2.13M
Категория: ИсторияИстория

Скульптура Древнего Египта

1.

2.

Древнее царство
В круглой скульптуре уже в Древнем царстве был
выработан определенный тип статуй: стоящая и
сидящая.
Статуя вельможи Ранофера из его гробницы в
Саккара.
Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир.
Музей.

3.

Статуя царевича Каапера
«Сельский староста» из его
гробницы в Саккара.
Дерево. V династия. Середина
3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

4.

Скульптурная группа, иначе называемая
«Триадой фараона Микерина», относится
ко времени IV династии (Древнее царство).
Найдена в заупокойном храме фараона
Микерина в Гизе. Для изображения лиц,
имеющих
божественный
сан,
использовались строго определенные
приемы.
Портретные
изображения
фараонов
являются
воплощением
торжественности, монументальности и
величия. Фараон мог быть изображен
сидящим или стоящим. В стоящей модели
туловище
фараона
полностью
выпрямлено, его объем равномерно
распределяется
по
обе
стороны
вертикальной оси симметрии. Руки
фараона вытянуты вдоль тела, кулаки
сжаты, левая нога выставлена вперед, как
будто он делает шаг. Голова фараона
украшена короной в форме кегли (символ
Верхнего Египта) и церемониальной
бородой. Из одежды на нем — лишь
традиционная плиссированная юбка.

5.

Статуя фараона Хефрена
относится ко
времени IV династии (Древнее царство), была
найдена в зауаокойном храме фараона Хефрена в
Гизе. С момента своего возникновения египетская
скульптура подчинялась определенному канону —
ряду правил и законов, важнейшими из которых
были фронтальность и симметрия. Портретные
изображения фараонов являются воплощением
торжественности, монументальности и величия.
Данная скульптура являет сидящую модель
фараона. Части туловища фараона соединяются
под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах,
причем зазоры между руками и туловищем
отсутствуют.
Ноги
слегка
расставлены
и
располагаются параллельно с босыми ступнями.
Торс фараона обнажен; на нем надета лишь
плиссированная юбка. Голова фараона украшена
клафтом — полосатым платком со спускающимися
на плечи концами. В середине лба прикреплен
урей — изображение священной кобры. Сзади
голову фараона защищает своими крыльями бог
Гор, изображенный в виде сокола. Присутствие
Гора символизирует божественный сан фараона.

6.

Статуи царевича Рахотепа и его
жены Нофрет .
Около 2700 г. до н. э.
Известняк.
Египетский музей, Каир
Памятник относится ко времени
IV династии (Древнее царство),
обнаружен в одной из гробниц в
Медуме.

7.

Скульптура
карлика
Сенеба с женой и
детьми.
Памятник относится ко времени V династии
(Древнее царство), найден в одной из гробниц в
Гизе. Достаточно распространенной является
семейная группа. Иногда в семейных
скульптурах фигурируют дети. Изображения
персонажей, не имеющих божественного сана,
гораздо более естественны и менее формальны,
нежели
изображения
фараонов.
Это
проявляется в более свободных позах и жестах,
зачастую
определяемых
родом
занятия
человека или жизненными обстоятельствами; в
более живом и естественном выражении лиц; в
отражении индивидуальных
особенностей
личности, таких как возраст, комплекция,
внешность, прическа, одежда, украшения.
Карлик Сенеб сидит, поджав под себя ноги, со
сложенными на груди руками. Его жена сидит
рядом, обнимая мужа за плечи. Дети —
мальчик и девочка — стоят, прислонившись к
каменному сиденью в том месте, где
располагались бы ноги Сенеба, не будь он
карликом. Скульптор придал членам группы
разные выражения лиц: у Сенеба оно
серьезное, у его жены — сладострастное, у
детей — робкое.

8.

Статуя писца Каи .
Сер. III тыс. до н.э.
Известняк. Выс. 53,7 см, шир.
44 см, глуб. 35 см
Лувр, Париж
Памятник относится ко времени
IV или V династии (Древнее
царство), найден в мастабе Каи
в
Саккаре.
Скульптура
изображает писца, сидящего со
скрещенными
ногами
и
держащего
на
коленях
развернутый свиток папируса.
Это
изображение
интеллектуала, рука которого
готова начать писать. При
внешне сдержанной позе лицо
писца
выражает
глубокую
сосредоточенность,
пристальный
взгляд
обнаруживает
внутреннюю
напряженность.

9.

Статуя фараона Сенусерта III .
XIX в. до н.э.
Египетский музей, Каир
Среднее царство
Статуя Аменемхета III,
фараона XII династии
(19 в. до н. э.),
в Эрмитаже,
Санкт-Петербург

10.

Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Парные статуэтки из черного
Дерева жреца Аменхотепа и жрицы
Раннаи, изображенные в рост.
Поступь обоих легка, весь облик
исполнен благородства и грации,
их фигуры изящны и в то же
время царственно величавы.

11.

Плывущая девушка. Туалетная ложечка. Конец XV века до н.э.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Туалетная ложечка в форме цветка лотоса, поддерживаемая плывущей
девушкой. Все чудесно в этой вещице: сочетание натурального цвета
слоновой кости, черного дерева и светло - розовой раскраски, плавная
линия тела и поднятая юная головка, хрупкость, легкость и в то же
время пластическая конкретность образа.

12.

Новое царство
Парные осирические статуи Хатшепсут
перед храмом в Дейр эль-Бахри.

13.

Две статуи изображают сидящего
Аменхотепа III (ок. XIV столетия до н.э.).

