9.07M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Древнегреческая вазопись

1.

Автор Дурина Наталья Валерьевна преподаватель
МКОУ ДОД «Талицкая ДШИ» г.Талица Свердловской обл.
предмет «История искусства»

2.

К сожалению, древнегреческая живопись дошла до нас только
в виде росписи на керамике – вазописи.
Слово «керамика» произошло от названия района в Афинах, где
работали гончары. Древнегреческие мастера изготавливали сосуды
самой разной формы:
амфоры с узкой шейкой и двумя ручками для масла, вина, зерна;
кратеры объемистые с широким горлом для вина, смешанного с
водой;
гидрии с тремя ручками для воды;
килики – плоские чаши для питья;
лекифы высокие, удлиненные –для душистого масла и духов и др.
Вазы расписывались художниками. Сохранившиеся на вазах
надписи свидетельствуют о том, что в это время мастерскими
руководили гончары. Иногда подписывались и художники,
неизвестных называют по именам гончаров: «мастер Финтия»,
«мастер Клеофрада». В каждом районе были свои излюбленные
формы ваз и темы росписей.

3.

4.

Аттические вазы – одни из
наиболее совершенных. Амфоры и
кратеры, ставящиеся на могилы
женщин и мужчин, расписаны
строгими силуэтами. Поверхность
разделена на горизонтальные полосы
широкие на тулове, узкие у горла и
основания. Их заполняет меандр –
любимый орнамент в виде
непрерывной ломаной или кривой
линии с завитками.
Сюжеты – оплакивание покойного
или вынос тела – появились только в
8в до н.э. Фигуры очень схематичны.

5.

6.

Преобладал в 6в до н.э. Всё поле
сосуда покрывалось орнаментом.
Родина этого стиля – Коринф;
миниатюрные коринфские сосуды
пользовались огромным спросом.
Сферические, грушевидные по
форме с узким горлом, украшенные
фигурками львов, пантер,
водоплавающих птиц, сирен,
сфинксов и людей они были
живописные и яркие. К светлому
фону и темному рисунку в деталях
добавлялся пурпур.

7.

8.

В Аттике в 1 пол. 7в до н.э. (архаика) был разработан чернофигурный
стиль – изображение чернолаковых фигур на светлом фоне вазы.
Рисунок получается как бы «негативным». Вазы еще сырыми покрывали
рисунком с помощью заостренной палочки. По окончании обжига
изображение вновь прорабатывалось, уточнялись детали, контуры.
Каждую вазу обжигали несколько раз. Состав греческого лака,
отличавшегося великолепным глубоким тоном и ярким блеском,
неизвестен до сих пор.
Самый известный мастер чернофигурной вазописи был Экзекий. Его
вазы, как правило, украшены двумя крупными сюжетными сценами,
всегда связаны между собой по смыслу, носят зачастую драматический
характер. Наиболее известная его ваза – килик из Вульчи. Снаружи
изображено сражение за тело павшего воина, участие в котором
приравнивалось к подвигу. На внутренней поверхности представлена
сцена «Дионис и тирренские разбойники». В чашу наливали вино, и,
если владелец неумеренно пил, он как бы превращался в «разбойника»,
если соблюдал умеренность – оставался с богами.

9.

«Дионис и тирренские разбойники»

10.

«Ахилл и Аякс,играющие в
кости»
Экзекий. «Ахилл и амазонка
Пентесилея»

11.

Клитий и Эрготим
Выдающимся памятником
чернофигурного стиля
является знаменитая «Ваза
Франсуа» (высота 60см). В
росписи около 120 фигур.
Представлена сцена свадьбы
царя Пелея и морской нимфы
Фетиды, родителей героя
Троянской войны Ахилла, а
также гибель Ахилла и др.
сюжеты. Фигуры людей
схематичны, с узкими
лодыжками и талиями,
массивными бедрами и
грудью. Сцены расположены
фризами.
«Ваза Франсуа»

12.

Возникла в конце 6в до н.э.
(ранняя классика). Черным лаком
покрывался фон, изображение
сохраняло естественный цвет глины.
Этот прием позволил вазописцам
черными тонкими штрихами более
точно моделировать форму и
прорисовывать детали рисунка, что
делало изображение более
реалистичным и выразительным.
Сюжеты чаще всего носили
бытовой характер, заимствовались из
жизни, в меньшей степени посвящены
мифологическим героям. К концу 6началу 5в до н.э. в вазописи стали
анатомически точно изображать
человеческое тело.
Дурис

13.

Евфроний
Крупнейший вазописец того
времени Евфроний создал
композицию «Пелика с
ласточкой». На её стенках
изображена встреча весны
юношей, мужчиной и мальчиком.
Ваза отличается жизненностью
изображения,
непринужденностью поз, умело
построенной композицией.
«Пелика с ласточкой»

14.

1. Назовите формы древнегреческих сосудов.
2. Какие стили вазописи вы знаете?
3. Любимый орнамент древних греков называется…
4. Какими сюжетами украшались греческие вазы?
5. Чем различаются технологические особенности
выполнения красно- и чернофигурных росписей
ваз?
6. Назовите имена древнегреческих вазописцев.

15.


История зарубежного искусства. / Под ред. Н.Л.
Мальцевой. - М.: Изобразительное искусство, 1985.
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства:
учебник для студ. высш. пед. Учеб. заведений: в 2 т. Т.1. –
М.:Академия, 2009.
Энциклопедия для детей и юношества:История
искусства. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1.
– М.: Русская энциклопедия, 1996.
English     Русский Правила