Похожие презентации:
Богословие в средние века и новое время: смысл и значение
1.
БОГОСЛОВИЕ в СРЕДНИЕ ВЕКАи НОВОЕ ВРЕМЯ
смысл и значение
2.
I тысячелетие• БОГОСЛОВИЕ как мышление и речь Церкви о Боге и
о самой себе
II тысячелетие
• БОГОСЛОВИЕ как мышление и речь Церкви о Боге и
о самой себе (самопознание) + изучение собственного
мышления и речи (диалектика опыта и знания)
3.
Европа ок. 8004.
• 949–1022 г. – прп. Симеон Новый Богослов• 1054 г. – великая схизма
• 867–1056 – македонская династия
• 1057–1185 – комниновская династия
• 1185–1204 – ангеловская династия
• 1261–1453 – палеологовская династия
Исихазм
1341, 1351 – собор в Конст. в защиту Паламы, ΣΥΝΟΔΙΚΟΝ τ. ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ
• Петр Ломбардский (1100–1160), Sententiae
• 1225–1274 – Фома Аквинат, Summa theologiae & Summa contra gentiles
• Возрождение Эразм (1469–1536) – христианское просвещение
• Реформация Лютер (1483–1546) (XCV тезисов)
• Тридент и теология барокко (М. Кано)
• Шлейермахер (1768–1834) и теология романтизма
5.
6.
ΒΥΖΑΝΤΙΝΗ ΘΕΟΛΟΓΙΑ, THEOLOGIA CATHOLICA ,PROTESTANTISCHE THEOLOGIE
• прп. Симеон Новый Богослов – ἐπινοίᾳ ἢ πράγματι;
• свт. Григорий Палама – ΘΕΟΛΟΓΙΑ опыта: θεολογία – θεοπτία, ср. «веревочная
лестница»
• Фома – схоластическая система, ср. архитектоника готического собора
• Эразм Роттердамский – христианское просвещение
• Лютер – Sola fide / Sola gratia / Sola Scriptura
• Тридентский собор / теология барокко / вторая схоластика (М. Кано)
• Шлейермахер – «мера знания не есть мера благочестия (Frömmigkeit)»,
религиозное чувство + историческое знание
• богословие церковной керигмы и богословие науки
7.
ΒΥΖΑΝΤΙΝΗ ΘΕΟΛΟΓΙΑбогословие и мистический опыт
8.
9.
“Давно я стремился насладиться беседой с тобой и посидеть вместе стобой, чтобы обсудить кое-какие неотложные вещи как с другом и как
с человеком, всегда озаренным и предающимся истинному
созерцанию… мудрейший, сосредочь мысли на том, о чем я намерен
тебя спросить, а именно, о твоем понимании Самой Троицы, и
разреши вопрос: как, скажи, отделяешь ты Сына от Отца, — мыслью
или делом?” (Σοφώτατε ὡς ἔχεις πρὸς τῆς τριάδος αὐτῆς, λῦσόν μοι τὸ
θεώρημα· πῶς, εἰπέ, χωρίζεις τὸν υἱὸν ἀπὸ τοῦ πατρός, ἐπινοίᾳ ἢ
πράγματι;)
Этот лукавый и обоюдоскользкий вопрос синкелл (митр.
Никомидийский Стефан) приготовил заранее, рассчитывая, что, если
Симеон скажет что-нибудь, выбрав одно из двух, то он поскользнется
как якобы невежда и, изобличенный при первом же нападении,
вызовет по отношению к себе много осуждения и смеха, а для
восхваляющих его станет явным его невежество
Vita Simeonis Novi Theologici, 75-77
10.
“Вам, архиереям, дано знать тайны Божии, о, наимудрейший владыка,и излагать их вопрошающим, потому что это ваш самонужнейший
долг. А нам, смиренным, на долю которых за всю жизнь не досталось
никакой иной философии, как только познавать самих себя, должно
предоставить уши учителям и с радостью предаваться молчанию
пред теми, кто умнее нас…”
вооружается чистой и нерассеянной молитвой и, разжегши сердце
божественным огнем, приступает к изложению, описывая вначале
прозой и простым языком происшедшее с ним озарение. Затем,
уточнив смысл излагаемого и доведя слог до полной чистоты и
ясности, составляет труд свой по способу поэтов, в свободных стихах.