14.

Большой храм, посвященный фараону
Рамсесу II и трем богам:
Амону, Ра-Хорахте и Птаху

15.

Храм в Карнаке.
Статуя Рамсеса II .
II—I тыс. до н.э.

16.

Круглая скульптура Амарнского периода
Цветной бюст царицы
Нефертити. Раскрашенный
известняк. Первая половина
XIV в. до н.э.
Берлинский музей.
Фараон XVIII династии
Аменхотеп IV (Эхнатон)
провел
религиозную
реформу,
оказавшую
значительное влияние на
искусство Нового царства.
Он запретил все старые
культы,
единственным
истинным
богом
провозгласив Атона — бога
солнца. Эхнатон основал
новую столицу — Ахетатон
(современная
ЭльАмарна).
Яркий,
но
недолгий
период
царствования
Эхнатона
принято
называть
амарнским периодом.
Нефертити. Песчаник.
Первая половина XIV в.
до н.э.
Берлинский музей.

17.

КОЛОСС АМЕНХОТЕПА IV
(ЭХНАТОНА). Карнак, храм Атона.
XVIII династия, правление Эхнатона
(1350-1333 до н. э.)
Песчаник. Высота 293 см.
Каирский музей

18.

Рельеф
В основу изображения был положен канон. Голова и ноги изображались в профиль,
глаза, грудь и плечи – анфас, живот ¾ повороте.

19.

Рельеф гробницы Мерерука
Согласно канону древнеегипетского
искусства фараон, вельможа или
хозяин поместья всегда изображались
более крупными по сравнению с их
окружением. Рельеф, исполненный в
технике
барельефа,
изображает
огромную фигуру Мерерука и его жену,
которая едва достает ему до колена.

20.

Рельеф гробницы Мерерука
Рельеф, исполненный
в технике барельефа,
изображает различные
сельскохозяйственные
работы.

21.

Рельеф гробницы Нефера
Нефер, занимавший достаточно высокое общественное положение, был выходцем из
скромной семьи профессиональных музыкантов. Жил в правление фараона Ниусерра
(Древнее царство, V династия). Гробница Нефера, построенная в Саккаре, стала
усыпальницей трех поколений членов его семьи (начиная с родителей). Стены
внутренних помещений гробницы украшены рельефами и росписями, изображающими
сцены повседневной жизни. Рельеф, исполненный в технике углубленного рельефа,
изображает мастерскую плотника. В центре двое мастеровых примеряют крышку
деревянного саркофага.

22.

Рельеф гробницы Нефера
Рельеф,
исполненный
в
технике
углубленного
рельефа,
изображает
огромную фигуру Нефера, справа и слева
от нее — разнообразные сцены: дикие
животные, убой скота, подношение зерна
и т. п.

23.

Роспись из Медума
Роспись найдена в Медуме, в мастабе Нефермаата, крупного чиновника IV династии
(Древнее царство). Роспись изображает охоту на гусей с силками. При воспроизведении
животных египетские художники использовали все возможные средства для достижения
максимального натурализма. Звери, птицы и рыбы выписаны в живой и естественной
манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз
человеческих фигур.

24.

Рельеф «Плакальщики». Мемфис. XIV век до н.э.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина
К эпохе Нового царства относится такой шедевр, как рельеф
«Плакальщики», где взвивающиеся вверх руки и закинутые назад
головы скорбящих образуют композицию, исполненную подлинно
музыкального звучания и захватывающего драматизма.

25.

Рельеф
изображает семью
Эхнатона:
его
самого, его супругу
царицу Нефертити
и их дочерей — на
фоне
божественного
солнечного диска.

26.

Рельеф изображает Эхнатона,
его супругу царицу Нефертити
и одну из их дочерей —
поклоняющимися богу солнца
Атону

27.

Рельеф. Эхнатон и его семья
Искусство Амарны отличает
большая подвижность фигур,
подчеркнутую правдивость
изображения, живость
отдельных образов и всей
композиции, внесение в
искусство вместе с неведомым
дотоле динамизмом таких
мотивов, как лирика,
задушевность, даже
интимность, при еще
возросшем стремление к
изяществу, изысканности.

28.

Рельеф на спинке золотого трона Тутанхамона.
Каир. Музей
На спинке золотого
трона мы видим
Поэтическое
изображение царя и
царицы с
инкрустациями из
золота и стекла.

29.

Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца.
Каир. Музей
Сохраняя исконный
стиль, египетское
искусство украсилось
грацией, изяществом.

30.

Канон – совокупность твердо установленных
правил, определяющих нормы изобразительного
искусства.
1. Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не
было перспективы и светотени, объема.
2. Фигура человека одновременно изображалась в профиль и в фас. Плечи,
глаза - в фас; ноги, голова – в профиль; туловище – в три четверти
поворота.
3. Размер фигуры человека определялся его социальным положением.
4. Фигура взрослого и ребенка отличалась не пропорциями, а размером.
5. При многоплановой сцене фигуры помещались одна под другой. Фигуры
переднего плана помещались внизу, а дальние - наверху.
6. В круглой скульптуре стоящие фигуры выполнялись с выдвинутой левой
ногой и опущенными руками, прижатыми к телу.
7. Статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красно-коричневым цветом,
женских – желтым; волосы – черным, а одежда – белым цветом.

31.

Сфинксы фараона Аменхотепа III , стоящие на набережной Невы, перед Академией
художеств - единственные настоящие древнеегипетские сфинксы из Фив - одной из столиц
Древнего
Египта.
English     Русский Правила