА
ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила