Похожие презентации:
Богословие. Понятие и значение догматов и ересей
1. Введение в богословие
• 1. Что такое богословие?• 2. Необходимость богословия
• 3. Понятие и значение догматов и
ересей
• 4. Подходы к изучению богословия
• 5. Как нужно изучать богословие?
2. Богословие
Θεολογία (греч.)– это попытка состороны человека говорить о Боге,
т.е. описывать Бога и Его план.
• Это мысли, чувства и воля
христианина, это та сфера, где
задействована вся сущность
человека, а не только его
рациональная часть.
3. Богослов
•Богослов - это тот человек,который умеет молиться,
имеет собственный опыт
богопознания.
4. Богословие
•1. слово о Боге (схоластика)Λόγος περί τού θεού
•2. слово от Бога(Откровение)
Λόγος άπό τού θεού
•3. слово к Богу (молитва)
Λόγος πρός τόν θεόν
5. Богословие
• Только три человека в истории церквибыли названы Богословами –
Иоанн Богослов
Григорий Богослов (Назианзин)
Симеон Новый Богослов.
- Общее для них является то, что они в
своих творениях сконцентрировались на
Личности Христа.
6. Богословие
В основе богословия лежитОткровение и вера.
Два принципа богословствования:
- вера
- дисциплина разума догматом.
Библейская вера является регулирующим
рычагом в богословии. Где потеряна вера,
там не может быть подлинного
библейского богословия.
7. Богословие
Вера – это не столько состояниепсихологического доверия. Это
конкретное знание, которое
сопряжено с опытом. Подлинная
вера – это вера знающая о факте
воскресения Христа.
8. Понятие о догматах
•Слово догмат происходит отгреческого глагола δοκέιν, что означает
полагать, думать, верить.
• В Ев. Лк. 2:1 догматом назван указ Августа
произвести перепись. В Кол. 2:14 и Еф. 2:15
ап. Павел словом догмат называет закон
Божий. Лука в Деян. 16: 4: «Проходя же по
городам, они предавали верным соблюдать
определения, постановленные Апостолами и
пресвитерами в Иерусалиме».
9. Понятие о догматах
Догматы – это незыблемыеопределения (законы) нашей
веры.
δόγμα обладает определенными свойствами.
Главные характеристики догмата:
•Вероучительность
•Богооткровенность
•Общеобязательность
10. Понятие о догматах
•Вероучительность определяет,содержание догматических истин
учение о Боге и Его домостроительство.
Догматы – это вероучительные
истины.
• По этому признаку они отличаются от
других истин и постановлений
христианской религии (нравственных,
канонических, богослужебных).
11. Понятие о догматах
•Богооткровенность указывает напроисхождение этих истин (Гал. 1: 11-12).
• Если философские и научные истины могут
со временем устаревать и уточняться, то
догматы – это абсолютные и неизменные
истины, это само Откровениено
• слово Господне пребывает вовек; а это есть
то слово, которое вам проповедано.(1Пет.
1:25).
12. Понятие о догматах
• Из богооткровенности догматов следуетих общеобязательность для всех,
кто называет себя христианами.
• Это суть христианской веры.
13. Понятие о догматах
• Основными положениямихристианского вероучения являются
12 догматов
• Они были приняты на первом и втором
вселенских соборах в 325 и 381 годах.
12 догматов христианства принято
называть Символом веры.
14. Апостольский символ веры
• 1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,Творца неба и земли, всего видимого и
невидимого.
• 2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына
Божия, Единородного от Отца рожденного
прежде всех веков, Бога истинного, через
Которого все произошло,
• 3. воплотившагося и вочеловечшагося,
• 4. распятого и погребенного,
• 5. воскресшаго из мертвых в третий день,
• 6. возшедшаго на небеса, седшаго одесную
Отца
15. Апостольский символ веры
• 7. и грядущаго во славе судить живых имертвых, Которого царству не будет конца.
• 8. И во единого Святого Духа, Утешителя,
глаголавшего через пророков,
• 9. И во едино крещение покаяния в
оставление грехов.
• 10. И во едину святую вселенскую Церковь.
• 11. И в воскресение плоти
• 12. И в жизнь вечную.
16. Понятие о догматах
•«Верую» - это первое слово священного исповедания. Онопровозглашает как общую веру всего христианского народа,
так и личную причастность и ответственность каждого члена
церкви.
Условно Символ веры можно поделить на двенадцать
частей.
• Первая часть провозглашает веру в единого Господа,
который сотворил все миры, видимые и невидимые,
и имеет власть над всеми своими творениями.
• Вторая часть утверждает, что Иисус Христос является
Божьим Сыном, единосущным со своим Отцом. Он
не был сотворен, но существовал всегда, так же, как
и Бог-Отец.
17. Понятие о догматах
• Третья часть исповедует веру в воплощение Христа,который был рожден от Девы Марии и Святого Духа,
но при этом не является творением Божьим,
потому что Он сам – Бог.
• Четвертая часть рассказывает о страданиях и
смерти Иисуса на кресте. Для этого Он пришел –
чтобы добровольно принять страдания и искупить
людей от рабства греха.
• Пятая часть провозглашает воскресение Иисуса
после истинной Его смерти.
• Шестая часть – весть о вознесении Господа Иисуса
на небо и установлении Его славы в Царствии
Божьем. Он занял место, предназначенное Ему, –
18. Понятие о догматах
• Седьмая часть – провозглашение веры вовторое пришествие Иисуса, который придет в
сиянии Славы Своей, чтобы совершить
окончательный суд над живыми и над
умершими.
• Восьмая часть – исповедание третьей
божественной ипостаси, Духа Святого.
• Девятая часть – утверждение веры в святую
церковь, которую установил Христос через своих
апостолов. Церковь – это не просто собрание
людей, а невидимое Тело Христово, где каждый
верующий – важная часть единого Тела.
19. Понятие о догматах
•Десятая часть исповедуетединственно возможное в жизни
крещение, при котором человек
получает дары Святого Духа.
•Одиннадцатая часть – ожидание
всеобщего воскресения мертвых
во плоти для будущего Суда.
•Двенадцатая часть – надежда на
жизнь вечную в царствии Божьем.
20. Необходимость богословия
Библия•Библия
нуждается в
богословии для
ее правильного
истолкования
Богословие
•Богословие
зависит от
Библии для его
содержания.
21. Необходимость богословия
1. Для истолкованияТекст
Контекст
История
Жанр
Синтаксис
Слова
Богословский контекст
22. Необходимость богословия
• Истолкование одного отрывка обязательнодолжно соглашаться с тем, что вся Библия
говорит по этому поводу.
• Единственный способ обнаруживать
всебиблейское учение о некоей теме – это
проводить богословское исследование
вопроса.
• Истолкование без богословия может
приводить к заблуждению.
23. Необходимость богословия
2.Для развития понимания Бога• Каждый человек – богослов
Хороший или плохой?
Стать лучшим богословом!!!
24. Необходимость богословия
3.Для размышленияДумать
Анализировать
Углубляться
Осмыслять
Быт 1:27 «И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их»
25. Необходимость богословия
Для учения• Мф 28:19-20 «Итак идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святого Духа, уча их соблюдать всё, что
Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни
до скончания века. Аминь».
26. Необходимость богословия
• 4. Исполнение Великого поручения(Мф.28:19-20)
- Учиться самим и учить других тому, что
говорит вся Библия — это, при
необходимости, означает собирать и
кратко излагать все отрывки из
Писания, которые имеют отношение к
той или иной конкретной теме.
27. Богословие
Для проверки традиции«Принято» на всегда означает
«правильно»
28. Необходимость богословия
Для проверки традиции•Лютеране
•Баптисты
•Методисты
•Пятидесятники
29. Необходимость богословия
Церковная практика• Богословие – это
вся церковная
практика во всей
истории церкви.
30. ВЫВОДЫ
•Богословие необходимо для достижениямаксимальной точности в
вероучительных определениях, которые
относятся к первостепенным основам
нашей веры, таких как учение о Боге,
Иисусе Христе и т.д.
31. Необходимость богословия
•Богословие необходимо, потомучто истина и опыт взаимосвязаны.
Опыт должен быть основан на
истине. Библейская Истина должна
стать источником христианского
опыта и его основным критерием.
32. Необходимость богословия
•Богословие необходимо,потому что в наше время есть
много различных идей,
суррогатов подлинного
библейского богословия.
33. Подходы к изучению богословия
1. В зависимости от времени создания:• Святоотеческое богословие(патристика)
• Богословие Средних веков
• Богословие Реформации
• Современное богословие
2. В зависимости от точки зрения на какойнибудь вопрос: - Арминианское,
Кальвинитское, Католическое, Либеральное
34. Подходы к изучению богословия
• 3. В зависимости от предмета и методаисследования:
• Философское
• Библейское
• Историческое
• Систематическое (Догматическое)
35. Богословие
Систематическоебогословие
Философское
богословие
Библейское
богословие
Историческое
богословие
36. Философское богословие
То, что можно знать о Богепосредством разума и наблюдения.
37. Философское богословие
Философское богословие помогаетпридать богословию:
• 1) содержание
• 2) защищает богословие или
устанавливает его истинность
• 3) критически исследует его концепции
и аргументы.
38. Библейское богословие
• Цели1.
Определить «богословский
взгляд» каждого библейского
писателя в отдельности.
39. Библейское богословие
• Цели2.
Проследить развитие
богословских тем в ходе
библейского откровения.
40. Библейское богословие
• Польза1.
Истолкование отдельных
отрывков
• …в свете всеавторского учения о
рассматриваемой в данном
отрывке теме
• …в свете прогрессивного
развития рассматриваемой в
данном отрывке теме
41. Библейское богословие
• ПользаУчитывается исторический и
богословский контексты в
сформировании богословия
3. Признание подчеркнутых тем в
Библии
2.
42. Библейское богословие
• НедостаткиНужда в окончательном
всебиблейском учении
2. Нужда в современных
применениях библейских
доктрин
1.
43. Историческое богословие
•Как на протяжении церковнойистории люди понимали доктрину
44. Историческое богословие
•Горизонтальный •Вертикальныйподход
подход
45. Историческое богословие
• Польза–Уже предложенные варианты
для некоего вопроса
–Распознание ереси
–Осознание влияния истории на
богословие
–Методология бывших
богословов
46. Историческое богословие
• Недостатки–
Нужда в библейском
основании для доктрин
47. Богословие
1. Попытка определитьвсебиблейское учение о любом
доктринальном вопросе.
48. Систематическое богословие
• Систематическое богословие сходно сбиблейским богословием тем, что обе
дисциплины обращаются к Библии для
обнаружения истины.
• Но систематическое богословие отличается от
библейского богословия тем, что первое
касается определения библейского учения на
основании всей Библии,
• а последнее касается определения учения
каждого библейского писателя в отдельности,
или каждого завета в отдельности.
49. Богословие
О БогеО Церкви
О Человеке
и т.д.
50. Богословие
2. Соединение отдельных доктрин сцелью формирования
христианского мировоззрения.
51. Мировоззрение
•Мировоззрение – это системамышления, в которой каждый предмет,
каждая концепция, каждое
переживание и каждые отношения, с
которыми мы сталкиваемся в жизни,
имеют свое место в определенной,
всеобъемлющей и взаимосвязанной
смысловой структуре.
52.
ТроицаБрак и
развод
Церковное
управление
Духовные
Вечное
дары
наказание
«Систематическое богословие не
только извлекает понятные доктрины
из всего написанного откровения, но
тоже соотносит их друг с другом для
развития всеобъемлющего
мировоззрения и образа жизни».
53. Необходимость богословия
•Благотворное влияние на нашужизнь:
• Во-первых, изучение богословия
помогает преодолеть наши
неправильные представления.
• Во-вторых, изучение систематического
богословия помогает нам впоследствии
правильно разрешать вопросы,
возникающие в связи с тем или иным
учением (Пр-р о Духе Святом)
54. Необходимость богословия
• В-третьих, изучение систематическогобогословия помогает нашему христианскому
росту.