Силой слова и духа, а также изобилием мыслей он разрешил и
рассеял трудноразрешимые сплетения того мудреца
Vita Simeonis Novi Theologici, 75-77
11.
θεόν, ὁ θεὸς ὁ συνυπάρχων φύσει, ὁТы – Бог пребезначальный,
προάναρχος θεῷ τῷ συνανάρχῳ υἱῷ Сопребывающий естеством с Богом
καὶ λόγῳ τῷ ἐκ σοῦ γεννηθέντι, οὐκ
собезначальным. Сыном и Словом,
ἐπινοίᾳ ἐκ σοῦ χωριζομένῳ, ἀλλὰ
рожденным от Тебя, Который не мыслью
πράγματι ἀχωρίστῳ σου ὄντι· εἰ δὲ καὶ отделяется от Тебя, но делом неотделим от
χωρίζεται, ἀλλ’ οὐ τῇ φύσει, (30) τῇ
Тебя. Если же и отделяется Он, то не
ὑποστάσει δὲ μᾶλλον εἴτ’ οὖν
естеством, А скорее ипостасью или лицом;
προσώπῳ· τὸ γὰρ πράγματι ἀσεβῶν
Ибо делом – [свойственно говорить]
καὶ ἀθέων, τὸ δ’ ἐπινοίᾳ ὅλως
нечестивым и безбожным, Мыслью же –
ἐσκοτισμένων.
совершенно омраченным.
Hymnus 21, 25-33
12.
Комментарий:Разделительная модальность вопроса, предполагающая
исключительный и потому заведомо ложный выбор в пользу
одного из двух возможных решений, не вырастает из опыта
духовного созерцания и потому остается лишь логической
загадкой. Догматическая мысль прп. Симеона, напротив,
самым глубоким образом укорененная в православном
церковном предании, питается и обосновывается
самозабвенной духовной жизнью и крайним монашеским
подвигом. Богословие вырастает из духа православной
мистики и прп. Симеон ― яркий свидетель такого
понимания.
13.
Византийская империя к 1025 году и в 1355 году14.
15.
свт. Григорий Палама(1296/7-1359), пам. 2-я нед.
ВП, 14/27 ноября
16.
«…византийская Церковь одобрила учение св. Григория Паламы не каквсеобъемлющую вероучительную «сумму» или философскую теорию,
а как способ мышления, который может защитить присутствие Бога в
истории, Его подлинную верность Своей Церкви, Его таинственное –
сакраментальное и мистическое – соединение с верующими, Телом
Христовым, проявляющееся в духовной жизни каждого христианина»
протопресвитер Иоанн Мейендорф.
Жизнь и труды святителя Григория Паламы.
Введение в изучение. СПб., 1997. С. 325
17.
(42) Ἀλλὰ καὶ τῆς δι’ ἀποφάσεων πρὸς Θεὸνἀνόδου τῆς διανοίας τὸ θείοις καὶ ἀπορρήτοις τὸν
νοῦν ἐνσημαίνεσθαι τοῦ Πνεύματος τύποις κατὰ
πολὺ διενήνοχε. Θεολογία δὲ τοσοῦτο τῆς ἐν φωτὶ
θεοπτίας ταύτης ἀπέχει καὶ τοσοῦτο τῆς πρὸς
Θεὸν ὁμιλίας κεχώρισται, καθόσον καὶ τὸ εἰδέναι
τοῦ κεκτῆσθαι διώρισται. Περὶ Θεοῦ γάρ τι λέγειν
καὶ Θεῷ συντυγχάνειν οὐχὶ ταὐτόν…
Τῆς δὲ πνευματικῆς θεωρίας ἀρχὴ μὲν τἀγαθόν,
διὰ καθαρότητος βίου πεπορισμένον, καὶ γνῶσις
τῶν ὄντων ἀληθὴς καὶ γνησία τῶν ἐχόντων, ἅτε μὴ
ἐκ μαθημάτων, ἀλλ’ ἐκ καθαρότητος ἀναφανεῖσα,
μόνη δυναμένη διακρίνειν, τί τὸ ὡς ἀληθῶς καλόν
τε καὶ λυσιτελὲς καὶ τί τὸ μὴ τοιοῦτον, τέλος δέ, ὁ
ἀρραβὼν τοῦ μέλλοντος αἰῶνος, ἡ ὑπὲρ γνῶσιν
ἄγνοια καὶ ὑπὲρ ἔννοιαν γνῶσις, ἡ κρυφία τοῦ
κρυφίου μετουσία καὶ ὅρασις ἀνέκφραστος, ἡ
μυστικὴ καὶ ἀπόρρητος τοῦ αἰωνίου φωτὸς
θεωρία τε καὶ γεῦσις.
Григорий Палама. Триады в защиту
священнобезмолствующих I, 3. 42
42. Но ведь даже восхождение рассудка к
Богу путем отрицания намного ниже
запечатления ума Божьими таинственными
образами, и богословствование так же
уступает этому видению Бога в свете и так
же далеко от общения с Богом, как знание
отличается от обладания. Говорить о Боге и
встретиться с Богом не одно и то же…
Начало духовного созерцания – добро,
купленное чистотой жизни, и познание
сущего, истинное и подлинно верное для
имеющих его, потому что открыто не
изучением, а чистотой сердца, и одно
способно различить, что на самом деле
прекрасно и полезно, и что не таково; а его
последняя цель – залог будущего века,
незнание, которое выше знания, и знание,
которое выше понимания, сокровенная
причастность к сокровенному и
невыразимое видение, тайное и
неизреченное созерцание и вкушение
вечного света.
18.
THEOLOGIA CATHOLICAsystema
19.
Фома Аквинский (1225–1274)Doctor Angelicus, Doctor Universalis,
«princeps philosophorum»
Эрвин Пановски «Готическая архитектура и
схоластика» (1957)
20.
21.
• theologia naturalis (вершинаестественных человеческих наук;
ср. теология как высшая
умозрительная наука в системе
Аристотеля)
• 5 путей доказательства бытия
Божия:
• движение
• причина
• случайность и необходимость
(контингентность, ср.
зависимость)
• степени совершенства
• целесообразность
• theologia revelata
о Боге
о Троице
Промысл Божий
антропология и этика
Воплощение
таинства
• scientia divina – естественный • sacra doctrina – свет
свет разума
божественного Откровения
22.
«печатный станок – этобожественный инструмент»
Эразм
23.
751-843 ДинастияКаролингов
1401-1464 — Николай Кузанский
1402 - Ян Гус — ректор Пражского университета
1163-1182 – возведение
собора Нотр-Дам в Париже 1407-1457 – Лоренцо Валла
1424 – Ауриспа — первый профессор
середина XII в. –
греческого в Болонье
«Сентенции» Петра
1450 – Иоганн Гутенберг открывает печатную
Ломбардского
мастерскую в Майнце
1182-1226 – Франциск
1438-1445 – Ферраро-Флорентийский собор
Ассизский
29.05.1453 – падение Константинополя
1206-1280 – Альберт
1463-1536 – Пико делла Мирандола
Великий
1466 – появление кафедры греческого языка в
1224-1274 - Фома Аквинский Парижском университете
1395 – Жерсон – канцлер
1466-1536 – Эразм Роттердамский
Парижского университета 1492 – Христофор Колумб открывает Америку
24.
25.
bonae literaesacrae literae
philosophia Christi
• схоластическая диалектика отдает первенство грамматике (текст) и риторике
(проповедь) (= cр. филология)
• “я на самом деле более далек от благочестия, чем от эрудиции, несмотря на то,
что внутри себя ощущаю большую наклонность именно к благочестию, чем к
эрудиции” (DSp 934)
христианские принципы Эразма:
• библейское или, точнее, евангельское мышление против схоластического
• внутренняя искренне христианская жизнь против формальной
церемониальности
• классическая филология как основа для занятий Священным Писанием
26.
PROTESTANTISCHETHEOLOGIE
Frömmigkeit
27.
Мартин Лютер1483–1546
•sola fide
•sola gratia
•sola scriptura
28.
КОНТРРЕФОРМАЦИЯтеология барокко
29.
1545–1563 – Тридентский собор Римской Церкви30.
Melchior Canus, исп. Cano, 1509−1560. De locistheologicis
декалог теологических локусов
Писание
Предание
локусы фундаментальные
Церковь
_____________________________________________
Соборы
локусы декларативные
Рим
Отцы
Схоласты
_____________________________________________
Естественный разум
Философы
История
локусы дополнительные
31.