Чем больше мы знаем о Боге, о Его Слове, о Его
отношениях с миром и человеком, тем крепче
наша вера, тем шире наше восхваление, тем
охотнее мы повинуемся Богу.
• Правильное изучение систематического богословия сделает нас более зрелыми
христианами.
55. Как следует изучать богословие?
•1.Изучать систематическоебогословие следует с молитвой
Изучение богословия — это дело
духовное, следовательно, нам нужна
помощь Святого Духа.
Студенту необходимо аккуратно следить
за своей духовной практикой. Ему
следует постоянно молиться о мудрости,
которая поможет ему понимать Писание.
1 Кор. 2:14; Еф. 1:17-19
56. Как следует изучать богословие?
•2. Нам следует изучать систематическоебогословие со смирением.
(1 Пет. 5:5;Иак.1:19,20;Иак. 3:13,17,18).
- При верном изучении систематическое богословие
ведет не к знанию, которое «надмевает» (1 Кор. 8:1), а к
смирению и любви.
- Ужасно будет, если кто-то использует свое
знание Слова Божьего только для демонстрации
своего превосходства над другими христианами.
57. Как следует изучать богословие?
•3. Нам следует изучать систематическоебогословие рассуждая.
Мы можем использовать нашу способность
рассуждать и делать выводы на основании
отрывков из Писания, если наши выводы не
противоречат ясному учению того или иного
отрывка из Писания
Если мы воспринимаем все слова Писания вместе, то
их «совокупность» также будет «истиной». Внутреннего
противоречия не может быть ни в Писании, ни в Боге.
58. Как следует изучать богословие?
Например, в Писании Бог-Отец называется Богом (1Кор. 1:3), и Бог-Сын называется Богом (Ин. 20:28; Тит.
2:13), и Бог-Дух Святой называется Богом (Деян. 5:3,4).
Из этого мы можем сделать вывод, что существует три
Бога. И вот мы обнаруживаем в Библии ясное учение о
том, что Бог един (Втор. 6:4; Иак. 2:19).
Следовательно, то, что мы полагали верным логическим
выводом о существовании трех Богов, оказалось
неверным, а Писание учит нас:
а) что существует три разные личности (Отец, Сын и
Святой Дух), каждая из которых в полной мере является
Богом; б) что Бог един.
59. Как следует изучать богословие?
• 4. Нам следует изучать систематическоебогословие, принимая помощь
от других людей.
Мы должны позволить людям, обладающим даром учения,
помогать нам постигать Писание. Это означает, что мы
должны пользоваться учебниками по систематическому богословию и другими книгами, которые были написаны
учителями, дарованными Богом церкви во все времена.
Наше изучение богословия должно сопровождаться
обсуждением с другими христианами того, что мы изучаем.
1 Кор. 12:28
60. Как следует изучать богословие?
• 5. Нам следует изучать систематическоебогословие, собирая и осмысливая все
отрывки из Писания, которые имеют
отношение к той или иной теме.
• Найти все стихи, относящиеся к выбранной теме.
• Сделать обобщение материала, который в них
содержится.
• Сформулировать библейское учение, которое
содержится в данных стихах
61. Как следует изучать богословие?
• 6. Нам следует изучать систематическоебогословие с радостью и хвалой.
Это изучение живого Бога и чуда всех Его деяний
в творении и спасении.
Изучая богословие, мы восклицаем вместе с
псалмопевцем: «Как возвышенны для меня
помышления Твои, Боже, и как велико число их!»
(Пс. 138:17).
62. Как следует изучать богословие?
• Закон Господа совершен, укрепляет душу (Пс.18:8).
• На пути откровений Твоих я радуюсь, как во
всяком богатстве (Пс. 118:14).
• Как сладки гортани моей слова Твои! лучше
меда устам моим (Пс. 118:103).
• Откровения Твои я принял, как наследие на
веки; ибо они веселие сердца моего (Пс.
118:111).