ПРОТЕСТАНТИЗМтеология романтизма
32.
Friedrich Daniel ErnstSchleiermacher (1768–1834) религиозное
чувство + история
1799 – Речи о религии к образованным
людям
1808 – Gelegentliche Gedanken über
Universitäten in deutschen Sinn. Nebst einem
Anhang über eine neu zu errichtende (см.
Шлейермахер Ф. Нечаянные мысли о духе
немецких университетов. М., 2018)
1809–1810 – «Герменевтика» (рус. перевод:
СПб., 2004)
1811 (1830) – Kurze Darstellung des
theologischen Studiums zum Behuf
einleitender Vorlesungen (1811/1830)
(«Краткое изложение изучения теологии»)
1822 – «Der Christliche Glaube»
33.
Дильтей называл Шлейермахера реформатором протестантской теологии и«Кантом протестантской теологии», поскольку он представил теологию как
«великое трансцендентально-философское движение морального сознания».
«Шлейермахер — это Кант теологии. А именно, он установил трансцендентальную
точку отсчета, в которой определил невозможность познания величайшего
предмета религии и, таким образом, на месте этого установленного положения
религии вернул само ее развитие в качестве определенного объекта познания в
религиозной области. Объективное познание действий Божиих или способ нашего
дальнейшего существования очерчивает границы нашего разума. Потому наука о
религии, или теология оборачиваются лишь процессом обращения души в
Божество и бессмертие; а степени и формы, в которых этот процесс протекает,
становятся предметом познания»
Dilthey W. Leben Schleiermachers
34.
«Теология в том смысле, в каком она«истинная религия есть чувство и
понимается здесь, есть позитивная
наука (eine positive Wissenschaft),
вкус к бесконечному (wahre
части которой связаны с целым
Religion ist Sinn und Geschmack für главным образом через общее
отношение к определенному
das Unendliche)»
вероисповеданию, т.е. некоему
«…нет чувства, которое не было установленному представлению о
Божестве; она является
бы религиозным»
христианской через свою связь с
христианством»
Речи о религии
Kurze Darstellung… § 1
35.
теологическая энциклопедия (1811/1830) – eineformale Enzyklopädie («Краткое изложение…»)
ФТ
§§ 32–68
ИТ
§§ 69–256
принципы
экзегетика
апологетика
история
полемика
статистика
сущность христианства
ПТ
§§ 257–338
культ
гомилетика
катехетика
душепопечение
36.
37.
• Университет в Галле (осн. 1694, закрыт в 1807)• 1 год – энциклопедия и вспомогательные науки (библейские и классические
языки, филология и история), экзегетика (герменевтика и critica sacra)
• 2 год – систематическая и историческая теология: церковная история,
христианская догматика, символика, изучение античности и библейская
археология, теологическая библиография
• 3 год – практическая теология, педагогический семинар, гомилетика
• 1810 – Гумбольдт-Университет в Берлине (основатели братья
Гумбольдт, Ф. Шлейермахер, Фихте, Гельмгольц и др.)
38.
Carl Rudolph Hagenbach. Encyclopädie und Methodologie derTheologischen Wissenschaften. Leipzig, 1833; 18647
эта книга «была одной из самых широко читавшихся книг в
немецкоязычном мире XIX в. … Энциклопедия Хагенбаха оставалась
стандартной книгой для чтения в университетском образовании
студентов теологии около столетия». «Ни одна другая книга по
теологической энциклопедии не имела такого успеха в истории
литературы»
З. Парвис
деление теологии на части:
Christian studies (совр. сост-е)
экзегетическая
biblical studies
историческая
historical theology
систематическая
dogmatics
практическая
church practice
39.
заключение40.
локализации определений теологииобласть церковной керигмы
(проповедь, катехизация,
душепопечение и проч.)
область науки и образования
теология как богопознание
(наука, мышление и речь о
Боге)
теология как авторефлексия,
или рефлексия над
процессом богопознания,
мышлением и речью о Боге
(наука о вере, наука об
историческом христианстве)
41.
Контрольные вопросы1. Богословие и боговидение в византийский период христианской истории
2. Богословская рациональность в схоластике по Фоме Аквинскому
3. Религиозное чувство в протестантской теологии Ф. Шлейермахера